Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Хлестов, О. Н.
Женевские соглашения по Лаосу - важный шаг в
формировании современного понятия нейтралитета /
О. Н. Хлестов.
//Советское государство и право. -1963. - № 5
. - 91 - 100
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • Женевские соглашения по Лаосу - важный шаг в формировании современного понятия нейтралитета.
      Хлестов, О. Н.

      О. Н. Хлестов, кандидат юридических наук

      Женевские соглашения по Лаосу – важный шаг в формировании современного понятия нейтралитета

      «Решение спорных вопросов между государствами без войны, мирным путем,— подчеркнул Н. С. Хрущев,— это и есть политика мирного сосуществования в действии»[1]. В качестве примера разумного разрешения спорных вопросов между государствами Н. С. Хрущев привел ликвидацию кризиса в Лаосе мирным путем. Действительно, Женевское совещание по урегулированию лаосского вопроса создало условия для развития Лаоса в качестве мирного, суверенного, нейтрального, независимого и единого государства. Опыт работы этого совещания убедительно доказывает, что если государства, ведущие переговоры, проявляют добрую волю и стремятся к соглашению, то можно найти пути для урегулирования любых, даже самых сложных, международных проблем.

      «Женевские соглашения по Лаосу,— писал Н. С. Хрущев,— знаменуют собой не только международное признание справедливого дела, за которое боролись национально-патриотические силы этой страны, но и крупную победу политики мира и сотрудничества между странами, принадлежащими к различным общественным системам... Успешное завершение работы Женевского совещания по Лаосу наглядно показывает, что при наличии доброй воли и искреннего стремления к соглашению на основе сотрудничества и взаимного учета интересов могут быть разрешены неурегулированные международные проблемы, как бы сложны они ни были»[2].

      Женевское совещание разработало Декларацию о нейтралитете Лаоса и Протокол к ней, которые затрагивают различные аспекты лаосского вопроса, а также имеют большое значение для формирования современного понятия нейтралитета в международном праве.

      Нейтралитет как институт международного права был известен уже в рабовладельческом обществе[3]. Нейтралитет возник и на протяжении всего своего существования обычно понимался как международно-правовой институт, регулирующий взаимоотношения между государствами в период войны. Это было главное в понятии нейтралитета, хотя, как справедливо отмечает Б. В. Ганюшкин, нейтралитет, начиная с самых «ранних ступеней развития этого международно-правового института, включает нормы соответствующего поведения нейтрального государства и во время мира»[4].

      Однако нормы, касающиеся нейтралитета государств в мирное время, были крайне ограничены.

      Существовавшие до последнего времени международные соглашения по вопросам нейтралитета можно разбить на: 1) соглашения, определяющие права и обязанности нейтрального государства во время войны; 2) соглашения, провозглашающие какое-либо определенное государство постоянно нейтральным.

      Соглашения первой группы регламентировали отношения между нейтральными и воюющими государствами, причем права и обязанности нейтрального государства во время войны не всегда были одинаковыми. В последнее время нейтралитет обычно понимался в том смысле, что нейтральное государство обязано не оказывать военную помощь ни одному из воюющих государств (правда, понятие «военная помощь» толковалось порой различно). К международным соглашениям этой группы относится: Гаагская конвенция 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав в случае сухопутной войны, Гаагская конвенция 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, Женевские конвенции 1929 г., частично устанавливающие режим для раненых, больных и военнопленных во время войны. Участниками этих соглашений являются почти все государства мира.

      В соответствии с соглашениями о постоянно нейтральном государстве (Швейцарии, Австрии и некоторых других) последнее должно соблюдать статус нейтралитета в любой войне, которая возникнет после заключения такого соглашения[5]. В соглашениях не разъяснялось, что понимается под постоянным нейтралитетом и каковы права и обязанности постоянно нейтрального государства в мирное время. Однако обычно считалось, что государство, имеющее такой статус, не может вступать в какие-либо военные соглашения и союзы или проводить такую политику, которая могла бы втянуть его в военный конфликт. В случае войны взаимоотношения постоянно нейтрального государства и воюющих держав регламентировались международными соглашениями, предусматривавшими права и обязанности нейтрального государства во время войны.

      Международно-правовые нормы, определявшие статус нейтрального государства в мирное время, также касались только военных аспектов деятельности этого государства[6]. Нормы, регламентирующей взаимоотношения постоянно нейтрального государства в мирное время с другими государствами в иных областях, кроме военной (например, в области торговых отношений или других экономических связей), не было.

      Нейтралитет в том виде, как он существовал, имел положительное значение, поскольку нейтральные государства, не участвуя в войне, тем самым ограничивали театр военных действий и способствовали локализации военного конфликта, а непредставление ими военной помощи воюющим государствам в какой-то степени снижало интенсивность военных операций и уменьшало разрушения и страдания, которые несли войны народам. Однако империалистические государства нередко злоупотребляли нейтралитетом и использовали его для того, чтобы не оказывать помощь государствам — жертвам агрессивного нападения со стороны фашистских государств, как это было, например, с Испанией в 1936-1939 гг.

      Изменение международной обстановки после второй мировой войны прежде всего выразилось в том, что социализм становится решающей силой мирового развития, обострился кризис капитализма, на месте бывших колоний появилась значительная группа новых государств, заинтересованных в сохранении мира. «В современных условиях открылась перспектива добиться мирного сосуществования на весь период, в течение которого должны найти свое решение социальные и политические проблемы, ныне разделяющие мир»,— указывал Н. С. Хрущев в Отчете ЦК КПСС XXII съезду партии. Важнейшей задачей стала борьба за упрочение мира, против развязывания войн вообще (а не за ограничение масштабов военного конфликта), тем более что война как средство разрешения международных споров запрещена современным международным правом. Поэтому в послевоенный период ряд государств, образовавшихся на месте бывших колоний и заинтересованных в сохранении мира, встал на путь борьбы за развитие дружеских отношений между странами, используя в этих целях институт нейтралитета, но в измененном виде, соответствующем современной обстановке.

      После окончания второй мировой войны в ответ на создание агрессивных блоков (НАТО, СЕАТО и др.) такие государства, как Индия, Бирма, ОАР, Камбоджа, Индонезия и др., заявили, что они будут проводить политику нейтралитета, которая отвечает их собственным интересам и интересам упрочения мира и ослабления международной напряженности[7].

      Не случайно поэтому в последнее время прогрессивные силы многих стран, особенно входящих в агрессивные блоки империалистических государств, все настойчивее выступают с требованием, чтобы эти страны встали на путь нейтралитета. Так, в Программе Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, утвержденной в феврале — марте 1962 г., указывается, что одной из основных задач фронта является создание национальной и демократической власти, которая будет проводить нейтральную внешнюю политику. Выступая на национальной партийной конференции Коммунистической партии Нидерландов в декабре 1962 г., секретарь ее центрального комитета X. Хукстра заявил, что партия выступает за нейтралитет Голландии и ее выход из НАТО, что явилось бы существенным вкладом в укрепление дела мира.

      Политика, которую проводят недавно освободившиеся от колониализма страны, именуется различно: «нейтрализм», «политика неучастия в блоках», «активный нейтралитет», «позитивный нейтралитет» и т. п. Государства, провозгласившие своим внешнеполитическим курсом политику нейтралитета, по-разному излагают ее цели. Однако, как показывает практика, важными моментами политики нейтрализма являются неучастие в агрессивных союзах, отказ от предоставления территории под иностранные военные базы и стремление к установлению дружественных отношений со всеми государствами. При этом послевоенный нейтрализм, как и каждое общественное явление, постоянно развивается, приобретая новые элементы. Так, например, после принятия на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН Декларации о ликвидации колониализма борьба за немедленную, полную и окончательную ликвидацию колониализма стала одним из важных элементов политики нейтрализма.

      Политика нейтрализма имеет важное значение для предотвращения развязывания новой войны, для укрепления дела мира. «Силы мира,— говорится в докладе Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС,— значительно умножились в связи с появлением на мировой арене группы миролюбивых государств Европы и Азии, провозгласивших принципом своей; внешней политики неучастие в блоках. Ведущие политические круги этих государств справедливо считают, что участие в замкнутых военных империалистических группировках лишь усиливает опасность вовлечения этих стран в военные авантюры агрессивных сил, втягивает их в губительный водоворот гонки вооружений».

      Провозглашение государствами политики нейтрализма означает их решение следовать определенному политическому курсу. Фактически они избрали для себя статус нейтрального государства в мирное время. Однако это не тот нейтралитет, который регламентируется международным правом, существовавшим до второй мировой войны. Старое понятие нейтралитета наполняется новым содержанием, отражающим требования современной эпохи.

      Содержание политики нейтрализма определяется каждым государством в зависимости от того, как оно понимает эту политику. Односторонние заявления государств, провозгласивших, что они будут проводить политику нейтрализма, не приводят к образованию нейтрального государства и не являются юридически обязательными для других, стран, хотя все государства обязаны считаться с такими заявлениями. Отсутствие подобных норм порождает на практике определенные трения между указанными государствами и иными странами, особенно с теми, которые отрицательно относятся к политике нейтрализма и вынуждены признавать допустимость и законность нейтральной политики ряда стран Азии и Африки лишь в результате того, что на мировой арене сложилось новое соотношение сил социализма и капитализма. Поэтому в последние годы усилился процесс разработки международно-правовых норм, определяющих современный нейтралитет[8]. Большую роль в этом сыграла Белградская конференция, проходившая с 1 по 6 сентября 1961 г. с участием 25 государств. Принятые на конференции Заявление об угрозе войны и призыв к миру и Декларация глав государств, или правительств вне блоковых стран показывают, что ее участники относят к числу важнейших задач государства, выступающего в качестве нейтрального в мирное время, следующие задачи: 1) Активная борьба за мир. Участники конференции прямо заявили, что ни один народ и ни одно правительство не могут и не должны слагать с себя ответственность за сохранение всеобщего мира. 2) Сотрудничество со всеми государствами независимо от их общественного устройства; поддержание принципов мирного сосуществования и осуждение «холодной войны». 3) Поддержка мероприятий, направленных на безусловную, полную, немедленную и окончательную ликвидацию колониализма: борьба за вывод иностранных войск с территории колоний; поддержка народов, борющихся за осуществление права на самоопределение, а также принятие мер «для устранения неоколониализма и империалистического господства во всех его видах и проявлениях». 4) Поддержка стран, выступающих против размещения на их территориях иностранных военных баз; создание таких баз рассматривается участниками: конференции как грубое нарушение суверенитета соответствующих стран. 5) Участие в проведении мероприятий по ликвидации «экономического неравенства, унаследованного от капитализма и империализма», что означает, в частности, борьбу за создание справедливых условий торговли и за признание права государств на получение иностранной экономической и технической помощи, не обусловленной какими-либо политическими или иными требованиями.

      Таким образом, государства, вставшие на путь нейтрализма и, следовательно, избравшие статус нейтрального государства в мирное время, должны активно бороться за упрочение мира, за претворение в жизнь принципов мирного сосуществования, за ликвидацию колониализма, поддерживать и развивать торговые и иные экономические связи со всеми государствами, способствовать решению основных проблем современности в интересах всего человечества.

      Женевское совещание по Лаосу явилось новым важным этапом в формировании современного понятия нейтралитета. Женевские соглашения содержат международно-правовые нормы, определяющие права и обязанности Лаоса как нейтрального государства, а также возлагающие на других участников совещания определенные обязательства в отношении нейтралитета Лаоса[9].

      Хотя эти международно-правовые нормы выработаны применительно к Лаосу и формально не могут рассматриваться как нормы, определяющие статус любого нейтрального государства, тем не менее, они имеют огромное значение для понимания нейтралитета вообще на современном этапе его развития. Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко в своем выступлении на заключительном пленарном заседании Женевского совещания 21 июля 1962 г. отмечал, что на этом совещании «были представлены и социалистические и нейтралистские государства, а также страны, входящие в военные группировки западных держав. В этих странах проживает свыше половины населения земного шара, они расположены на трех континентах — в Азии, Европе и Америке. Таким образом, имеется полное основание сказать, что Женевское совещание по Лаосу в той или иной степени отражало современный мир со всеми его особенностями и сложностями» [10]. С таким же основанием можно утверждать, что международно-правовые нормы относительно нейтралитета, содержащиеся в Женевских соглашениях 1962 г., отражают то понимание нейтралитета, которое существует в настоящее время применительно к любому нейтральному государству.

      Статус Лаоса как нейтрального государства определен в Заявлении правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и в Декларации о нейтралитете Лаоса от 23 июля 1962 г.

      Как известно, заявления или декларации государств о том, что они будут проводить политику нейтрализма (Бирмы, Индии, Камбоджи и др.), являясь односторонними документами, не образуют международных соглашений,[11] хотя и «имеют обязательную силу для сделавших их государств с точки зрения внутреннего права, если они получили отражение в национальном законе»[12].

      Иной характер имеют документы, устанавливающие нейтралитет Лаоса. Нейтралитет Лаоса — это добровольно провозглашенная его правительством политика[13]. Однако Заявление правительства Лаоса о нейтралитете включается с согласия королевского правительства Лаоса в Декларацию о нейтралитете Лаоса в качестве ее составной части. Оба эти документа согласно п. 5 Декларации рассматриваются как международное соглашение. Из этого вытекает, что нормы, установленные Женевскими соглашениями . и определяющие нейтралитет Лаоса, являются международно-правовыми нормами, юридически обязательными для всех государств — участников Женевского совещания.

      Женевские соглашения содержат ряд положений, определяющих взаимоотношения Лаоса с другими государствами в военной области. На Лаос возлагается обязательство не участвовать в каких-либо военных союзах или соглашениях военного характера, а также не разрешать использовать свою территорию другим странам в военных целях. Таким образом, эти положения, являющиеся традиционными для статуса любого нейтрального государства, запрещают Лаосу принимать на себя какие-либо обязательства военного характера.

      Создание на территории Лаоса иностранных военных баз и опорных пунктов, а также любых других военных сооружений запрещается[14]. Соглашения предусматривают, что все иностранные войска, как регулярные, так и нерегулярные, иностранные полувоенные формирования, а также иностранный военный персонал должны быть выведены из Лаоса. Их ввод в пределы Лаоса запрещается. Под иностранным военным персоналом понимаются все члены иностранных военных миссий, иностранные военные советники, эксперты, инструктора, консультанты, техники, наблюдатели и любые другие иностранные военные лица, в том числе и, те, которые находятся на службе в вооруженных силах Лаоса, а также иностранные гражданские лица, связанные с поставками, обслуживанием, хранением и использованием военной техники.

      Включение в Женевские соглашения указанных положений, встречавшихся в ранее существовавших международных договорах, определявших статус нейтрального государства, имеет большое значение. Они закрепляют в договорном порядке сложившийся ранее принцип, согласно которому пребывание иностранных войск и иностранного военного персонала на территории нейтрального государства является несовместимым со статусом нейтралитета.

      Женевские соглашения, провозглашая Лаос нейтральным государством, исходят из признания за ним права на самооборону, подчеркивая тем самым, что избрание государством нейтрального статуса ни в какой мере не ограничивает его суверенитета. Это, в частности, видно из ст. 6 Протокола к Декларации, в которой прямо указывается, что правительство Лаоса может принимать меры, необходимые для обороны своего государства. Вместе с этим Лаос как нейтральное государство может приобретать для нужд обороны лишь оружие обычного вида.

      Как известно, ст. 13 Государственного договора об Австрии запрещает ей иметь, производить или испытывать любые виды атомного оружия, что означает признание недопустимости для нейтральной Австрии вооружаться такого рода оружием. Включение в Женевские соглашения положений, которые по сути дела запрещают ввоз в Лаос ядерного оружия, показывает, что в настоящее время в международном праве формируется принцип, согласно которому вооружение нейтрального государства ядерным оружием является несовместимым со статусом нейтралитета.

      Женевские соглашения не ограничиваются регламентацией только военных аспектов отношений Лаоса с другими государствами. Они идут дальше и содержат ряд положений, определяющих его взаимоотношения как нейтрального государства в таких, например, областях, как экономические связи, дипломатические отношения и т. п. В Женевских соглашениях прямо записано, что Лаос будет твердо проводить в жизнь пять принципов мирного сосуществования, а также развивать дружественные отношения и устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, в первую очередь с соседними, на основе равенства и уважения независимости и суверенитета.

      Включение в соглашения этих положений имеет большое значение для закрепления в современном международном праве положений, обязывающих нейтральное государство строить свои отношения с другими государствами на основе принципов мирного сосуществования и развивать дружеские отношения со всеми странами независимо от их общественного устройства.

      Декларация о нейтралитете Лаоса содержит важные положения, определяющие принципы, на которых должны строиться взаимоотношения Лаоса как нейтрального государства с другими странами в области экономических связей. В ней записано, что Лаос «примет прямую и ничем не обусловленную помощь от всех стран, которые желают оказать помощь Королевству Лаос в создании независимой и самостоятельной национальной экономики на основе уважения суверенитета Лаоса». Это означает, что Лаос обязан отказываться от иностранной экономической помощи, если ее предоставление связано с какими-либо политическими, военными или иными условиями. Вместе с тем Женевские соглашения содержат определенные гарантии юридического порядка, защищающие Лаос от попыток империалистических государств навязать ему неравноправные экономические соглашения, сопровождаемые кабальными политическими условиями, что так широко практикуется западными державами. В Декларации предусматривается, что ее участники «не будут сопровождать условиями политического характера любую помощь, которую они могут предложить или которую может просить Королевство Лаос». Признание этого принципа в Женевских соглашениях имеет большое значение для всех нейтралистских государств, развивающих свою экономику, как правило, с помощью других стран.

      Детально разработанные положения Женевских соглашений, направленные на защиту территории Лаоса как нейтрального государства, его суверенитета и независимости являются большим шагом вперед. Ранее заключавшиеся соглашения о нейтральном статусе государств обычно исходили из того, что суверенитет нейтрального государства и его территориальная целостность не должны нарушаться, но прямых указаний на это не содержали.

      Декларация о нейтралитете Лаоса устанавливает юридически обязательный для всех ее участников общий принцип, согласно которому все эти страны должны уважать и всячески соблюдать суверенитет, независимость, нейтралитет, а также единство и территориальную целостность Королевства Лаос. Соглашения запрещают совершение каких-либо действий, которые могли бы прямо или косвенно нанести ущерб суверенитету Лаоса, его независимости, нейтралитету, единству или территориальной целостности. Кроме того, Декларация содержит положения, направленные на защиту внутриполитической жизни Лаоса от вмешательства со стороны других государств. Государства — участники Женевского совещания будут воздерживаться от всякого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела Лаоса, а также не будут прибегать к силе или угрозе силой или к каким-либо иным мерам, которые могли бы нанести ущерб миру в Лаосе. В Декларацию вошло также положение, устанавливающее обязанность участников не использовать территорию любой страны, включая свою собственную, для вмешательства во внутренние дела Лаоса.

      Таким образом, четко изложенные в Женевских соглашениях положения относительно территориальной неприкосновенности нейтрального государства и недопустимости вмешательства в его внутренние дела имеют определенное положительное значение для защиты интересов нейтралистских государств, и, наряду с Уставом ООН, могут быть использованы ими в борьбе против происков империалистов.

      Устанавливая нейтральный статус Лаоса и предоставляя ему в связи с этим ряд прав, Женевские соглашения вместе с тем подчеркивают недопустимость для Лаоса совершать действия, которые шли бы вразрез со статусом нейтралитета. В Декларации указывается, что правительство Лаоса не будет участвовать в каких-либо соглашениях военного или другого характера, которые несовместимы с нейтралитетом Королевства Лаос. Это означает, в частности, что Лаос не должен заключать международные соглашения, которые возлагали бы на него обязательства, препятствующие ему строить свои отношения с другими государствами на основе пяти принципов мирного сосуществования или устанавливать дипломатические отношения с государствами вне зависимости от их общественного строя, а также обязательства, допускающие иностранное вмешательство во внутренние дела Лаоса.

      Женевские соглашения, наряду с нормами, определяющими статус Лаоса как нейтрального государства, содержат обязательства остальных участников совещания в отношении соблюдения нейтралитета Лаоса. Они обязаны не создавать и не способствовать созданию в Лаосе иностранных военных баз, опорных пунктов или других военных сооружений, не вводить и не способствовать вводу в Лаос любых иностранных войск или военного персонала. Поскольку агрессивный блок СЕАТО, вопреки воле лаосского народа, распространил на Лаос свою „защиту", в соглашениях специально оговорено, что их участники будут уважать желание Лаоса не признавать защиту со стороны СЕАТО (как и со стороны любого иного союза или военной коалиции); кроме того, они обязаны никоим образом не втягивать Лаос в какие бы то ни было военные союзы или предлагать Лаосу либо побуждать его вступать в такие союзы.

      В Декларации предусматривается, что ее участники обязаны воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы прямо или косвенно нанести ущерб нейтралитету Лаоса. Очевидно, что участники Женевских соглашений обязаны не только не втягивать Лаос в организуемые ими мероприятия военного характера, но и не предпринимать любые иные шаги, которые препятствовали бы Лаосу выполнять свои обязательства как нейтрального государства.

      Хотя участниками Женевских соглашений являются 14 государств и установленные этими соглашениями нормы юридически обязательны лишь для них, однако в Декларации они «призывают все другие государства признавать, уважать и всячески соблюдать суверенитет, независимость и нейтралитет, а также единство и территориальную целостность Королевства Лаос и воздерживаться от любых действий, несовместимых с этими принципами или с другими положениями настоящей Декларации». Если учесть, что Женевские соглашения были выработаны странами, представляющими три существующие в настоящее время группы государств, и что в работе совещания приняли участие такие государства, как СССР, КНР, США, Англия, Франция и Индия, то можно с уверенностью сказать, что соглашения о нейтралитете Лаоса пользуются огромным политическим и моральным авторитетом у всех стран мира, а это гарантирует их выполнение и теми государствами, чьи подписи не стоят под соглашениями.

      В международных соглашениях о постоянно нейтральных государствах часто предусматривалось, что государства, особенно великие, принимают на себя обязательство гарантировать нейтралитет страны, установленный данным соглашением. Так, в Лондонском трактате, заключенном 11 мая 1867 г. между Австрией, Бельгией, Францией, Великобританией, Италией, Голландией, Пруссией и Россией и провозгласившим Люксембург вечно нейтральным государством, сказано: «Это начало (имеется в виду нейтралитет Люксембурга.— О. X.) всегда находится под охраной коллективного ручательства Держав, подписавших настоящий трактат» [15].

      В Декларации о нейтралитете Лаоса указывается, что ее участники «никоим образом не будут... мириться с вводом в Лаос любых иностранных войск или военного персонала какого-либо рода» и «с созданием в этой стране любых иностранных военных баз и опорных пунктов или других иностранных военных сооружений какого-либо рода». В ней также записано, что ее участники обязуются в случае нарушения или возникновения угрозы нарушения нейтралитета королевства Лаос провести совместные консультации с королевским правительством Лаоса и между собой для того, чтобы рассмотреть меры, которые могли бы оказаться необходимыми для обеспечения соблюдения нейтралитета Лаоса. В Протоколе к Декларации говорится, что наблюдение за выполнением настоящего Протокола и Декларации осуществляют два председателя — министры иностранных дел СССР и Великобритании.

      Таким образом, хотя Женевские соглашения прямо и не говорят о гарантировании нейтралитета Лаоса, они тем не менее возлагают на участников соглашений обязательство обеспечивать и защищать нейтралитет Лаоса. Это по сути дела означает, что нейтральный статус Лаоса гарантируется участниками Женевских соглашений 1962 г.

      Женевские соглашения учредили Международную комиссию по наблюдению и контролю в Лаосе, состоящую из представителей Индии, Канады и Польши (представитель Индии — председатель). Комиссия не имеет права вмешиваться во внутренние дела Лаоса и действует с согласия правительства Лаоса, оказывает ему помощь и тесно с ним сотрудничает, осуществляя наблюдение и контроль за прекращением огня в Лаосе, а также за выводом иностранных войск и военного персонала.

      Комиссия действует под общим руководством двух председателей, наблюдающих за выполнением Женевских соглашений, и является временным органом, созданным с целью оказания помощи при урегулировании лаосского вопроса в течение ближайшего периода после вступления в силу Женевских соглашений. В Протоколе прямо указывается, что два председателя в любое время, если это потребует правительство Лаоса, и во всяком случае не позднее, чем через три года с момента подписания соглашений, могут внести предложение о прекращении деятельности комиссии; решение по этому предложению принимается участниками Женевского совещания по урегулированию лаосского вопроса.

      Соглашения по Лаосу (ввиду той роли, которую сыграли председатели — министры иностранных дел СССР и Великобритании в организации и проведении Женевского совещания) предусматривают, что будет два депозитария соглашений — Правительство СССР и Правительство Великобритании. Поэтому Декларация о нейтралитете Лаоса и Протокол к ней были составлены в двух экземплярах: один — для хранения в архивах Правительства СССР и другой — для хранения в архивах Правительства Великобритании. Редакционная комиссия Женевского совещания, рассматривая вопросы, связанные с подписанием подготовленных соглашений, предложила, чтобы каждая делегация представила полномочия на подписание соглашений в двух экземплярах: один — для хранения у Правительства СССР и другой — для хранения у Правительства Великобритании. Это предложение и было одобрено пленарным заседанием совещания.

      В совместном советско-лаосском коммюнике от 18 февраля 1963 г. Правительства СССР и Лаоса вновь заявили «о своей твердой решимости неуклонно соблюдать и осуществлять Женевские соглашения по Лаосу 1962 года, отвечающие внешним интересам лаосского народа и делу поддержания мира и безопасности во всем мире»..

      Женевское совещание по Лаосу, создавшее международно-правовые нормы, регламентирующие правовое положение нейтрального Лаоса в мирное время и являющиеся юридически обязательными для всех участников совещания, имеет большое значение для выработки современного понятия нейтралитета. Продолжение работы в этом направлении будет вести к формированию в современном международном праве норм, определяющих права и обязанности любого нейтрального государства в мирное время и способствующих более активному участию нейтралистских государств в борьбе за мир.


      [1]  «Правда» от 13 декабря 1962 г.

      [2]  «Правда» от 24 июля 1962 г.

      [3]  См. Б. В. Ганюшкин, Современный нейтралитет (Политика нейтралитета и постоянный нейтралитет в условиях борьбы за мир), изд. ИМО, М., 1958, с. 6.

      [4]  Там же.

      [5] Государства, не являющиеся постоянно нейтральными, избирали статус нейтралитета в отношении лишь определенной войны, в которой они не участвовали, и обычно заявляли об этом после того, как война началась.

      [6] На практике постоянный нейтралитет нередко толковался государствами шире, причем не всегда было единообразие в понимании прав и обязанностей постоянно нейтрального государства. Так, например, Швейцария не вступила в ООН, считая; что статус постоянного нейтрального государства не позволяет ей быть членом ООН, в то время как Австрии, имея такой же статус, стала членом ООН.

      [7] Вопрос о причинах, в силу которых указанные государства встали на путь политики нейтралитета, подробно рассматривается в советской литературе. См. «Опасные маневры колонизаторов» («Правда» от 25 декабря 1962 г.); Е. Коровин, Проблема нейтралитета на современном этапе («Международная жизнь», 1958, № 3); В. Н. Дурденевский, Нейтралитет в системе коллективной безопасности («Советское государство и право», 1957, № 8); Д. Б. Левин, Основные проблемы современного международного права, Госюриздат, М., 1958; А. Галина, Проблема нейтралитета в современном международном праве («Советский ежегодник международного права. 1958», АН СССР, М., 1959); Л. А. Моджорян, Политика подлинного нейтралитета — важный фактор борьбы народов за мир и независимость, изд. «Знание», М., 1956; Б. В. Ганюшкин, цит. соч., я др.

      [8] В разработке нового понятия нейтралитета активное участие принимает МАЮД. В 1960 г. VIГ конгресс МАЮД принял решение о необходимости выработать новое понятие нейтралитета, соответствующее требованиям современной эпохи. В резолюции-конгресса указывалось, что права и обязанности нейтрального государства могут быть определены примерно следующим образом: неучастие в военных группировках; запрещение размещения и создания иностранных военных баз на территории нейтрального государства, использования воздушного пространства нейтрального государства в целях шпионажа, ядерной войны либо в иных враждебных целях; запрещение иметь ядерное оружие; запрет использования территорий нейтрального государства для прямой или косвенной агрессии; выход нейтрального государства из всех пактов и союзов, участие в которых создает обязательства, несовместимые с состоянием нейтралитета; признание за нейтральными государствами права на политический и экономический суверенитет, на самооборону, а также на обращение за помощью к другим государствам в случае агрессии против него или покушения на его нейтралитет.

      [9] В Женевском совещании участвовали 14 государств: Англия, Бирма, ДРВ, Индия, Камбоджа, Канада, КНР, Лаос, Польша, Южный Вьетнам, СССР, США, Таиланд и Франция.

      [10]  «Правда» от 22 июля 1962 г.

      [11] Это не относится к Швейцарии и Австрии, нейтралитет которых определяется международными соглашениями.

      [12]  А. Галина, цит. соч., с. 203.

      [13]  См. «Международная жизнь», 1962, № 9, с. 68.

      [14] В соответствии с этим положением Женевских соглашений между правительствами Лаоса и Франции в декабре 1962 г. была достигнута договоренность о передаче Лаосу французских военных сооружений, находящихся в Сено.

      [15] Ф Мартене, Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами, т. XII (Трактаты с Англией. 1832—1895), СПб., 1898, с. 373—375.

    Информация обновлена:13.04.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru