Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Лукичев, М. П.
Образование суверенной республики Бангладеш /
М. П. Лукичев.
//Правоведение. -1973. - № 3. - С. 43 - 49
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Образование суверенной республики Бангладеш.
      Лукичев, М. П.

      М. П. Лукичев

      Образование суверенной республики Бангладеш

      16 декабря 1971 г. четырнадцатидневная война, развязанная мили­таристской хунтой Западного Пакистана на Индостанском субконти­ненте, закончилась полной победой индийских вооруженных сил и от­рядов освобождения Бангладеш мукти бахини. Раздел государства Пакистан на два стал свершившимся фактом.

      Исламская республика Пакистан была многонациональным госу­дарством. Его населяли синдхи, патаны, пенджабцы, белуджи, бенгаль­цы и другие народности. При этом Восточный Пакистан отличался большим этническим единством, нежели Западный. По данным 1961 г. для 98,4% населения Восточной Бенгалии бенгальский язык был род­ным.[1] Восточная Бенгалия, отделенная от западной провинции Паки­стана расстоянием в 1700 км., не имела ни исторических, ни культур­ных, ни экономических, ни этнических связей с Западным Пакистаном. В Восточном Пакистане давно назревал политический кризис. Основ­ной причиной недовольства населения Восточного Пакистана была по­литическая и экономическая дискриминация этой провинции на протя­жении всего существования Пакистана и как следствие этого — более медленные темпы ее развития по сравнению с Западным Пакистаном.

      Пакистан был образован под лозунгом «мусульмане — одна на­ция». Конституция Пакистана 1962 г. закрепляла господство буржуаз­но-помещичьего блока, объявляла основой государственной жизни страны принципы ислама. Конституция закрепляла неравноправное положение Восточной Бенгалии, ограничивала ее провинциальную автономию и демократические права населения, игнорировала стремле­ние восточнобенгальцев к национальной независимости. Возможности законодательной ассамблеи и правительства Восточной Бенгалии при­нимать самостоятельные решения по вопросам административного управления, экономического и культурного развития были сведены к минимуму.

      Упорное нежелание западнопакистанской военной хунты признать требование автономии, с которым вначале выступали политические пар­тии Восточной Бенгалии, объяснялось их стремлением сохранить важ­ную для эксплуататорской верхушки Западного Пакистана систему господства в Восточном Пакистане. Большинство промышленных пред­приятий Восточного Пакистана находилось в руках 22 западнопакистанских семей, контролировавших 60 % промышленных предприятий, 80 % его банков и 75 % страховых компаний.[2] Восточному Пакистану отводилось определенное место и в стратегических планах СЕАТО.

      44

      Борьба народа Восточного Пакистана за демократию, националь­ное достоинство и политическое самоопределение началась с самого момента образования Пакистана и продолжалась 23 года. Своей куль­минации она достигла в 1971 г.

      Развязав 25 марта 1971 г. по сути дела колониальную, противо­правную войну против населения восточной провинции, правящая мили­таристская хунта не только попрала законное право восточнобенгальской нации на самоопределение, но и грубо нарушила принципы и цели Устава ООН. Политика западнопакистанских властей, пытавших­ся массовым террором и насилием ликвидировать легальную полити­ческую оппозицию, оказалась в противоречии с основными нормами и принципами современного международного права: принципом само­определения народов, закрепленным в Уставе ООН, принципом уваже­ния к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, зафиксированным в Уставе ООН и во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., нормами, содержащимися в Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и нака­зании за него и др.

      Утверждение права народов на самоопределение в качестве одного из основных начал современного международного права означает при­знание за всеми народами права требовать и добиваться самоопреде­ления, права на самостоятельное определение своей политической судь­бы и на самостоятельное государственное существование. Вместе с тем это право налагает на государства — членов ООН обязанность всяче­ски способствовать его осуществлению.[3]

      Народ может добиваться осуществления своего права на самоопре­деление и независимость любым путем. Всякое противодействие этому, тем более насильственное, представляет собой грубейшее нарушение норм международного права, международное преступление, создающее угрозу всеобщему миру и безопасности. Народ Восточной Бенгалии, встав на путь вооруженной борьбы, не утратил права на международ­но-правовую защиту как мятежник, поскольку нации, являющиеся потенциальными субъектами международного права, становятся не «потенциальными», а «действительными» его субъектами с того момен­та, когда они начинают вести борьбу за свое освобождение.[4]

      Народ Восточной Бенгалии ясно выразил свое стремление к неза­висимости, с которым должно было считаться центральное правитель­ство, во время первых за всю историю Пакистана всеобщих выборов.[5]

      В выборах могли принять участие все граждане Пакистана, достиг­шие 21 года, вне зависимости от пола, расы или национальности, а так­же вероисповедания, имущественного и образовательного ценза или ценза оседлости. Всего было зарегистрировано 56,4 млн. избирателей. Им предстояло избрать в Национальную Ассамблею 313 депутатов. Партия Авами лиг получила 167 из 169 предназначенных для Восточ­ного Пакистана мест в законодательном собрании страны. В Законода­тельное собрание Восточного Пакистана избиралось 300 депутатов.

      45

      Авами лиг получила 288 мандатов. В общей сложности партия Авами лиг набрала более 90 % голосов избирателей восточной провинции.[6]

      Не желая считаться с результатами выборов и будучи не в состоя­нии решить национальные и социально-экономические проблемы стра­ны, правящие круги Пакистана 25 марта 1971 г. обрушили репрессии на демократические силы Восточной Бенгалии. Десять миллионов лю­дей вынуждены были бросить свои жилища и искать убежище в Индии. В результате массовых репрессий погибло более 3-х млн. человек.

      В ответ на развязанный военным режимом террор возникло дви­жение за независимость Восточной Бенгалии (на бенгальском языке — Бангладеш), начали формироваться и расти отряды сил освобождения мукти бахини. 26 марта 1971 г. Бангладеш была провозглашена суве­ренной независимой республикой, а 13 апреля 1971 г. создано ее пра­вительство: Муджибур Рахман провозглашен президентом страны, Назрул Ислам — исполняющим обязанности президента, Таджуддин Ахмед — премьер-министром.

      Таким образом, борьба за автономию превратилась в борьбу за национальное освобождение, мирное неповиновение переросло в воору­женную борьбу. В освободительной борьбе участвовало все население восточной провинции, оказывая разностороннюю помощь отрядам сил освобождения, сражавшимся против западнопакистанских войск.

      Особенно большое участие в национально-освободительной борьбе принимала молодежь. Лишь небольшая группа промаоистов и фео­дальных элементов, сотрудничавших с военной кликой, оставалась в стороне от борьбы. Национально-освободительное движение народа Бангладеш не являлось социалистическим. Однако его четкая анти­империалистическая направленность и сознательное активное участие в нем широких слоев трудящихся выдвинули в области как политиче­ской жизни, так и экономики задачи, выходящие за капиталистические рамки.

      Силы освобождения добились больших успехов, вооруженная борь­ба все время усиливалась, многие районы провинции были освобожде­ны и даже в Дакке западнопакистанские солдаты не чувствовали себя в безопасности. К началу сентября 1971 г. по предложению премьер-министра Бангладеш был сформирован единый национальный фронт из партий Авами лиг, Коммунистической партии, Национальной народ­ной лиги, возглавляемой Музаффаром Ахмедом, Национальной народ­ной лиги, возглавляемой Маулана Бхасани, Восточнопакистанского на­ционального конгресса. Такое объединение консолидировало и укрепило силы национально-освободительного движения, создало уверенность в победе. Организация консультативного комитета пяти партий вызвала громадный энтузиазм бенгальского народа. Таким образом, восстание, вспыхнувшее 25 марта 1971 г., переросло в национально-освободитель­ную борьбу, руководимую единым политическим центром.

      Индия не могла оставаться бесстрастным свидетелем угнетения целого народа соседнего государства, на стороне которого было обще­ственное мнение страны. Поражение народа Бангладеш серьезно осложнило бы дело мира и безопасности в этом районе. Это было бы трагедией для всех народов субконтинента. Резолюция о предоставле­нии помощи борьбе народа Бангладеш, внесенная премьер-министром Индирой Ганди, была одобрена парламентом Индии 31 марта 1971 г. Позиция Индии, поддержавшей освободительную вооруженную борьбу народа Бангладеш, правомерна с точки зрения международного права, так как помощь народам, сражающимся за свою независимость, яв­ляется первоочередной задачей государств — членов ООН.

      46

      Поддержка Индии выразилась, прежде всего, в содействии реали­зации внутренними силами Бангладеш революционного процесса в провинции. Народ Бангладеш, вынужденный взяться за оружие и от­стаивать свою свободу и независимость, нуждался в помощи оружием, медикаментами и прочими материальными средствами для завершения своей справедливой борьбы. Такую помощь оказала ему Индия. Индия создала и экипировала много молодежных лагерей в Западной Бенгалии и в Мегхалайе, где прошли военную подготовку тысячи борцов из Восточного Пакистана. Размещение беженцев из Восточного Пакиста­на возложило на Индию большие финансовые расходы, чем страна могла перенести. Чтобы компенсировать эти расходы, правительство Индии вынуждено было повысить стоимость железнодорожных биле­тов, почтовых пересылок и т. д.

      Вмешательство КНР с целью подавления народа Бангладеш, под­нявшегося на национально-освободительную борьбу, явилось нарушением декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Китай предоставил кредит Пакистану в 200 млн. долларов, начал поставку 400 истребителей и бомбардировщиков, танков и зенитных установок. В связи с подобными действиями маоистских руководителей компар­тия Индии заявила: «Вызывает удивление позиция Китая, его сговор с империалистами США для подавления освободительной борьбы на­рода Бангладеш. Претензии Китая на руководящую роль в национально-освободительном движении угнетенных народов оказались, таким образом, просто обманом».[7]

      Однако все происки врагов народа Бангладеш оказались тщетны­ми. Двухнедельная декабрьская война 1971 г. закончилась полной по­бедой Индии и Бангладеш. Таких крупных успехов национально-осво­бодительное движение народа Восточной Бенгалии смогло добиться только в наши дни, когда в мире произошли громадные изменения. Одним из самых решающих факторов победы явилась поддержка на­ционально-освободительного движения народа Бангладеш междуна­родным рабочим классом и мировой социалистической системой.

      В Дакку возвратилось правительство Бангладеш. Выступая на ми­тинге государственных служащих через 24 часа после возвращения в столицу, первый премьер-министр Бангладеш Таджуддин просил при­сутствующих понять, что «новое правительство Бангладеш представля­ет собой не просто преемника старого правительства, а является прави­тельством, рожденным в вооруженной борьбе, в которой в той или иной форме участвовало все население страны».[8] Значительную роль в политической жизни страны стала играть Коммунистическая партия Бангладеш, завоевавшая большую популярность в ходе национально-освободительной борьбы.

      После освобождения из западнопакистанского застенка премьер-министром Народной Республики Бангладеш был назначен выдающий­ся деятель национально-освободительного движения Бангладеш, лидер Авами лиг Бангабандху шейх Муджибур Рахман. Президентом страны стал Абу Савид Чоудхури, бывший судья высшего суда Дакки и про­ректор университета в Дакке.

      Все лица, избранные от Восточной Бенгалии в Национальное собра­ние Пакистана и провинциальное Законодательное собрание в декабре 1970г., образовали Законодательное собрание республики. Открывшая-

      47

      ся 10 апреля 1972 г. первая сессия Законодательного собрания Народ­ной Республики Бангладеш приступила к выработке конституции мо­лодого государства. В рекордно короткий срок — менее чем в течение года после освобождения была выработана и принята 4 ноября 1972 г. демократическая конституция страны, вступившая в силу 16 декабря 1972 г.

      Проект конституции был подготовлен специальным комитетом, со­стоявшим из 34 депутатов, под руководством министра по парламент­ским делам и юстиции доктора Камала Хуссайна. Текст конституции обсуждался парламентом в течение 17 дней во время первого, второго и окончательного чтения. 153 статьи новой конституции были одобрены с более чем ста поправками, направленными в основном на ее даль­нейшую демократизацию.

      14 декабря 1972 г. конституция была торжественно подписана чле­нами Законодательной Ассамблеи, состоявшей из 403 депутатов. Толь­ко два депутата выступили против новой конституции. Первым поста­вил свою подпись под двумя экземплярами конституции на бенгаль­ском и английском языках премьер-министр Муджибур Рахман.[9]

      Конституция получила одобрение основных политических партий страны, в том числе и Коммунистической партии Бангладеш. Конститу­ция заменила Временную конституцию Народной Республики Бангла­деш, принятую 12 января 1972 г. и состоявшую всего из преамбулы и 10 пунктов.

      Конституция Бангладеш — важный программный документ, кото­рый наметил политический и социально-экономический курс страны. Выступая перед утверждением конституции, Муджибур Рахман заявил, что «принятие конституции знаменует кульминационный пункт дли­тельной освободительной борьбы народа и начало прогрессивного дви­жения страны к обществу, свободному от эксплуатации».[10] Он добавил также, что народ Бангладеш впервые в истории получил свою собст­венную конституцию. Преамбула конституции провозглашает, что «ос­новной целью государства будет построение демократическим путем социалистического общества, свободного от эксплуатации, в котором для всех граждан будет обеспечена законность, основные общечелове­ческие права, свобода, равенство, политическая, экономическая, соци­альная справедливость.»[11] «Бангладеш, — говорится в конституции,— избирает путь планового социалистического развития национальной экономики с целью построения справедливого общества, свободного от эксплуатации человека человеком».[12]

      Конституция предусматривает парламентскую форму правления, при которой широкими полномочиями наделяется премьер-министр. Главой государства является президент, однако его полномочия носят чисто протокольный характер и осуществляются в соответствии с реко­мендациями премьер-министра. Согласно конституции президент наз­начает лидера большинства в верховном законодательном органе страны премьер-министром, а все остальные члены кабинета назнача­ются президентом по рекомендации премьер-министра.

      Конституция гарантировала равные права для всех граждан рес­публики. Она закрепила основные гражданские права: свободу слова, печати и т. д. Государство обязуется обеспечить каждому гражданину право на труд и на оплату в соответствии с его трудом. Государство

      48

      также  несет ответственность за  предоставление  каждому  гражданину продовольствия, одежды, жилища и медицинского обслуживания.

      Основной принцип государственной политики, декларированный конституцией, сформулирован так: «Народ будет владеть орудиями и средствами производства или контролировать их в форме государст­венной собственности, что означает собственность государства от име­ни народа путем создания эффективного и динамичного национализи­рованного общественного сектора, включающего в себя ключевые отрасли экономики».[13]

      Вместо неограниченного роста капитализма новая конституция провозгласила принцип усиления государственного сектора в ключевых отраслях экономики. Государство имеет право взять под контроль или национализировать любую частную собственность.

      В области внешней политики конституция провозгласила поддерж­ку антиимпериалистической борьбы народов и высказалась за полити­ку мирного сосуществования и неприсоединения.

      В марте 1973 г. проведены первые выборы в новый парламент республики. Парламент играет важную роль в политической жизни мо­лодого государства. В соответствии с конституцией однопалатный пар­ламент состоит из 300 депутатов и избирается сроком на пять лет. Де­путаты парламента утверждают правительство и избирают президента республики. Премьер-министр и члены кабинета несут коллективную ответственность перед парламентом.

      Избирательная кампания проходила в острой политической борьбе между партиями. В выборах участвовало 16 политических партий и организаций, выставивших 1100 кандидатов. Правящая партия Авами лиг выдвинула кандидатов во всех избирательных округах. В их число входило около 200 бывших членов парламента и около 100 новых кан­дидатов, преимущественно молодежь. Для участия в выборах было за­регистрировано 35223 тыс. избирателей. Авами лиг добилась крупного успеха, проведя 292 депутата в парламент страны.

      Государственный аппарат молодой республики стал полностью формироваться из восточнобенгальского населения. До завоевания не­зависимости все высшие и большую часть других постов в гражданской службе Восточного Пакистана неизменно занимали выходцы из Запад­ного Пакистана, преимущественно пенджабцы, которые превратили го­сударственную службу в свою монополию.[14]

      Пакистанские авторы, даже стоявшие на точке зрения, близкой правящим кругам Западного Пакистана, отмечали высокомерие, с ко­торым держались чиновники, присылаемые на службу в Восточный Пакистан. «Они принадлежали к высшему классу; они не считали нуж­ным говорить на бенгальском языке; они пренебрежительно относились к бенгальской культуре».[15]

      Государственный аппарат Бангладеш сформирован в основном из членов правящей партии Авами лиг. Партия пользуется не только ши­рокой поддержкой бенгальской буржуазии, интеллигенции, зажиточной верхушки деревни, но и подавляющего большинства участников массо­вого народно-демократического движения. Руководство этой партии обеспечило себе также поддержку бенгальцев-индусов, которые состав­ляют 18,4% населения страны.

      49

      Программа Авами лиг в известной мере отвечает чаяниям народа. Партия отвергла частное предпринимательство как единственный дви­гатель экономического развития. Лидеры партии заявляли, что они бу­дут добиваться всемерного расширения государственного сектора; на­ционализируют банки, страховые компании, предприятия тяжелой индустрии, судоходные компании, внешнюю торговлю, торговлю джу­том и хлопком; установят максимальный предел землевладения и рас­пределят земли среди нуждающихся; осуществят широкую программу строительных работ и, наконец, будут проводить независимую ней­тральную внешнюю политику, не связывая страну с военными блоками СЕАТО и СЕНТО. Политику партии Авами лиг поддерживает Комму­нистическая партия Бангладеш (КПБ) и Национальная народная пар­тия (ННП), руководимая Музаффаром.

      Советский Союз и Индия были первыми государствами, официаль­но признавшими Бангладеш. К концу марта 1973 г. Бангладеш призна­ли около 100 государств. Не создавая субъекта международного права, а будучи лишь констатацией факта его появления, признание вместе с тем морально ставит признавшего на сторону признанного, что дает возможность правительству Бангладеш эффективнее участвовать в раз­решении международных проблем.

      Общественность и правительство Бангладеш одобрили результаты нндо-пакистанского соглашения в Симле. Министр иностранных дел Бангладеш Абдус Самад приветствовал результаты соглашения в Сим­ле как гарантию будущих успехов стран Индостанского субконти­нента.[16]

      Советский Союз был первой страной вне Индостанского субконти­нента, которую шейх Муджибур Рахман посетил с официальным визи­том в начале марта 1972 г., что уже само по себе явилось знаменатель­ным фактом. «Наша линия на поддержку республики Бангладеш и сотрудничество с ней вытекает из принципиальной политики Коммуни­стической партии и Советского государства».[17]

      Молодая республика Бангладеш встречает второй год своей свобо­ды в трудных условиях, но ее народ твердо верит, что освобождение принесло с собой хорошую перспективу для прогрессивного развития страны во всех областях общественной жизни. За период, прошедший со времени завоевания независимости, народ и правительство Бангла­деш добились заметных успехов в перестройке общественной и полити­ческой жизни, экономики страны на новых, прогрессивных началах.

      Рекомендована кафедрой международного права Ленинградского университета

      [1] См.: Census of Pakistan Population, Karachi, 1961, vol. 1, p. 1.

      [2] См. «New Age», 1971, 24 October, p. 2

      [3] Подробнее см.: Д. И. Бараташвили. За свободу и независимость народов (международно-правовой очерк). М., Изд. ИМО, 1960, стр. 116, 148—149 и др., Л. А. Моджорян. Колониализм вчера и сегодня (международно-правовой очерк). М., «Международные отношения», 1967, стр. 39—44; Д. Б. Левин. Международное пра­во и сохранение мира. М., Изд. «Международные отношения», 1971, стр. 166 и др.

      [4] См.: Р. Л. Бобров. Современное международное право. Изд. ЛГУ, 1961, стр. 96.

      [5] Выборы проходили 7 декабря 1970 г. в Национальную Ассамблею — высший за­конодательный орган государства и  17 декабря  1970 г. — в Законодательное собрание восточной провинции.

      [6] «New Age», 1971, 7 November, p. 15.

      [7] Ibid., 1971, 24 October, p  2.

      [8] Ibid., 1972, 2 January, p. 8.

      [9] «Amrita Bazar Patrica», 1972, 17 December.

      [10] Ibid., 1972, 9 November.

      [11] Ibid.

      [12] Ibid.

      [13] Ibid.

      [14] См.: Khalid Bin Sayееd. Pakistan. The formative phase. Karachi, 1960, p. 299; M. Ahmed. My chief. Lahore, I960, p. 7.

      [15] Khalid Bin Sауееd, op. cit., p. 212.

      [16] «New Age», 1972, 9 July, p. 9.

      [17] «Правда», 1972, 21 марта

    Информация обновлена:21.02.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru