Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Мыльников, А. С.
V. Vanecek. Mistr viktorin cornelius ze
vsehrd (CA 1460 - 1520) a dalsi vyvoj ceskeho
pravnictvi. K 500 vyroci vsehrdova narozent.
Praha : Nakl. csav,1960. 60 s. :[Рецензия] /А. С
. Мыльников.
//Правоведение. -1962. - № 3. - С. 178 - 180
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • V. Vanмиek. Mistr viktorin cornelius ze vљehrd (CA 1460 - 1520) a dalљi vэvoj иeskмho pravnictvi. K 500 vyroиi vљehrdova narozent. Praha : Nakl. иљav,1960. 60 s.
      Мыльников, А. С.

      V. Vanмиek. Mistr viktorin cornelius ze vљehrd (CA 1460 - 1520) a dalљi vэvoj иeskмho pravnictvi. K 500 vyroиi vљehrdova narozent. Praha : Nakl. иљav,1960. 60 s.[1]

      История чешского права богата ценнейшими памятниками, в которых отражены основные институты государства и права своего времени. К числу наиболее важных памятников периода феодализма относятся два, своеобразно обрамляющие события гуситских войн первой половины XV в.: “Изложение чешского земского права” и трактат “Девять книг о правах, судах и о чешских земских книгах”. Первый, являясь частной кодификацией пана Андрея из Дубы, был создан на рубеже XIV—XV вв.; второй был создан столетие спустя, на рубеже XV—XVI вв., магистром Викториной Корнелием из Вшегрд. Если кодификацияпана Андрея отражала взгляды крупной феодальной шляхты кануна Великой крестьянской войны, то трактат магистра из Вшегрд выражал идеологию чешского бюргерства и его борьбу за свои права с крупнейшей феодальной знатью.

      Викторин Корнелий из Вшегрд занимает важное место не только в развитии юридической мысли, но и в истории культуры чешского народа. Конец XV в., когда он начал свой творческий путь, был временем бурного роста городов, активизации борьбы чешского бюргерства за свои права. Ожесточенная классовая борьба того времени вовлекала в свою орбиту широкие массы населения и изобиловала множеством драматических ситуаций.

      Расцвет городской жизни находил прямое отражение во всех сторонах чешской культуры. Идеологи бюргерства стремились к развитию демократической культуры на чешском языке, выступали против подражаний латинским образцам. В этой борьбе еще слышались отголоски могучих грозовых раскатов эпохи Яна Жижки, Яна Гуса и Прокопа Великого.

      Викторин Корнелий по происхождению был связан с кругами, в той или иной степени пропитанными идеологией гусизма. Окончив Пражский университет и получив степень магистра свободных искусств, ои около десяти лет работал королевским чиновником, после чего по политическим соображениям был вынужден перейти к частной адвокатской практике, которой и занимался последние двадцать лет жизни. Прекрасный стилист, глубоко эрудированный в современной и античной литературе,. Викторин из Вшегрд внес большой вклад в развитие гуманистической идеологии в Чехии. Ему принадлежит заслуга создания; гуманистической литературы на чешском языке. Тем самым он положил начало чешскому национальному гуманизму, питавшемуся потребностями развития чешского общества.

      Обширный трактат “Девять книг” был основным трудом Викторина из Вшегрд. Этот труд создан в основном в 90-х годах XV в. и был вторично отредактирован автором в 1508 г. Хотя работа длительное время хранилась в рукописи, она с самого-начала получила известность у современников. Излагая последовательно институты чешского права, Викторин всеми способами стремился обосновать законность борьбы горожан против попыток феодальной знати свести .на нет завоевания гуситской эпохи и полностью восстановить свои былые привилегии.

      Характерной чертой труда Викторина было применение своеобразного научного метода. Как передовой мыслитель эпохи гуманизма, он стремился к истине, к документальности своих выводов и писал: “Я не буду ничего писать без ясных доводов, по собственной прихоти, но все, что здесь написано о правах, может быть доказано и подкреплено либо земскими книгами, либо судебными решениями, древними и современными, общими или частными, либо обычаями и привычками, приобревшими силу закона”.

      Уже из краткой характеристики роли Викторина в истории чешской культуры очевидно, что изучение его наследия представляет несомненный научный интерес. И неслучайно в 1960 г. в Чехословакии широко отмечалось 500-летие со дня рождения виднейшего чешского правоведа и гуманиста Викторина Корнелия из Вшегрд.

      При всей важности труда Корнелия до сих пор его основные положения еще не были подвергнуты анализу и во многом остаются неисследованными. Первой попыткой подойти к решению этой проблемы и является рассматриваемая книга профессора Карлова университета члена-корреспондента Чехословацкой академии наук Вацлава В. Ванечека. Рассматриваемая книга проф. В. Ванечека затрагивает весьма важный вопрос об отношении к труду Викторина современников и представителей юридической науки и общественной мысли последующего времени.

      Книга состоит из трех глав и заключения “Вшегрд и современность”. В первой главе рассматриваются оценки Викторина в работах различных авторов до начала XVII в. В. Ванечек отмечает, что уже к середине XVI в. память о труде Вшегрда почти исчезает, а имя его остается известным лишь небольшому кругу образованных людей. Чем объясняется такое положение? Дело не только в том, что труд Викторина не был издан, как обычно отмечали буржуазные исследователи. Проф. В. Ванечек убедительно связывает отношение к труду Викторина с общественно-политической борьбой того времени. Придя на королевскую службу, молодой и образованный магистр первоначально встретил со стороны шляхты хороший прием. Но его антидворянская позиция очень скоро создала ему множество противников. Однако, выступая против корыстолюбия дворянства, Викторин не смог примкнуть к борьбе бюргерства хотя бы потому, что единой платформы у горожан не существовало, а отдельные требования их вызывали у Викторина отрицательное отношение.

      Обострение отношений со шляхтой и вынужденный уход Викторина с королевской службы были связаны с усиленными кодификационными работами конца XV в. Представители правящих кругов стремились закрепить свои привилегии в законе, что и было осуществлено в утвержденном и изданном в 1500 г. земском законнике короля Владислава. В такой обстановке “Девять книг” магистра Викторина, созданные накануне принятия законника Владислава, без сомнения рассматривались как открытая оппозиция попыткам крупной аристократии легально закрепить свое преобладающее влияние в государстве. Вынужденный покинуть службу, Викторин имел все основания опасаться гораздо больших репрессий. Из сохранившихся документов, как подчеркивает проф. В. Ванечек, видно, что “магистр Викторин со своим знанием права и своим бойким пером признавался чрезвычайно опасным противником, которого любой ценой надо устранить, а если потребуется, то и ликвидировать физически, если бы он и далее стоял на пути” (стр. 16).

      К 1508 г. относится вторая редакция трактата Викторина, многие положения в котором были сглажены. Исключен ряд выпадов в адрес панства, защита крестьян и других подданных выражена более мягко, равно как и симпатии к наследникам гуситской идеологии—“чешским братьям”. Впрочем, делать выводы еще преждевременно, подчеркивает В. Ванечек, ибо до сих пор не произведено тщательное сравнение двух редакций. Ясно лишь, что никогда Викторин не ссылался на законник 1500 г. Он его попросту игнорировал, а в тогдашних условиях подобное умолчание, да еще в обстановке фактической опалы автора, выглядело по меньшей мере оппозиционно. Вторая глава посвящена оценке творчества Викторина с начала XVII в. до революции 1848 г. Эти два с половиной столетия в; истории чешского народа знаменуются важными событиями. В 1620 г., после неудачного сражения у Белой Горы, чешский народ лишается независимости и подпадает под господство Габсбургов. Начиная с этого времени и до конца XVIII в., восторжествовала феодально-клерикальная реакция, получившая название “эпохи тьмы”. Казалось, само существование чешского народа было поставлено под сомнение. Но, несмотря на свирепое угнетение, под влиянием развития новых, буржуазных отношений и обострения классовой борьбы с конца XVIII в. наступает новый подъем чешского национально-освободительного движения, известный под названием национального возрождения. Революция 1848 г., несмотря на свое поражение, знаменовала для Чехии, как и для всей “лоскутной” Австрийской монархии в целом, начало нового периода — периода крушения феодализма и прихода господства буржуазных общественных отношений.

      В. Ванечек убедительно связывает отношение к Викторину из Вшегрд с факторамя общественного развития того времени. Собственно в XVII в. память о Викторине сохранили лишь два автора — иезуиты Иржп Кругер и Богуслав Бальбин. Но они не были знакомы с трудом Викторина, поэтому многие факты, сообщаемые ими, носят вымышленный характер. В специальной литературе упоминание о “Девяти книгах” встречается лишь один раз. Оно относится к 1664 г., когда юрист Прошковский, несомненно знакомый с текстом “Девяти книг”, впервые упомянул об их содержании в печатном труде. Как отмечает В. Ванечек, это было первым упоминанием в научной литературе труда Викторина спустя полтораста лет после смерти автора. Но и Прошковский не знал как следует, кем был Викторин! Такое положение сохранилось и в XVIII в., пока в 1785 г. видный просветитель Ф. Прохазка не сделал известным имя Викторина из Вшегрд и содержание его труда.

      Начиная с этого времени, идеологи молодой чешской буржуазии все с большим интересом обращаются к труду Викторина. В данном случае интерес объяснялся не практическим значением “Девяти книг”, а их патриотической направленностью. По своему содержанию, а ещебольше из-за прекрасного языка, на котором они написаны, “Девять книг” были во многом созвучны эпохе национального возрождения. Глубоко же в их смысл никто из тогдашних представителей чешской буржуазной науки не проникал. Впервые сочинение Викторина Корнелия из Вшегрд увидело свет в 1841 г. Оно было издано одним из заметных деятелей чешской культуры В. Ганкой. Второе рождение труда Викторина было одновременно и вторым кругом испытаний для него. Получив от цензуры разрешение на опубликование древней рукописи, издатели не смогли добиться разрешения на ее полное опубликование. И спустя триста лет феодально-абсолютистское австрийское правительство не могло решиться на полное издание труда Викторина. Это ли не свидетельство прогрессивности и жизненности основных идей труда чешского гуманиста!

      В этой связи уместно сослаться на ранее .широко не известные сведения о проникновении изданных в 1841 г. “Девяти книг” в Россию. В. Ганка как издатель труда обратился в феврале 1841 г. в Министерство народного просвещения с письмом, в котором, в частности, указывал: “Желая, чтобы Академия наук имела Вшегрда без пропусков, я почел долгом своим выписать из самой рукописи. .. те места, которые по обстоятельствам, не зависящим от меня, не находятся в печатных экземплярах. Почитаю себя счастливым, что здешний (т. е. пражский.—А. М.) Народный музей доставил мне средства сделать общим достоянием столь важный памятник славянского законодательства”. Спустя месяц петербургскому слависту М. Касторскому было дано указание произвести заключение о характере рукописных вставок В. Ганки и перевести их на русский язык.[2]

      Последняя глава посвящена отношению к Викторину из Вшегрд в эпоху господства буржуазии. Если ранее в труде Вшегрда видели прежде всего памятник языка и патриотический документ, то со второй половины XIX в. буржуазные ученые пытаются подойти к “Девяти книгам” с иных позиций. К труду Викторина проявляется все больший интерес, его имя становится популярным в кругах буржуазной интеллигенции. В 60-е годы возникает Общество чешских юристов имени Вшегрда, а спустя некоторое время начинают издаваться различные работы, связанные с именем Вшегрда. В 1874 г. по поручению Общества Г. Иречек осуществил новое издание “Девяти книг”, на этот раз отразив в нем основные представления чешской буржуазии о магистре Викторине. Среди многих неверных утверждений, как отмечает В. Ванечек, в ход была пущена версия о якобы непрерывном воздействии труда Вшегрда на развитие чешского права.

      В заключительном разделе В. Ванечек дает высокую оценку труда Викторина и отмечает его прогрессивный для своего времени характер. Живи Викторин в иной обстановке, он мог бы стать для чешского права тем же, чем для английского права стали Кок и Блэкстон. Автор отмечает, что именно своей идеологической направленностью труд великого чешского гуманиста заслуживает глубокого и всестороннего анализа современной историко-правовой наукой. И с этой мыслью автора нельзя не согласиться. Более того, именно ознакомление с книгой проф. В. Ванечека еще раз показывает, насколько такое исследование необходимо.

      Рассмотренная книга является ценным вкладом в литературу по истории государства и права Чехии. Написанная с большим знанием дела, на основе привлечения богатого материала, она, несомненно, заслуживает самой высокой оценки как первый опыт монографического изучения Викторина из Вшегрд с марксистско-ленинских позиций. Вместе с тем периодизация, применяемая автором, заслуживает известного уточнения. Вряд ли следовало объединять в одну главу период от начала XVII в. до конца XVIII в. и последующие десятилетия до революции 1848 г. Ведь по существу это разные эпохи — период господства феодально-крепостнических порядков и время их разложения и роста буржуазных общественных отношений. Тем более и сам автор указывает, что перелом в отношении к Вшегрду начался с 80-х годов XVIII в., т. е. с начала национального возрождения. Впрочем, отмеченное обстоятельство не меняет оценки работы проф. В. Ванечека по существу. Она займет свое место в истории разработки наследия Викторина Корнелия из Вшегрд — славного сына чешского народа.

      А. С. Мыльников, кандидат исторических наук

      ______________________________

      [1] В. Ванечек. Магистр Викторин Корнелий из Вшегрд (1460—1520) и дальнейшее развитие чешского права. К 500-летию со дня рождения. Прага, Изд. Чехословацкой АН, 1960, 60 стр.

      [2] Дело канцелярии Министерства народного просвещения. ЦГИА, ф. 735, оп. 2, № 182.

    Информация обновлена:16.11.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru