Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Гендзехадзе, Е. Н., Мартьянова, Т. С.
Иван Борисович Новицкий, 1880 - 1958 /Е. Н.
Гендзехадзе, Т. С. Мартьянова.
//Правоведение. -1977. - № 6. - С. 104 - 110
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Иван Борисович Новицкий, 1880 - 1958.
      Гендзехадзе, Е. Н., Мартьянова, Т. С.

      Е. Н. Гендзехадзе, кандидат юридических наук

      Т. С. Мартьянова

      Иван Борисович Новицкий (1880—1958)

      Иван Борисович Новицкий родился 10 июля 1880 г. и умер 22 ию­ля 1958 г. Добрую и долгую память о себе он заслужил огромным и многосторонним трудом.

      Работать И. Б. Новицкий начал уже в гимназические годы, так как его мать, рано овдовев, не могла обеспечить сына необходимыми средствами для обучения. Однако работа не мешала Ивану Борисо­вичу прекрасно учиться. В 1899 г. он окончил гимназию с золотой ме­далью. Так же блестяще учился Новицкий на юридическом факульте­те Московского университета, куда он поступил после окончания гим­назии. Уже в студенческие годы проявилось стремление Ивана Бори­совича к научной работе. Он активный участник кружка цивилистов, сформированного при историко-филологическом студенческом обще­стве, входит в бюро секции общественных наук.

      Окончив в 1904 г. с отличием университет, Иван Борисович оста­ется при юридическом факультете для подготовки и сдачи магистрант­ских экзаменов. Его научным руководителем в этот период был проф. В. М. Хвостов, один из крупных специалистов по римскому пра­ву, автор ряда солидных исследований в этой области, в том числе таких, как «История римского права», «Натуральные обязательства по римскому праву», а также трудов по истории и общей теории права. После успешной сдачи магистрантских экзаменов и прочтения двух пробных лекций (одной на тему по собственному выбору, дру­гой — по назначению факультета) 20 марта 1906 г. И. Б. Новицкому было присвоено звание приват-доцента. В первые годы ему было пору­чено проведение практических занятий в двух-трех группах и по жела­нию чтение необязательного курса лекций. Эти курсы обычно чита­лись вне учебного плана, по теме, избранной лектором, продолжитель­ностью от 3 до 20 часов. Они являлись пробой для начинающего преподавателя, которому в случае успешной работы в дальнейшем по­ручали чтение обязательного курса, вначале частями. Так, при пере­воде Новицкого на чтение обязательного курса по римскому праву первоначально ему поручили разделы семейного и наследственного права.

      К своей преподавательской работе Иван Борисович относился необыкновенно тщательно. Сохранились заметки, датированные 1906, 1910 и более поздними годами, в которых он отмечал, не только когда и с какой группой студентов, по какой теме проводилось занятие, но и педагогические приемы, а также общие впечатления. Вот, напри­мер, записи из дневника практических занятий по римскому праву, начатого 18 мая 1906 г. В них ученый разбирает проблемы обязатель-

      105

      ственного права для начинающих изучение системы римского права. На левой стороне листа изложены вопросы по теме, а на правой — подробные и обстоятельные ответы на каждый из них. В ответах да­ется не только анализ литературных источников, разбор высказанных по теоретическим проблемам взглядов, а и примеры, тексты домашних работ для желающих и другие вспомогательные материалы, 21 сентября 1910 г., начиная занятие, Иван Борисович произнес всту­пительное слово и отметил в дневнике в разделе «педагогические приемы»: «недостаточно вдохновенно», по поводу занятия 30 ноября указал: «больше разработать вопрос об офферте». Комментируя лек­цию по гражданскому праву, прочитанную им 29 января 1910 г., Новицкий написал: «необходимо разработать резюмирующие тезисы».

      Под влиянием революционно-демократического движения 60-х го­дов XIX века в России начали создаваться Высшие женские курсы. В 1872 г. в Петербурге открываются Высшие женские медицинские курсы, а в Москве двухгодичные Высшие женские курсы проф. В. И. Герье. Созданием этих курсов Россия опередила в деле выс­шего женского образования почти все государства Западной Европы и Америки. Число слушательниц на Высших курсах в год их учреж­дения равнялось 254, а к 1909 г. возросло до 5177. В Москве в нача­ле XX века были учреждены Высшие женские юридические курсы. И. Б. Новицкий по решению Совета Высших женских курсов избира­ется для ведения практических занятий по гражданскому праву. Способствуя развитию женского образования, он всячески приветствовал и поддерживал инициативу русских женщин, окончивших юридический факультет, в их стремлении добиться разрешения на занятие должно­стей адвокатов, что в условиях русской действительности было вопро­сом исключительной важности.

      Первые годы работы в высшей школе были для И. Б. Новицкого, как для всякого молодого преподавателя, временем поисков наибо­лее рациональной методики преподавания. Именно в этот период сло­жились основные принципы его педагогического и научного мастерства, получившие в дальнейшем всестороннее развитие и углубление. И. Б. Новицкий придерживался мнения, что преподаватель, рассказы­вая о необходимом материале, должен заставлять слушателя вести определенный мыслительный процесс. Чтобы добиться этого, нельзя полагаться на, вдохновение, даже если лектор очень способный чело­век. Он должен самым тщательным образом готовиться к каждой лек­ции, иметь не только план изложения основных вопросов, на каких придется останавливаться в лекции, но и продумывать ее детальные пункты. Это необходимо потому, что первое условие научности лек­ции — ее систематичность. Материал должен быть расположен и по­дан так, чтобы студент понимал связь одного положения с другим, а это достигается только тщательной подготовкой. Лектор обязан чув­ствовать свою аудиторию, улавливать степень усвояемости того, что говорится. Вместе с тем необходимо наблюдать аудиторию, следить за тем, понятен ли излагаемый материал. Недостаточно усвоенные положения следует повторить, но сделать это необходимо в форме под­ведения итогов и в других выражениях, не повторяя сказанное.

      Преподаватель в своей лекционной работе не может замыкаться в узких рамках только своей дисциплины. Это не значит, что в лекцию обязательно вводить материал смежной дисциплины, нужно владеть ее основами, тогда уровень преподавания значительно повысится. Лек­ция должна пробудить мыслительную работу слушателя, активизиро­вать ее, заставить воспринимать услышанное критически.

      106

      Непреложными принципами деятельности И. Б. Новицкого было признание лекционной работы воротами научной лаборатории лектора, неотъемлемости педагогическо-лекционной работы самого лектора от исследовательско-научной. Иван Борисович подчеркивал, что хороше­го лектора и педагога не может быть без непрерывной и систематиче­ской научной работы. Он отмечал: «Можно встретить такое высказы­вание: такой-то прекрасный лектор, а ученый, научный работник — никакой. Мои долголетние наблюдения приводят меня к заключению, что подобного рода противопоставления можно признать правильными в совершенно исключительных случаях и только с очень большими оговорками... Имея хорошую голову, обладая ораторским даром, не работающий научно человек может дать эффектную лекцию; если он читает на первом курсе — его лекции будут даже сопровождаться аплодисментами аудитории, но если судить не по одной внешности, а вникнуть в сущность лекции — как одной из форм педагогического процесса, то результат оценки будет иной. Я думаю, не лишен спра­ведливости афоризм, принадлежащий знаменитому русскому хирургу Н. И. Пирогову: „Научное и без учебного светит и греет, а учебное без научного только блестит”... Само слово “преподавание” озна­чает, что каждый из нас должен что-то „давать” своей аудитории. А из какого запаса взять? Из чужого? Но ведь без научной работы и чужое не возьмешь, придется просто пересказывать учебник. Только научная работа позволит дать что-то свое. Это „свое”—„запас” полу­чается благодаря двум элементам: 1) труду и 2) способностям к науч­ной работе. У разных научных работников эти два элемента имеются в разных пропорциях: одни берут больше своими способностями, дру­гие — упорным трудом, но наличие двух элементов обязательно, при одном ничего не выйдет... Научная работа не терпит перерывов, она должна вестись буквально изо дня в день. Не все, однако, разделяют такую точку зрения: говорят иногда, что так может рассуждать только „ремесленник цеха науки”, научная работа — творческая работа, а творчество предполагает „вдохновение", „настроение", и если его в те­чение недели, а то и больше нет, бессмысленно вымучивать из себя что-то. Да, научная работа — творческий процесс, для которого необ­ходимо соответствующее настроение. Но нельзя забывать и о другом, что этот творческий процесс предполагает накапливание определен­ных материалов; ученый-марксист делает обобщения, выводы, словом творит не из головы, а на почве фактов действительной жизни, на поч­ве материала. И всякий ученый — и старый и молодой — знает, что чем богаче материал, тем надежнее и ценнее выводы, обобщения, творческое достижение... Я со школьной скамьи себя дисциплиниро­вал в том направлении, что если нет настроения для научной работы более самостоятельного характера, необходимо вести подготовитель­ную работу по темам своего плана, но твердо соблюдать правило: не пропускать ни одного дня без какой-то научной работы... Для того, чтобы дать аудитории навыки самостоятельной научной работы, необ­ходимо не просто представить студентам определенные положения, определенные выводы, а нужно показать, как эти выводы получаются, другими словами, нужно вводить студентов в свою научную лаборато­рию. И если преподаватель не ведет или почти не ведет научной рабо­ты, ему нечего показать, он может лишь рассказать то, что имеется у него на памяти из чужого. А молодежь очень чутка, она сейчас же разбирается в степени самостоятельности того, что подается. К само­стоятельной мыслительной работе студента толкает только лекция, в должной мере представляющая собой творческий процесс». Иван Бо-

      107

      рисович указывал также, что «когда взята тема, намечен план, начи­нается собирание материала, а потом и изложение его, то проявляется сущность неодинакового склада людей. Бывают такие, которые могут собирать материал только по одной теме, а есть и другие, которые идут на одновременное собирание материала по двум темам и даже любят так работать. Одни не приступают к написанию, пока не со­бран материал по всей теме в целом и пока не продумана работа от начала до конца. Другие предпочитают собрать материал по одной главе, и дальше, продолжая собирать материал по другим главам, начинают писать первую. В этом отношении каждый, мне кажется, должен себя испытать, установить, как у него получается лучше, и так и действовать. Но одно бесспорно: если начать писать до того, как в голове сложились мысли по всей работе, то необходимо при на­писании каждой дальнейшей главы сопоставлять с написанным ранее, и если обнаруживается какая-то неувязка, тем более противоречие, надо еще раз все тщательно выверять».[1]

      Следуя своим принципам, И. Б. Новицкий уже в самом начале своей деятельности ведет наряду с большой лекционно-преподавательской и научно-исследовательскую работу. В 1907 г. им был подготов­лен и вышел в свет учебник по гражданскому праву для средних школ объемом 10 печатных листов, который до 1914 г. выдержал четыре издания и был одним из наиболее популярных. В 1914 г. он заканчи­вает подготовку к защите магистрантской диссертации на тему: «Со­циальные мотивы законодательства римских императоров». Относясь к области римского права, диссертация содержала рассмотрение глав­ным образом проблем земельного законодательства. Из других работ этого периода следует отметить такие исследования, как «Спор о без­денежности займа по римскому праву» и «Анализ характера консти­туций римских императоров». В последней работе Иван Борисович впервые в цивилистической литературе вскрывает классовую сущность положений конституций, направленных к обеспечению налоговых по­ступлений в пользу патрициев.

      В этот период своей педагогической и научной деятельности И. Б. Новицкий затрагивал также проблемы дореволюционного рус­ского гражданского права. Нельзя пройти мимо известной его работы о принципе доброй совести в Проекте обязательственного права.[2] Эта небольшая по объему работа сохраняет теоретическое значение и до настоящего времени, так как в ней анализируется понятие доброй со­вести с точки зрения объективного критерия для определения вины в гражданском праве. Подчеркивая ее значение, Д. М. Генкин отме­тил, что в работе используется и критически разбирается исчерпываю­щим образом вся иностранная литература, касающаяся этого понятия. Книга получила отклик и за рубежом. В работе «Обычаи граждан­ского оборота в Проекте обязательственного права»[3] И. Б. Новиц­кий высказал мнение и доказал, что обычай становится источником права лишь с санкции законодателя. Эта позиция получила затем все­общее признание в науке советского гражданского права. Среди дру­гих проблем, интересовавших Ивана Борисовича, были и вопросы от­ветственности, в частности, можно отметить его работу об ответст­венности за эвикцию.

      108

      Вдохновенная и плодотворная научная и педагогическая деятель­ность Ивана Борисовича снискала ему широкую известность и призна­ние. В 1916 г. И. Б. Новицкий получил предложение занять кафедру гражданского права юридического факультета Варшавского универси­тета и одновременно читать гражданское право на состоящих при Уни­верситете Высших женских курсах.

      И. Б. Новицкий был в числе лучших представителей русской ин­теллигенции, сразу понявших значение Великой Октябрьской социали­стической революции и отдавших все свои знания и опыт делу социа­листического строительства. В 1918 г. И. Б. Новицкий назначается деканом юридического факультета Первого Московского государствен­ного университета, а 1 февраля 1919 г. избирается на должность про­ректора университета.

      В течение многих лет И. Б. Новицкий одновременно, с работой на юридическом факультете МГУ преподавал гражданское и земельное право в Московском межевом институте (впоследствии преобразован­ном в Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии).

      Не изменяя своему правилу о том, что преподавательская работа должна сочетаться с постоянной научной работой, Иван Борисович выпускает в 1921 г. интересную и обстоятельную работу «Очерки гражданского права»,[4] посвященную исследованию фундаментальных понятий обязательственного права. Это был период, непосредственно предшествовавший разработке и принятию Гражданского кодекса РСФСР 1922 г., поэтому высказанные в ней обоснования важнейших положений советского обязательственного права (понятие договора, основания его заключения, исполнения, ответственности и др.), имели исключительное значение. Интересна и совместная его с проф. А. М. Винавером работа «ГК РСФСР. Практический Комментарий»,[5] иллюстрировавшая практическое применение высказанных ранее уче­ным теоретических положений.

      Работая над проблемами буржуазного иностранного гражданско­го законодательства, И. Б. Новицкий публикует в 1924 г. две статьи: «Жилищное законодательство во Франции и Италии»[6] и «Новеллы к Французскому Гражданскому кодексу за последнее десятилетие (1914—1924) ».[7]

      Занимаясь постоянно не только гражданским, но и земельным правом, Иван Борисович в 1929 г. подготовил монографию о праве сельскохозяйственных коллективов, явившуюся одной из первых работ, анализировавших с правовых позиций колхозное строительство в СССР.[8] Исключительное значение имел и составленный им в соавтор­стве научно-теоретический комментарий к Земельному кодексу  (1927 г.).[9] Среди работ этого периода следует также отметить свое­образную по теме и малоизвестную работу «Персидский закон о товар­ных знаках».[10]

      Многие годы (1932—-1943) И. Б. Новицкий состоял членом Мос­ковской областной коллегии адвокатов. Его практическая деятель-

      109

      ность была посвящена главным образом защите интересов социалисти­ческих организаций.

      С 1 октября 1944 г. И. Б. Новицкий — профессор кафедры основ советского права Института народного хозяйства им. Г. В. Плехано­ва. Одновременно он читает лекции в Московском юридическом инсти­туте. В эти годы ученый так же, как и ранее, сочетает преподаватель­скую работу с научной. В «Ученых записках» Всесоюзного института юридических наук появляется его статья о порядке признания безве­стно отсутствующими и умершими в период войны. Выдвинутые в ней положения легли затем в основу проекта Гражданского кодекса. В 1945 г. И. Б. Новицкий опубликовал работу о недействительности сде­лок, где высказал ряд интересных и глубоких теоретических положе­ний. В 1947 г. коллектив авторов Всесоюзного института юридиче­ских наук подготовил сборник задач по советскому гражданскому пра­ву. И. Б. Новицкий участвовал не только в составлении отдельных разделов сборника, но осуществил и общую его редакцию.

      Иван Борисович был обаятельным человеком, отзывчивым, всег­да готовым оказать помощь и содействие, необыкновенно скромным. Оценивая свою педагогическую и научную работу, он неизменно под­черкивал ее обычный, ничем не отличающийся от среднего уровня характер. Однако его сослуживцы и ученики обращали внимание на необычайно плодотворное влияние его преподавательского дара и вдо­хновенный характер его научных исследований. Эти качества Ивана Борисовича отмечали А. И. Денисов, Д. М. Генкин, Л. А. Лунц и дру­гие. В частности, Л. А. Лунц, ученик И. Б. Новицкого, выпускник Московского университета, вспоминая о семинарах по римскому пра­ву, которые проводил И. Б. Новицкий, отмечал подлинно марксистский анализ раскрытия сущности институтов римского права, данный ученым.

      В 1947 г. товарищи и сослуживцы И. Б. Новицкого обратились к дирекции Всесоюзного института юридических наук с просьбой хода­тайствовать перед Высшей Аттестационной Комиссией о присуждении ему ученой степени доктора юридических наук без защиты диссерта­ции. Они единодушно подчеркивали, что ученый давно заслуживает этой степени по результатам своей работы и только необычайная скромность мешает ему самому предложить одну из своих работ в ка­честве докторской диссертации. С. Н. Братусь, оценивая работу Ивана Борисовича, говорил, что он бесспорно и давно является доктором наук, делает все необычайно талантливо и быстро. Всем известна блестящая эрудиция И. Б. Новицкого, колоссальная работоспособность, умение кратко, сжато, с предельной ясностью и простотой излагать самые трудные проблемы, не упрощая и не снижая их теоретического уровня. Как отмечала Е. А. Флейшиц, «...трудно найти в нашей среде работника более продуктивного, никто из людей более молодых не может в этом отношении поспорить с ним. Он работает чрезвы­чайно быстро, с необыкновенно изящной простотой и легкостью, и дает продукцию удивительно точную, тонкую и содержательную».[11] Выс­шая Аттестационная Комиссия нашла ходатайство основательным и присудила Ивану Борисовичу Новицкому ученую степень доктора юри­дических наук.

      Пятидесятые годы были годами зрелости и наиболее плодотвор­ной педагогической и научной работы И. Б. Новицкого. С 1954 г. По-

      110

      сле слияния Московского юридического института с юридическим факультетом МГУ И. Б. Новицкий работает на кафедре гражданского права юридического факультета, а с 1 июля 1957 г. утверждается в должности заведующего этой кафедрой.

      Велико научно-теоретическое и практическое значение написан­ных И. Б. Новицким в этот период 10 монографий, посвященных узло­вым проблемам советского гражданского права.[12] Не будет преувели­чением сказать, что представители всех поколений советских цивили­стов постоянно обращаются к этим работам в своей повседневной научной и практической деятельности. Нельзя не упомянуть и его перевод книги Е. Годэмэ «Общая теория обязательств».[13] Предисло­вие, написанное И. Б. Новицким, вскрывает с марксистских позиций буржуазную сущность теоретических положений этой работы.

      Научное наследие Ивана Борисовича Новицкого весьма обшир­но. Его перу принадлежит около 150 работ. Их тематика настолько разнообразна, что полное представление о ней можно получить только определенным образом систематизировав все его творче­ские исследования. Как указывал Д. М. Генкин, работы И. Б. Новиц­кого можно классифицировать в основном по следующим группам: 1) в области римского права; 2) в области дореволюционного русского гражданского права; 3) в области советского гражданского права; 4) в области советского земельного права; 5) в области иностранного гражданского и торгового права. У И. Б. Новицкого учились многие видные советские правоведы. Среди них Б. С. Антимонов, А. М. Винавер, заслуженный деятель науки РСФСР Д. М. Генкин, М. А. Гурвич,. заслуженный деятель науки РСФСР В. Н. Дурденевский, М. В, Зиме-лева, академик Академии наук Украинской ССР, заслуженный деятель науки РСФСР В. М. Корецкий, чл.-кор. АН СССР, за­служенный деятель науки РСФСР и Узбекской ССР Е. А. Коровин, заслужённый деятель науки РСФСР Л. А. Лунц, Б. Б. Черепахин. Многие другие его ученики преподают в учебных заведениях нашей страны, ведут научную работу в исследовательских учреждениях.

      Деятельность Ивана Борисовича Новицкого как педагога, учено­го и практического работника была оценена по достоинству. Ему не­однократно объявлялись благодарности за хорошее руководство на­учной студенческой работой, за отличную научно-педагогическую дея­тельность. Особо был отмечен И. Б. Новицкий в связи с 200-летним юбилеем Московского государственного университета им. М. В. Ло­моносова. Большая жизнь и разносторонняя деятельность ученого — яркий пример для тех, кто посвятил себя правоведению.

      Рекомендована кафедрой гражданского права Московского университета

      [1] Архив И. Б. Новицкого.

      [2] См.: Новицкий И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права. — «Вестник гражданского права», 1916, № 6, 7, 8.

      [3] «Вестник гражданского права», 1915, № 1.

      [4] М., 1921.

      [5] М., 1925.

      [6] См.: «Право и жизнь», 1924, № 5—6.

      [7] См.: «Право и жизнь», 1924, № 7—8.

      [8] См.: Новицкий И. Б. Правовое положение сельскохозяйственных коллекти­вов, М., 1924.

      [9] См.: Земельный кодекс (с изменениями и разъяснениями НКЗ РСФСР). М., 1927.

      [10] См.: «Вестник Комитета по делам об изобретениях», 1928, № 3.

      [11] См.: Стенограмма заседания Ученого Совета Всесоюзного института юридических наук от 23 июня 1947 г.

      [12] Среди них: Общее учение об обязательстве (в соавторстве с Л. А. Лунцем). М., 1950; Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организациями. М., 1952; Солидарность интересов в советском гражданском праве (отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи). М., 1951; Сделки. Исковая давность. М., 1954; Роль советского гражданского права в осуществлении хозрасчета и режима экономии. М., 1955; История советского гражданского права. М., 1957 и др.

      [13] Годэмэ Е. Общая теория обязательств. Пер. с франц. М., 1948.

    Информация обновлена:16.12.2005


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru