Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Бурлацкий, Ф. М.
О некоторых вопросах теории общенародного
социалистического государства /Ф. М. Бурлацкий.
//Советское государство и право. -1962. - №
10. - С. 3 - 14
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • О некоторых вопросах теории общенародного социалистического государства.
      Бурлацкий, Ф. М.

      О некоторых вопросах теории общенародного социалистического государства

      Ф. М. Бурлацкий

      Идея общенародного государства принадлежит к числу замечатель­ных научных открытий марксистско-ленинской мысли. В Программе КПСС впервые ясно и конкретно определена сущность и задачи государ­ства, которое служит орудием строительства коммунизма, формой пе­рехода к общественному коммунистическому самоуправлению и к от­миранию всякой государственности1.

      Исторические рамки существования государства диктатуры проле­тариата, характер и задачи того государства, которое придет ему на смену, определил В. И. Ленин. Он указал, что цель диктатуры проле­тариата состоит в том, чтобы «создать социализм», подчеркивал мысли Маркса «о целом периоде диктатуры пролетариата, как периоде перехо­да от капитализма к социализму»2. В, И. Ленин доказал, что и после устранения классовых антагонизмов государство еще будет необходи­мо для перехода к коммунизму, и в общей форме определил задачи этого государства. И терминологически определение государства социа­листического общества, какое дано в Программе КПСС, восходит к В. И. Ленину. Великий вождь писал, например, что при социализме «все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного „синдиката"»3. Вместе с тем, идея общенародного государства есть новая идея марксистско-ленинской теории. Она отражает огромный опыт развития советского общества и государства на пути к социализму и коммунизму.

      Сокровенный смысл общенародного государства сострит в том, что оно представляет собой первое в мире государство без классовых анта­гонизмов и классовой борьбы внутри общества. До сих пор государство всегда было орудием диктатуры того или иного класса. В Советском Союзе возникло государство, которое является орудием всего общества, всего народа. Не будет преувеличением сказать, что в СССР осущест­влено главное, что необходимо для ликвидации классов. Уже давно ис­чезли эксплуататорские классы. Рабочие, крестьяне, трудовая интел­лигенция, которые составляют советское общество, трудятся в условиях существования единой социалистической собственности, имеют общую социалистическую идеологию, единые цели и задачи, которые опреде­ляются интересами повышения благосостояния и культуры народа, его идеалами в борьбе за коммунизм. Именно в этих условиях становится возможным такое, кажущееся парадоксальным для догматиков явление, как единая воля всех классов и слоев советского общества. Руководя­щая роль рабочего класса сохраняется, но он не пользуется никакими привилегиями в управлении государством. Все это создало условия для такого единства народа, его воли, стремлений и идеалов, которые и при­вели к возникновению общенародного государства.

      Каково понятие общенародного государства? Этот вопрос, по наше­му мнению, имеет не только теоретическое, но и большое практически-политическое значение, поскольку помогает осмыслить те процессы в развитии государственности, развертывании социалистической демо­кратии, которые характерны для всего периода перехода к коммунисти­ческому обществу.

      Марксисты-ленинцы определяли государство как орудие самого мо­гущественного, экономически господствующего класса, который при по­мощи власти является также политически господствующим классом, как аппарат (машина) принуждения одних классов другими. Это опре­деление уже не подходит для характеристики современного Советского государства. Всенародное государство служит орудием не одного клас­са, а выражает интересы и волю всех классов и слоев общества. Кроме того, неправильно ставить знак равенства между понятием «общенарод­ное государство» и понятием «аппарат принуждения». Это неверно, во-первых, потому, что советский государственный аппарат включает в себя, прежде всего, органы управления хозяйством и культурой, которые строят свою работу главным образом на убеждении, а не на принужде­ние. Это неверно, во-вторых, и потому, что само понятие «государство» в результате развития всенародной демократии уже не может быть сведено к государственному аппарату, оно охватывает представительные органы, являющиеся одновременно и государственными и общест­венными организациями, а также различные формы общественного са­моуправления и самодеятельности трудящихся. Быть может, точнее было бы говорить об общенародном государстве как об органе госу­дарственного самоуправления народа, который представляет собой исторический этап на пути к коммунистическому, общественному само­управлению.

      Если попытаться дать самое общее определение общенародного го­сударства, то можно было бы сказать, что оно является органом все­народной власти, с помощью которого общество осуществляет строи­тельство коммунизма, руководство экономическими и социальными процессами, охраняет свободу и социалистическое равенство граждан, социалистический правопорядок, обеспечивает оборону и поддерживает отношения с другими странами. Конечно, это определение не претендует на полноту, но, как нам кажется, в нем отражены наиболее существен­ные стороны, характеризующие сущность и деятельность общенародного государства — его социальную природу, его цели и наиболее важные задачи.

      Нельзя согласиться с мнением, будто диктатура пролетариата про­должает существовать вовне страны. Сторонники такого взгляда для подкрепления своей точки зрения ссылаются на то положение Програм­мы КПСС, в котором говорится, что диктатура пролетариата пере­стала быть необходимой с точки зрения задач внутреннего развития Советской страны. Но само собой разумеется, что речь идет совершен­но не о том, будто диктатура пролетариата, исчезнув внутри страны, продолжает свое существование, так сказать, вовне ее. Сущность всяко­го государства определяется внутренними процессами развития общества, его внутренними задачами. Внешние функции оказывают опреде­ленное влияние на характер государства, но, конечно, не могут определять его сущности. Да и странно было бы, если бы диктатура пролетариата одновременно и we существовала (внутри страны), и существовала (вовне страны).

      Общенародное государство с успехом выполняет те внешние функ­ции, которые до этого осуществлялись государством диктатуры проле­тариата: оно борется за мир и торжество принципов мирного сосущест­вования, надежно обеспечивает оборону и безопасность страны, оказывает поддержку народам, выступающим за национальную неза­висимость, всем силам прогресса на земном шаре. Эти функции на­полняются особенно глубоким содержанием. В наше время сложилось новое соотношение сил на мировой арене, социализм превращается в решающий фактор развития человеческого общества, появились воз­можности решать коренные проблемы современности в интересах мира, демократии и социального прогресса. В связи с возникновением и раз­витием социалистической системы, Советское государство видит свою задачу в укреплении братского сотрудничества, дружбы и единства со всеми странами социализма.

      Необходимо подчеркнуть глубокую преемственность между общена­родным государством и государством диктатуры пролетариата как государствами социалистического типа. Между ними нет какой-то стены. Государство диктатуры пролетариата с момента своего возникновения несет в себе черты общенародного государства, поскольку выражает волю и интересы не только рабочего класса, но и трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции. С самого начала оно ставит перед собой задачу социалистического преобразования общества и подготовку усло­вий для перехода к коммунизму. Для него характерен широкий демо­кратизм, развитие политических учреждений и институтов, свойствен­ных социалистическому строю. Вместе с тем, существует ряд особен­ностей общенародного государства, которые отличают его от государ­ства диктатуры пролетариата.

      Во-первых, и это главное, в результате утверждения общенародно­го государства завершается коренное преобразование самой социаль­ной природы государства, еще более расширяется его база.

      Государство диктатуры пролетариата, которое установилось в ре­зультате революции и существовало при переходе к социализму, корен­ным образом отличается от всех эксплуататорских государств как власть трудящихся масс — большинства общества. Однако то, что в этот пе­риод еще сохраняются эксплуататорские классы, борьба классов не мо­жет не накладывать отпечатка на все стороны деятельности государства. Оно все еще остается орудием господства одного класса над другим. И только тогда, когда средства производства переходят в руки всего общества, когда эксплуататорские классы исчезают, когда достигается полная и окончательная победа социализма и общество вступает в пе­риод перехода к коммунизму, государство перестает быть орудием классового господства и целиком становится органом классового единства, орудием всего общества, служит его всестороннему про­грессу, делу полного стирания различий между классами, перехода к от­миранию всякой государственности. Само собой разумеется, что это не исключает, а предполагает дальнейшее укрепление социальной базы общенародного государства по мере стирания классовых различий при переходе к коммунизму. Но это уже не потребует коренного преобразо­вания социальной природы государства.

      Во-вторых, меняются задачи, меняются и развиваются функции государства. Государство диктатуры пролетариата решало задачу стро­ительства социализма, общенародное государство ставит своей целью построение коммунизма и переход к негосударственным формам жизни — к общественному самоуправлению. Функция подавления классо­вых противников в связи с ликвидацией классов отпадает вообще. При переходе к коммунизму появляются новые функции: организация ма­териально-технической базы коммунизма, преобразование социалисти­ческих отношений в коммунистические, воспитание народных масс в духе коммунистического отношения к труду. Сохраняются и развива­ются на новой социалистической основе функции контроля за мерой труда и мерой потребления, обеспечения подъема благосостояния наро­да, охраны прав и свобод граждан, социалистического правопорядка и социалистической собственности. О развитии внешних функций госу­дарства мы уже говорили выше.

      В-третьих, меняются методы деятельности государства. Государство диктатуры пролетариата было орудием классовой борьбы внутри общества, и потому, наряду с методами убеждения и воспитания, применяло в необходимых случаях методы классового принуждения в отношении сопротивлявшихся эксплуататорских классов. В отличие от этого общенародное государство основывает свою деятельность на демократических методах воспитания, убеждения, самодеятельности и инициативы масс. Принудительная деятельность государства еще со­храняется, но она применяется не в отношении тех или иных социальных групп населения, а лишь к лицам, совершающим преступления или проступки, нарушающим волю народа, а также в целом для охраны правопорядка.

      Наконец, в-четвертых, общенародное государство отличается новы­ми политическими институтами и учреждениями. Переход к нему от государства диктатуры пролетариата — это не просто смена вывески, а совершенствование существующих и появление новых форм государст­венной жизни, отвечающих задачам перехода к общественному ком­мунистическому самоуправлению.

      Хотелось высказать свое мнение и по вопросу об определении социа­листического государства в целом. Совершенно очевидно, что опыт раз­вития общенародного государства должен быть учтен, когда речь идет об определении всякого социалистического государства. Можно было бы предложить в порядке обсуждения следующее определение: социа­листическое государство есть власть трудящихся, руководимых рабо­чим классом, имеющая целью построение социализма и коммунизма, власть, которая на первом этапе своего развития выступает так же и как орудие господства (диктатуры) над эксплуататорскими классами. Представляется, что такое определение охватывает существенные черты и государства диктатуры пролетариата и общенародного государства.

      Возникает также вопрос относительно общего определения государ­ства. Возможно ли вообще такое определение, которое охватило бы столь противоположные по своему характеру явления, как наше обще­народное государство и эксплуататорские государства? Нам представ­ляется, что общее понятие государства, конечно, сохраняет право на существование. При ином подходе можно было бы поставить под со­мнение любое понятие исторического материализма. Ведь имеются же, скажем, общие понятия производственных отношений, базиса, надстрой­ки, морали, идеологии и другие, которые охватывают явления как социалистического, так и капиталистического общества. Но, конечно, необходимо внести дополнения и уточнения в общее понятие государ­ства в связи с новым представлением о характере нашего государства.

      Нам представлялось бы целесообразным в качестве исходного пунк­та для такого определения взять признаки государства, указанные Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: разделение людей по территориальному делению и уч­реждение общественной власти, которая не совладает непосредственно с населением. Если допытаться дать примерное общее определение государства с учетом этих признаков, можно было бы сказать следующее: государство есть общественная власть, которая не совпадает непосред­ственно с населением, занимающим определенную территорию, власть, которая служит орудием господства и управления экономически наи­более сильного класса (в обществе, где сохраняются антагонистические классы), либо орудием всего общества по руководству его делами (в обществе, где ликвидированы классовые противоположности).

      Это определение, как нам кажется, охватывает наиболее общие признаки государства и вместе с тем отражает специфические особен­ности различных государств на разных исторических этапах их разви­тия. Конечно, как и всякое определение, оно страдает известной неполнотой. Можно представить себе более полное и всеохватывающее, более конкретное определение, если игнорировать при этом требование краткости.

      Какими причинами обусловливается необходимость сохранения госу­дарства при переходе к коммунизму после того, как диктатура проле­тариата выполнила свою историческую миссию внутри страны? Одна из таких причин — наличие капиталистических государств, могущих раз­вязать воину против СССР и других социалистических стран. Но это не единственная и, пожалуй, не основная причина.

      Главное, почему сохраняется государство при переходе к комму­низму, связано с внутренними условиями развития общества. Дело в том, что сохраняется еще ряд функций, которые общество может осу­ществлять, лишь опираясь на государство. «До тех пор, пока наступит „высшая" фаза коммунизма, — писал В. И. Ленин, — социалисты требу­ют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны госу­дарства над мерой труда и мерой потребления...»4. Классики марксизма-ленинизма никогда не говорили об отмирании диктатуры пролетариата. Они говорили об отмирании государства, имея в виду государство со­циалистического общества. Они неизменно подчеркивали при этом дли­тельный и постепенный характер процесса. Маркс писал даже о буду­щей государственности коммунистического общества, понимая под этим отмирающую государственность.

      Сейчас, когда наше общество практически приступило к строитель­ству коммунизма, мы видим, насколько точным было предвидение на­ших учителей. Чтобы руководить экономическим и культурным строи­тельством при переходе к коммунизму, осуществлять контроль за мерой труда и потребления, охранять права и свободы советских граждан, социалистический правопорядок и социалистическую собственность, безусловно, необходимо государство. Нужна власть, которая способна в случае, когда это потребуется, добиваться осуществления общенарод­ной воли и с помощью принуждения. Для того, чтобы общество смогло осуществлять аналогичные функции без государства, требуется, чтобы оно поднялось на новую, более высокую ступень, нужна полная победа коммунизма внутри страны, победа и упрочение социализма на между­народной арене.

      В Программе КПСС говорится: «Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современ­ном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа». Это знаменует вступление Советского государства в новый исторический этап на пути к его преобразованию в общественное коммунистическое самоуправление.

      При определении основных исторических этапов в развитии Совет­ского государства надо прежде всего исходить из основных этапов раз­вития советского общества. Ведь изменения характера, форм и задач государства, несомненно, прежде всего связаны с изменениями клас­совой структуры, развитием экономики, культуры и повышением бла­госостояния народа. Однако нельзя считать это единственным крите­рием. В рамках исторического развития всего общества государство имеет и собственные исторические рубежи и вехи. Кроме того, по на­шему мнению, нельзя игнорировать и субъективный фактор. Жизнь учит, что нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, какие лидеры, какие руководители в данный исторический период находятся у руководства государством и какими методами они осуществляют ли­нию партии. Разве можно, например, игнорировать то обстоятельство, что начальный период развития Советского государства (1917—1924 гг.) неразрывно связан с деятельностью В. И. Ленина, с его лич­ным руководством Советской страной. Именно в этот период была за­ложена основа нового, социалистического типа государства и сформу­лированы основные принципы его деятельности. Неслучайно сейчас, когда партия восстановила ленинские нормы и принципы государст­венного строительства, мы снова обратились к этому периоду Совет­ской власти, черпая идеи для преобразования нашей современной госу­дарственности.

      Если исходить из этих основных критериев, то становится ясным, что история социалистического государства может быть разбита на несколь­ко основных этапов.

      Рассуждая абстрактно, отвлекаясь от конкретных особенностей раз­вития государственности в нашей стране, можно было бы сделать вы­вод, что социалистическое государство проходит два основных этапа: этап диктатуры пролетариата и этап общенародного государства. Такой подход привлекает тем, что он берет за основу коренные изменения классовой сущности социалистического государства. Однако при всей привлекательности и простоте этой точки зрения, она не отвечает исто­рическим фактам развития Советского государства, не отражает всей сложности тех процессов, которые происходили в нашей стране; изве­стно, что социализм одержал победу в СССР еще в середине 30-х годов, и уже тогда, в связи с ликвидацией эксплуататорских классов, отпала функция их подавления. Это означает, что исчезло то главное, с чем связана необходимость существования диктатуры пролетариата. Но мы погрешили бы против исторической правды, более того, мы бро­сили бы тень на саму идею общенародного государства, если бы утвер­ждали, что оно существует в нашей стране начиная с середины 30-х годов, т. е. с момента победы социализма. В действительности условия развития нашей страны — первого социалистического государства, су­ществовавшего во враждебном капиталистическом окружении, сложи­лись иначе. В силу ряда объективных и субъективных причин победа социализма в нашей стране не привела сразу же к преобразованию го­сударства диктатуры пролетариата в общенародное государство. На­против, диктатура пролетариата еще существовала почти четверть ве­ка, вплоть до полной и окончательной победы социализма и вступления советского общества в период развернутого строительства коммунизма. Понадобились серьезные изменения внутри СССР и в его положении в мире, чтобы можно было, опираясь на реальные факты, сделать вывод об изменении характера социалистического государства, о превращении пролетарской демократии в демократию всего народа.

      Можно отметить следующие основные этапы развития социалисти­ческого государства.

      Первый этап — с момента победы социалистической революции до того времени, когда были осуществлены  основные  социалистические преобразования. Этому этапу соответствовало государство диктатуры пролетариата, осуществлявшее всю полноту своих функций — руковод­ство обществом со стороны рабочего класса в целях строительства со­циализма и подавление эксплуататорских классов. Установившаяся в результате победы революции пролетарская демократия в огромной степени расширила демократию для трудящихся. Но в тот период со­циалистическое государство было вынуждено прибегнуть к некоторым ограничениям демократии, в частности, лишить эксплуататорские клас­сы избирательных прав. Рабочий класс сохранял некоторые преимуще­ства в нормах представительства в Советах, что помогало ему осуще­ствлять руководство крестьянством и другими слоями трудящихся.

      Второй этап развития Советского государства наступил примерно в середине 30-х годов, когда социализм одержал решающую победу в городе и деревне. Отпали экономические условия существования эксплуа­таторских классов, поскольку орудия и средства производства перешли к обществу. Изменилась его классовая структура: помещики, капитали­сты и кулаки — исчезли. Общество составили два дружественных класса: рабочие и крестьяне, а также интеллигенция.

      Все это не могло не привести к изменению задач и функций Совет­ского государства. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов отпала функция их подавления. Были созданы социальные и политиче­ские условия для перерастания государства диктатуры пролетариата во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Пролетарская демократия все больше превращалась во всенародную, социалистическую демократию.

      Коренные изменения в общественной и государственной жизни того периода были отражены в Конституции СССР 1936 г. Она закрепила преобразование государства рабочего класса в государство рабочих и крестьян, партии пролетариата — в партию рабочего класса, трудящих­ся крестьян и трудовой интеллигенции. В Конституции были сформули­рованы основные принципы социалистического демократизма.

      Однако тогда еще не произошло преобразования государства дикта­туры пролетариата в общенародное государство. Это иногда пытаются объяснить тем, что в тот период складывался и развивался культ лич­ности Сталина, который оказал отрицательное влияние на развертыва­ние социалистического демократизма. Действительно, многие демократические формы жизни, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г., тогда еще не получили должного развития, были извращены. Однако едва ли это можно считать единственной причиной того, что пролетар­ская демократия не переросла в общенародную, социалистическую де­мократию. Советское государство существовало в очень сложной меж­дународной обстановке, было окружено со всех сторон враждебными капиталистическими государствами. Это был момент, когда в мире на­зревала новая мировая война, которую империалистические державы стремились направить прежде всего против Советской страны. Кроме того, и внутри страны социализм еще не упрочился полностью. Несмо­тря на широкое развитие экономики в период первых пятилеток, несмо­тря на осуществление индустриализации и коллективизации, требова­лось еще создать подлинно современную экономическую базу, необхо­димую для закрепления социальных преобразований в городе и деревне.

      По этим объективным и субъективным причинам в нашей стране после победы социализма понадобился еще целый этап развития, охва­тывающий почти четверть века, когда как бы происходило перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Это — специфическая особенность развития Советского государства. Вполне возможно, что в других социалистических странах при благо­приятных внутренних и международных условиях этап перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство будет не столь длительным, как у нас, или вовсе не будет иметь места, и здесь фактически совпадает во времени момент победы социализма с преоб­разованием диктатуры пролетариата в общенародное государство.

      Начало нового, третьего этапа развития Советского государства тесно связано с XX и XXI съездами КПСС. На XXI съезде партии был закреплен факт полной и окончательной победы социализма. Социа­лизм в нашей стране упрочился, и реставрация капитализма стала не­возможной. Страна вступила в период развернутого строительства ком­мунизма. Уже четверть века наша страна развивается в условиях суще­ствования дружественных классов рабочих, крестьян и интеллиген­ции. Сближение двух форм собственности, подъем культурного уровня трудящихся, технический прогресс, повышение благосостояния совет­ского народа — все это ведет к постепенной ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом, к укреплению дру­жественного сотрудничества между рабочими, колхозниками и интел­лигенцией.

      Для третьего этапа развития социалистического государства харак­терны: огромный рост производительных сил страны, невиданное усиле­ние ее могущества; дальнейшее развитие процесса стирания граней между различными классами, образование однородного общества тру­дящихся; сближение наций и упрочение социально-политического и идейного единства общества; укрепление международного положения Советского государства, когда возникла новая историческая ситуация — образовалась мировая система социализма, на международной арене выявился перевес сил социализма и мира, в авангарде которых идет Советский Союз, над силами империализма и войны.

      Наконец, чрезвычайно важно отметить ликвидацию культа личности Сталина и восстановление ленинских норм партийной и государствен­ной жизни, дальнейшее совершенствование всей политической системы. Партия отвергла и то теоретическое обоснование, которое давал Ста­лин нарушениям принципов социалистического демократизма. На этом вопросе необходимо остановиться более подробно.

      Основной порок взглядов Сталина по вопросу о государстве заклю­чался в преувеличении роли насилия при переходе к социализму и ком­мунизму. В 1937 г., в момент, когда социалистические отношения уже утвердились в нашей стране, Сталин выдвинул формулу о том, что буд­то бы по мере продвижения Советского Союза к коммунизму классовая борьба будет все более обостряться. Совершенно очевидно, что внутри страны, где эксплуататорские классы уже были ликвидированы, не бы­ло почвы для обострения классовой борьбы. В тесной связи с этим тезисом Сталина находились его взгляды на государство, высказанные на XVIII съезде ВКП(б). Если внимательно проследить за высказыва­ниями Сталина, то нетрудно заметить, что Сталин ставил перед собой очевидную политическую цель — теоретически обосновать необходимость усиления принудительных методов при переходе к коммунизму, оправ­дать практику массовых репрессий, грубые извращения социалистиче­ской законности. Характерна сама постановка вопроса Сталиным. Повод для рассмотрения вопросов государства на съезде партии Сталин видел не в том, что в стране построен социализм и в этой связи выдвигаются задачи совершенствования политической системы, а в связи с якобы имевшей место «недооценкой» роли и значения социалистического госу­дарства и его разведки. Все было поставлено, таким образом, с ног на голову. Перед страной стояла задача развития социалистической демо­кратии, а Сталин акцентировал внимание на усилении массовых реп­рессий, на органах принуждения и их деятельности.

      Чтобы обосновать свой отход от ленинизма в вопросах государства, Сталин пытался принизить значение ленинских идей о социали­стическом государстве. Он изображал дело так, будто Ленин только защитил учение Маркса и Энгельса о государстве от искажений со сто­роны оппортунистов, но не успел развить дальше теорию государства. Это, конечно, не имело ничего общего с действительностью. Именно В. И. Ленин разработал все важнейшие идеи, которые легли в основу построения советского социалистического строя. В. И. Ленин не толь­ко теоретически обосновал принципы, но и заложил основы нового Советского государства, в котором единственным хозяином является народ. В. И. Ленин открыл Советскую власть как форму диктатуры пролетариата, выдвинул идею федерации советских социалистических республик, обосновал принципы взаимоотношений СССР с буржуазны­ми государствами. Он разработал общие закономерности развития Со­ветского государства при переходе к социализму и к коммунизму.

      Стремясь подкрепить свой тезис о необходимости усиления принуди­тельных сторон в деятельности государства, Сталин выдвинул неверное утверждение о том, что у пролетарского государства могут сохраниться некоторые функции старого государства, измененные применительно к потребностям пролетарского государства. При этом упор снова-таки делался на функциях буржуазного государства, непосредственно связанных с насилием и принуждением. В самом деле, о каких функциях вел речь Сталин? Он говорил, что деятельность буржуазного государ­ства характеризуется двумя функциями: внутренней — держать экс­плуатируемое большинство в узде, и внешней — расширять территорию своего господствующего класса за счет территорий других государств (это само по себе было довольно упрощенной характеристикой куда более сложной и многообразной деятельности современного империа­листического государства). Но нас интересует другое: как можно было сопоставлять задачи и функции социалистического государства с ос­новными функциями империалистических держав? Это неверно по от­ношению к государству диктатуры пролетариата, и это тем более не­верно, поскольку речь идет о социалистическом государстве при пере­ходе к коммунизму. Государству социалистического общества некого держать в узде, ибо эксплуатируемые классы уже исчезли, и оно никог­да не ставило и не ставит своей задачей территориальные захваты и аннексии.

      Совершенно неправильной была постановка Сталиным вопроса о том, что к отмиранию государства общество придет через его всемер­ное укрепление, под которым понималось не расширение социальной базы государства, а усиление его принудительных органов, в целом принуждения при переходе к коммунизму. На самом же деле общест­во и государство укрепляются не путем усиления принуждения, а бла­годаря упрочению союза дружественных классов и слоев социалистиче­ского общества, их идейного и социально-политического единства. Не­обходимость в тех или иных сторонах деятельности государства отпа­дает постольку, поскольку все общество созревает для осуществления функций по руководству общенародными делами без государства на основе общественной самодеятельности. А это может произойти только при условии активного участия каждого человека в государственной жизни, т. е. всемерного развертывания социалистической демократии.

      Возможно, что не было бы необходимости снова возвращаться к разбору ошибок Сталина в вопросах государства, если бы и сейчас за рубежом не находились люди, которые всячески поднимают на щит именно эти его ошибочные положения, преувеличивают роль при­нуждения в строительстве социализма и коммунизма.

      В коммунистический рай не гонят дубиной, говорил Н. С. Хрущев. Только люди, которые не верят в массы, рассматривают их как слепую мускульную силу, могут вынашивать странную мысль, будто комму­низм строится путем принуждения. И даже если эти люди рассчиты­вали бы «облагоденствовать» массы, их методы на деле привели бы к обратным результатам, ибо коммунизм — дело самого народа, руково­димого партией, он должен войти в сознание каждого человека, изме­нить его психологию, стать его сущностью. Этому учил В. И. Ленин, и это в полной мере осуществляет Коммунистическая партия Советского Союза. Ленинская идейность и ленинский демократизм положены в основу ее политики.

      Преувеличение роли насилия, непонимание исторических границ его применимости способны нанести огромный ущерб делу коммунизма. Хорошо известно указание В. И. Ленина, что классовое принуждение, осуществляемое государством по отношению к свергнутым эксплуата­торам,— не главное в диктатуре пролетариата. И при переходе к со­циализму оно не служит основным методом. Классовое насилие, писал В. И. Ленин, имеет значение только для подавления эксплуататоров, и на этом его роль исчерпывается. Далее следует сила примера и убеж­дение. Это тем более относится к периоду перехода к коммунизму, ког­да в общественной жизни нет классовых антагонизмов, когда убеждение и воспитание масс, их сознательная творческая деятельность по созда­нию коммунистических форм жизни приобретают особое значение.

      Центральный Комитет КПСС и Советское Правительство приложили огромные усилия для создания гарантий против повторения культа-личности, для развития ленинских принципов социалистической демо­кратии, для обеспечения всемерного подъема экономики, культуры и роста благосостояния населения.

      Зарубежные критики Программы КПСС говорят о том, что якобы на XXII съезде партии остался без ответа вопрос о политических инсти­тутах, в которых отразилось общенародное государство. Они утвержда­ют, что положение об общенародном государстве якобы не имеет прак­тического значения. Об этом, в частности, пишут многие правые социал-демократы. Эти утверждения лишены каких бы то ни было оснований, Речь, разумеется, идет не о терминологии, не об изменении названия. Преобразование государства диктатуры пролетариата в общенародное есть отражение реальных процессов в развитии Советской страны. Вместе с тем, это — теоретическое обоснование линии, направленной на дальнейшее развитие и совершенствование социалистической демокра­тии. Из него исходит Коммунистическая партия в своей политике в области государственного строительства. Только на пути развития со­циалистической демократии мы придем, в конечном счете, к преобразо­ванию государства в коммунистическое общественное самоуправление и к отмиранию государства.

      Нет нужды подробно напоминать о той огромной работе, которую проделала Коммунистическая партия в последние годы по устранению последствий культа личности и развитию социалистического демокра­тизма. Полное восстановление ленинских норм в жизни партии и госу­дарства, правильное функционирование всех институтов социалистиче­ской демократии, повышение прав республиканских и местных органов власти и управления, изменения методов руководства промышлен­ностью и сельским хозяйством, развитие общественных начал в дея­тельности Советов, повышение роли представительных органов, пере­дача профсоюзам и другим общественным организациям ряда функций государственных органов — эти и многие другие факты лучше всего свидетельствуют о том огромном внимании, которое уделяет КПСС развитию социалистического демократизма.

      Но, конечно, партия не считает свою задачу в этой области закон­ченной. Чтобы полностью воплотить в жизнь идею общенародного го­сударства, необходимо будет, как отмечалось на XXII съезде КПСС, и дальше серьезно совершенствовать все институты социалистической демократии. Н. С. Хрущев говорил: «Мы, разумеется, не считаем, что задача совершенствования нашей политической системы уже исчерпа­на. Надо делать все необходимое для совершенствования и развития всенародного государства, для все большего привлечения масс к уп­равлению и контролю за государственными органами».

      В ближайшие годы предстоит принять новую Конституцию Совет­ского Союза, в которую будут внесены изменения, отвечающие нынеш­нему этапу развития социалистического государства, задачам неуклон­ного развертывания социалистической демократии на основе Програм­мы КПСС. В Программе КПСС, в докладе Н. С. Хрущева на XXII съезде партии намечены важнейшие направления процесса разверты­вания социалистической демократии.

      Особенно характерно на данном этапе развития общенародного госу­дарства— широкое развертывание различных форм общественного са­моуправления трудящихся, что подготовляет условия для перехода к коммунистическому самоуправлению. Этот процесс проявляется во всех сферах жизни нашего общества и, прежде всего, в области управления хозяйством. Развиваются общественные демократические начала в централизованном руководстве промышленностью и сельским хозяй­ством. Здесь можно указать на изменение практики планирования сельскохозяйственного производства в последние годы, на расширение возможностей колхозов и совхозов для проявления инициативы и са­мостоятельности. Народнохозяйственные планы составляются и обсуж­даются при участии миллионов и миллионов трудящихся. Администра­тивные методы управления экономикой, которые играли большую роль при Сталине, все более уступают место управлению, опирающемуся на экономические рычаги, на экономическое стимулирование и материаль­ную заинтересованность работников в результате их труда. Одновре­менно повышается роль коллективов трудящихся в управлении заво­дами, фабриками, колхозами, совхозами, научными учреждениями и творческими объединениями. Можно было бы сослаться в качестве примера на расширение прав профсоюзных организаций на предприя­тиях, создание производственных совещаний и др., расширение право­мочий общих собраний колхозников и роли их правлений.

      Переход к общественному самоуправлению подготовляется также тем, что выборные органы в Советах и общественных организациях все более берут на себя не только функции общего руководства, но и не­посредственного управления различными сторонами жизни общества, усиливают свой контроль за аппаратом управления. На решение по­стоянных комиссий местных Советов постепенно передается все большее число вопросов, находящихся в компетенции управлений и отделов ис­полнительных органов. Расширяются права местных Советов депутатов трудящихся, которые будут окончательно решать все вопросы местно­го значения.

      Большое значение имеет повышение роли общественных организа­ций в управлении народным хозяйством, культурой и другими сторо­нами жизни страны. Им предоставляется часть полномочий, находив­шихся ранее в ведении государственных органов, расширяются их пра­ва на участие в законодательной деятельности государства.

      В центре внимания находится расширение демократических прав и свобод личности. Заветный идеал коммунистов — привлечь всех граж­дан к управлению делами общества — в нынешних условиях стал непо­средственной практической задачей. Решению этой задачи служит и по­стоянное улучшение условий жизни каждого трудящегося человека, и совершенствование форм народного представительства и принципов со­ветской избирательной системы, и развитие практики всенародного об­суждения наиболее крупных вопросов коммунистического строительства, форм народного контроля за деятельностью органов власти и управле­ния, и последовательное проведение принципа выборности, подотчетно­сти и сменяемости руководящих работников в государственном аппара­те и общественных организациях с тем, чтобы в конечном счете распро­странить эти принципы на все руководство этими организациями.

      Общенародное государство — не есть нечто застывшее и раз навсе­гда данное. Напротив, в самой идее всевластия народа заложено тре­бование постоянного совершенствования политических форм жизни: по­вышается уровень культуры, сознательности и благосостояния народа, и на этой основе возрастает его активная роль в производстве и в уп­равлении делами общества и государства. Но само собой разумеется, речь идет о развитии социалистических форм политической жизни, рож­денных Октябрьской революцией и совершенствующихся в ходе борьбы за коммунизм. Речь идет о тех формах, которые отвечают интересам на­рода, его целям построения коммунистического общества. Всякое дви­жение по другому пути противоречит тенденциям развития советского общества, интересам народа, отвергается им. Этой простой истины ни­как не могут, или вернее, не хотят понять те западные деятели, которые пытались оценивать значение процессов развития социалистической де­мократии, происходящих в нашей стране в последние годы.

      По существу, они до сих пор не мыслят себе других форм демокра­тии, кроме тех, которые утвердились в странах Запада. В их представ­лении «демократизация» в Советской стране должна была означать отказ от руководящей роли Коммунистической партии при социализме и возврат к буржуазной демократии, «к либерализации в западном духе». Подобные люди сейчас нередко пишут об обманутых надеждах, и неосуществившейся эволюции. Как видно, они рассчитывали, что со­ветская держава пойдет вспять — к буржуазной демократии или, по крайней мере, свернет в сторону от коммунизма. Подобным надеждам не суждено когда-либо сбыться. Руководство КПСС, повышение ее роли в жизни общества — непременное условие успехов в коммунистическом строительстве, развития социалистической демократии

      Нет и не может быть никакой стены между прежними, нынешними и будущими формами развития Советского государства. От диктатуры пролетариата к всенародному государству и от него к общественному коммунистическому самоуправлению и отмиранию всякой государст­венности — таков путь того нового типа демократии, который рожден социалистической революцией.

      1По вопросам общенародного государства см. Ф.И. Калинычев, Основные черты социалистического го-сударства и общее определение его понятия; А.П. Косицын, О6 основных этапах развития Советского социалис-тического государства; Н.П. Фарберов, Общенародное государство — закономерный результат развития госу-дарства диктатуры пролетариата; А.И. Лепешкин, Общенародное государство и его основные черты («Советс-кое государство и право», 1962, № 1, 3, 7 и 9); см. также «Коммунист», 1961, № 13, с. 37-48.

      2См. В.И. Ленин, Соч., т. 29, с. 358.

      3В.И. Ленин, Соч., т. 25, с. 445.

      4В.И. Ленин, Соч., т. 25, с. 441.

       

       

    Информация обновлена:11.03.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru