Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Ливанцев, К. Е.
Польская конституция 3 мая 1791 года /К. Е.
Ливанцев.
//Вестник Ленинградского университета. -1958.
- № 23. - С. 136 - 143
  • Статья находится в издании «Вестник Ленинградского университета.»

  • Материал(ы):
    • Польская конституция 3 мая 1791 года
      Ливанцев, К. Е.

      К. Е. Ливанцев

      Польская конституция 3 мая 1791 года

      В связи с исполняющимся в 1960 г. тысячелетием существования Польского государства большой интерес приобретает ознакомление с историей государства и права Польши на различных этапах его развития. Разработка отдельных вопросов истории Польского государства и права имеет актуальное значение еще и потому, что до последнего времени этим вопросам в нашей правовой науке уделялось недостаточное внимание.

      Одним из наиболее интересных правовых памятников Польского государства является так называемый «Государственный закон от 3 мая 1791 года», именуемый в литературе «Конституцией 3 мая». Текст этой конституции до сего времени на русском языке не издавался, в связи с чем в настоящем обзоре ставится цель ознакомить хотя бы кратко читателя с упомянутым памятником[1]. Интерес к «Конституции 3 мая» усиливается еще и тем, что она является самым значительным законодательным актом в истории Польского государства периода перехода от феодализма к капитализму.

      В 1772 г. произошел так называемый первый раздел Польши. Воспользовавшись слабостью Речи Посполитой и царившими в ней междоусобицами, Пруссия и Австрия добились согласия русского царизма на раздел польских земель. В результате раздела к России отошли в основном латвийские и белорусские земли, а под власть Пруссии и Австрии попали многие исконные польские земли, население которых подвергалось при этом тяжелому на­циональному гнету.

      Нависшая в результате раздела Поль­ши угроза ликвидации государственной самостоятельности активизировала вну­триполитическую жизнь в стране, борьбу за национальную независимость и прове­дение государственных реформ. Происходившее в это время развитие капиталистического уклада в экономике страны содействовало выступлению в ка­честве политической силы зарождавшейся польской буржуазии. Будучи еще слабой, польская буржуазия не могла самостоя­тельно возглавить политическую борьбу и поэтому стремилась лишь согласовать ее с обуржуазившейся частью шляхты и: магнатства, которые, как известно, были лишь сторонниками проведения умерен­ных реформ. Представители этой группы выступили с проектами различных реформ. Однако все эти проекты наталкивались на ожесточенное сопротивление со сторо­ны сохранявших еще свое господствующее положение феодалов-крепостников.

      Сложившаяся расстановка социальных сил привела к тому, что в польском сей­ме создались две борющиеся группировки: так называемая «патриотическая» пар­тия — сторонница реформ и старошля­хетская партия, выступавшая за сохране­ние старых порядков.

      Борьба между этими группировками особенно остро разгорелась на открыв­шемся 6 октября 1788 г. чрезвычайном сейме. Понимая, что при сохранении liberum veto [2] добиться принятия сеймом

      137

      каких-либо новых реформ невозможно, «патриотическая» партия превратила от­крывшийся сейм из ординарного в конфе­деративный, т. е. в сейм, на котором все решения принимались большинством го­лосов.

      Сейм начал свою деятельность с при­нятия постановления об увеличении поль­ской армии до 100 тыс. человек. После этого, под видом борьбы с иностранным влиянием, 19 января 1789 г. сейм принял решение о ликвидации Постоянного сове­та, который был учрежден при содействии России после первого раздела Польши сеймом 1773—1775 гг. в качестве первого постоянного правительства Речи Посполитой.

      В дальнейшем, в сентябре 1789 г., для выработки проекта реформы государст­венного управления сейм выделил особую депутацию. Ускорению проведения реформ в области государственного строя Речи Посполитой содействовали выступления мещанства в городах, антифеодальное движение крестьян на Украине, а также революционные события во Франции. В августе 1790 г. сейм принял представ­ленные выделенной им депутацией прин­ципы реформы правления, которые весьма мало изменяли существовавший порядок и не удовлетворяли стремлениям рефор­мистов.

      В это время истекли 2-годичные полно­мочия сейма. Боясь, что в связи с окон­чанием работы сейма исчезнут возможно­сти проведения реформ, «патриотическая» партия добилась принятия решения о продлении работы сейма еще на два года.

      На продолжившем свою работу сейме были приняты законы о сеймиках (март 1791 г.) и о господах (апрель 1791 г.). Однако все эти реформы составляли лишь часть планов «патриотической» партии по реорганизации государственного управле­ния. «Патриотическая» партия, стремясь провести через сейм полностью свой план реформы государственного строя, встре­чавший все возраставшее сопротивление ее противников, предприняла решительные меры для утверждения сеймом новой Конституции. С этой целью руководители «патриотов» назначили утверждение Кон­ституции на 3 мая 1791 г., т. е. в период, когда большинство участников оппозиции, находясь еще на каникулах, не могло попасть на заседание сейма. Воспользо­вавшись своим большинством, «патриотическая» партия добилась принятия новой Конституции 3 мая 1791 г.

      Принятая Конституция, оставляя все основные привилегии и вольности шлях­ты, в то же время утверждала за меща­нами право личной неприкосновенности, право занимать духовные и светские должности, право приобретать земельные владения, представительствовать в сейме и т. п.

      Положение крестьянства по Конститу­ции, в основном оставалось без изменений,, 'не считая принятия под охрану государ­ства соблюдение договоров между фео­далами и их крестьянами. Таким образом, общественное устройство по новой Кон­ституции не претерпело радикальных из­менений.

      Более существенные изменения были произведены в области политического строя Польского государства. Конститу­ция отменила liberum veto, упорядочила работу самого сейма, придав ему черты высшего законодательного органа в Поль­ше. При этом было подтверждено преиму­щество нижней палаты сейма. Исполни­тельная власть была предоставлена коро­лю и находившемуся при нем совету, именуемому «стражем законов» (straż praw) и состоявшему из примаса и мини­стров: полиции, военного, финансов, ино­странных дел и хранителя печати. Король лишался права издавать распоряжения без согласия совета. Избираемость коро­лей заменялась избираемостью династий.

      Принятие Конституции 3 мая 1791 г.,. несмотря на ее ограниченный, реформист­ский характер, было все же прогрессив­ным явлением в жизни Польши, ибо со­действовало ликвидация феодальной анар­хии и созданию условий для развитие капиталистических отношений в стране.

      Ниже приводятся выдержки из Конституции и краткие комментарии к ним.

      1. Конституция 3 мая.
      2. Summary.


      [1] Перевод «Конституции 3 мая» дается в редакции автора по кн.: J. Sawicki. Wybór tekstów źródłowych z historii I państwa i prawa polskiego, t. I, cz. 2. Warszawa, 1951.    

      [2] Принцип liberum veto являлся спе­цифической особенностью Польского государства XVII — XVIII вв. Сущность libe­rum veto заключалась в том, что для принятия решений в сейме требовалось абсо­лютное единогласие всех его участников. Первый случай применения liberum veto одним из послов сейма относится к 1652 г. Провозглашение принципа liberum veto — результат борьбы феодальной знати за сохранение своих привилегий и не­допущения ограничения их центральной властью

    Информация обновлена:02.03.2005


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru