Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Русинова, С. И.
Гражданство в Германской Демократической
Республике /С. И. Русинова.
//Правоведение. -1969. - № 5. - С. 110 - 113
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Гражданство в Германской Демократической Республике.
      Русинова, С. И.

      С. И. Русинова, доктор юридических наук

      Гражданство в Германской Демократической Республике

      20 февраля 1967 г. Народной Палатой Германской Демократической Республик): был принят Закон о гражданстве.[1] Его издание означало дальнейшее укрепление суве­ренитета германского социалистического государства. Новый закон закрепил устои гражданства, которые были свойственны этому институту со времени образования ГДР.

      Фактически гражданство ГДР существовало с 1949 г., с момента возникновения Германской Демократической Республики. Однако до 1967 г. в стране действовали нормы Закона о германском гражданстве от 22 июля 1913 г. Разумеется, использование этих норм могло иметь место лишь при условии их наполнения принципиально новым классовым содержанием, отражающим социалистическую сущность регулируемых ими общественных отношений. Ведь речь шла о принадлежности лица к государству нового типа, государству социалистическому.

      Наряду с законом 1913 г. в ГДР до 1967 г. применялся и ряд других актов, из­данных уже после образования Германской Демократической Республики и послужив­ших основой для выработки единого Закона о гражданстве. К ним следует отнести: Постановление Совета Министров ГДР о производстве по вопросам гражданства от 28 ноября 1957 г.,[2] Закон о защите гражданских прав и свобод граждан ГДР от 13 ок­тября 1966 г.,[3] а также Указ Государственного Совета ГДР от 21 августа 1964 г., согласно которому граждане республики, проживающие за границей, в любое время вправе переселиться на родину.[4]

      Некоторые уточнения в регулирование института гражданства внес Избиратель­ный закон 1963 г.[5] Прежние избирательные законы предоставляли право избирать в народные представительства только тем германским гражданам, которые имели по­стоянное местожительство на территории ГДР, а закон 1963 г. наделил этим правом и граждан, проживающих в Берлине (§ 2). Он подтвердил также положение о том, что правом быть избранными обладают граждане, проживающие как на территории ГДР, так и в столице республики — Берлине (§ 3). Если раньше гражданин ФРГ, переехав­ший на жительство в Германскую Демократическую Республику, автоматически при­обретал избирательное право, то по новому закону он должен был для этого получить, сначала гражданство ГДР. Тем самым закреплялся отказ от понятия единого герман­ского гражданства. Основанием для избирательного права в ГДР признавалось лишь гражданство германского социалистического государства.[6]

      Применение преобразованных в соответствии с новыми общественными отноше­ниями буржуазных правовых актов, регулировавших статус гражданства, отсутствие до определенного времени единого закона о гражданстве имели место и в других со­циалистических странах. Однако ни в одном из социалистических государств станов­ление и развитие института гражданства не проходили в условиях столь напряженной классовой борьбы, как в Германской Демократической Республике. Отрицание само-

      111

      стоятельного гражданства ГДР стало составной частью борьбы империализма против суверенного германского социалистического государства. Главным орудием этой борьбы явилась Федеративная Республика Германия.

      Против суверенитета ГДР по существу направлены издающиеся в ФРГ законо­дательные акты по вопросам гражданства. Примером может служить хотя бы Закон об освобождении от германской юрисдикции на ограниченный срок от 23 июня 1966 г., который предусмотрел право федерального правительства освобождать от подсудности немцев, живущих вне пределов действия Конституции ФРГ. Советское правительство в своей ноте от 22 августа 1966 г. заявило официальный протест против принятия этого закона на том основании, что он является прямым посягательством на суверенные права других государств и права их граждан, а также представляет собой новое гру­бое нарушение Потсдамского соглашения и общепринятых принципов международного нрава. В ноте указывалось: «Произвольно подменяя понятие гражданства националь­ной принадлежностью, западногерманские власти хотели бы, ни много ни мало, как подчинить законам и юстиции ФРГ всех немцев, где бы они ни проживали... Советское правительство отвергает попытки властей ФРГ распространять западногерманские законы и судебные решения на граждан и территории других государств. Принятый бундестагом 23 июня с. г. закон так же, как и другие подобные ему законодательные и судебные акты, естественно, не может иметь никакой юридической силы».[7]

      Стремление правящих кругов ФРГ вмешиваться во внутренние дела Германской Демократической Республики отражает и западногерманская судебная практика. Так, 23 февраля 1954 г. Верховный федеральный суд ФРГ вынес решение о том, что имеется только одно германское гражданство, поскольку Германия якобы не разделена на два самостоятельных государства, а представляет собой единое государство, в котором образовались две различные и территориально ограниченные правовые системы. Это решение по сути дела исходило из того, что решающим при определении гражданства какого-либо лица является законодательство ФРГ. Фактически оно признавало право западногерманского государства регулировать гражданство ГДР.[8]

      Существование единого германского гражданства пытаются обосновать также юристы-теоретики ФРГ. Игнорируя специфику условий и времени подготовки первой Конституции Германской Демократической Республики, а также наличие упоминавше­гося уже Избирательного закона ГДР 1963 г., ясно и четко закрепившего отказ от по­нятия единого гражданства Германии, некоторые из них ссылаются на идентичность норм Конституции ГДР 1949 г. и принятого в том же году Основного закона ФРГ, которые устанавливали существование одного германского гражданства. Авторы же наиболее реакционных концепций заявляют, что поскольку территория и население Германской Демократической Республики находятся в «"зоне временной советской окку­пации", законы ФРГ, в том числе те, которые регулируют вопросы гражданства, рас­пространяются в принципе и на эту „зону"».[9]

      Глубокая марксистская критика подобных «теорий» содержится в работах юрис­тов Германской Демократической Республики.[10] В них показывается несостоятельность идеи единого гражданства, разоблачаются концепции, посягающие на суверенитет со­циалистического государства, раскрываются юридическая природа и классовая сущ­ность гражданства ГДР.

      Издание Закона о гражданстве от 20 февраля 1967 г. явилось важной вехой в развитии этого института в республике. Главное достоинство этого закона состоит в том, что гражданство рассматривается в нем как выражение суверенитета социали­стического германского государства. Институт гражданства, говорится во вступитель­ной части закона, отражает принадлежность граждан ГДР к первому в мире миролю­бивому, демократическому немецкому государству — государству, в котором рабочий класс осуществляет политическую власть в союзе с классом кооперированных крестьян, социалистической интеллигенцией и другими трудовыми слоями. В этой части закреп­ляется также положение о том, что гражданство Германской Демократической Респуб­лики возникло одновременно с появлением государства ГДР.

      В первом разделе закона, озаглавленном «Гражданство ГДР», установлено, что гражданами ГДР являются те, кто к моменту основания республики были немецкими подданными, имели постоянное местожительство на ее территории и не вступили в иное гражданство (§1). В данном разделе указывается, что гражданство Германской Демократической Республики гарантирует лицу, его получившему, конституционные: права и требует от него выполнения соответствующих обязанностей; закон гарантирует защиту и охрану прав граждан за пределами государства (§ 2). Здесь же содержится

      112

      положение о том, что гражданство ГДР несовместимо с другим гражданством; приоб­ретение нового гражданства может иметь место только с согласия органов республики; в области регулирования вопросов гражданства соблюдаются международноправовые нормы (§ 3). Таким образом, как и соответствующие правовые акты других социали­стических государств, закон 1967 г. отрицает двойное гражданство.

      Второй раздел закона регламентирует проблемы приобретения и утраты граж­данства. При решении вопроса о приобретении гражданства тем или иным лицом учитываются происхождение лица, факт его рождения e пределах ГДР; основанием приобретения гражданства может быть также его предоставление (§ 4). В данном разделе предусматривается демократический порядок приобретения гражданства детьми, у которых один из родителей не является гражданином ГДР (§ 5), а также в случаях, когда родители детей неизвестны (§6). В § 8 регламентируется вопрос о гражданстве несовершеннолетних. Закон также устанавливает, что иностранцу или лицу без гражданства может быть предоставлено гражданство, если им проявлено должное отношение к общественному строю ГДР и если нет причин, препятствующих его вступлению в гражданство Германской Демократической Республики (§ 7). По­дробно изложены в законе положения об утрате гражданства и выходе из гражданства (в связи с переменой местожительства, изменением гражданства и др.). Согласно § 13 могут быть лишены гражданства лица, живущие за пределами республики и нарушив­шие свои обязанности граждан ГДР. Лишение гражданства не распространяется на членов семьи (§ 14).

      Третий раздел закона определяет порядок оформления гражданства. В нем пере­числяются органы, призванные осуществлять прием в гражданство ГДР, решать во­просы о приобретении, утрате гражданства и его лишении. В данном разделе указы­ваются и полномочия этих органов.

      Издание Закона о гражданстве 1967 г., отмечал Г. Риге, способствовало дальней­шему формированию социалистического правосознания граждан ГДР, повышению политической активности масс. Оно наглядно продемонстрировало роль личности в развивающемся социалистическом обществе. Основное внимание, подчеркивал Г. Риге, закон уделил гражданству как выражению суверенитета социалистического немецкого государства.[11]

      Наличие двух германских государств обусловливает и существование двух гер­манских гражданств. В перспективе, как это ярко показано в докладе В. Ульбрихта на VII съезде СЕПГ, возможно образование единого, мирного и прогрессивного демокра­тического государства: «Рабочий класс обоих германских государств в теснейшем союзе друг с другом вновь объединит то, что было разъединено империализмом».[12] Тем более в современных условиях необходимо укреплять суверенное социалистическое германское государство. Одним из действенных средств решения этой задачи является гражданство Германской Демократической Республики.

      Новые качества Закона о гражданстве как источника социалистического государ­ственного права отмечались и при его обсуждении в Народной Палате ГДР. В этом законе, сказал в своем выступлении член Государственного совета К. Зоргенихт, четко проявилась активная роль социалистического общества. Закрепленный законом инсти­тут гражданства есть действенное средство дальнейшего развития социалистических отношений в республике.[13]

      Принятая 6 апреля 1968 г. в результате всенародного голосования Конституция Германской Демократической Республики подтвердила основополагающие положения Закона о гражданстве. В ст. 19 Конституции подчеркивается, что ГДР гарантирует всем гражданам осуществление их прав и участие в управлении общественным разви­тием. В этой же статье говорится о том, что условия приобретения и утраты граждан­ства Германской Демократической Республики определяются законом.[14]

      Появление и развитие института гражданства в ГДР проходили в специфических условиях становления социалистической государственности на Востоке Германии. Вместе с тем этот процесс явился частью общего процесса возникновения и развития института гражданства в социалистических странах. Его анализ позволяет выделить следующие характерные черты института гражданства, имеющие принципиальное значение для государственного права всех социалистических стран.

      1. Гражданство — государственноправовой институт, присущий любому социали­стическому государству с момента его возникновения, независимо от формы юридиче­ского закрепления данного института.

      2. Использование норм буржуазных законов, регламентирующих вопросы граж-

      113

      данства, возможно лишь при условии наполнения этих норм новым классовым содер­жанием, отражающим сущность регулируемых ими общественных отношений.

      3. Гражданство является выражением суверенитета социалистического государ­ства.

      4. Недопустимо отождествление гражданства с национальной принадлежностью. Гражданство есть принадлежность не к нации, а к государству.

      5. Гражданство есть условие для осуществления прав, свобод и выполнения обя­занностей гражданами социалистического государства, на которых распространяется юрисдикция данного государства.

      [1] «Gesetzblatt», l, 1967, Nr. 2.

      [2] «Gesetzblatt», l, 1957, Nr. 76.

      [3] «Gesetzblatt», l, 1966, Nr. 12.

      [4] «Gesetzblatt», l, 1964, Nr. 10.

      [5] «Gesetzblatt», l, 1963, Nr. 1.

      [6] См. подробнее: Б. А. Страшун. Изменения в избирательной системе Герман­ской Демократической Республики. «Советское государство и право», 1964, № 3, стр. 129—133.

      [7] «Известия», 1966, 23 августа.

      [8] См.: С. В. Ч e p н и ч e н к о. Международноправовые вопросы гражданства. М., Изд. «Международные отношения», 1968, стр. 94—95.

      [9] См. там же, стр. 94.

      [10] Среди них в первую очередь следует назвать работы Г. Риге (см. например: G. Riege. Staatburgerschaft und nationale Frage. «Staat und Recht», 1964. Hft. 1. SS. 56—79; Его же. Zwei Staaten, Zwei Staatsburgerschaften. Berlin, 1967).

      [11] См.: G. Riege. Das Staatsburgerschaftsgesetz der DDR. «Staat und Recht», 1967, Hft. 5, S. 715.

      [12] «Правда», 1967, 18 апреля.

      [13] См.: G. Riege. Das Staatsburgerschaftsgesetz der DDR, S. 708.

      [14] См.: Конституция Германской Демократической Республики. Лейпциг. Изд. «Штатсферлаг», 1968, стр. 26.

    Информация обновлена:22.04.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru