Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Дадиани, Л. Я.
Новая Конституция Афганистана /Л. Я. Дадиани.
//Советское государство и право. -1965. - № 8
. - С. 118 - 120
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • Новая Конституция Афганистана.
      Дадиани, Л. Я.

      НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ АФГАНИСТАНА

      Л. Я. ДАДИАНИ

      1 октября 1964 г. в Афганистане вступила в силу утвержденная королем новая конституция. Это третий по счету Основной закон в истории дружественного нам соседнего государства (первая конституция была принята в 1923 г.[1], вторая — в 1931 г. [2]).

      Введение новой конституции вызвано серьезными экономическими и социально-по­литическими изменениями, происшедшими в Афганистане за три с лишним десятиле­тия и особенно за последнее. Именно в этот период правительство взяло курс на пла­нирование экономики, развитие промышленности, определенную модернизацию сель­ского хозяйства. Осуществлен ряд реформ в области культуры. В 1959 г. было отме­нено ношение чадры; афганская женщина начинает ныне играть все более заметную роль в жизни страны.

      Проведенные реформы привели к некоторым изменениям в классовой структуре афганского общества. Укрепились экономические позиции национальной буржуазии; вырос пролетариат, половину которого составляют промышленные рабочие.

      Конституция 1964 г., закрепляя существующий экономический строй, учитывает происшедшие в стране изменения и существенно демократизирует государственный строй и политический режим Афганистана.

      Конституция сохраняет широкие прерогативы короля, который объявляется «вопло­щением национального суверенитета» (ст. 6). Король является верховным командую­щим вооруженными силами; он объявляет войну и заключает перемирие; созывает и открывает Большую Джиргу [3], открывает обычные сессии парламента; созывает и открывает чрезвычайные сессии парламента; имеет право роспуска парламента [4]; утверждает законы, издает законодательные указы; предоставляет полномочия для заключения международных договоров и утверждает эти договоры; назначает премьер-министра и принимает его отставку, по предложению последнего назначает министров и принимает их отставку; назначает не избираемых членов Джирги старейшин [5], чле­нов Верховного суда и других судей; назначает и принимает отставку у высших граж­данских я военных чиновников.

      «Если страна вследствие войны, угрозы войны, опасных волнений и тому подоб­ного будет подвергнута опасности и защита независимости и национальной жизни теми средствами, которые определены в конституции, будет невозможной, то король объяв­ляет чрезвычайное положение»,— гласит ст. 113. Если чрезвычайное положение будет длиться более трех месяцев, то для его продления необходимо согласие Большой Джирги.

      При чрезвычайном положении все или часть полномочий парламента могут быть переданы королем правительству; правительство по согласованию с Верховным судом может законодательными указами [6] приостановить или ограничить действие граждан­ских прав и свобод.

      119

      Король ни перед кем не несет ответственности. Все свои прерогативы он должен осуществлять в пределах предписаний конституции (ст. 14).

      Рассматривая правовой статус высших государственных органов современного Афганистана, необходимо отметить, что если по старой конституции страна по суще­ству представляла собой дуалистическую, почти абсолютную монархию, то новый Основной закон расширяет полномочия нижней палаты парламента, которая называ­ется сейчас Народной Джиргой. Правительство ответственно ныне не только перед королем, но и перед Народной Джиргой, которая может вынести вотум недоверия кабинету. В течение двух первых легислатур после принятия конституции 1964 г. для вотума недоверия требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов, а в отно­шении последующих правительств — простое.

      Премьер-министр и министры несут также персональную ответственность перед Народной Джиргой за выполнение своих обязанностей. По предложению одной трети депутатов Народная Джирга имеет право назначать комиссию для проверки и изуче­ния деятельности правительства.

      По старой конституции все члены верхней палаты назначались пожизненно коро­лем, теперь две трети ее членов будут избираться. При этом каждая провинциальная Джирга [7] будет выбирать на три года из своего состава одного депутата Джирги ста­рейшин. По одному депутату на четыре года изберут жители каждой провинции.

      Депутаты Народной Джирги, избираемые члены Джирги старейшин, а также члены провинциальных Джирг и советов городских управ [8] должны избираться на ос­нове свободных, всеобщих, прямых выборов при тайном голосовании. При выборах нижней палаты действует мажоритарная система относительного большинства; возра­стной ценз для пассивного избирательного права снижен с 30 лет до 25. Об избира­тельных правах женщин в конституции не говорится, но декларирование в ст. 25 рав­ных прав и обязанностей перед законом для всего народа и определение выборов как «всеобщих» позволяет предположить, что специальный избирательный закон в той или иной степени предоставит афганским женщинам эти права.

      К полномочиям парламента, помимо законодательства и контроля за деятельно­стью правительства, относятся: ратификация международных договоров; посылка во­инских частей за границу; предоставление концессий, имеющих значение для нацио­нальной экономики, в том числе права на монополию; выдача разрешения на эмиссию денег и получение займов.

      Конституция подробно регламентирует законодательную процедуру. Законопроек­ты могут вноситься правительством или депутатами, а если они касаются упорядоче­ния судебных дел, то — Верховным судом. Если решение одной палаты отклонено другой, то для разрешения конфликта создается смешанная комиссия на паритетных началах. Решение комиссии приобретает силу после утверждения его королем. Если смешанная комиссия не может прийти к общему решению, решение палаты считается отклоненным. Если спорное решение принадлежало Народной Джирге и эта же палата нового созыва вновь принимает его, то оно без передачи в Джиргу старейшин вступает в силу после утверждения королем. Если разногласия имели место в отно­шении финансовых законопроектов и смешанная комиссия не смогла достичь общего решения, то Народная Джирга может одобрить данный проект на своих последующих заседаниях. Проект становится законом после его утверждения королем.

      Государственный бюджет через Джиргу старейшин вместе с ее рекомендациями представляется Народной Джирге. После изучения бюджета в соответствующей ко­миссии нижней палаты Народная Джирга принимает по нему решение, которое всту­пает в силу после утверждения его королем. Правительственные планы развития также обсуждаются только в Народной Джирге.

      Согласно ст. 76, если верхняя палата по истечении шести месяцев с момента по­ступления решения, одобренного Народной Джиргой, не вынесла о нем своего сужде­ния, то такое решение считается принятым.

      Депутаты Народной Джирги могут обращаться с запросами к правительству и с вопросами к премьер-министру или министрам относительно определенных проблем. Каждый депутат имеет право в соответствующей палате парламента высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.

      Таким образом, афганская конституция, как и подавляющее большинство других современных буржуазных конституций, вводящих двухпалатную структуру парламен­та, главную роль отводит нижней палате.

      Большое значение имеет ст. 24, согласно которой члены королевской семьи не мо­гут занимать посты премьер-министра, министров, членов парламента, членов Верхов­ного суда, а также участвовать в политических партиях. Назначенный в марте 1963 г. премьер-министр Мухаммед Юсуф — первый в истории страны глава правительства, не являющийся членом королевской семьи.

      120

      Значительное число новых моментов, отражающих известные социальные переме­ны в Афганистане, содержится в гл. III конституции — «Основные права и обязан­ности народа». Однако многие положения этой главы имеют лишь декларативный программный характер, не будучи обеспечены реальными гарантиями.

      Прежде всего, необходимо отметить, что по новой конституции права и свободы афганских подданных регламентируются только законом, тогда как прежде они опре­делялись и нормами шариата. Это свидетельствует об определенном ослаблении все еще сильных позиций духовенства в государственной и общественно-политической жизни страны [9].

      Конституция 1964 г. довольно подробно фиксирует основные буржуазно-демокра­тические права и свободы: свободу мысли и слова, печати, собраний и т. д. Новым моментом является разрешение создавать политические партии [10], однако выдвигается требование, чтобы задачи, деятельность и идеология партий не противоречили поло­жениям конституции и чтобы организационная структура партий и источники их финансовых доходов были открытыми.

      Ст. 34 говорит о праве афганцев на бесплатное образование и вводит обязатель­ное начальное образование для детей в тех районах, где государством созданы соот­ветствующие условия. Юридически духовенство значительно ограничено в своих пра­вах в области просвещения, но фактически оно все еще играет в нем огромную роль.

      Государство ставит своей целью создать благоприятные медицинские условия для всего населения. Труд объявлен правом и обязанностью каждого трудоспособного афганца.

      Согласно новой конституции другие государства и иностранные подданные не имеют права владеть в Афганистане недвижимой земельной собственностью. Это по­ложение можно рассматривать как определенное препятствие для проникновения империалистических держав и монополий в экономику Афганистана.

      До последнего времени официальным языком в стране был только пушту. Новый Основной закон, наряду с пушту, объявил официальным, и язык дари, более извест­ный как фарси-кабуля. Это следует рассматривать как прогрессивный момент. Как известно, в Афганистане проживает до 20 различных народностей, однако в консти­туции отсутствуют положения, регулирующие статус национальных меньшинств, их права и т. д. «Афганская нация,— говорится в ст. 1,— состоит из всех лиц, которые в соответствии с предписаниями закона имеют подданство афганского государства».

      Новая конституция законодательно оформляет статус и полномочия высшего пред­ставительного органа государства — Большой Джирги, которая раньше представляла собой внеконституционный орган, время от времени созывавшийся при чрезвычайных обстоятельствах. Большая Джирга состоит ныне из членов парламента и руководите­лей провинциальных Джирг [11]. Большая Джирга подтверждает отречение короля от престола, участвует в избрании в определенных условиях нового короля, а также в избрании регента; изучает предложения о внесении поправок в конституцию и ре­шает вопрос о судьбе этих поправок [12]; имеет некоторые судебные функции в отноше­нии членов Верховного суда.

      Новая афганская конституция предусматривает реорганизацию всей судебной си­стемы. Укрепление правовой основы в деятельности судебных органов приведет к даль­нейшему ограничению влияния духовенства на судопроизводство.

      В настоящее время Афганистан переживает так называемый «переходный период», который продлится до 14 октября 1965 г., когда соберется новый парламент. До той поры функции парламента переданы правительству, которое должно разработать за­конодательные указы и законопроекты о выборах, о печати, судебной системе, поли­тических партиях и провинциальных Джиргах, а также принять необходимые меры с целью подготовки почвы для претворения в жизнь новой конституции.

      Новая конституция Афганистана представляет собой шаг вперед в развитии стра­ны, имеет несомненное прогрессивное значение.

      [1] В. Н. Дурденевский, Е. Ф. Лудшувейт, Конституции Востока, Госиздат, Л., 1926, с. 68—73.

      [2] См. «Конституции государств Ближнего и Среднего Востока», ИЛ, М., 1956, с. 13—28.

      [3] «Джирга» на языке пушту означает «совет».

      [4] Новые выборы должны состояться в течение трех месяцев со дня роспуска парламента.

      [5] Джигра старейшин — верхняя палата парламента (сенат).

      [6] Во время каникул или роспуска парламента правительство имеет право издавать законодательные указы по неотложным вопросам. После утверждения короля эти ука­зы приобретают силу закона. Они должны быть представлены парламенту в 30-дневный срок с момента его первого заседания и в случае отклонения их парламентом утрачи­вают силу.

      [7] Согласно принятому 30 апреля 1964 г. закону в Афганистане было образовано 29 провинций.

      [8] Муниципальные органы.

      [9] Ислам ханифитского толка является государственной религией. Законодатель­ство не должно противоречить принципам ислама и принципам, изложенным в кон­ституции. Если в конституции и других законах не содержится соответствующих по­ложений для судебного рассмотрения какого-либо дела, то суды в таких случаях должны выносить решения, основываясь на принципах шариата.

      [10] Ранее в Афганистане не было политических партий. В последнее время на стра­ницах афганской печати высказывалось мнение, что на данном этапе развития страны наиболее подходящей представляется двухпартийная система.

      [11] Раньше в Большую Джиргу входили представители провинций, областей, пле­менной и чиновной знати, крупного купечества, высшего духовенства.

      [12] Конституция 1964 г. предусматривает очень сложный порядок внесения поправок в текст Основного закона.

    Информация обновлена:27.12.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru