Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Советское право как средство осуществления политики КПСС /


Алексеев, С. С.
Советское право как средство осуществления
политики КПСС /С. С. Алексеев.
//Правоведение. -1977. - № 5. - С. 15 - 23
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Советское право как средство осуществления политики КПСС.
      Алексеев, С. С.

      С. С. Алексеев, доктор юридических наук

      Советское право как средство осуществления политики КПСС

      Дальнейшее укрепление социалистической законности,  всемерное упрочение правовых начал в жизни социалистического общества при­обрели в современных условиях  значение  общепартийной,  общегосу­дарственной задачи.[1] Обусловленный объективными факторами разви­тия зрелого социализма, данный процесс наглядно свидетельствует о том, что советское общенародное право становится все более необхо­димым и действенным средством осуществления политики Коммуни­стической партии.

      1. Важное место, которое занимает советское право в политиче­ской системе развитого социалистического общества, в полной мере со­ответствует фундаментальным положениям марксистско-ленинской: теории, ленинским идеям о праве и законности. Особого внимания в этом плане заслуживают два момента: первый—об оценке права как социально-политического явления, второй — о месте и роли права в, по­литической системе общества, строящего коммунизм.

      По первому из указанных моментов в советской юридической науке всегда существовала предельная четкость. Право — явление полити­ческое. «Закон,— подчеркивал В. И. Ленин, — есть меря политиче­ская, есть политика».[2] Значит право — необходимая сторона политиче­ской жизни классового общества, инструмент классового, политическо­го властвования, связанный с функционированием политической си­стемы.

      Более сложным и противоречивым оказалось развитие  научных, идей о праве при социализме.

      Основоположники научного коммунизма — К. Маркс и Ф. Энгельс, обосновав методологически отправные, кардинальные положения о пра­ве как социально-политическом явлении, не дали в то же время развер­нутой характеристики места и роли права в будущем социалистиче­ском обществе. Выдвинутые К. Марксом в «Критике Готской програм­мы» общие положения о «буржуазном праве» при социализме, хотя и имеют юридический аспект (значительную ценность представляет са­ма идея о необходимости использования «равных мер» в условиях со­циалистического строя), касаются в основном экономической стороны общественных отношений при социализме — действия объективного экономического закона распределения в соответствии с количеством и качеством труда. Разработку же вопроса о праве в политической систе­ме социалистического государства классики марксизма-ленинизма свя­зывали с практикой революционного движения.

      Отсутствие в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса конкретизи-

      16

      рованных и развернутых положений о праве при социализме и, конеч­но, еще в большей степени—реакционность законодательства и юри­дической практики при империализме, коварность и лживость исполь­зуемых буржуазией, ее идеологами «правовых» лозунгов и формул послужили основанием к тому, что у многих революционеров-маркси­стов возникло отрицательное, в основном, отношение к праву, ко всему «юридическому».

      «... До революции, — писал в 1922 г. П. И. Стучка,—...социал-демократы-марксисты слишком мало думали о вопросах права. . .».[3] Отсюда — получившие известное распространение в первые годы после Октябрьской революции суждения ряда правоведов, пронизанные на­строениями правового негативизма: право — «опиум для народа», «еще более отравляющий и дурманящий» чем религия;[4] право — «контрре­волюционный элемент»;[5] после революции право сразу же обречено на «отмирание», юридическое регулирование должно быть заменено организационно-техническим.[6]

      Величайшая заслуга В. И. Ленина в том, что в эпоху социали­стической революции на основе новой общественно-политической прак­тики, опыта государственно-правового строительства  он  разработал четкую систему взглядов о праве при социализме, представляющих со­бой выдающийся вклад в марксистскую теорию.

      Знаменателен сам факт, что настроения правового негативизма начали преодолеваться, по свидетельству П. И. Стучки, именно в связи с ленинскими взглядами на государство, право, законность, и прежде всего теми из них, которые изложены в «Государстве и революции». «Только эта работа, — писал П. И. Стучка, — и наша революция, — не берусь сказать, что в большей мере, — открыли нам глаза на роль и значение государства в переходный к коммунизму период».[7]

      Положения о праве как регуляторе меры труда и потребления, о законности и революции, о святости советского закона, о кодифика­ции и многие другие — один из существенных моментов того нового, что внес В. И. Ленин в марксистское учение о социалистической ре­волюции, политической организации общества, государстве. И хотя не все эти положения получили в годы становления советской юридиче­ской науки полное отражение в литературе, они определили главные направления развития общественно-политической мысли в нашей стра­не, воплотились в произведениях М. И. Калинина, А. В. Луначар­ского и других государственных и общественных деятелей, в научных трудах правоведов-ленинцев — П. И. Стучки, Н. В. Крыленко и др.

      Идеи В. И. Ленина о праве и законности в социалистическом об­ществе выработаны и сформулированы как составная часть ленинского плана партийного и государственного строительства в стране, созда­ния и укрепления политической системы социализма. Высказывания В. И. Ленина, содержащиеся в ряде партийных документов, положе­ния о необходимости закреплять политику законодательно для того,

      17

      чтобы не допускать отклонения от нее,[8] о том, что Коммунистическая партия осуществляет свою деятельность как партия, правящая через советские органы, в рамках Советской конституции,[9] о необходимости того, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом,[10] и ряд других — яркое свидетельство такого подхода к со­ветскому праву, при котором оно рассматривается в органической связи с формированием и действием всех звеньев политической системы, в ча­стности, политических механизмов, эффективно обеспечивающих руково­дящую роль Коммунистической партии в социалистическом обществе.

      2. Изложенное позволяет сформулировать в качестве ключевого следующее теоретическое положение. Советское право потому является важнейшим средством осуществления политики КПСС, что оно высту­пает в качестве необходимого и высокозначимого компонента социали­стической политической системы.

      Этот тезис нуждается в пояснении. Понятие «политическая систе­ма» и в принципе равнозначное ему, по мнению автора, понятие «поли­тическая организация общества» сформулировано в науке для того, чтобы выразить в обобщенной форме «институционный срез» политиче­ской жизни. Оно характеризует политическую жизнь с точки зрения тех институционных социальных образований — государства, политических партий, других общественных организаций, с которыми связано функци­онирование и осуществление политической власти в обществе.

      При таком подходе право, казалось бы, не может получить статуса особого, относительно самостоятельного компонента политической си­стемы, равнозначного другим: в лучшем случае оно может рассматри­ваться как социальный институт подчиненного, вторичного порядка, ко­торый входит в орбиту одного из звеньев политической системы — госу­дарства, и в качестве «государственного явления» включаться в струк­туру политической организации общества. Так по большей части и освещается вопрос о праве в литературе по вопросам политической организации общества.

      Между тем основные социально-политические характеристики пра­ва дают все основания признать за ним особое, относительно само­стоятельное место в политической системе. Исходя из управленческих функций права, обоснованно видеть в нем особый функционально-свя­зующий, организующий элемент, призванный обеспечить нормальное — «системное» — функционирование всех звеньев политической организа­ции общества.[11]

      18

      Но дело не только в этом. Не является ли статус права в поли­тической системе одним из показателей особенностей структуры поли­тической организации буржуазного и социалистического общества?

      Что касается политической системы буржуазного общества, та право здесь в основном «замкнуто» на буржуазном государстве; при всем широковещательном возвеличивании «всего юридического» пре­следуется в то же время узко идеологическая цель: изобразить право­вые реформы в качестве единственного пути совершенствования соци­альной жизни. Реально же буржуазное право, вся совокупность юри­дических механизмов входит главным образом в орбиту государствен­ной действительности — основного орудия буржуазной политической власти.

      В социалистическом обществе право играет высокозначимую, отно­сительно самостоятельную роль. Неизменно оставаясь функциональ­но обусловленным государственной властью, именно в условиях социа­лизма право в полной мере раскрывает свое значение особого компо­нента политической системы, который обеспечивает функционирование механизмов, связанных с руководящей ролью Коммунистической пар­тии — направляющей силы политической организации социалистиче­ского общества.

      Коммунистическая партия — партия авангарда советского народа, партия рабочего класса, воплощающая действительно научное, маркси­стско-ленинское мировоззрение. Деятельность КПСС, ее центральных органов обеспечивает научное управление нашим обществом, целена­правленное развитие общественных процессов, планомерно организуе­мое перерастание социалистических общественных форм в коммуни­стические. «Руководящей и натравляющей силой советского общест­ва, ядром его политической системы, государственных и общест­венных организаций, — говорится в ст. 6 новой Конституции СССР, — является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС сущест­вует для народа и служит народу.

      Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидатель­ной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

      Каким же путем, через какие социально-политические институты практически осуществляется руководящая деятельность КПСС? Решаю­щая роль здесь принадлежит непосредственно массово-политической, организационной работе, имеющей оперативный, живой, творческий ха­рактер. Вместе с тем из самой природы руководящей и направляющей деятельности КПСС, связанной с научным управлением обществом, его целенаправленным развитием, вытекает объективная необходимость использования особых социально-политических институтов, которые обеспечили бы нормативное закрепление коренных интересов народа, проведение в жизнь долгосрочных программ социального развития, стабильность политического курса, фиксировали в качестве всеобщих условия экономической, социально-политической, культурной деятель­ности людей, их коллективов, всех социальных образований.

      Таким социально-политическим институтом и является право. Пра­во «возводит в закон» потребности общественного развития, «делает» всеобщим законом коренные интересы народа; оно оснащено тонкими и надежными механизмами, обеспечивающими проведение в жизнь об­щих норм (моделей) поведения, которые выражают долгосрочные,

      19

      «стратегические» программы общества, строящего коммунизм. Социалистическое общенародное право — право трудящихся, возводящее в закон после победы социализма волю всего народа под руководством рабочего класса, обусловленную экономическим базисом зрелого со­циализма.

      Таким образом, социально-политическая характеристика права не может ограничиваться одним лишь чисто «этатическим» аспектом (хотя надо еще раз подчеркнуть — в своем формировании и действия правовые формы в современных условиях нерасторжимо связаны с государственной властью). Социалистическое право — такой функцио­нально-связующий компонент политической организации, который в единстве с функционированием государства органически сопряжен с ру­ководящей деятельностью Коммунистической партии. Именно в зако­нах, в юридических нормах находит непосредственное (точнее, наибо­лее непосредственное после программных документов партии, партий­ных решений, директив и других руководящих партийных документов) и в то же время осуществляемое через советские органы общегосудар­ственное воплощение партийной политики, выражающей коренные инте­ресы советского народа, глубинные потребности социалистического об­щества.

      Указанная оценка советского права, его места и роли в политиче­ской системе в полной мере соответствует словам партийного докумен­та: «В обобщенной, концентрированной форме советские законы выра­жают волю народа, основные направления политики партии и госу­дарства, обеспечивают движение общества по заданному курсу».[12]

      Яркое тому подтверждение — принятая внеочередной седьмой сес­сией Верховного Совета СССР новая Конституция СССР. При ее раз­работке и принятии партия, весь советский народ исходили из того, что Конституция в нашей стране — это утверждение завоеваний революции и вместе с тем провозглашение основных задач и целей социалистиче­ского и коммунистического строительства. Именно поэтому в ней зако­нодательно закреплена «высшая цель Советского государства — по­строение бесклассового коммунистического общества, в котором полу­чит развитие общественное коммунистическое самоуправление», сформулированы основные направления развития политической системы социализма (ст. 9), зафиксирована «высшая цель общественного про­изводства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей» (ст. 15), направления внешней политики СССР (ст. 28) и другие коренные задачи и цели коммунистического строительства.

      3. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду в числе главных условий всестороннего развития политической системы названо укреп­ление правовой основы государственной и общественной жизни.[13] Это же положение — уже в качестве законодательного, конституционное закреплено в ст. 9 новой Конституции СССР: укрепление правовой основы государственной и общественной жизни — одна из необходи­мых сторон дальнейшего развертывания социалистической демокра­тии — основного направления развития политической системы советско­го общества.

      Приведенное положение Отчетного доклада ЦК КПСС и Консти­туции СССР развивает важную и теоретически глубокую идею о том, что социалистическая законность, правопорядок — основа нормальной жизни нашего общества, его граждан,[14] оттеняет новую грань совет-

      20

      ского права, показывает его роль в политической системе социалисти­ческого государства.

      То, что государственная и общественная жизнь имеет правовую основу, помимо всего иного, означает, что право не может рассматри­ваться только и исключительно в «этатическом» ракурсе. Оставаясь существенным инструментом осуществления государственных функций, советское право в то же время — важный компонент политической си­стемы как целостного, системного образования, компонент, на кото­рый, как на свою «основу», опирается государственная деятельность и который призван обеспечить эффективность и организованность в госу­дарственной работе. «Советское государство, все его органы, — гово­рится в ст. 4 Конституции СССР, — действуют на основе социалистиче­ской законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов обще­ства, прав и свобод граждан. Государственные и общественные орга­низации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы». С предельной четкостью в Основном Законе на­шей страны закреплено, что «все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».

      Вместе с тем следует иметь в виду, что право (а в этой связи и законность, и правопорядок) — лишь одна из основ государственной и общественной жизни, которая проявляет себя на базе других «основ»: экономической, политической, идеологической. Принципиально же су­щественно то, что право функционирует в рамках и по законам цело­стной политической системы.

      Подчеркнутый на XXV съезде, в политических документах, связан­ных с принятием новой Конституции СССР, курс нашей партии, Со­ветского государства на дальнейшее укрепление социалистического правопорядка, весь комплекс намеченных в данном отношении мер (да и само положение о правовой основе государственной и общественной жизни) обусловлены развертыванием социалистической демократии. Это прямое выражение другого, определяющего процесса — усиления роли КПСС в политической жизни социалистического общества.

      Именно через советские законы Коммунистическая партия закреп­ляет «основные направления политики», «задает курс» движения об­щества. Хорошо известно, что важнейшие законодательные акты Со­ветского государства разрабатываются и принимаются в соответствии с решениями КПСС, ее центральных органов — съездов, Пленумов ЦК, Политбюро.

      При этом отчетливо просматривается «цепочка» политических ак­тов, которая воплощает руководящую роль КПСС в указанной обла­сти. Сначала — решение или иное руководящее положение в партий­ном документе, затем — общее, часто совместное ЦК КПСС и Совета Министров СССР, партийно-государственное нормативное решение по соответствующему вопросу и, наконец, конкретный нормативный акт государственного органа, а нередко — комплекс актов. Вот пример та­кой «цепочки»: положение о необходимости упорядочения хозяйствен­ного законодательства в речи Л. И. Брежнева от 14 июня 1974 г., за­тем — совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 июня 1975 г. «О мерах по дальнейшему совершенствова­нию хозяйственного законодательства»[15] и, наконец, подготавливаемые в настоящее время нормативные юридические акты по вопросам хозяй­ственной деятельности. Или: положение Отчетного доклада ЦК КПСС XXV съезду о необходимости подготовки Свода законов нашего госу-

      21

      дарства, затем совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 2 сентября 1976 г. «О подготовке и «здании Свода законов СССР»[16] и, наконец, начавшаяся в настоящее время работа по подготовке всего комплекса конкретных актов, которые должны войти в Свод.

      Показательный пример сочетания руководящей и направляющей деятельности КПСС в правотворческом процессе, роли в нем компе­тентных государственных органов и непосредственного участия трудя­щихся — подготовка проекта и принятие новой Конституции СССР. Сначала — решение руководящих органов КПСС, в том числе XXV съезда КПСС, о подготовке проекта Конституции, образование Вер­ховным Советом СССР Конституционной комиссии, выработка ею проек­та Конституции, далее — одобрение, в основном, проекта майским (1977 г.) Пленумом ЦК КПСС, после этого — одобрение представлен­ного Конституционной комиссией проекта Конституции СССР Прези­диумом Верховного Совета СССР и вынесение его для всенародного обсуждения, обсуждение проекта всем советским народом, рассмотре­ние предложений по уточнению, улучшению и дополнению формулиро­вок проекта Конституционной Комиссией, Президиумом Верховного Совета СССР, октябрьским (1977 г.) Пленумом ЦК КПСС, и, наконец, принятие новой Конституции внеочередной седьмой сессией девятого созыва Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

      4. Изложенное о месте и роли советского права в политической системе социалистического общества позволяет, по мнению автора, в из­вестной степени по-новому подойти к решению ряда проблем общей теории права, в том числе таких, как ценность и престиж советского права, тенденции и перспективы его развития.

      Так, ныне едва ли можно найти работу по вопросам советского пра­ва, в которой бы не говорилось о дальнейшем укреплении социалисти­ческой законности, развитии правовых начал в жизни нашего обще­ства. Утвердился взгляд, что советское право — значительная соци­альная ценность. Вместе с тем более четкая социально-политическая характеристика советского права, «включение» в состав высакозначимых компонентов политической системы дает возможность сразу под­нять его престиж, правильнее определить место в шкале социально-политических ценностей нашего общества. А это в свою очередь сопря­жено с перспективой дальнейшего усиления правового воспитания, ориентировкой на раскрытие собственной социальной ценности права, с более основательным включением в политическое воспитание, тео­рию и практику партийно-политической пропаганды вопросов совет­ского права.

      Или — теоретически и практически существенная проблема о пер­спективах развития советского права.

      В развитом социалистическом обществе все более усиливается нравственно-гуманитарная сторона права, непосредственно выражаю­щая начала социалистического гуманизма и нравственности. Но не при­ведет ли данный процесс к свертыванию правовой формы, к тому, что по мере успехов коммунистического строительства значение юридическо­го регулирования будет снижаться? Или, быть может, как это ранее иногда утверждалось в юридической литературе, происходит сужение сферы действия права, падает значение государственно-принудитель­ных мер, идет процесс их замены мерами общественного воздействия?

      Конечно, после полной победы социализма отпала необходимость

      22

      применения ряда государственно-принудительных, правовых мер, воз­росла гуманитарная, нравственно-духовная роль советского права. Происходит его дальнейшая гуманизация, совершенствуются меры го­сударственно-принудительного воздействия в области уголовного, адми­нистративного и некоторых других отраслей права. Но все это не ума­ляет значения советского права как строгого, а в необходимых случа­ях — жесткого регулятора общественных отношений. И такое значение советского права проявляется в том, что оно выступает в качестве эф­фективного инструмента общегосударственной, общественной дисцип­лины, необходимого, высокозначимого компонента политической си­стемы, непосредственно связанного с руководящей ролью КПСС.

      Данный вывод, наряду с приведенными ранее общетеоретическими соображениями, вытекает из ряда положений, содержащихся в доку­ментах XXV съезда КПСС, в новой Конституции СССР. В материалах XXV съезда, в особенности в Отчетном докладе ЦК КПСС, по ряду вопросов подчеркнута важность всемерного использования строгих санкций, в том числе и юридических, в целях дальнейшего укрепления государственной, плановой, договорной дисциплины, повышения органи­зованности, совершенствования управления экономикой. На необходи­мость строгой государственной дисциплины, неукоснительного исполне­ния каждым предусмотренных законом обязанностей указывает Кон­ституция СССР.

      Эти положения имеют основополагающее значение не только для определения путей совершенствования советского законодательства и практики его применения. Они весьма существенны и для юридической науки, свидетельствуют о том, что функции советского права как регу­лятора общественных отношений далеко еще не исчерпали себя и что советское право и впредь будет сохранять значение инструмента обес­печения высокой государственной, общественной дисциплины, важно­го, высокозначимого компонента политической системы общества, строящего коммунизм.

      Вместе с тем использование правовых методов для обеспечения го­сударстве иной, общественной дисциплины не может быть сведено лишь к ужесточению юридических санкций. Необходимо развитие всех эле­ментов юридического механизма, развертывание системы субъективных прав, установление оптимальных пропорций между ними и ответст­венностью, юридическими санкциями. А это сопряжено в ряде случаев с совершенствованием мер государственно-принудительного воздейст­вия, с использованием новых приемов юридического регулирования, выражающих глубоко гуманную природу социалистического общена­родного права.

      XXV съезд КПСС ориентирует законодательные органы, юридиче­скую науку на то, чтобы продолжить совершенствование советского права, вывести его на уровень современных требований и задач, усилить его регулирующее воздействие.

      Одно из таких направлений — развитие традиционных отраслей права, учет в их содержании новых явлений жизни. Важное направле­ние совершенствования советского права — развитие законодательства по сферам социальной жизни. Наряду с законодательством по админи­стративному, гражданскому, уголовному и другим отраслям в совет­ском праве, и что весьма примечательно — именно в последнее десяти­летие, издаются комплексные кодифицированные акты, затрагиваю­щие отдельные сферы жизни общества. Так, изданы общесоюзные Ос­новы законодательства и соответствующие республиканские законы по вопросам здравоохранения, народного образования. Подготавливается

      23

      ряд других законов подобного типа. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду специальное внимание уделено комплексному законода­тельству — законодательству по охране окружающей среды, хозяйст­венному законодательству.

      Усложнение структуры советского права — появление наряду с традиционными, фундаментальными отраслями (административным, гражданским и др.) комплексных образований разных уровней — сви­детельство обогащения арсенала юридического инструментария, боль­шей приспособленности правовой системы к усложняющимся, разви­вающимся общественным отношениям.

      На XXV съезде КПСС поставлена гигантская, по своим масштабам историческая задача «завершения строительства» советской правовой системы в целом. Принятие новой Конституции СССР, осуществляе­мая в соответствии с решениями XXV съезда КПСС подготовка Сво­да законов Советского государства — не только события большого об­щественно-политического значения, но и — с юридической стороны — общегосударственные акции, которые придают правовой системе соци­алистического общества качество стройного, последовательно «систем­ного» образования. Это позволит ликвидировать пробелы в законода­тельной системе, обновить отдельные области законодательства и тем самым поднять советское право на новый, более высокий уровень, со­ответствующий нынешнему этапу коммунистического строительства.

      Какова же дальнейшая перспектива развития советского права? При рассмотрении этой проблемы следует учитывать как общие зако­номерности развития политической системы социалистического обще­ства, включая взаимосвязь в развитии государства и права, так и спе­цифические черты и закономерности, которые свойственны отдельным компонентам политической системы. В этом отношении должно быть в полной мере учтено значение советского права как самостоятельного, высокозначимого компонента политической организации нашего обще­ства. А если принять во внимание социальную ценность свойств совет­ского права (общеобязательность, высокая обеспеченность и др.), его нынешнее нравственно-гуманитарное содержание, качества регулятивно­го механизма, обеспечивающего субъективные права, то дальнейшее обсуждение вопроса о своеобразии развития советского права при пере­ходе к коммунизму вполне закономерно.

      Характеристика нормативной системы регулирования коммунисти­ческого общества, которая вберет в себя, как свидетельствуют многие данные, существенные черты «правового», его перспективный социаль­но-полезный потенциал, согласуется с общетеоретическими положения­ми о роли и месте советского права в политической системе зрелого социализма, а также с современными постоянно действующими тенденциями развития советского права, намеченными XXV съездом КПСС, с долгосрочной программой совершенствования советского зако­нодательства, с содержанием и принципами новой Конституции СССР.

      [1] См.: Брежнев Л.И.  Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 3. М., 1972, с. 50.

      [2] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 30, с .99.

      [3] Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964, с. 285.

      [4] Гойхбарг А.Г.  Основы частного имущественного права. М., 1924, с. 8.

      [5] П.И. Стучка писал: «.. .Даже и наиболее сознательные товарищи или вовсе не думали о таких „контрреволюционных" вопросах, как юридические, или, что еще хуже, на область права смотрели как на своего рода „табу"» (Стучка П.И. Указ. соч., с. 159).

      [6] См.: Гейман Ю.  Хозяйственное право  к 12-летию Октября. — «Еженедель­ник советской юстиции»,  1929, № 44. — По мнению  автора,  развитие  пролетарского права идет «... к неправу, к административно-техническому  регулированию, к своей противоположности» (там же, с. 1032).

      [7] Стучка П.И. Указ. соч., с. 45.

      [8] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 244.

      [9] См.: КПСС в  резолюциях.., т. 2, с. 77.

      [10] См.: Ленин В.И.  Полн. собр. соч., т. 45, с. 199.

      [11] Следовательно, тезис о том, что право занимает особое, относительно самостоятельное место в политической организации общества, не означает упрощенной трактовки элементов политической системы, при которой они рассматриваются в «од­ном ряду». Главные, узловые элементы политической организации общества — это институционные образования типа «организаций» — государство, политические партии, другие общественные организации. Вместе с тем в структуру политической организа­ции общества — в несколько иной плоскости или на ином уровне (эта сторона пробле­мы нуждается еще в тщательном изучении) — включается и право, которое также яв­ляется институционным, внешне объективированным социально-политическим образова­нием и которое выполняет функционально-связующую роль, обеспечивая особыми ме­тодами как функционирование всей политической системы, так и выполнение задач, только праву присущих. Можно предположить, что именно такая характеристика по­литической системы, когда различаются разноплоскостные (или разноуровневые) ее элементы, в том числе функционально-связующий, организующий элемент — право, и позволяет теоретически интерпретировать политическую организацию общества в ка­честве сложной органичной системы, а не в виде простой суммативной общности социальных образований типа «организаций».

      [12] Брежнев Л.И. Ленинским курсом..., с. 48.

      [13] См.: Материалы XXV съезда КПСС. М, 1976, с. 81.

      [14] См.: Брежнев Л.И. Ленинским курсом..., с. 49.

      [15] См.: СП СССР, 1975, № 16, ст. 98.

      [16] См.: СП СССР, 1976, № 21, ст. 104.

    Информация обновлена:14.12.2005


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru