Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Талалаев, А. Н.
Международные договоры рабовладельческого
общества /А. Н. Талалаев.
//Правоведение. -1960. - № 3. - С. 134 - 138
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Международные договоры рабовладельческого общества.
      Талалаев, А. Н.

      А. Н. Талалаев, кандидат юридических наук

      Международные договоры рабовладельческого общества.

      Рабовладельческие производственные отношения были первыми, на основе которых вместе с возникновением государств возникло международное право. Это произошло приблизительно в конце IV тысячелетия до н. э., когда в Двуречье образовались древнейшие рабовладельческие государства.[1] В самом начале своего возникновения международное право носило характер обычного права. Обычай был не только основным, но и единственным источником международного права.

      Первые международные договоры появились в III тысячелетии до н. э. в отношениях между рабовладельческими государствами Востока: в Шумере, Эламе, Аккаде, Лагаше. Древнейший дошедший до нас международный договор был заключен в первой половине XXIII в. до н. э. аккадским царем Нарамсином с мелкими правителями Элама.[2] В XIII в. до н. э. международные договоры получили особое развитие в царстве хеттов. Эти договоры, дошедшие до нас в значительном числе, выражали волю господствующих классов древних государств, рабовладельцев. Почти все они предусматривали, кроме обязательств военной помощи против внешнего врага, также помощь в борьбе с восстаниями рабов и народов покоренных стран. Среди них наибольшую известность приобрел знаменитый договор о военном союзе между египетским фараоном Рамсесом II и царем хеттов Хаттусилем III (1278 г. до н. э.), который дошел до нас в подлиннике.[3] Однако этот договор не является самым древним, как иногда ошибочно считают.[4]

      Международные договоры регулировали и административно-хозяйственные вопросы. В древнем Китае встречаются договоры, в которых были постановления об охране редких пород зверей, об арбитраже и др.[5] В договорах греческих государств встречаются постановления о торговле и мореплавании, о правах иностранцев и даже о запрете некоторых средств войны.[6] Рим заключал договоры, в которые включались условия об обмене посольствами, выдаче преступников, об охране и реставрации соборов, о праве убежища, о посредничестве и арбитраже, об обмене военнопленными, о погребении убитых, о проходе войск и др.[7] Вопросы торговли и мореплавания содержатся в договорах о мире и дружбе, заключенных Римом с Карфагеном в 509, 348 и 306 г. до н. э.[8]

      Эти вопросы были объектами международных договоров Древнего Рима, да и не только Рима. Все рабовладельческие государства заключали подобные договоры, и их число непрерывно увеличивалось. Они играли все большую роль в жизни рабовладельческих государств, являясь одним из важных средств в осуществлении господствующими классами их внешней и внутренней политики. Однако, несмотря на видимое разнообразие вопросов, которые составляли их объект, эти договоры охватывали сравнительно узкий круг международных отношений. Поэтому на всем протяжении древних веков основным источником международного права оставался обычай. Большинство договоров касалось отношений, так или иначе связанных с войнами, их подготовкой, прекращением или урегулированием последствий войн.[9]

      Главное место среди объектов древних договоров занимали вопросы войны. Эта особенность древних международных договоров объясняется особенностями самих международных отношений рабовладельческого общества. Последние возникали и складывались прежде всего на почве войн. В мирное время постоянные связи между государствами, как правило, почти отсутствовали, что делало ненужным заключение самостоятельных договоров по специальным вопросам. Рабовладельческие государства не заключали самостоятельных договоров о торговле, мореплавании, об улаживании споров, по административным вопросам и т. д. Эти вопросы включались в договоры о мире или союзе (оборонительном или наступательном). Союзные и мирные договоры были двумя главными видами международных договоров рабовладельческого общества. Они носили, если можно так выразиться, универсальный, смешанный характер. Каждый такой договор регулировал комплекс самых разнообразных вопросов, и в этом комплексе главное место занимали вопросы, связанные с заключением мира или военного союза.

      Союзные и мирные договоры отличались большим числом разновидностей. В древней Индии, например, союзные договоры делились на самана (равные) и асамана (неравные). Известны такие союзы, как Санди, Асрая, Самасрая. Союз Асрая был заключен для защиты слабых. Мирные договоры делились на десопаната, когда мир заключался за уступку территории или только урожая с нее; косопаната, когда победителю передавались ценности; дандопаната, по которому в жертву победителю передавалась армия. Наконец, заключались договоры суварна. Они устанавливали дружеский, почетный мир. Каждый из этих видов мирных договоров имел свою подробную классификацию.[10] В древнем Китае был заключен первый договор о ненападении (VI в. до н. э.).[11]

      Субъектами международных договоров древности выступали государства, города, союзы государств (городов), иногда различные организации и даже отдельные лица. Договоры обязывали только договаривающиеся стороны, но не третьих государств. Однако иногда в целях дополнительного обеспечения договора государства, например Древней Греции, направляли копии договора третьим государствам.[12] Большинство международных договоров было двусторонними. Встречающиеся изредка многосторонние договоры носили ограниченный по числу сторон характер.[13] Это были прежде всего договоры об образовании постоянных союзов, вроде древнегреческих Этолийского и Ахейского.

      Заключение международных договоров считалось важнейшим правом государств наряду с объявлением войны и как таковое принадлежало высшим государственным органам. Процедура разработки текста и заключения договоров была довольно сложной и обставлялась строгими формальностями, особенно религиозного характера. Это были жертвоприношения, возлияния вина и т. п. обряды, без соблюдения которых международный договор считался недействительным и не обязательным к исполнению. В древнем Китае применялось смешение крови жертвенного быка с вином, возложение рук на его голову, произнесение клятв верности договору и проклятий его нарушителям.[14]

      В Древнем Риме религиозные обряды при заключении договоров выполняли особые духовные лица — фециалы. Старший фециал убивал камнем священного поросенка и одновременно произносил слова клятвы верности договору.[15] Момент совершения обряда и был моментом заключения договора и одновременно вступления его в силу. Официальные лица ставили свои подписи, которые иногда скреплялись публичной печатью. В Греции печать применяли только независимые государства.

      Ратификация международных договоров требовалась далеко не всегда. В древние века она была чрезвычайной, а не обычной стадией оформления международного договора. Она применялась только в тех случаях, когда договор заключался представителем в нарушение данных ему полномочий или вообще без них. В Древнем Риме такие договоры назывались спонсио (sponsio). Обычно они заключались по собственному усмотрению военачальником или консулом в целях установления мира с противником. Эти спонсио Рим признавал обязательными для себя после их ратификации сенатом, а позже императорами. Но сенат мог отказать в их ратификации, а в качестве компенсации за такой отказ, который рассматривался так же, как нарушение клятвы, постановить о выдаче другой стороне лиц, заключивших договор. Так, сенат не ратифицировал договор, заключенный римскими консулами с самнитами в Кавдинском ущелье в 321 г. до н. э. Консулы и другие официальные лица были выданы самнитам, но последние вскоре отпустили их обратно.[16] Аналогичные случаи произошли в 137 г. до н. э. с договором Рима с Нуманцией[17] и в 236 г. до н. э. с Корсикой.[18]

      Позже, чтобы избежать выдачи неприятелю, римские военачальники стали включать в спонсию оговорку, в которой указывалось, что договор вступит в силу только после утверждения его сенатом или народом римским. Так зарождался институт ратификации международных договоров.

      В отличие от процедуры заключения, форма древних договоров отличалась простотой. Письменные договоры состояли из трех частей, но нередко встречаются договоры без преамбулы и даже заключения. Основная часть договора писалась сплошным текстом, различные обязательства следовали друг за другом без подразделения на статьи. Позже в договорах Рима появилась красная строка — предшественник и зародыш договорных статей. Заключительная часть почти всегда содержала клятвы верности договору. В то же время в ней отсутствовали положения, обычные для современных договоров; момент вступления в силу, срок действия (он, если был, то в преамбуле), порядок прекращения и т. д.

      Какого-либо одного языка, на котором составлялись бы международные договоры, не было. В государствах древнего Востока они писались на признанном в качестве международного аккадском языке (вавилонская клинопись). Договоры Древнего Рима писались на латинском языке. В Древней Греции применялся древнегреческий язык и его диалекты. Договоры составлялись, как правило, в одном подлинном экземпляре, с которого делались переводы на другие языки и копии договоров.

      Для лучшей сохранности договоры высекались на мраморных или простых каменных плитах или столбах, а также на серебряных или медных досках (в зависимости от важности договора), которые устанавливались в специальных храмах под сохранностью богов. В древнем Китае существовал даже особый дворец договоров Менг-фу.[19] Столбы и плиты с текстами договоров выставлялись и в других общественных зданиях или просто на площадях. Это было своеобразным способом опубликования договоров для всеобщего сведения и исполнения. Впрочем, по свидетельству Полибия, заключались и тайные договоры.[20]

      Названия договоров писались также на монетах и медалях. Сохранилось большое число древних монет и медалей с надписями: “Союз такого-то города с таким-то” вместе с изображением богов — покровителей этих городов. Эти монеты являлись как бы дополнительным способом подтверждения и обеспечения заключенного договора.

      Обеспечению международных договоров в древности, в связи с их частыми нарушениями, придавалось большое значение. Основным способом обеспечения была религиозная клятва. Кроме нее, уже в древние века была довольно широко распространена практика выдачи заложников. В заложники брались лица из знатных родов, в том числе женщины и даже дети. Число заложников колебалось от нескольких человек до нескольких сотен.[21]

      Заложники считались неприкосновенными и после выполнения условий договора или истечения его срока должны были, возвращаться на родину. Если срок установлен не был, заложники оставались во власти другой стороны много лет.[22]

      Встречались и другие способы обеспечения международных договоров: денежный штраф с нарушителя договора (Индия, Греция), поручительство третьих государств, брак между членами царствующих династий государств, заключивших договор (Индия).[23] В Греции и Риме издавались иногда законы, которые предусматривали проведение соответствующих договору политических и военных мероприятий. Но такие способы обеспечения применялись гораздо реже.

      С точки зрения сроков действия различались срочные и бессрочные договоры. Договоры Рима, которые были одним из важных средств укрепления его господства над другими странами, заключались “на вечные времена”. Исключением были соглашения о перемирии, но и они заключались на продолжительные сроки: 10, 50 и даже 100 лет.[24] Наоборот, древнегреческие государства не заключали вечных или бессрочных договоров, “чтобы не связывать этим потомков”. Однако и они заключали договоры на продолжительные сроки —30, 50, 100 лет.[25]

      В связи с этим древние договоры редко прекращались истечением срока. Продолжительный срок не успевал еще истечь, как возникал какой-либо конфликт, который нередко приводил к войне, а последняя к автоматическому прекращению всех договоров между воюющими государствами. Иногда, правда, прекращенные войной договоры восстанавливались соглашением сторон после войны. Пересмотр условий договора также допускался с согласия договаривающихся государств, что видно из текстов самих договоров, в которые иногда включалось указанное положение. Такое положение имеется, например, в мирном договоре Рима с другими латинскими городами 493 г. до н. э., в Никиевом мирном договоре 421 г. до н. э. Афин со Спартой, в договоре Афин с Аргосом, Мантинеей и Элидой 420 г. до н. э.[26]

      Много интересных высказываний о недопустимости одностороннего отказа от международных договоров и по другим вопросам международного договора содержатся в работах философов, историков и юристов древнего Китая, Индии, Греции и Рима.[27] Именно в древние века зародились многие важные институты международного договорного права, а также теория международного договора, которые получили свое развитие в последующие эпохи.

      _________________________

      [1] Всемирная история, т. I. M., Изд. АН СССР, 1955, стр. 139—141.

      [2] Там же, стр. 398, 689.

      [3] Полный текст договора см. R. S с а 1 а. Die Staatsvertrдge des Altertums, т. I, Leipzig, 1898, S. 6—12. Текст договора (неполный) в новом переводе см. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. В. Струве, т. I. M., 1950, стр. 101—105.

      [4] История дипломатии, т. I. М., ОГИЗ, О941, стр. 22.

      [5] Е. А. Коровин. История международного права, вып. 1. М., 1946, стр. 5; Д. Б. Левин. История международного права. М., 1955, стр. 7.

      [6] П. Бибиков. Очерк международного права в Греции. М., 1852, стр. 24—28, 98, 110.

      [7] См. В. Александренко. Международное право Рима. Журн. министерства юстиции, 1895, № 2.

      [8] См. Barbeyrac. Histoire des anciens traitez, tt. I—II. 1739.— Этот уникальный сборник международных договоров излагает историю заключения и содержание 398 договоров, заключенных Древней Грецией, Римом и другими государствами с 1496 г. до н. э. по 813 г. н. э. В этих описаниях встречаются полные тексты некоторых древних договоров с переводом на французский язык.

      [9] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 20—21.

      [10] S. V. Viswanatha. International Law in Ancient India. Bombey, 1925, pp. 91, 170—172.

      [11] История дипломатии, т. I. M., Госполитиздат, 1959, стр. 29.

      [12] С. P h i 11 i p s о п. The International Law and Custom of Ancient Greece and Rome, vol. I. London, 1911, p. 414.

      [13] P. Скала в указанной работе приводит 218 древних договоров, заключенных до 338 г. до н. э., в том числе многосторонних 25, из них редко с числом сторон более 10.

      [14] С. P h i 11 i p s o n, op. cit., p. 387.

      [15] Слова этой клятвы см. В. Александренко, ук. статья, стр. 314.

      [16] Во время войны Рима с самнитами в 321 г. до н. э. большое число войск римской армии попало в ловушку в Кавдинском ущелье и было принуждено к заключению мира. Мир был заключен консулом Постумием. Однако сенат Рима отказался утвердить этот договор по той причине, что он был заключен без его согласия. Постумий и другие лица, участвовавшие при заключении договора, были переданы фециалам, которые повели их к Кавдинскому ущелью к самнитам. Там с них были сняты одежды и связаны руки за спиной. В лагере самнитов главный фециал формально выдал их со словами: “Поскольку эти люди поручились за договор без санкции народа римского и тем самым сделали себя ответственными за него, я передаю их в ваши руки, чтобы народ римский получил возможность освободиться от ответственности за столь нечестивый поступок” (С. P h i 11 i p s o n, op. cit., pp. 371—372).

      [17] Как и самниты, нумантинцы отослали обратно выданного им консула Манциния на том основании, что “публичное нарушение данного слова не должно искупаться кровью одного лица”. По возвращении в Рим Манциний был лишен римского гражданства. Вскоре специальный закон восстановил его в правах (там же, стр. 372—373).

      [18] В 236 г. до н. э. М. Клавдий заключил спонсио с Корсикой и был выдан ей. Но Корсика его не приняла. По возвращении он был объявлен вне закона (там же, стр. 373).

      [19] С. P h i 11 ip s o n, op. cit., p. 398, 418.

      [20] Там же, стр. 397.

      [21] В договоре Рима с сирийским царем Антиохом III в 188 г. до н. э. было 12 заложников. После битвы при Заме в 202 г. до н. э. карфагеняне обязались дать Риму 100 заложникв, а после покорения Римом арфагена в 149 г. до н. э. — 300 заложников. Во времена Цезаря число заложников доходило до 600 (там же, стр. 400—401).

      [22] Так было с сыном Селевка IV Филопатором Деметрием, который попал в Рим ребенком, а вернулся, когда ему было 23 года (там же, стр. 404).

      [23] S. V. Viswanatha, op. cit., p. 105.

      [24] G. S t a d t m e i l e r. Geschichte des Vцlkerrechts, t. I. Hannover, 1951, S. 32.

      [25] П. Бибиков, ук. соч., стр. 70, 117; Barbey r ас, op. cit., p. 148, 153.

      [26] Barbeyrac, op. cit., p. 1, 83,148, 153.

      [27] См. Е. А. Коровин, ук. соч., стр. 5, 10, Г. Г p о ц и и. О праве войны и мира. М., 1956, стр. 385, 386, 396, 399, 402; S. V. Viswanatha, op. cit., p. 166; С. P h i 11 i p s o n, op. cit., pp. 408—409.

    Информация обновлена:11.09.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru