Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Иванищева, Н. П.
К вопросу о расширении прав областного совета
депутатов трудящихся /Н. П. Иванищева.
//Правоведение. -1959. - № 4. - С. 39 - 49
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • К вопросу о расширении прав областного совета депутатов трудящихся.
      Иванищева, Н. П.

      Н. П. Иванищева

      К вопросу о расширении прав областного совета депутатов трудящихся.

      «Главным направлением в развитии социалистической государст­венности, — говорил Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС, — является все­мерное развертывание демократии, вовлечение самых широких слоев населения в управление всеми делами страны, привлечение всех граж­дан к участию в руководстве хозяйственным и культурным строитель­ством».1 В организации творческой активности масс, в поголовном при­влечении их к строительству коммунистического общества особенно велика роль местных Советов депутатов трудящихся. Права местных Советов за последние годы намного расширены. Роль их в экономической, политической и идеологической жизни нашей страны непрерывно возрастает. «По мере продвижения нашего общества к коммунизму, — ука­зывается в резолюции XXI съезда КПСС, — все более широкие мас­штабы приобретает работа Советов депутатов трудящихся по руководству хозяйственным и культурным строительством».2

      Последние выборы в местные Советы (март 1959 г.) проведены по увеличенным нормам представительства. Расширение прав местных Со­ветов свидетельствует о творческом развитии партией ленинского прин­ципа демократического централизма, является новым подтверждением преимущества местных советских органов перед буржуазным местным управлением и «самоуправлением», новым ударом по ревизионистской концепции отрицания роли государственных органов в управлении со­циалистическим хозяйством.

      Расширение прав местных Советов сочетается с повышением их от­ветственности, ростом их заинтересованности в развитии народного хо­зяйства и культурного строительства и дало уже свои положительные результаты. Период между XX и XXI партийными съездами характери­зуется заметным оживлением деятельности местных Советов, активиза­цией работы депутатов, постоянных комиссий и исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.

      * * *

      Расширение прав в области руководства хозяйством и культурным строительством в большей степени коснулось областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и находится в прямой связи с осуществле­нием основных функций и задач социалистического государства, с рас­ширением прав союзных республик, совершенствованием организации управления промышленностью и строительством, с дальнейшим разви­тием колхозного строя. Повышение роли областных Советов депутатов трудящихся связано также с мероприятиями Партии и Правительства по укреплению социалистической законности, усилению охраны обществен­ного порядка, совершенствованию административно-территориального устройства и всего государственного аппарата.

      Предоставление более широких прав областным (краевым) Советам объясняется тем положением, которое они занимают в системе местных органов государственной власти СССР. Областные Советы депутатов трудящихся являются органами крупных областных административно-территориальных единиц и опорными пунктами общегосударствен­ного руководства на местах. Через областные Советы и их органы ЦК компартий, правительства союзных республик непосредственно органи­зуют планирование народного хозяйства, заготовки продуктов, реали­зуют проведение хозяйственно-политических и культурных мероприятий. Областные Советы депутатов трудящихся и их исполкомы объединяют и направляют деятельность нижестоящих звеньев местных Советов и их исполнительных комитетов.

      Расширение прав областного Совета охватывает все основные об­ласти руководства планированием, промышленностью, сельским хо­зяйством, финансами и др. В связи с изменениями в практике планиро­вания народного хозяйства, переходом к территориальному принципу управления промышленностью и строительством значительно расширены права областных Советов и их исполкомов по вопросам планирования и управления промышленностью и строительством. Предоставление более широких прав областным Советам в этой части руководства опреде­ляется также возросшим значением местной промышленности в народном хозяйстве нашей страны.

      После упразднения промышленных министерств Союза ССР и со­юзных республик вся местная областная промышленность передана в ведение областных Советов и их органов.3 Отраслевые управления мест­ной промышленности непосредственно подчинены областному Совету и его исполкому. Областные Советы и их исполкомы теперь вправе пе­редавать строения, сооружения, транспортные средства, предприятия из подчинения одного отраслевого управления другому. Реализация этого права обеспечивает специализацию местного производства и ускоряет процесс его укрепления.

      В настоящее время облисполкомы осуществляют в полном объеме планирование производства продукции местной промышленности в цен­ностном выражении, производительности труда, себестоимости продук­ции, материально-технического снабжения местного хозяйства, товаро­оборота, распределения товарных фондов, а также планирование по областным организациям и программ местных строительных трестов. При этом в основу плана развития местного хозяйства и культурного строительства области кладутся не только задания правительства со­юзной республики, но и плановые задания областного Совета и его исполкома. Это служит наглядным сочетанием централизованного ру­ководства и местной инициативы.

      В связи с отменой существовавшего порядка разработки и утвержде­ния как бы заново годовых народнохозяйственных планов и с введением нового порядка в социалистическом планировании4 областные Советы депутатов трудящихся вносят поправки в годовые задания перс­пективного плана развития местного хозяйства в соответствии с указаниями Госплана СССР и союзных республик. После внесения со­ответствующих поправок план местного областного хозяйства будет теперь ежегодно утверждаться на сессии областного Совета. Целесооб­разно это право законодательно закрепить как исключительную компетенцию местных Советов депутатов трудящихся.5

      Многое в успешном развитии местной промышленности зависит от того, насколько гибкой и оперативной будет сама система управления местной промышленностью. При утверждении системы управления мест­ной промышленностью следует учитывать особенности и условия каж­дой или нескольких областей. В связи с этим возникает вопрос, следует ли в дальнейшем конституционно закреплять обязательный перечень областных управлений местного хозяйства, не имеющих соответствую­щих министерств в правительстве союзной республики.

      В ст. 92 Конституции РСФСР в перечне обязательных управлений и отделов, образуемых областными Советами, указаны управления мест­ной промышленности, стройматериалов, топливной промышленности, от­дел архитектуры и строительства, которые не имеют одноименных мини­стерств и ведомств в составе Совета Министров РСФСР и там, где они созданы, подчиняются только областному Совету и его исполкому.

      В определенных исторических условиях это было необходимо. В на­стоящее же время такой обязательный перечень управлений местного хозяйства сковывает инициативу мест. Сама жизнь, местные условия в ряде областей требуют реорганизации и совершенствования отраслевых органов управления промышленностью. Так, например, Саратовский областной Совет депутатов трудящихся упразднил ряд промышленных управлений, в том числе управление стройматериалов, и объединил их предприятия в управление местной промышленности. Отдел архитек­туры и строительства как самостоятельный отраслевой орган упразд­нен и передан в состав областного коммунального отдела. В результате реорганизации экономия средств составит свыше 5 миллионов рублей в год.

      Представляется поэтому целесообразным исключить из ст. 92 Кон­ституции РСФСР обязательный перечень областных управлений, кото­рые не имеют соответствующих министерств (ведомств) в системе ми­нистерств РСФСР, или закрепить в общей формулировке обязательное образование областными Советами «управлений местного хозяйства» без указания конкретного наименования управлений. Такое изменение устранит необходимость внесения частых поправок в ст. 92 Конститу­ции РСФСР.6

      Передача в ведение областных Советов всей областной местной про­мышленности открыла широкие возможности для творческой деятель­ности областных органов по вопросам повышения рентабельности предприятии и строек, внедрения в производство новейших достижений техники, нового промышленного строительства, улучшения аппарата управления промышленностью областного подчинения. Однако областные Советы ограничены еще в некоторых правах, ранее принадлежавших республиканским министерствам по вопросам управления местной про­мышленностью. Необходимо предоставить право областным Советам из­менять программу и профиль производства применительно к местным условиям области, хотя бы тех предприятий, продукция которых идет на внутренний рынок области.7

      В свете задач, поставленных XXI съездом КПСС в области разме­щения и развития производительных сил, улучшения социалистического планирования и экономического районирования, глубокие и всесторон­ние связи областных Советов с неподчиненными предприятиями и совнархозами приобретают исключительно большое значение.

      Известно, что с момента своего возникновения областные органы государственной власти и управления оказывают руководящее влияние на работу предприятий вышестоящего подчинения, расположенных в области, и наделены правом их контроля и ревизии без вмешательства в их оперативную деятельность (п. «б» ст. 58 Положения 1928 г.).8 Однако в Положении 1928 г. не указано, на какие стороны деятель­ности неподчиненных предприятий распространяются контрольные функции облисполкомов. Этот недостаток Положения 1928 г. был впо­следствии устранен путем издания отдельных нормативных актов и сло­жившейся практикой. Так, например, к исключительной компетенции облисполкомов во взаимоотношениях с неподчиненными предприятиями и организациями отнесены: организованный набор рабочей силы и от­вод земельных участков для них; мобилизация рабочей силы и транс­порта неподчиненных предприятий в случаях стихийных бедствий, для сельскохозяйственных работ, дорожного строительства местного значе­ния и др.

      Многолетняя практика показала, что областные Советы как орга­ны, выполняющие значительную часть функций по охране конституци­онных прав и свобод граждан, осуществляют контроль за деятельностью неподчиненных предприятий по вопросам материального и социально-культурного обслуживания трудящихся. Областной Совет контролирует исполнение законов о труде, охране материнства и детства, обществен­ном питании, санитарном состоянии администрацией всех предприятий, расположенных в области.

      Контроль за неподчиненными предприятиями со стороны областного Совета вытекает из принципа демократического централизма, составной частью которого является инициатива мест и масс снизу. Местная ини­циатива проявляется в разных формах, в частности в том, что област­ной Совет и его исполком своими решениями сигнализируют централь­ному органу о недостатках на подчиненном ему предприятии.

      В связи с имевшей место чрезмерной централизацией государствен­ного управления промышленностью и строительством, контрольные функции областных Советов в отношении неподчиненных предприятий были несколько сужены. Спорные вопросы об использовании сырья, машин, о культурно-бытовом и жилищном строительстве, санитарном обслуживании и т. д., возникавшие с промышленными предприятиями и строительными организациями, подчиненными высшим органам, облис­полком должен был решать в центре. С образованием совнархозов эти вопросы решаются на месте. Руководящее воздействие областных Советов и их исполкомов на деятельность неподчиненных предприятий и ответственность за их работу усилены.

      Производственные связи совнархоза с областным Советом и его исполкомом, предусмотренные ст. ст. 7, 50, 75 Положения о совете народ­ного хозяйства экономического административного района, как прави­ло, оформляются облисполкомом. Например, облисполком выносит ре­шение о строительстве кирпичного завода на местном сырье, которое осуществляется с долевым участием совнархоза. Облисполком сов­местно с совнархозом решают вопрос о размещении новых предприятий местного или союзно-республиканского подчинения на территории об­ласти. Совнархоз и облплан устанавливают плановые задания пред­приятиям, подчиненным областному Совету и совнархозу, по выполне­нию заказов сельского хозяйства, которые утверждаются облиспол­комом.

      Областной Совет и его исполком имеют право заслушивать совнархоз о хозяйственной деятельности подчиненных ему предприятий и ор­ганизаций по всем интересующим их вопросам в пределах своей компе­тенции. I

      В развитие ленинского принципа о материальной заинтересован­ности мест облисполкому предоставлено право распределения сверх­плановой продукции, выпускаемой предприятиями совнархоза, а также право распределения отходов производства промышленных предприятий союзно-республиканского подчинения за исключением отходов, которые засчитываются в ресурсы по государственным планам снабжения. Обл­исполком вправе утверждать планы размещения жилищного, культур­ного и капитального строительства, осуществляемого совнархозами за период 1958—1960 гг.

      Вместе с тем, как показывает практика, деятельность областных Советов во взаимоотношениях с неподчиненными предприятиями и сов­нархозами нуждается в более четкой правовой регламентации. В новом Положении об областных (краевых) Советах необходимо точно опреде­лить, на какие стороны деятельности неподчиненных предприятий рас­пространяются контрольные функции областного Совета, так как старое Положение такого указания не содержит.

      Важнейшее место в деятельности областного Совета депутатов тру­дящихся занимает управление сельскохозяйственным производством. В областях с развитым сельским хозяйством руководство колхозами, совхозами и РТС составляет главное содержание работы облиспол­комов.

      В результате крупных экономических и политических мероприятий Партии и Правительства за последнее пятилетие достигнуты большие успехи в развитии социалистического сельского хозяйства. Произошли коренные изменения в руководстве сельскохозяйственным производст­вом. Подготовлены условия для решающего шага в развитии сельского хозяйства, чтобы в предстоящем семилетии «полностью удовлетворять потребности населения в продовольствии, а промышленности в сырье и обеспечить все другие нужды государства в сельскохозяйственной про­дукции».9 Происходит глубокий процесс сближения колхозной и общенародной форм социалистической собственности, который ведет к созданию единого коммунистического сельского хозяйства.10

      С переходом к новым формам производственно-технического обслу­живания колхозов, образованием РТС расширены права исполкомов районных Советов депутатов трудящихся. При них созданы районные инспекции по сельскому хозяйству. Повышена ответственность област­ных Советов и их исполкомов за дальнейшее укрепление районного звена. Усилены контрольные функции облисполкомов за деятельностью райисполкомов.

      Значительно расширены права областных Советов и их исполкомов по управлению сельским хозяйством. На облисполком возложена полная, ответственность за составление сводного перспективного плана разви­тия сельского хозяйства по колхозам, совхозам и РТС области. Реорга­низация МТС, продажа техники колхозам сопровождались расшире­нием прав облисполкомов по вопросам установления количества РТС, места их размещения, организации их филиалов (отделений), предостав­ления колхозам отсрочки платежей за приобретение машин и др.

      Используя предоставленное право, облисполкомы совершенствуют управление ремонтно-техническими станциями. Так, в целях сокраще­ния издержек обращения, снижения себестоимости ремонта тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и повышения рента­бельности РТС исполком Саратовского областного Совета значительно сократил их количество и утвердил новый состав РТС и их филиалов г. пределах области. В составе Саратовского областного управления сельского хозяйства упразднено управление РТС и образован более опе­ративный орган — инспекция РТС.

      Непосредственное управление и полная ответственность за работу совхозов возложены на областные Советы, их исполкомы и областные управления сельского хозяйства. В министерствах сельского хозяйства СССР и РСФСР нет главных управлений совхозами.

      Расширение прав областных Советов и их исполкомов неразрывно связано с совершенствованием форм руководства колхозами, совхозами и РТС, с улучшением работы и структуры всего областного аппарата управления сельским хозяйством. При этом речь идет не о временном текущем и механическом сокращении некоторой части аппарата, а о про­ведении радикальных мер, позволяющих упростить его структуру, сде­лать его более оперативным, квалифицированным и экономным.11

      В результате перестройки управления сельским хозяйством внесе­ны изменения в структуру областного управления сельского хозяйства. Аппарат его частично сокращен и улучшен, но еще продолжает оста­ваться громоздким, дорогостоящим и нуждается в глубоком совер­шенствовании.

      Идущие снизу предложения об улучшении аппарата областного управления сельского хозяйства затрагивают различные стороны его дея­тельности. Вносятся, например, предложения об упразднении област­ного управления сельского хозяйства и создании инспекции по сельскому хозяйству в непосредственном подчинении облисполкомов.12 Такая постановка допроса в данное время представляется преждевременной. Областные управления сельского хозяйства надо сохранить, особенно в областях с развитым сельским хозяйством.13 Через отраслевые сельско­хозяйственные органы областные Советы и их исполкомы осуществляют перспективное планирование и финансирование РТС и совхозов; мате­риально-техническое снабжение сельского хозяйства; капитальное строительство колхозов, совхозов, РТС; агротехнический и зооветери­нарный надзор, управление водным, лесным хозяйством, земельным фон­дом и др.

      Сосредоточение руководства всем сельским хозяйством через ин­спекции в самом исполкоме областного Совета если и возможно, то в областях с минимальным количеством посевных площадей и сельско­хозяйственных предприятий.

      Не могут быть приемлемы и предложения о передаче отделов (управлений) совхозов на хозрасчет с подчинением непосредственно обл­исполкому.15 Для такого мероприятия не созрели еще необходимые усло­вия. В областях с большим количеством совхозов и там, где преобла­дают целинные совхозы, в составе управления сельского хозяйства отделы (управления) совхозов должны быть сохранены. Это необходимо особенно теперь, когда «совхозы, роль которых в социалистическом сельском хозяйстве за последний период значительно возросла, будут развиваться как образцовые социалистические предприятия, показы­вающие пример колхозам в лучшем использовании земельных угодий и техники для получения максимального количества сельскохозяйствен­ных продуктов при наименьшей затрате средств и труда».16 Идея о со­здании хозрасчетных трестов по управлению совхозами, подчиненных непосредственно облисполкомам, может быть осуществлена со временем, когда совхозы станут более мощными в экономическом и финансовом отношении.

      Как подсказывает практика, совершенствование аппарата област­ного управления сельского хозяйства следует проводить, исходя из объема его работы, за счет сокращения его внутренних органических частей и укрупнения его звеньев, путем слияния двух или нескольких отделов (управлений) или реорганизации их в более оперативные формы — инспекции, а при необходимости — и их полного упразднения.

      Таким методом внутреннего совершенствования управления сель­ского хозяйства Саратовский облисполком, например, упразднил заго­товительный отдел, объединив его с плановым управлением, а управле­ние РТС, как уже отмечалось выше, преобразовал в инспекцию.

      Совершенствование областного аппарата сельского хозяйства должно осуществляться творчески, дифференцированно, применительно к каждой или нескольким областям с учетом инициативы и мнения мест и масс. Поэтому представляется нецелесообразным установление едино­образной типовой структуры аппарата управления сельского хозяйства во всех областях. Это следует учесть при издании примерного Положения об управлении сельского хозяйства. При разработке примерного Положения следует ориентироваться на области с крупным, развитым сельским хозяйством.

      * * *

      С момента своего возникновения областные органы государствен­ной власти и управления наделены широкими полномочиями по управле­нию финансами и бюджетом.

      В связи с перестройкой управления промышленностью и строитель­ством материальная база местных Советов значительно увеличилась. Возросла роль местного бюджета в финансировании хозяйства области. Бюджет области стал еще более устойчивым и прочным. Это подтвер­ждается данными его непрерывного роста. Так, например, бюджет Са­ратовской области по доходам был утвержден: в 1957 г. в 1025 млн. руб. в 1958 г. в 1104 млн. руб., а в 1959 г. свыше 1300 млн. руб.

      Возросшая материальная база повысила ответственность област­ного Совета за руководство финансами и исполнение бюджета области.. Ответственность за исполнение бюджета возрастает и потому, что рас­ходы на социально-культурные мероприятия в бюджетах областей за­нимают преобладающее место и имеют величайшее значение как мате­риальные гарантии конституционных прав граждан, проживающих на территории области. Так, например, в бюджете Саратовской области на 1959 г. расходы на социально-культурные мероприятия составляют около 70% всего бюджета.

      За последние годы бюджетно-финансовые права областного Совета и его исполкома намного расширены, повышена их материальная заин­тересованность в исполнении государственного бюджета. Усиление мате­риальной заинтересованности местных Советов депутатов трудящихся в исполнении государственного бюджета ярко проявляется в бюджет­ном законодательстве союзных республик 1959 г. В бюджеты областей РСФСР на 1959 г. полностью зачисляются поступления по сельскохо­зяйственному налогу, по лесному доходу, от подоходного налога о коопераций и хозорганов общественных организаций и др.

      Верховный орган союзной республики не только обязывает законом, но и материально заинтересовывает местные Советы в исполнении го­сударственного бюджета. Обладая правом на получение соответствую­щих отчислений в бюджет области, областной Совет и его исполком заинтересованы в максимальном развитии сельского хозяйства, расши­рении товарооборота и всемерном содействии в выполнении хозяйст­венных планов всеми предприятиями и организациями, расположен­ными на территории области.

      Таким образом, в правовом положении областного Совета и его исполкома по управлению финансами и бюджетом находит свое кон­кретное выражение ленинский принцип сочетания общегосударствен­ных и местных интересов.

      Некоторые государственные, налоги и доходы стали в бюджетах об­ластей стабильными, постоянными. Это дает возможность областным Советам с наибольшей точностью устанавливать размеры источников доходов в процессе регулирования бюджетов в пределах областей, со­вершенствовать методы внутриобластного регулирования бюджетов, а также обязывает областные Советы укреплять материальную базу райо­нов и городов, повышать материальную заинтересованность районных и
      городских Советов в исполнении государственного бюджета и бюджета области.

      С учетом того, что в областных бюджетах за последние годы возросли собственные доходы, было бы целесообразным передавать в бюджеты районов полностью отчисления от сельскохозяйственного на­лога и налога на одиноких и малосемейных граждан СССР. Такое меро­приятие усилит материальную базу районных и сельских Советов депу­татов трудящихся и повысит их заинтересованность в ускоренном, рав-номерном поступлении сельскохозяйственного налога на протяжении всего года.

      Намного повышена ответственность областных Советов за развитие местного и социально-культурного строительства в связи с предоставле­нием облисполкомам права утверждать штаты административно-управ­ленческого аппарата подчиненных предприятий и организаций.

      С предоставлением областным Советам права финансирования все­го жилищного строительства и крупных строек на территории областей возросла их роль в развитии и укреплении экономических администра­тивных районов. Так, в бюджете Саратовской области предусмотрены ассигнования на ряд строительств, выходящих за рамки местного хозяй­ства области и усиливающих хозяйственное значение Саратовского эко­номического административного района.

      Отмена лимитирования в государственном бюджете союзных рес­публик ассигнований по бюджетам областей на отдельные мероприя­тия открыла областным Советам и их исполкомам возможности для самостоятельной, творческой деятельности в области формирования бюджета и расходования средств на хозяйственное и социально-культур­ное строительство с учетом местных особенностей и нужд каждой обла­сти. Вместе с тем финансово-бюджетные права областного Совета ч его органов нуждаются в дальнейшем совершенствовании и расши­рении.

      С образованием совнархозов подчиненные им предприятия переве­дены на децентрализованный порядок расчетов по отчислениям от при­были и налога с оборота, которые производятся теперь местными финорганами с каждым предприятием непосредственно. Расширены права областных Советов и их исполкомов в части финансового контроля за своевременностью поступления средств в госбюджет от предприятий и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения.

      На основании закона о государственном бюджете союзной респуб­лики ежегодно устанавливается определенный процент отчислений от налога с оборота в местный бюджет. Отчисления же от прибыли пред­приятий вышестоящего подчинения полностью зачисляются в государст­венный бюджет.

      В целях повышения материальной заинтересованности областных Советов 17 в исполнении государственного бюджета, в развитии промыш­ленности и улучшении показателей работы не подчиненных предприятии необходимо внести изменения в бюджетное законодательство Россий­ской Федерации. Представляется целесообразным ежегодно передавать в местный бюджет определенные процентные отчисления от прибыли предприятий совнархозов, а также министерств и ведомств союзного ч союзно-республиканского подчинения.

      Деятельность областных Советов и их органов по управлению бюд­жетом и финансами в настоящее время регламентируется множеством отдельных нормативных актов. Это затрудняет работу областных орга­нов в такой важнейшей отрасли управления, как финансы. Принятые ранее Положения о местных финансах устарели. Давно назрела необхо­димость в издании новых законов о бюджетных правах местных Сове­тов депутатов трудящихся.

      Расширение прав облисполкомов требует усиления контроля за их деятельностью как со стороны областного Совета, так и со стороны на­родных масс. В целях дальнейшего развития социалистического демо­кратизма, наиболее тщательного подбора кадров и повышения ответст­венности облисполкомов необходимо изменить порядок их избрания. Состав облисполкомов целесообразно избирать тайным голосованием.13

      Нуждается в уточнении и вопрос об отчетности облисполкома. Сре­ди мероприятий, выдвигаемых трудящимися по улучшению работы мест­ных Советов, есть предложения о проведении отчетов исполкомов не только перед избравшими их Советами, но и перед населением. Практи­ка отчетов исполкомов перед трудящимися в УССР, как указывают не­которые авторы, дает положительные результаты.19

      Едва ли целесообразно распространять такую практику на облис­полкомы и признать отчеты их перед населением обязательными. Эта практика более приемлема для нижестоящих звеньев местных Советов депутатов трудящихся. Однако в целях усиления гласности работы обл­исполкомов следует ввести в практику выступления председателя обл­исполкома, его заместителей, руководителей областных, отраслевых органов перед населением области по выполнению наказов избирателей и некоторым другим вопросам, а также на сессиях районных и городских Советов депутатов трудящихся. Отчитываться же полностью о своей ра­боте исполком должен перед избравшим его областным Советом депу­татов трудящихся. Нарушение этого исключительного права Совета вне­сет дезорганизацию в его взаимоотношения с подчиненным ему испол­нительным и распорядительным органом.

      В новом Положении об областных (краевых) Советах следует пре­дусмотреть обязанность облисполкома докладывать депутатам о некото­рых основных вопросах своей деятельности и об исполнении решений Совета на каждой сессии, а отчитываться полностью о работе не реже одного раза в год. Накануне сложения своих полномочий облисполком обязан отчитаться о своей работе не перед новым составом депута­тов,20 а перед избравшим его Советом, который лучше и глубже знает работу своего исполкома, ее положительные стороны и недостатки и даст более точную оценку его деятельности.

      Отчет облисполкома перед Советом, особенно при сложении его полномочий, следует публиковать в местной печати в бюллетенях облис­полкомов с оценкой его деятельности Советом для ознакомления широ­кого круга избирателей и всего населения области.

      Краткое рассмотрение только некоторой части правового положения областного Совета депутатов трудящихся свидетельствует о большом объеме его прав и обязанностей. Дальнейшая регламентация правового положения областного Совета и его органов на базе множественности нормативных актов затрудняет их деятельность.

      Положение об областных Советах принято пока только в некоторых союзных республиках. В Российской Федерации сохраняет силу устарев­шее Положение об областных (краевых) Советах 1928 г. Необходи­мо издать новое Положение об областных (краевых) Советах депутатов трудящихся. Проект нового Положения целесообразно передать на об­суждение широкого круга практических и научных работников-спе­циалистов по вопросам советского строительства.

      Рекомендована кафедрой государственного права Саратовского юридического института

      _____________________

      1 Н. С. Хрущев. Доклад XXI съезду КПСС. О контрольных цифрах разви­тия народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. Госполитиздат, 1959, стр. 93.

      2 Резолюция XXI съезда КПСС по докладу Н. С. Хрущева. Там же, стр. 254—255.

      3 Имеется в виду управление местной промышленностью в пределах Россий­ской Федерации.

      4 См. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 мая 1958 г. «О мерах по улучшению планирования народного хозяйства». СП СССР, 1958, № 7, ст. 75.

      5 Имеются в виду краевые, областные, окружные, городские и районные Советы депутатов трудящихся.

      6 Верховный Совет Армянской ССР внес такое изменение в Конституцию республики.

      7 Имеется в виду, что это право будет использовано без ущерба общегосударственным интересам и перспективному планированию.

      8 СУ РСФСР, 1928, № 70 ст. 503

      9 Доклад Н. С. Хрущева XXI съезду КПСС «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы». Госполитиздат, 1959, стр. 25.

      10 После реорганизации Министерства совхозов руководство сельскохозяйствен­ными предприятиями осуществляется из единого центра. Областное управление сельского хозяйства руководит совхозами и колхозами, базирующимися на двух формах социалистической собственности.

      11 Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. Госполитиздат, 1959, стр. 255.

      12 С. Белоруков. Еще раз о звене районном и областном. «Известия» 25 января 1959 г.

      13 К числу таких относится Саратовская область. На ее территории создано свыше 580 колхозов, 127 совхозов, 91 РТС с филиалами. По размерам посевных площадей Саратовская область занимает второе место среди областей и краев в Российской федерации.

      14 П. Вечканов. Каким должно быть областное управление сельского хозяйства. «Известия», 10 января 1959 г.; С. Белоруков. Еще раз о звене районном к областном. «Известия», 25 января 1959 г.

      15 С. Белоруков. Еще раз о звене районном и областном. «Известия», 25 января 1959 г.

      16 Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. Госполитиздат, 1959, стр. 202.

      17 А также районных и городских Советов депутатов трудящихся.

      18 Целесообразно также утверждение руководителей отраслевых органов облисполкомов проводить тайным голосованием.

      19 И. Селюков и А. Пшеничный. Библиотечка работника районного Совета. «Известия», 1 марта 1959 г.

      20 См. А. Баулин. Советы на новом этапе. «Известия», 1 марта 1959 г.

    Информация обновлена:05.10.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru