Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

К разработке основ законодательства о здравоохранении /


Шабайлов, В. И.
К разработке основ законодательства о
здравоохранении /В. И. Шабайлов.
//Советское государство и право. -1965. - № 6
. - С. 45 - 51
  • Статья находится в издании «Советское государство и право :»

  • Материал(ы):
    • К разработке основ законодательства о здравоохранении.
      Шабайлов, В. И.

      К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

      В. И. ШАБАЙЛОВ

      Состояние здравоохранения в СССР в значительной степени зависит от деятельности государственного аппарата, призванного управлять дан­ной отраслью социально-культурного строительства. Государственные органы здравоохранения организуют лечебно-профилактическое обслу­живание населения, осуществление санитарного надзора и проведение противоэпидемических мероприятий, обеспечение населения и учрежде­ний здравоохранения медицинскими изделиями, проведение медицинских экспертиз, научно-исследовательскую работу, подготовку и расстановку медицинских кадров и др.

      Одной из важнейших форм организации здравоохранения является его правовое регулирование. Деятельность государственного аппарата по управлению здравоохранением во многом зависит от совершенства правовых норм по данным вопросам.

      В этом направлении за последнее время проведен ряд мероприятий: унифицирована номенклатура и типовые категории учреждений здраво­охранения, установлен новый .порядок открытия и реорганизации меди­цинских учреждений, утверждены новые Положения о государственном санитарном надзоре в СССР, о Министерстве здравоохранения СССР и др.[1].

      Однако проблему правового регулирования в области здравоохране­ния нельзя еще считать полностью решенной. Ряд вопросов организации здравоохранения, в частности касающихся прав и обязанностей граж­дан, урегулирован недостаточно четко. Имеется значительное количество правовых норм, которые не применяются и фактически утратили силу, в то же время замена устаревших норм [2] (либо даже правовых актов в целом) происходит крайне медленно.

      В особенности возрастает актуальность этой проблемы в связи с но­выми аспектами, возникающими из положений Программы КПСС, во-первых, по организации медицинского обслуживания населения, во-вто­рых, по улучшению деятельности государственного аппарата и, в-треть­их, по совершенствованию законодательства и укреплению законности.

      Все это обусловливает необходимость проведения ряда безотлага­тельных мер правового характера в области здравоохранения.

      Как известно, в соответствии с п. «т» Конституции СССР ведению Союза ССР в лице его высших органов государственной власти и орга­нов государственного управления подлежит установление Основных

      46

      начал в области здравоохранения. Однако такие Основные начала до сих пор не приняты. Можно лишь с удовлетворением отметить, что Ко­миссии законодательных предположений Совета Союза и Совета На­циональностей Верховного Совета СССР приступили к разработке Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здраво­охранении[3].

      В этой связи представляется целесообразным высказать некоторые-соображения по содержанию и структуре будущего правового акта.

      Этот акт, по нашему мнению, должен охватывать основные вопро­сы организации здравоохранения с тем, чтобы было обеспечено един­ство в их решении в масштабе Союза ССР всеми органами и учрежде­ниями. Можно выделить следующий круг проблем, подлежащих за­креплению в данном законе: основные мероприятия, проводимые Со­ветским государством по охране здоровья населения; разграничение компетенции между Союзом ССР и союзными республиками; субъек­ты общественных отношений в области здравоохранения (государствен­ные органы и учреждения здравоохранения, медицинские работники, общественные организации и граждане) [4].

      Охране здоровья населения Советское государство всегда уделяло и уделяет неослабное внимание. В общенародном государстве забота о человеке, его здоровье получает дальнейшее развитие. Это подчерк­нуто в Программе КПСС: «Социалистическое государство — един­ственное государство, которое берет на себя заботу об охране и посто­янном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается систе­мой социально-экономических и медицинских мероприятий».

      Поэтому в разрабатываемом законе необходимо закрепить основ­ные мероприятия социально-экономического и медицинского характера,, проводимые Советским государством по охране здоровья населения применительно к отдельным участкам деятельности органов здравоох­ранения (организации лечебно-профилактической помощи, осуществле­нию санитарного надзора, обеспечению населения лекарственными, средствами и т. п.), в особенности направленные на реализацию прав и интересов граждан в области здравоохранения. При этом следовало бы закрепить как мероприятия, уже нашедшие отражение в нормах, права и претворяемые в жизнь, так и новые положения, выдвинутые программой КПСС.

      Изучение правовых норм, анализ положений Программы КПСС а деятельности Советского государства в области здравоохранения за­ставляют сделать вывод о том, что в Основах могли бы быть закрепле­ны: право граждан на получение бесплатной медицинской помощи; право граждан на получение бесплатной лекарственной помощи при: стационарном лечении; право граждан на бесплатное санаторно-курорт­ное лечение; охват диспансерным наблюдением всего населения; тре­бование обязательной госпитализации больных определенных катего­рий.

      Должное выполнение органами здравоохранения возложенных на них задач, эффективность управления здравоохранением в значитель­ной мере зависят от того, насколько полно и четко определена компе­тенция этих органов. Особое значение имеет разграничение компетен­ции между Союзом ССР и союзными республиками.

      47

      В Основах было бы желательно исчерпывающе определить компе­тенцию органов Союза ССР в области здравоохранения. При этом не­обходимо исходить из того, что существует исключительная компетен­ция Союза ССР и совместная компетенция Союза ССР и союзных рес­публик.

      В настоящее время в правовых нормах и в деятельности государ­ственных органов по руководству здравоохранением более или менее полно обозначился круг вопросов, составляющих исключительную ком­петенцию органов Союза ССР. В частности, в нормах права в качестве компетенции органов Союза ССР закреплено: разрешение использова­ния новых средств и методов предупреждения и распознавания забо­леваний и лечения больных; утверждение номенклатуры и типовых категорий учреждений здравоохранения, а также типовых нормативов медицинского обслуживания населения; определение уровня цен на медицинские изделия; утверждение государственной фармакопеи и технических условий на медицинские изделия и др.[5].

      Практика государственных органов подсказывает необходимость сохранения и впредь централизации по такого рода вопросам, так как в их решении необходимо единообразие в масштабе Союза ССР. Пред­ставляется целесообразным включить названные вопросы в перечень исключительной компетенции Союза ССР при формулировании соот­ветствующей статьи Основ.

      В Основах было бы целесообразно также в качестве исключитель­ной компетенции органов Союза ССР закрепить их правомочия уста­навливать .порядок лечебно-профилактического и лекарственного обслу­живания населения, осуществления санитарного надзора и проведения противоэпидемических мероприятий, порядок организации и проведе­ния медицинских экспертиз.

      Следует отметить, что правомочия органов Союза ССР по указан­ным вопросам либо вообще не закреплены в нормах права, в том числе и в Положении о Министерстве здравоохранения СССР (например, по установлению порядка лечебно-профилактического обслуживания насе­ления, организации и проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз), либо эти правомочия определены недостаточ­но полно и четко (например, установление порядка лекарственного обслуживания населения).

      Однако по этим вопросам имеется определенная практика. Так, Ми­нистерство здравоохранения СССР устанавливает порядок лечебно-профилактического обслуживания (приема, выписки больных и т. п.), лекарственного обслуживания населения (хранения и отпуска медика­ментов и др.), порядок организации и проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и др.[6]. Видимо, нельзя не принять во внимание эту сторону деятельности государственных органов Союза ССР при разработке проекта закона.

      К исключительному ведению Союза ССР было бы целесообразно отнести определение профессиональных прав и обязанностей медицин­ских работников. Вряд ли можно признать правильным то, что в на-

      48

      стоящее время профессиональные права и обязанности медицинских работников урегулированы лишь законодательством союзных респуб­лик, а тем более то, что Положения о профессиональной работе и пра­вах медицинских работников, изданные в РСФСР и УССР, применя­ются и в других союзных республиках. Между тем опыт работы орга­нов и учреждений здравоохранения убеждает в необходимости обеспечить единообразие в масштабах всей страны в определении основных профессиональных прав и обязанностей медицинских работ­ников (например, в применении только разрешенных в установленном порядке средств и методов диагностики и профилактики заболеваний, а также лечения больных; в требовании оказывать в случае необходи­мости первую медицинскую помощь гражданам и др.).

      Существенный интерес представляет проблема определения полно­мочий органов Союза ССР и органов союзных республик по вопросам их совместной компетенции (повседневное руководство организацией лечебно-профилактического и медикаментного обслуживания населения, организация научно-исследовательской работы и руководство под­готовкой медицинских кадров и др.). Здесь важно, с одной стороны, обеспечить известное единство на всей территории Союза ССР, а с дру­гой — всемерно развивать инициативу органов союзных республик, предоставив им значительную самостоятельность в организации здра­воохранения на своей территории.

      В частности, по вопросам организации научно-исследовательской работы в области здравоохранения и подготовки медицинских кадров полномочия органов Союза ССР в Основах могли бы быть закреплены следующим образом: утверждение общесоюзных мероприятий по раз­витию научно-исследовательской работы и подготовке медицинских кадров; непосредственная организация научных исследований по про­блемам общесоюзного значения; координация научных исследований, проводимых в союзных республиках; оказание организационно-методи­ческой помощи органам союзных республик по этим вопросам.

      Что касается повседневного руководства организацией лечебно-про­филактического и лекарственного обслуживания населения, осу­ществления санитарного надзора, проведения медицинских экспертиз, то полномочия органов Союза ССР могли бы быть здесь распростране­ны: на разработку и утверждение общесоюзных мероприятий по улуч­шению состояния здоровья населения в стране, на осуществление контроля за постановкой лечебно-профилактической и лекарственной помощи населению, за организацией санитарного надзора и медицин­ских экспертиз, а также на оказание органам союзных республик орга­низационно-методической помощи по вопросам руководства здравоох­ранением (разработка и рекомендация мер по совершенствованию ме­дицинского обслуживания населения и улучшению деятельности орга­нов союзных республик, внедрение передового опыта работы и др.).

      Представляется, что в ныне действующих нормах права закреплена по ряду вопросов удачная форма руководства работой органов союз­ных республик. В частности, в Положении о Министерстве здравоохра­нения СССР указано, что министерство «разрабатывает и издает мето­дические указания по вопросам организации и совершенствования .лечебно-профилактической помощи населению, охраны материнства и детства; осуществляет контроль за постановкой лечебной и профилакти­ческой работы в учреждениях здравоохранения...»[7]. Эту форму целесообразно сохранить и развить в Основах.

      49

      Хотя по ряду вопросов, например по руководству аптечным делом, организацией судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспер­тиз, правомочия органов Союза ССР не закреплены в правовых актах, в том числе и в Положении о Министерстве здравоохранения СССР, однако, как показывает практика, и в выполнении этих функций необ­ходимо известное единство в масштабе Союза ССР. Более того, Мини­стерство здравоохранения СССР фактически (выполняет ряд функций по руководству аптечным делом, организацией медицинских экспертиз, осуществляя контроль в сфере лекарственного обслуживания населе­ния, предлагая меры по улучшению руководства в этих областях и т. п.[8].

      Наконец, органы Союза ССР утверждают общесоюзные мероприя­тия по развитию научных исследований и улучшению состояния здо­ровья населения, предлагая расширить сеть медицинских учреждений, увеличить число медицинских кадров, определяя направления развития медицинской науки[9].

      Концентрация внимания органов Союза ССР в вопросах повседнев­ного руководства здравоохранением на контроле за работой органов союзных республик, разработке рекомендаций по совершенствованию лечебно-профилактического и лекарственного обслуживания населения, обеспечении учреждений здравоохранения медицинскими изделиями, осуществлении санитарного надзора и организации медицинских экспер­тиз, а также на утверждении общесоюзных мероприятий по улучше­нию состояния здоровья населения служит важным средством обес­печения общесоюзных интересов и учета особенностей союзных ре­спублик.

      С учетом компетенции Союза ССР в Основах целесообразно было бы определить и компетенцию союзных республик в области здравоох­ранения примерно в следующем виде: непосредственное и повседневное руководство организацией лечебно-профилактического и лекарственно­го обслуживания населения, обеспечением учреждений здравоохране­ния медицинскими изделиями, осуществлением санитарного надзора и проведением противоэпидемических мероприятий, медицинских экспер­тиз, организация научно-исследовательской работы в учреждениях здравоохранения республиканского и местного подчинения; непосред­ственное руководство подготовкой медицинских кадров.

      Представляется, что такого рода разграничение компетенции меж­ду органами Союза ССР и союзных республик по вопросам их совме­стной компетенции явилось бы важной гарантией повышения роли и ответственности и органов союзной республики за организацию здраво­охранения на всей территории.

      Кроме разграничения компетенции между органами Союза ССР я союзных республик, практически важное значение имеет четкое опреде­ление компетенции отраслевых органов. Известно, что вопросы специ­ального характера (способы и методы лечения и диагностики заболеваний, осуществление санитарного надзора и проведение противоэпи­демических мероприятий) отраслевые органы здравоохранения решают самостоятельно. В этой связи можно говорить об их исключительной

      50

      компетенции по отношению к соответствующим Советам и органам управления общей компетенции [10].

      Однако в Основах, на наш взгляд, не следует подробно разграничи­вать компетенцию между Советом Министров СССР и Министерством здравоохранения союзной республики. Компетенцию отраслевых орга­нов здравоохранения целесообразно здесь определить в общем, виде. Более подробно компетенция этих органов может быть закреплена в правовых актах (Положениях), утверждаемых соответственно Советом Министров СССР и Советом Министров союзной республики. Тем са­мым будет сохранена возможность Совету Министров СССР (Совету Министров союзной республики) в целях оперативности руководства периодически пересматривать компетенцию Министерства здравоохра­нения СССР (Министерства здравоохранения союзной республики, от­делов здравоохранения) в рамках общей компетенции Союза ССР (союзной республики, местных Советов) в области здравоохранения.

      В соответствии с основным содержанием закон мог бы иметь сле­дующую структуру (разделы):

      I. Общие положения. Задачи советского здравоохранения, Средства достижения этих задач. Компетенция Союза ССР и союзных республик.

      II. Субъекты общественных отношений в области здравоохранения государственные органы и учреждения здравоохранения (система и правовое положение), медицинские работники (основные права и обя­занности), участие общественных организаций и граждан в выполнении функций охраны здоровья населения.

      III. Лечебно-профилактическое обслуживание населения и охрана материнства и детства.

      IV. Санитарный надзор и проведение противоэпидемических меро­приятий.

      V. Обеспечение населения и учреждений здравоохранения медика­ментами и другими медицинскими изделиями.

      VI. Организация санаторно-курортного обслуживания населения и физической культуры и спорта.

      Разработка и принятие Основ законодательства Союза ССР и союз­ных республик о здравоохранении имели бы огромное международное значение как наглядное свидетельство превосходства социалистическо­го строя перед капиталистическим. Внутри страны принятие такого правового акта способствовало бы обеспечению необходимого единства в деятельности органов и учреждений здравоохранения, а также служи­ло бы основой для нормотворческой деятельности органов Союза ССР и союзных республик в области здравоохранения.

      В частности, следовало бы разработать и принять общесоюзные нормативные акты о профессиональных правах и обязанностях различ­ных категорий медицинских работников (врачей, зубных врачей, фар­мацевтов, фельдшеров и т. л.), об организации медицинского обслужи­вания населения, обеспечении населения и лечебно-санитарных учреж­дений медицинскими 'изделиями.

      Тот факт, что в деятельности отраслевых органов, в том числе и в области здравоохранения, имеется много общего по вопросам планиро­вания, финансирования, снабжения, строительства, указывает на необ­ходимость разработки и принятия единых общесоюзных правовых актов и по названным вопросам. В них целесообразно установить порядок

      51

      разработки планов, осуществления бюджетно-финансовой деятельно­сти, организации снабжения, а также определить компетенцию отрас­левых органов по указанным видам деятельности. Это способствовало бы повышению ответственности каждого отраслевого органа соответ­ствующего звена за порученный участок работы, исключило бы необ­ходимость для вышестоящих государственных органов издавать еже­годные акты управления о порядке разработки и утверждения планов, осуществления бюджетно-финансовой деятельности и т. п.

      На основании и в развитие названных актов могли бы быть изданы и республиканские правовые акты. В них нашли бы отражение особен­ности деятельности органов различных союзных республик по вопросам порядка организации и реорганизации медицинских учреждений, их размещения и организационной структуры, наиболее рациональные формы и методы организации медицинского и медикаментского обслу­живания населения.

      Одним из средств совершенствования правового регулирования яв­ляется систематизация правовых актов применительно к отдельным участкам деятельности органов и учреждений здравоохранения (лечеб­но-профилактическая помощь, обеспечение населения и учреждений здравоохранения медицинскими изделиями, санитарный надзор и про­ведение противоэпидемических мероприятий, санаторно-курортное об­служивание населения и др.).

      Необходимо указать, что в этом направлении проведена значитель­ная работа: издан ряд сборников правовых актов по здравоохранению [11]. Однако в них имеются существенные недостатки. Многие правовые акты устарели или подвергнуты изменению [12]. Между тем издание до­полнительных томов сборников по мере накопления новых правовых норм, а также переиздание сборников не всегда проводятся вовремя. Это затрудняет пользование правовыми нормами, в особенности по вопросам санитарного надзора.

      Кодификация и систематизация административно-правовых норм явится существенной предпосылкой совершенствования деятельности органов и учреждений здравоохранения, выполнения поставленных пе­ред ними Программой КПСС задач по повышению качества медицин­ского обслуживания населения, постоянному улучшению здоровья со­ветских людей.

      [1] Правила по санитарной охране границ СССР, утвержденные приказом министра здравоохранения СССР от 20 августа .1968 г.; Положение о государственном санитар­ном надзоре в СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. (СП СССР, 1963, № 20, ст. 199); Положение о Министерстве здраво­охранения СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 12 нояб­ря 1964 г. (СП СССР, 1964, № 24, ст. 142) и др.

      [2] Устарел, например, ряд инструкций, правил, положений о работе органов и уч­реждений санитарно-эпидемиологической службы, в особенности после принятия нового Положения о государственном санитарном надзоре в СССР.

      [3] См. «Известия» от 11 июля 1964 г.

      [4] В статье главное внимание уделяется рассмотрению основных прав и интересов граждан в области здравоохранения, а также разграничению компетенции органов Сою­за ССР и союзных республик в этой сфере деятельности.

      [5] См. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальней­шему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» от 14 января 1960 г. (СП СССР, 1960, № 3, ст. 14); Положение о Министерстве здраво­охранения СССР 1964 г. (СП СССР, 1964, № 24, ст. 142) и др.

      [6] См. приказы министра здравоохранения СССР «О хранении, отпуске и учете ядо­витых и сильнодействующих лекарственных средств» от 7 мая 1963 г.; Правила прием» и выписки больных из стационарных детских больниц и детских отделений общих, больниц от 31 июля 1963 г.; Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденное приказом министра здравоохранения СССР от 10 апреля 1962 г. и др.

      [7] СП СССР, 1964, № 24, ст. 142.

      [8] См., например, приказы министра здравоохранения СССР «О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР», «Об улучшении организации судебно-психиа­трической экспертизы», приказ по Министерству здравоохранения «О центральных рай­онных аптеках сельских районов» от 23 мая 1964 г. и др.

      [9] См., например, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» от 14 января 1960 г.

      [10] Об исключительной компетенции отраслевых органов управления по отношению к соответствующим органам управления общей компетенции и Советам см. Б. М. Ла­зарев, Некоторые вопросы государственного управления в условиях общенародного го­сударства («Советское государство и право», 1963, № 12, с. 30).

      [11] См. «Справочник основных руководящих документов по аптечному делу», Госмедиздат, 1962; «Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и про­тивоэпидемическим вопросам», т. I, И, III, IV, Медгиз, 1953—1955; «Сборник важней­ших официальных материалов по вопросам гигиены труда и производственной санита­рии», вып. I, II, Медгиз, 1962.

      [12] Подробнее см. «О санитарном законодательстве» (Письмо в редакцию «Медицин­ская газета» от 28 января 1964 г.).

    Информация обновлена:30.12.2004


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru