Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Гуревич, П. В.
Лев Иосифович Петражицкий /П. В. Гуревич.
//Правоведение. -1971. - № 5. - С. 130 - 132
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Лев Иосифович Петражицкий.
      Гуревич, П. В.

      П. В. Гуревич, профессор

      Лев Иосифович Петражицкий

      Свой курс «Введение в изучение теории права и нравственности» Л. И. Петражицкий читал на первом курсе юридического факультета Петербургского университета.. Университетский курс энциклопедии права являлся как бы введением в изучение юри­дических наук, входящих в учебный план факультета, и по содержанию представлял собою довольно пеструю картину: объединение различных научных сведений из ряда наук — философии, социологии, психологии, науки права и др.

      Студенты не считали «Энциклопедию права» подлинной, серьезной научной дис­циплиной, и поэтому изучению ее не уделялось достаточного внимания. Такое мнение держалось довольно крепко в течение многих лет, переходя из года в год от одних первокурсников к другим. Кстати, мнение это бытовало и в других университетах.

      В те годы, когда я учился в Петербургском университете, в Москве, на юриди­ческом факультете, курс «Энциклопедии права» читал профессор Трубецкой. Он издал весьма скромную по объему книжечку под тем же названием, которая многим из сту­дентов нашего факультета была хорошо известна и производила довольно слабое впечатление.

      131

      Иначе относились к этому курсу на нашем факультете. Труд Л. И. Петражицкого «Введение в изучение теории права и нравственности» приобрел у студентов боль­шую популярность. В сущности, то был курс, совершенно новый по содержанию, рез­ко отличавшийся от традиционного.

      Лекции профессора Л. И. Петражицкого пользовались большим успехом, при­чем не только у студентов первого курса; студенты старших курсов юридического факультета, студенты других факультетов, много посторонних слушателей посещали его лекции, проявляя к ним большой интерес. Вход в университет в то время (1905— 1907 гг.) был свободным, и на лекциях известных профессоров обычно присутствова­ло немало посторонних лиц.

      Актовый зал, в котором читал свои лекции профессор Петражицкий, был пере­полнен, особенно в первые недели занятий. Мы, студенты, с нетерпением ждали по­явления профессора на кафедре, так как имя Петражицкого нам было хорошо зна­комо еще до того, как мы стали слушать его лекции. Мы знали, что он был одним из авторов «Выборгского воззвания», опубликованного группой членов Государственной Думы, закрытой царским правительством за проявленную оппозицию.

      Выборгское воззвание, как известно, призывало к пассивному сопротивлению, никаких революционных требований оно не предъявляло, и тем не менее состоялся суд над подписавшими воззвание. Подсудимые были признаны виновными, но отделались сравнительно легким наказанием. Кадетские адвокаты противопоставили лозунг пас­сивного сопротивления лозунгу большевиков, имевшему определенно революционный характер, и это, по-видимому, было учтено судом при вынесении приговора.

      Осужденные царским судом вызвали сочувствие у многих, главным образом у интеллигенции; осужденные приобрели некий ореол мучеников, пострадавших за правду.

      Профессор Л. И. Петражицкий, бывший одним из авторов воззвания, конечно, оказался в центре внимания: он стал весьма известной, популярной личностью, приоб­рел большой авторитет среди значительной части студентов различных учебных заве­дений.

      Лев Иосифович Петражицкий по своему внешнему облику резко отличался от Максима Максимовича Ковалевского. Он был среднего роста, худощав, с льняного цвета редкими волосами; небольшие тонкие усы со слегка приподнятыми кончиками, совсем небольшая светлая бородка; пенсне; серые глаза выделялись на фоне доволь­но бледного лица — они светились умом; фигура отличалась заметной сутулостью, медленная, неуверенная походка; тихая, размеренная речь, несколько растянутая, с паузами; углубленность мысли, стремление к выбору слов, наиболее точно отвечающих ее содержанию.

      Нелегко было следить за развитием мысли профессора, который говорил к тому же довольно тихо. Надо было привыкнуть к особенностям его повествования; лишь после этого осознавалась вся серьезность содержания его лекций; появлялся боль­шой интерес к науке, стремление познать, почувствовать всю прелесть тайн неведо­мого.

      С каждой лекцией профессора число посещавших уменьшалось; оставались по­стоянными лишь те студенты (о них я говорю здесь в первую очередь), которые вклю­чились в серьезную работу, преодолели трудности восприятия лекций профессора и с большим удовольствием стали понимать содержание нелегкого «Введения».

      Мы, студенты, с увлечением не только слушали лекции Л. И. Петражицкого, но и читали его весьма объемистый труд, который не так-то легко было усваивать: сложность мысли усугублялась малодоступным стилем. У нас, части студентов, воз­никла большая потребность во встречах, взаимном обмене мнениями по вопросам, как нам казалось, трудным для понимания, а часто и спорным. Были различные мнения; возникали горячие дискуссии, иногда оканчивавшиеся временными ссорами; страсти разгорались, а вместе с этим рос интерес к учению профессора Петражицкого, кото­рое захватило нас полностью. Многие из нас прониклись глубоким уважением, любо­вью к этому «ой, как трудному учителю»; мы временами стали разговаривать друг с другом «по Петражицкому» — его мудреным языком, изобилующим не всегда понят­ными терминами.

      Мы были плохо подготовлены школой к проблемам, требующим теоретического осмысления; многие из нас неправильно разбирались в вопросах идейных и полити­ческих. Поэтому мы легко поддавались искушениям, которые возникали при изучении незнакомых нам наук. Многие из нас были «слепы» и с большим доверием относи­лись к тому, что нам излагали профессора, которые в подавляющем большинстве своем были чужды марксизму; более того, в университете господствовали идеалистические учения в различных вариациях.

      Несомненно, среди студентов были и марксисты; они, конечно, могли критически отнестись к лекциям профессоров.

      Среди профессоров-марксистов, насколько я помню, были М. А. Рейснер и М. И. Туган-Барановский, далеко отошедший от подлинного, научного марксизма.

      Л. И. Петражицкий был одним из выдающихся представителей психологической школы права. Его учение отвергало зависимость права от государства. Оно — право —

      132

      результат эмоций, особых проявлений человеческой психики; право — это императив­но-атрибутивная эмоция. Сложный комплекс психической жизни человека — его пере­живаний, эмоций представляет собой государство. Следовательно, государство не яв­ляется реальностью. Главная задача науки и деятельности общества — воспитывать таких людей, которые будут стремиться к определенной цели: сглаживанию общест­венных, классовых противоречий. Капиталистический строй вечен и неизменен.

      Психологическая школа права, бесспорно, реакционна. В СССР и социалистиче­ских странах она не имеет и не может иметь базы для существования.

      В период моего пребывания в университете и вплоть до Октябрьской революции лекции и печатные произведения профессора Л. И. Петражицкого и его учеников поль­зовались неизменным успехом. Но скажу здесь немного о том, что свидетельствует об открытой и весьма авторитетной оппозиции теории профессора Петражицкого.

      В одной из своих лекций Л. И. Петражицкий касался вопроса о психологической природе (эмоции), вызывающей у человека голод, аппетит. Объясняя в лекции при­чины, лежащие в основе таких явлений, как голод и аппетит, профессор подчеркнул, что решительно не согласен с профессором И. П. Павловым, утверждающим в своих лекциях, читаемых им в Военно-медицинской академии, что аппетит человека, как и его голод, объясняются определенными физиологическими причинами — причинами материального характера; психология здесь отсутствует.

      Как же так? — спрашивает профессор Петражицкий.-—Утверждения профессора Павлова нетрудно опровергнуть следующим убедительным примером: любой из нас, возвращаясь с работы домой, ждет с нетерпением, когда подадут обед: зверский ап­петит, чуть ли не голод, вызывает какое-то особое состояние — скорей бы, скорей ... Обед подан, на первое — суп мясной; берет ложку, чтобы наполнить супом, зачер­пнул — и, о, ужас! В жидкости — таракан. Реакция. Неприятное чувство — отвращение к еде; пропал аппетит, есть уже совсем не хочется. Встаю из-за стола.

      — Неужели не ясно, что в данном случае причина потери аппетита — чисто пси­хологическое явление? Спрашивается: причем здесь физиология с ее желудочными со­ками и т. п.? Нет сомнения, профессор Павлов ошибается, глубоко заблуждается.

      Насколько я помню, «словесная дуэль» между известными учеными происходила не раз. Оба профессора внимательно следили за содержанием лекций, которые они проводили в своих учебных заведениях. Каждая лекция становилась известной каж­дому из них довольно быстро после ее произнесения. «Ларчик просто открывался»: в аудиториях присутствовали стенографистки, приглашенные противниками.

      Мы, к удовольствию нашему, были свидетелями интереснейших научных споров— борьбы идеалиста с материалистом.

      К сожалению, мы не были достаточно подробно осведомлены о содержании лек­ций профессора И. П. Павлова. Профессор Л. И. Петражицкий продолжал быть «вла­стителем» наших дум.

      После Октябрьской революции Лев Иосифович Петражицкий выехал в Польшу, где он работал в Варшавском университете профессором; во времена Пилсудского — разгула реакции — он был уволен с должности профессора. В состоянии сильной ду­шевной депрессии он, покончил жизнь самоубийством. Об этом я узнал в 20-х годах со слов профессора М. Я. Пергамента.

    Информация обновлена:09.12.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru