Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Иойрыш, А. И.
Правовые проблемы удаления радиоактивных
отходов /А. И. Иойрыш.
//Правоведение. -1968. - № 3. - С. 139 - 143
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Правовые проблемы удаления радиоактивных отходов.
      Иойрыш, А. И.

      А. И. Иойрыш, кандидат юридических наук

      Правовые проблемы удаления радиоактивных отходов

      Развитие атомной промышленности и широкое применение радиоактивных изотопов сопровождается накоплением большого количества радиоактивных отходов. Вопрос о рациональном способе ликвидации этих отходов стал за последние годы одним из важнейших в деле применения атомной энергии для мирных целей.

      За последние годы учеными ряда капиталистических стран неоднократно высказывалась идея об использовании океанов и морей, в частности глубоководных впадин, для удаления различного рода радиоактивных отходов. Идея эта основана на предположении, что водные массы в таких впадинах лишены вертикальной и горизонтальной циркуляции или что последняя совершается крайне медленно. Поэтому затопленные радиоактивные отходы практически не будут выноситься и «загрязнять» океанские воды, заражая рыб и другие объекты, служащие предметом промысла.

      Однако проведенные исследования и полученный фактический материал дают возможность утверждать, что глубоководные впадины непригодны в качестве места захоронения радиоактивных отходов. Результаты анализа рельефа дна впадин, их гидрологического и гидрохимического режима, наличие жизни на самых больших глубинах и циркуляция вод позволяют прийти только к такому выводу: перемещение вод глубоких впадин совершается достаточно быстро; находящиеся в глубоководных впадинах радиоактивные отходы, растворяясь, неизбежно должны быть вынесены в поверхностные слои океана, входящие в сферу хозяйственной деятельности человека, где они рано или поздно попадут в организм рыб и млекопитающих. Следовательно, скопление радиоактивных материалов в глубоководных впадинах может создать реальную угрозу для человека.

      Отходы, образующиеся в результате эксплуатации атомных реакторов, содержат ряд радиоактивных изотопов, которые, будучи рассеяны в воде и попадая из нее в организм морских животных, оказывают вредное действие. Например, цезий-137, равномерно распределяясь по тканям, поражает весь организм животного, рутений-106 — желудочно-кишечный тракт, стронций-90 — кости скелета.

      Уже много лет во все увеличивающемся объеме сбрасывает радиоактивные вещества в открытое море Англия. Огромное количество их приносят в океан реки Колумбия и Миссисипи, на которых расположены основные атомные предприятия США.[1] Следует также иметь в виду сброс радиоактивных веществ непосредственно в океан в твердом и жидком виде. Тысячи стальных и бетонных контейнеров с радиоактивными отходами были опущены в Тихий океан около Сан-Франциско и Лос-Анджелеса (на расстоянии 20—60 миль от берега). Некоторые из этих контейнеров были сброшены в местах траловой рыбной ловли, где добывается ежегодно до 700 млн. фунтов рыбы. Большое количество радиоактивных отходов затоплено американцами в Атлантическом океане. Радиоактивные отходы английского радиохимического завода в Виндскейле сбрасываются в Ирландское море. Общая, радиоактивность отходов, сбрасываемых сюда в течение года, достигает 50—70 тыс. кюри. США и Англия превратили в радиоактивные свалки огромные районы морей и океанов.

      Комиссия по атомной энергии Соединенных Штатов утверждает, будто сбрасывание отходов атомной промышленности в море не представляет сейчас опасности, поскольку те стальные и бетонные контейнеры, в которые помещены радиоактивные отходы, обладают достаточной прочностью, чтобы изолировать последние до тех пор, пока не исчезнут их смертоносные свойства. Однако не все согласны с этими оптимистическими заверениями. Член палаты представителей Миллер и один из его помощников по научно-исследовательской работе Бауэр располагают доказательствами разрушения под давлением морской воды контейнеров с радиоактивными изотопами во время испытаний. Они также обеспокоены тем, что англичане выбрасывают радиоактивные отходы через трубопровод в Северное море без использования при этом каких-либо контейнеров. «Мы не можем и в дальнейшем превращать океаны и реки в атомные мусорные свалки», — заявил Миллер. Нельзя не приветствовать тот факт, что в Соединенных Штатах появляется все больше и больше людей, которые протестуют против отравления моря. В мае 1961 г. в американской газете «Нью-Йорк геральд трибюн» появилась

      140

      статья Дж. Уоркера под красноречивым заглавием «Опасно ли есть рыбу?». Комитет палаты торгового судоходства и рыболовства, встревоженный тем, что часть отходов атомной промышленности США сбрасывается в реки, а также в Атлантический и Тихий океаны, хочет выяснить, какое количество радиоактивных веществ абсорбируется рыбой сейчас и какова потенциальная опасность в ближайшие пять или десять лет.

      В конце 1967 г. стало известно, что в восточной части Атлантического океана, близ берегов Испании, было затоплено около 11 тыс. тонн радиоактивных отходов. Этот зловещий груз представляет собой радиоактивные остатки, вывезенные из ядерных центров Западной Германии, Бельгии, Франции, Голландии и Англии.[2]

      Советские ученые уже давно придерживаются точки зрения о недопустимости загрязнения океанов и морей радиоактивными отходами. Отходы, затопленные в море, сохраняют опасность для людей, так как в случае проникновения в морскую воду они поглощаются и накапливаются организмами, используемыми человеком в качестве продуктов питания, для производства лекарственных препаратов, удобрений и т. д. Многочисленные исследования показали, что даже незначительное загрязнение морской воды радиоактивными веществами приводит к накоплению этих веществ морскими организмами в количествах, превышающих уровень радиоактивности окружающей среды в сотни и тысячи раз. Воздействие радиации вызывает нежелательные соматические и генетические последствия, поэтому любое превышение естественного уровня радиации является опасным для жизни и здоровья людей.

      Мировой океан — единое целое. Ограничение зон для сброса не может предотвратить загрязнения сопредельных участков морей и океанов, так как радиоактивность будет разноситься далеко за пределы установленных зон. По этой же причине сбросы радиоактивных отходов в территориальных водах не могут считаться внутренним делом государств.

      В настоящее время осуществить контроль за величиной сбросов практически невозможно, так как отсутствуют: во-первых, научно установленные предельно допустимые нормы концентрации отдельных изотопов в морской воде и тем более общие нормы выбросов радиоактивных веществ; во-вторых, данные о содержании радиоактивных изотопов в морской воде, в отдельных морских организмах, в различных частях морей и океанов; в-третьих, единые методы для определения малых концентраций радиоактивных изотопов в морской воде.

      Сброс радиоактивных отходов в море вызывает возмущение и протесты мировой общественности. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на XIV сессии в феврале 1961 г. приняла резолюцию, в которой обратилась с призывом ко всем странам — членам ВОЗ запретить сброс радиоактивных отходов в море, если безопасность такого действия не доказана. В резолюции указывалось, что Всемирная ассамблея здравоохранения предлагает генеральному директору и государствам — членам ВОЗ: «а) сотрудничать с другими заинтересованными учреждениями в сборе и распространении научной и технической информации, касающейся аспектов здравоохранения, связанных с радиацией; б) продолжать содействовать исследованиям, касающимся генетических и биологических последствий радиации низкого уровня, независимо от ее источника; с) принять при консультации с МАГАТЭ и другими компетентными и заинтересованными учреждениями участие в поощрении и содействии исследованиям и научным работам, имеющим целью разработку приемлемых стандартов и правил для предотвращения загрязнения морей и других международных водных резервуаров радиоактивными отходами, в количествах, которые вредно сказываются на человеке».[3]

      Международная комиссия по научному исследованию Средиземного моря, объединяющая свыше 100 ученых, в декабре 1960 г. приняла резолюцию, в которой записано, что комиссия «настоятельно просит атомные учреждения и организации всех стран воздерживаться от удаления радиоактивных отходов в любое море, и в частности в Средиземное, и активно продолжать опыты с удалением отходов в землю, что является единственным путем, изолирующим радиоактивные отходы от живого мира».[4]

      Комиссия международного права при подготовке проекта статей по морскому праву также отметила недопустимость загрязнения вод открытого моря.[5] На это было указано в ст. 48 проекта. Первоначальный проект содержал лишь правила о предотвращении загрязнения моря нефтью. Однако после выступления многих членов Комиссии — С. Б. Крылова (СССР), Я. Жоурека (Чехословакия), Р. Пала (Индия), Ж. Сселя (Франция) — в ст. 48 проекта был включен специальный пункт (п. 3), касающийся предотвращения загрязнения моря радиоактивными веществами: «Все государства должны сотрудничать друг с другом в издании правил, направленных на то, чтобы воспрепятствовать загрязнению моря или воздушного пространства над ним, вызванному испы-

      141

      таниями или использованием радиоактивных материалов или других вредных веществ. В комментариях Комиссия отметила, что этот новый источник загрязнения «может иметь чрезвычайно опасные последствия для рыбы и тех, кто употребляет ее в пищу. Поэтому такое загрязнение приравнивается к загрязнению нефтью».[6]

      Ст. 25 принятой в Женеве в 1958 г. Конвенции об открытом море обязывает каждое государство принимать меры к предупреждению загрязнения моря и его живых ресурсов радиоактивными отходами.

      В ней говорится: «1. Каждое государство обязано принять меры для предупреждения загрязнения моря от погружения радиоактивных отходов, с учетом всех норм и правил, которые могут быть выработаны компетентными международными организациями.

      2. Все государства обязаны сотрудничать с компетентными международными организациями в принятии мер по предупреждению загрязнения моря или воздушного пространства над морем в результате всякой деятельности, которая включает применение радиоактивных материалов или других вредоносных веществ».

      Из положений конвенции вытекает необходимость осуждения действий, могущих повлечь за собой загрязнение моря и воздушного пространства над ним радиоактивными веществами или отходами, обязанность государств не допускать загрязнения моря радиоактивными веществами и сотрудничать с компетентными международными организациями в отношении выработки мер для предупреждения такого загрязнения в процессе любой деятельности, связанной с применением радиоактивных или других вредоносных материалов.

      Вместе с тем ст. 25 конвенции не говорит о запрещении тех действий, которые ведут к радиоактивному заражению морских и воздушных пространств. В связи с этим, делегацией Чехословакии было внесено предложение дополнить ее следующим пунктом: «Для предупреждения загрязнения моря каждое государство обязано издавать правила, запрещающие сброс радиоактивных веществ и отходов в море. Все государства обязаны сотрудничать при составлении правил для предупреждения загрязнения моря и воздушного пространства над ним радиоактивными материалами и другими вредными веществами».[7] Это предложение, однако, не было принято из-за сопротивления империалистических держав.

      Загрязнение моря радиоактивными отходами противоречит духу и принципам международного права, согласно которому открытое море находится в пользовании всех государств.

      Конференция ООН по вопросам морского права на 10-м пленарном заседании (апрель 1958 г.) приняла резолюцию (по докладу Второго комитета в связи со ст. 25 Конвенции об открытом море), в которой она, признавая необходимость международных мероприятий в области сброса радиоактивных отходов в море, принимая во внимание мероприятия, предложенные различными национальными и международными учреждениями, а также опубликованные исследования по этому предмету, учитывая, что международная комиссия по защите от, радиационного излучения вынесла резолюцию относительно максимально допустимой концентрации радиоизотопов в организме человека, воздухе и воде, рекомендует Международному Агентству по атомной энергии в консультации с существующими Труппами и установленными органами, обладающими признанной компетентностью в области радиологической защиты, производить исследования и проводить любого рода мероприятия, необходимые для оказания содействия государствам по контролю над погружением или сбросом радиоактивных материалов в море, по изданию норм и по составлению приемлемых в международном плане правил о предупреждении загрязнения морской воды радиоактивными веществами в количествах, могущих оказаться вредными для человека и морских богатств.[8]

      По нашему мнению, было бы целесообразно изучить вопрос о принятии нормы, запрещающей сброс радиоактивных отходов в море. Хорошим примером в этом отношении является договор об Антарктике, подписанный в Вашингтоне 1 декабря 1959 г. 12 государствами (Советским Союзом, США, Англией, Францией, Японией, Австралией, Аргентиной, Норвегией, Чили, Бельгией, Новой Зеландией и Южно-Африканским Союзом). В ст. 5 этого договора указывается: «Любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются».[9]

      В США понимают, что сброс радиоактивных отходов в море противозаконен. Когда Комиссией США по атомной энергии в декабре 1959 г. было дано американской корпорации разрешение на затопление в Мексиканском заливе радиоактивных отходов, этот факт вызвал возражения со стороны населения, проживающего в этом районе. Правительство Мексики вручило Государственному департаменту США 15 июня 1959 г. ноту, в которой возражало против сброса радиоактивных отходов в Мексиканский залив. Государственный департамент направил ноту Мексики в Комиссию США по атом-

      142

      ной энергии вместе с меморандумом, где отмечалось, что сброс США радиоактивных отходов в Мексиканский залив «оказал бы серьезное вредное влияние на наши дружественные отношения с Мексикой и другими странами западного полушария, так как большинство из них, конечно, будет согласно с Мексикой в том, что такой акт будет являться произвольным».[10]

      Страны, осуществляющие сброс радиоактивных отходов в море, стремятся доказать, что будто бы имеются методы, применение которых может гарантировать безопасность таких сбросов. Для того чтобы легализовать свои действия, они пытаются выработать международное соглашение.

      В рамках МАГАТЭ было проведено несколько совещаний по вопросам сброса радиоактивных отходов. История работы этих совещаний (январь 1961 г. в Вене и март 1962 г. в Монако) нашла освещение в советской печати.[11]

      В январе 1967 г. в Вене состоялось новое совещание экспертов МАГАТЭ, на котором обсуждалась будущая программа деятельности агентства в области обращения с жидкими, твердыми и газообразными радиоактивными отходами. В работе совещания приняли участие 16 экспертов из 13 стран и 7 наблюдателей.[12] На этом совещании вновь рассматривалась проблема радиационно-безопасного удаления радиоактивных отходов в моря и океаны. Представители Западной Европы проявили большой интерес к захоронению отходов в море, намечая для этой цели Северную Атлантику.

      Представитель СССР изложил общепринятую в Советском Союзе точку зрения о сбросах радиоактивных отходов в моря и океаны, о необходимости переработки жидких радиоактивных отходов с целью их концентрирования и надежного захоронения и отметил, что советские ученые готовы тщательно изучить международный опыт в этой области и принять активное участие в обсуждении новых экспериментальных данных и проблемы в целом.

      В СССР успешно решается задача производственного применения атомной энергии, ускоренными темпами развиваются атомная энергетика и промышленное производство радиоактивных изотопов, источников ядерных излучений, радиоизотопных приборов технологического контроля, аппаратов и установок с изотопными источниками излучения для облучения и просвечивания и др.

      Вполне естественно, что в процессе получения и применения атомной энергии, начиная с добычи радиоактивной руды и кончая получением и использованием радиоактивных изотопов, а также изделий и материалов с радиоактивными изотопами, неизбежно образуются отходы, содержащие в том или ином количестве радиоактивные вещества, которые являются источником ионизирующего излучения. Радиационная опасность таких отходов вызывает необходимость их удаления и захоронения.

      В Советском Союзе порядок удаления и захоронения отходов с радиоактивными изотопами регламентирован специальными Правилами.[13] В соответствии с этими Правилами радиоактивными считаются жидкие или твердые отходы, содержащие радиоактивные вещества, удельная активность которых превышает предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов в воде открытых водоемов более чем в 100 раз при периоде полураспада до 60 дней и более чем в 10 раз при периоде полураспада свыше 60 дней.

      Образующиеся жидкие и твердые радиоактивные отходы по степени радиационной Опасности разделяются на слабоактивные и высокоактивные. К слабоактивным относятся жидкие и твердые отходы с удельной активностью 10—4 кюри/л (кюри/кг) и менее. Высокоактивными считаются жидкие и твердые отходы с удельной активностью более 10—4 кюри/л (кюри/кг).

      К твердым радиоактивным отходам также относятся: а) источники ионизирующих излучений, непригодные для дальнейшего использования вследствие значительного снижения активности (в результате радиоактивного распада) или нарушения герметичности оболочек; б) спецодежда и другие средства индивидуальной защиты, загрязненные радиоактивными веществами, которые невозможно, дезактивировать до предельно допустимых уровней; в) загрязненные радиоактивными веществами трупы экспериментальных животных, их выделения, остатки корма, подстилки из клеток и т. п., если содержание радиоактивных веществ в них (за счет введенной в организм животных активности) после трех или семидневного (при хранении на холоде) выдерживания не снижается до установленных предельно допустимых величин; г) оборудование, инструменты, покрытия, не поддающиеся очистке до предельно допустимых величин и непригодные по этой причине для дальнейшего использования, и т. д.

      143

      В Советском Союзе удаление радиоактивных отходов производится по системе, которая включает в себя сбор отходов в учреждениях, предприятиях и централизованное их удаление и захоронение. В соответствии с этой системой в нашей стране создана сеть пунктов централизованного захоронения и для обслуживания организаций, в которых при работе образуются радиоактивные отходы.

      В каждой территориальной зоне страны с учетом годового потребления радиоактивных веществ созданы пункты захоронения. Пункт захоронения радиоактивных отходов представляет собой земельный участок с могильником для захоронения твердых и жидких отходов, пунктом дезактивации автомашин и сборников отходов, гаражом для чистых и загрязненных автомашин, дозиметрическим пунктом, котельной, санпропускником и другими сооружениями. Территория пункта захоронения обнесена оградой с предупреждающими знаками и охраняется. Земельные участки для размещения пунктов захоронения отводятся не ближе, чем в 20 км от городов и крупных населенных пунктов, вне территорий, подлежащих застройке или используемых населением для организованного отдыха, обычно в лесу, не ближе 500 м от открытых водоемов, на незатопляемой и не заболоченной местности с низким стоянием уровня грунтовых вод.

      Общин полезный объем могильников на пункте захоронения радиоактивных отходов проектируется из расчета заполнения в течение не менее 10 лет. Размеры их определяются объемом отходов, намеченных к захоронению, и положением уровня грунтовых вод. Дно могильников устраивается с таким расчетом, чтобы находилось не ближе 4 м от наивысшего уровня грунтовых вод. Общая конструкция должна исключать возможность проникновения в могильник поверхностных вод и атмосферных осадков. При низком стоянии грунтовых вод — более 4 м от дна могильника — и при наличии слабопроницаемых рыхлых осадочных отложений нерастворимые радиоактивные отходы могут храниться в траншеях без устройства бетонной облицовки и глиняных экранов. В условиях наличия скальных трещиноватых пород или хорошо проницаемых рыхлых осадочных отложений конструкция дна и стен могильников должна исключать возможность проникновения радиоактивных изотопов из захороненных жидких и растворимых твердых радиоактивных отходов в окружающие грунты.

      Высокоактивные источники нейтронного и гамма-излучения захороняются в специально оборудованных могильниках, загрузочные отверстия которых исключают возможность облучения обслуживающего персонала. При активности жидких радиоактивных отходов не более 1хЮ-5 кюри/л может производиться их отвердение цементацией или другими методами с заполнением бетонной массой пустот между твердыми отходами, захороненными в могильниках.

      Все заполненные радиоактивными отходами емкости и траншеи перекрываются плитами, которые затем заливаются горячим битумом, покрываются рубероидом и засыпаются слоем земли с таким расчетом, чтобы интенсивность гамма-излучения на расстоянии метра от поверхности обваловки не превышала 18 мр/час. На емкостях и траншеях устанавливается знак радиационной опасности.

      Все организации производят сбор радиоактивных отходов строго раздельно в зависимости: от агрегатного состояния радиоактивных отходов (твердые, жидкие); от происхождения радиоактивных отходов (органические, неорганические); от взрыва и огнеопасности (взрыве или огнеопасные, взрыва или огне безопасные); от периода полураспада радиоактивных изотопов, содержащихся в отходах (15 суток и менее, более 15 суток). Твердые и жидкие радиоактивные отходы собираются в специальные сборники — контейнеры, при этом твердые отходы предварительно помещаются в пластикатовые мешки или в крафтмешки.

      Срок временного хранения радиоактивных отходов в организациях устанавливается в зависимости от их количества. Если в течение одного месяца набирается радиоактивных отходов более 50 кг (л), то они сдаются на пункт захоронения ежемесячно, если же менее указанного количества, то хранятся в организации, но не дольше шести месяцев.

      Радиоактивные отходы, содержащие короткоживущие изотопы (с периодом полураспада не более 15 суток), выдерживаются в местах временного хранения в продолжение срока, необходимого для снижения активности до допустимых уровней, после чего твердые отходы удаляются с обычным мусором, а жидкие — через канализацию.

      Все образующиеся в процессе работы радиоактивные отходы в организациях строго учитываются, правильность и состояние учета вида и количества радиоактивных отходов, сданных на захоронение, а также находящихся на временном хранении, проверяются два раза в год.

      Контроль за правильным обращением с радиоактивными отходами осуществляется органами санитарного надзора Министерства здравоохранения СССР

      [1] Этому способствует санитарное законодательство капиталистических стран. Действующее в США и Англии законодательство устанавливает предельно допустимое содержание радиоактивных веществ по нахождению их не в отходах, а в воде рек, что позволяет промышленникам сбрасывать значительные количества радиоактивных веществ в крупные реки и не заниматься очисткой сбросных вод. В СССР к этому вопросу подходят с принципиально иных позиций. Нормами советского законодательства предусматривается предельно допустимое содержание радиоактивных веществ в отходах, поступающих в открытые водоемы без учета разбавления.

      [2]  См.: «Известия», 1967, 29 декабря.

      [3]  World Health Organisation. 14th Assembly. Doc. WNA 14. 56.

      [4] Международные соглашения по охране природы. М., Изд. «Юридическая литература», 1966, стр. 7.

      [5] См. по этому вопросу: «Очерки международного морского права». М., Госюриздат, 1962, стр. 166 и далее.

      [6] «Yearbook of the International Law Commission», 1956, vol. II, pp. 262, 285.

      [7] A/Conf. 13/C. 2/L. 118.

      [8] См.: A/Conf. 13/L. 56.

      [9] Текст договора см.: «Новое время», 1959, № 51, приложение.

      [10] Цит по статье: О. Н. Хлестов. Опасность радиоактивного загрязнения морей. «Международная жизнь», 1962, № 10, стр. 97.

      [11] О. Н. Хлестов, ук. статья.

      [12] См.: «Атомная энергия», т. 23, вып. 2, 1967, стр. 171.

      [13] «Санитарные правила сбора, удаления и захоронения радиоактивных отходов № 477-64 от 12 июня 1964 г. М., 1967.

    Информация обновлена:16.06.2006


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru