Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

АР
Х122 Хабиров, Р. Ф. (Радий Фаритович).
Становление и развитие права на благоприятную окружающую
среду в Российской Федерации :Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата юридических наук.
Специальность 12.00.06 - Природоресурсное право ; Аграрное
право ; Экологическое право /Р. Ф. Хабиров ; Науч. рук. Ф.
М. Раянов. -Уфа,1998. -25 с.-Библиогр. : с. 24.5. ссылок

Материал(ы):
  • Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации.
    Хабиров, Р. Ф.

    Хабиров, Р. Ф.
    Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена прежде всего тем, что проблема экологических прав человека в РФ традиционно не рассматривалась как сколь либо значимая и существенная, хотя последствия нарушения экологических прав человека весьма значительны: только в результате загрязнения окружающей среды в России ежегодно погибают десятки тысяч человек, еще больше теряют здоровье и нормальные условия проживания.

    Исходя из этого, все очевидней становится задача рассмотрения и решения экологических проблем сквозь призму обеспечения «защиты прав человека». Именно такой подход демонстрирует современное право окружающей среды в развитых зарубежных странах, хотя первоначально и там преобладали природоресурсные и природоохранные акценты проблемы. В тоже время, несмотря на усиленное формирование в российском экологическом праве института экологических прав и свобод человека, тенденция поворота сущности экологического права в русло охраны права человека на благоприятную окружающую среду явно запаздывает. До настоящего времени сам феномен «право на благоприятную окружающую среду» в юридической литературе специальному комплексному исследованию еще не подвергался, не определено также его место в системе российского права вообще и в системе экологического законодательства РФ, в частности.

    Актуализации проблемы обеспечения и эффективной защиты экологических прав человека и, прежде всего, права на благоприятную окружающую среду способствует также и то, что в условиях интенсивной интеграции РФ в современную международно-правовую систему и признания приоритетов общепризнанных принципов и норм

    3

    международного права (ст. 15 Конституции РФ) активизируется слияние правозащитного и природоохранного законодательства.

    Таким образом, в условиях расширения и диверсификации материальных, внешних факторов, обуславливающих развитие права на благоприятную окружающую среду, становится необходимой задача всестороннего признания социальной сущности, нормативного содержания, места в иерархической системе общечеловеческих ценностей данного вида прав человека.

    Более того требует дальнейшего совершенствования экологическое законодательство РФ и, в первую очередь, в части создания и закрепления реального механизма защиты права на благоприятную окружающую среду, эффективного восстановления нарушенных экологических прав человека, обеспечения возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения естественного состояния окружающей среды и причиненного вреда здоровью, предоставления полной и доступной информации о состоянии окружающей среды и т.д.

    СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ характеризуется тем, что различные аспекты права на благоприятную окружающую среду являются предметом исследования в научно-теоретической и юридической литературе. В частности, в работах В.Х. Адиханова, Л.Н. Бобылева, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, А.К. Голиченкова, О.А. Дубовик, О.С. Колбасова, О.И. Крассова, И.О. Красновой, В.В. Круглова, В.В. Петрова, А.Г. Тарнавского, А.С. Тимошенко, Ю.С. Шемшученко, В.Н. Яковлева и некоторых других уже были высказаны предложения о выделении института права на благоприятную окружающую среду в составе экологического права.

    Однако отдельного комплексного исследования становления и развития права на благоприятную окружающую среду, его нормативного

    4

    содержания и места в системе прав и свобод человека еще не проводилось.

    К тому же эта проблема не исследовалась в плане тесной интеграции права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду с требованиями соответствующих норм международного права. В советское время организация обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду в буржуазных странах по известным причинам освещалась, как правило, в критическом плане: о заимствовании опыта в этой области у развитых буржуазных стран речь и не шла.

    ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

            -            изучение действующего российского и зарубежного законодательства, а также правовой литературы с целью выявления параметров института «права на благоприятную окружающую среду»;

            -            изучение эволюции законодательного развития права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации в соотношении с уровнем развития этого законодательства в международном масштабе;

            -            выявление содержания понятия «право на благоприятную окружающую среду» и определение его места в системе прав и свобод индивида;

            -            изучение развития права на благоприятную окружающую среду в системе международного права и определение влияния последнего на соответствующую правовую систему современной Российской Федерации;

            -            выявление параметров механизма реализации права на благоприятную окружающую среду и пути его совершенствования в Российской Федерации включая: реализацию права на

    5

    благоприятную окружающую среду в законодательстве субъектов Российской Федерации, совершенствование управления и контроля в области реализации права на благоприятную окружающую среду; совершенствование правовых гарантий реализации права на благоприятную окружающую среду; совершенствование судебной защиты права на благоприятную окружающую среду.

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования является законодательство в сфере охраны окружающей человека природной среды за рубежом и в России, а также международные нормативные акты, правовая и специальная литература в данной области. Объектом исследования также является становление и развитие права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации с учетом зарубежной практики.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для достижения поставленной в работе цели автором использовались методы эмпирического и сравнительного исследования, а также различные формы теоретического обобщения и осмысления.

    В диссертации применяется частно-научный метод исследования - социологический, его суть заключается в анализе состояния становления и развития юридических гарантий права на благоприятную окружающую среду с рекомендациями по совершенствованию механизма их реализации.

    НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что проблема становления и развития права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации, с акцентом интеграции этого права с общепризнанными нормами международного права, научному осмыслению подвергается впервые.

    6

    В настоящей диссертации также впервые сделана попытка определить пути дальнейшего совершенствования механизма обеспечения права граждан Российской Федерации с учетом опыта передовых, в этом плане, зарубежных стран и норм международного права.

    В диссертации сформулирован ряд рекомендаций о более правильном употреблении в экологическом законодательстве понятий и терминов, раскрывающих содержание права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации. В частности, в экологическом законодательстве необходимо более четко идентифицировать понятия «благоприятная окружающая среда» и «здоровая окружающая среда». Законодатель на это еще не всегда обращает внимание.

    По мнению автора, есть необходимость введения нового понятия «естественная окружающая среда» как наиболее полно отвечающего требованиям защиты экологических прав и свобод личности.

    НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ, ИМЕЮЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

    1.      Положение о сущности экологического права Российской Федерации как системе норм, призванных в конечном счете обеспечивать конституционные права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. По мнению диссертанта, мы сегодня находимся на таком этапе переосмысления цели и задачи экологического права, когда в нем акценты должны меняться в сторону всестороннего обеспечения прав людей на благоприятную окружающую среду. С учетом этого поворота сегодня должно определяться социальное назначение экологического права Российской Федерации.

    2.      Положение о необходимости принципиально нового широкого толкования, а в дальнейшем и нормативного правового закрепления

    7

    содержания права на благоприятную окружающую среду, которое в современных условиях выходит за пределы только здоровой окружающей среды и может быть осмыслено в тесной связи с такими правами как: право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причиненного в результате загрязнения окружающей среды; право на общественные экологические объединения; право на судебную защиту и право на гармоничную, эстетически привлекательную окружающую среду.

    3.      Положение о месте права на благоприятную окружающую среду в системе норм национального и международного права. В диссертации предлагается и аргументируется концептуальное положение о самостоятельном месте права на благоприятную окружающую среду в системе принципов и норм международного права. В связи с этим автор подвергает критике научно-теоретические положения о том, что право на благоприятную окружающую среду относится к так называемым правам третьего поколения (также называемым в литературе коллективным правам). Также аргументируется сомнительность включения данного права в право более высокого порядка - право на развитие.

    4.      Положение о классификации права на благоприятную окружающую среду в системе прав и свобод человека как одного из видов основных неотчуждаемых и присущих от рождения прав.

    5.      Предложение о необходимости и путях более интенсивного интегрирования российской правовой системы, в части обеспечения экологических прав граждан, в международно-правовую систему.

    6.      Вывод о наличии наиболее слабого звена в процессе интеграции российской правовой системы в международную - отсутствия четкого и эффективного механизма перевода общепризнанных норм международного права, нацеленных на обеспечение права на благоприятную

    8

    окружающую среду, в правовую систему Российской Федерации. Так, несмотря на наличие в Конституции РФ ст. 15, в которой говорится о приоритете в правовой системе РФ общепризнанных принципов и норм международного права, практическая реализация данного положения, применительно к правам граждан на благоприятную окружающую среду, в государственных и общественных органах и судебной практике, по существу, до сих пор не встречается.

    7.      Вывод об исторически объективном характере необходимости интеграции российского экологического права с соответствующими нормами международного права.

    8.      Предложения о необходимости совершенствования правовых гарантий, имеющих отношение к закреплению и обеспечению прав человека на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на судебную защиту, на возмещение вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей среды.

    9.      Вывод о наличии серьезных пробелов в действующем механизме судебной защиты права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации. К их числу относятся: наличие в экологическом законодательстве значительного количества понятий, не имеющих четкого нормативного содержания; неурегулированность вопроса о порядке определения размеров ущерба, причиненного загрязнением и иным ухудшением качества окружающей среды; наличие ряда актов высших судебных органов РФ, по существу ограничивающих возможность прямого обращения граждан в случае нарушения их прав, предусмотренных гл. II Конституции РФ, в том числе и ст. 42 Конституции РФ.

    10.  Конкретные рекомендации о дальнейшем совершенствовании экологического законодательства Российской Федерации, как источника

    9

    норм, призванных гарантировать право на благоприятную окружающую среду, которые в частности сводятся к следующему:

            -            право на благоприятную окружающую среду в том виде, в котором оно закреплено в законодательстве, по существу остается красивой декларацией. Оно не обеспеченно конкретным механизмом реализации с учетом реального состояния здоровья людей, изменившегося от влияния экологических неблагоприятностей;

            -            одной из слабых сторон механизма реализации права на благоприятную окружающую среду является проблема его понятийного аппарата. Для восстановления принципа прямого действия закона РФ «Об охране окружающей природной среды» необходима работа по конкретизации формулировок в этом законе;

            -            повышению эффективности института экологической ответственности будет служить построение юридической нормы, таким образом, когда каждой вменяемой обязанности государственным органам, должностным лицам соответствует определенный вид ответственности за неисполнение ими этой обязанности;

            -            предоставление информации гражданам о состоянии окружающей природной среды посредством систематического опубликования определенного информационного листа, а также предоставление информации по требованиям граждан в случае отсутствия ее в информационном листе.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ диссертации определяется наличием в работе выводов, сделанных на основе изучения российского, зарубежного и международного законодательства в области прав человека на благоприятную окружающую среду, научных работ российских и зарубежных ученых. Эти результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.

    10

    Рекомендации, предложения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при разработке законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по реализации права человека на благоприятную окружающую среду. Возможно их применение в деятельности государственных органов, занимающихся охраной окружающей среды. Материал, содержащийся в настоящей работе, предлагается использовать в подготовке учебных и методических пособий по дисциплинам «Экологическое право», «Международное право» и «Права человека».

    АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения диссертации были доложены на международных (Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека, Екатеринбург, 1997 г.), всероссийских (Правовое регулирование государственного протекционизма национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства в России, г. Уфа, 1998 г., Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ. Оренбург, 1997), и республиканских научных и научно-практических конференциях, организуемых при Башкирском государственном университете.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Первая глава диссертации «Общая характеристика становления и развития права на благоприятную окружающую среду в РФ» посвящена исследованию научных основ становления и развития права на благоприятную окружающую среду в современном мире, эволюции законодательного развития данного права в РФ и формирования его нормативного содержания.

    11

    Представляется, что в основе формирования современных представлений о взаимоотношении личности и общества, общества и природы значительное место занимает проблема соотношения внутреннего и международного права, в данном случае экологического права РФ и международного права. Именно понимание невозможности решения глобальных экологических проблем современности вне усилий международного сообщества, в целом формируют необходимость более пристального внимания к процессам интеграции российской правовой системы в международно-правовую.

    Российское экологическое право на сегодня находится на этапе своего переформирования под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. С одной стороны, в Российской Федерации происходят коренные политические и экономические изменения, а, с другой стороны, Российская Федерация все более становится открытым обществом, интегрирующимся с мировым сообществом на основе принципов и норм международного права.

    Применительно к проблематике представлений о месте прав человека в природе и обществе, с точки зрения современных этико-философских воззрений очевидной становится необходимость переосмысления правовых основ регулирования экологических отношений через призму приоритетной охраны окружающей среды не как просто материального, этического и иного блага, а как необходимого условия существования человека в соответствии с гармоничными законами природы, иными словами в условиях реализации права индивида на благоприятную окружающую среду.

    Право на благоприятную окружающую среду сегодня складывается как социальное назначение экологического права. Оно формируется вследствие переосмысления тех общественных отношений, которые в свое время начали складываться как отношения, направленные

    12

    на охрану природы. Правовая охрана природы - право окружающей среды - право на благоприятную окружающую среду - все это звенья одной цепи. В конечном счете, право на благоприятную окружающую среду это тоже охрана природы, но уже измененной природной среды и охрана их в интересах человека.

    Такое переосмысление проблем правовой охраны природы происходит во всем мире и Российская Федерация не является здесь исключением. Достаточно сравнительного изучения эволюции норм Конституции СССР 1977 года и Конституции Российской Федерации 1993 года, чтобы увидеть развитие отношений по охране природы до представления их как отношений, нацеленных на обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

    Особое внимание в работе уделяется анализу нормативного содержания права на благоприятную окружающую среду. Так автором разработано новое концептуальное положение о необходимости более широкого, отличного от традиционного подхода толкования нормативного содержания данного права. В частности, критике подвергается подход, согласно которому исследуемое право граждан отождествляется с правом человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, которое предусматривает, что основным объектом охраны в данном случае, является здоровье человека, угрозу которому составляет неблагоприятное воздействие окружающей среды, что, по мнению диссертанта, не совпадает с основными положениями, изложенными в ряде статей Закона РСФСР от 19.12.91 г. «Об охране окружающей природной среды».

    Анализ российских законов в части закрепления и регулирования права на благоприятную окружающую среду , по мнению автора, демонстрирует характерную для современного законодательства РФ неопределенность понятийного аппарата законов, что вновь способствует

    13

    различию в их толковании и применении. Так, если в Конституции РФ употребляется термин «право на благоприятную окружающую среду», то, по смыслу положения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», речь идет о «праве на здоровую окружающую среду».

    Очевидно, что понятия «благоприятная» и «здоровая» имеют схожие черты, но не до такой степени определенности, которой должна характеризоваться норма права. С другой стороны, можно возразить, что, несмотря на употребление различных терминов, законодатель и в первом, и во втором случае имеет в виду одни и те же положения. Но это опять же сфера сугубо субъективных умозаключений, а не четко установленные пределы правомерного требования и поведения.

    Более того, по нашему мнению, значительными несоответствиями, с точки зрения этимологии, отличаются понятия «благоприятная» и «здоровая» (применительно к окружающей среде). Так, в словаре С.И. Ожегова понятие «благоприятный» характеризуется как способствующий чему-либо, хороший, а «здоровый» - обладающий здоровьем, не больной[1].

    В этой связи представляется уместным введение нового понятия «естественная» окружающая среда, что понимается как совершающаяся по законам природы, обязанная им, а не постороннему вмешательству, что, кстати, вполне соответствует современным научным представлениям о взаимоотношении общества и природы, изложенных в концепции устойчивого развития и о ноосфере.

    14

    Важным элементом нормативного содержания права человека на благоприятную окружающую среду, по мнению автора, является право на эстетически богатую, биологически разнообразную окружающую среду.

    Несомненно, что обязательной характеристикой качества окружающей среды является ее эстетичность. Действительно, люди хотят жить в благоприятных условиях, гулять по лесу, наблюдать диких животных в природе, восхищаться разнообразием земной фауны и флоры, причем делается это не только в целях сохранения здоровья, но и для получения эстетического наслаждения от общения с природой.

    В тоже время современное российское законодательство, декларируя свою приверженность общечеловеческим ценностям, тем не менее, не рассматривает в качестве объекта правовой охраны право человека на эстетически богатую, биологически разнообразную окружающую среду. Если даже в целом ряде нормативно-правовых актов речь идет об охране лесов, животного мира, растительности и так далее, основными мотивами российского законодателя являются не соображения нравственно-эстетического порядка, а во многом до конца не осознанные потребительские соображения. В этом плане мы не далеко ушли от архаичного экологического законодательства XVIII века, когда была запрещена вырубка мачтового леса, так как его предполагалось использовать для строительства кораблей.

    В диссертации, применительно к теме исследования подвергнут анализу также узкий круг прав, присущих так называемым коренным народам, в связи с особым значением и местом окружающей среды в самосохранении и существовании данных народов. В соответствии с чем, право на благоприятную окружающую среду, применительно к данным народам, приобретает несколько иное значение.

    15

    В частности, именно проблематика прав «коренных народов» выявляет еще одну немаловажную грань права человека на благоприятную окружающую среду. Так, если в традиционном понимании право человека на благоприятную окружающую среду является индивидуальным правом, социальная значимость которого выражается в защите интересов отдельно взятой личности, то право на благоприятную окружающую среду применительно к «коренным народам» ориентировано на охрану интересов определенной общности людей и что самое важное, окружающая среда, в этом случае, является условием сохранения самобытности и незыблемости данной общности[2].

    С проблемой прав коренных народов, по мнению автора тесно связана и проблематика национально-традиционного подхода регулирования экологических правоотношений.

    Диссертант придерживается мнения, что особенности форм хозяйствования, условий проживания, организации быта требуют чуткого дифференцированного внимания со стороны российского законодателя.

    Вторая глава диссертации «Право на благоприятную окружающую среду в системе права», посвящена идентификации места права на благоприятную окружающую среду в системе прав человека и в системе международного права. Применительно к первой проблематике автор сквозь призму ретроспективного анализа делает вывод о

    16

    хронологических рамках формирования исследуемого права человека, в частности это последние 10-15 лет XX века, которые характеризуются ссылками на приоритет общечеловеческих ценностей.

    Особое значение, по мнению автора, имеет ориентирование права человека на благоприятную окружающую среду, на естественно правовой или позитивистский подход к природе прав человека в целом. Согласно Конституции РФ (ст. 17) к числу неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав принадлежат так называемые основные права. Но последующие положения конституции не раскрывают какие права относятся к числу основных. Тем не менее, по мнению автора, право человека на благоприятную окружающую среду относится к числу основных прав, уже лишь в силу того факта, что оно имело свое конституционное закрепление (см. ст. 42 Конституции РФ). Дополнительным аргументом в пользу данного утверждения явилась разработка в мае 1994 г. группой экспертов по правам человека и окружающей среды проекта Декларации о правах человека и окружающей среде. Пункт 2 данного проекта закрепил, что «Все люди имеют право на безопасную, здоровую и благоприятную окружающую среду. Это право и другие права человека, включая гражданские, культурные, экономические и социальные являются универсальными взаи­мозависимыми и неотчуждаемыми»[3].

    Важное значение в работе придается определению права на благоприятную окружающую среду в другом виде классификации прав и свобод человека, согласно которому они разделены на три поколения прав человека. Согласно, существующего подхода право на благоприятную окружающую среду традиционно относилось к числу прав

    17

    третьего поколения, что автоматически вело к включению его в круг коллективных прав. По мнению автора, данный подход в настоящее время уже не отвечает требованиям природоохранного законодательства, поскольку именно в индивидуальных правах человека заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека, в том числе и в праве на благоприятную окружающую среду.

    В диссертации также предпринимается попытка идентификации права на благоприятную окружающую среду в системе современного международного права. В связи с этим анализу подвергнуто значительное количество международно-правовых актов, имеющих в той или иной степени отношение к закреплению исследуемого права человека. На основе данного анализа делается вывод о том, что несмотря на то, что право человека на благоприятную окружающую среду в той или иной степени отражено в важнейших международных актах о правах человека, мы в большей степени наблюдаем развитие данного права как одного из элементов в общей схеме прав человека. Между тем, имело бы смысл выделить его как самостоятельный и придать императивную силу его действию и механизму защиты. Тем более нам известно, что нормы международного права, направленные на охрану и рациональное использование окружающей среды в большей степени носят так называемый характер «soft law» (мягкое право), так как имеют в своей массе рекомендательный характер. Следует заметить, что при нарастании экологического кризиса нормы «мягкого права» являются неадекватными для решения встающих перед обществом проблем.

    В диссертации важное значение придается анализу тенденции сближения международного и российского законодательства в области обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду.

    18

    Так, в настоящее время Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и природопользования заключены Россией со всеми соседними странами, а также со многими другими странами Европы, Азии, Америки.

    Тем не менее, состояние правового механизма обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду характеризуется наличием значительных пробелов, что в первую очередь объясняется недостатками в процессе имплементации международно-правовых норм в законодательство РФ. В связи с этим, автором предлагается либо внесение корректирующих и поясняющих положений в Закон РФ «О международных договорах РФ», либо принятие нового закона о порядке внедрения международно-правовых норм в законодательство РФ.

    Третья глава диссертации «Становление и развитие механизма реализации права на благоприятную окружающую среду и проблемы его совершенствования в Российской Федерации» посвящена исследованию узловых проблем правового механизма обеспечения и защиты права человека на благоприятную окружающую среду. Акцентируя внимание на проблемы дальнейшего совершенствования законодательства в области обеспечения и защиты права на благоприятную окружающую среду, автор приходит к выводу о необходимости оптимизации федерального и регионального законодательства РФ в данной части. Так, в параграфе 1 главы 3 рассматриваются вопросы разграничения компетенции федеральных органов и органов власти и управления субъектов федерации.

    На основе анализа характера и особенностей разделения полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации

    19

    были обнаружены серьезные пробелы в сфере разграничения полномочий. Так, по мнению автора, Конституция РФ оставила нерешенными многие принципиальные проблемы в области природопользования в целом, и в частности - природопользования субъектов Российской Федерации. Это относится к установлению четкого правового положения отдельных природных ресурсов, порядка и принципов разграничения собственности на природные ресурсы между федерацией, ее субъектами и муниципальными органами, порядка разрешения спорных вопросов, созданию механизма применения материальных норм природоресурсного законодательства.

    Исследованию проблемы совершенствования юридических гарантий реализации права на благоприятную окружающую среду, посвящен параграф 2 данной главы. По мнению автора, одной из первых проблем, связанных с эффективной защитой права на благоприятную окружающую среду является вопрос о юридической технике написания законов. Для Российской Федерации характерны небольшие по объему законы, закрепляющие общие правила поведения, которые затем развиваются во множестве подзаконных актов, что приводит к серьезным трудностям в их понимании и применении.

    Одним из дефектов предыдущей практики законотворчества было то, что в законе часто закреплялись лишь материальные нормы, определяющие общие правила поведения, и игнорировалось регулирование процедур. В сфере правовой охраны, окружающей среды предусматривается и осуществляется ряд мер, требующих для их эффективной реализации процессуального регулирования. Это области экологического нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, установления причинной связи и экологической экспертизы и др.

    20

    Соответственно, в создаваемом законодательстве необходимо предусматривать наряду с материальными нормами адекватное регулирование соответствующих процедур.

    Далее, к основным принципам формирования нового поколения экологического законодательства в России мы должны отнести его гармонизацию с законодательством зарубежных государств. При этом следует говорить о двух уровнях сближения или гармонизации экологического законодательства России. Так, необходимость гармонизации принимаемых природоохранительных актов предусмотрена Соглашением стран-членов СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды как инструмент ведения согласованной политики в данной сфере. В рамках деятельности Межпарламентской Ассамблеи важно организовать и обеспечить подготовку модельных законов в области охраны экологических прав человека. Этим будут решены по меньшей мере две задачи - гармонизировать принимаемые в соответствии с модельными национальные законы, а также облегчить и ускорить создание современного экологического законодательства, что важно с учетом дефицита квалифицированных юристов-экологов во многих государствах-членах СНГ.

    По мнению диссертанта, актуальной является проблема расширения сферы законодательного регулирования в области оздоровления окружающей природной среды. В массиве этого законодательства приоритетное значение будут иметь федеральные законы, а также законы субъектов РФ.

    Дальнейшего развития в законах требуют новые ''конституционные нормы, связанные с правами каждого гражданина: а) на экологическую безопасность; б) на благоприятную окружающую природную среду; в) на своевременную и достоверную информацию о ее состоянии;

    21

    г) на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

            -            Что касается Основного закона, то в нем следовало бы более четко закрепить положение о том, что охрана природной среды, забота о рациональном использовании природных ресурсов - важнейшая государственная функция. Закрепление такого конкретного требования необходимо, поскольку сегодня масштабы загрязнения природной среды столь велики, что оздоровление ее под силу только государству. В Конституции же такого положения, к сожалению, нет вообще. Кроме того, в Основном законе государства следовало бы закрепить и главные стратегические направления в области охраны окружающей среды, включающие, по мнению диссертанта, следующие важные принципы:

            -            принцип максимально экономного использования природных ресурсов с одновременным восстановлением (воспроизводством) нарушенной природной среды;

            -            принцип неотвратимости правовой ответственности для всех тех, кто наносит вред и загрязняет окружающую среду.

    Во имя достижения этих целей своевременным было бы подключение рычагов рыночного механизма, одним из надежнейших инструментов которого, как свидетельствует зарубежный опыт, является налог на природопользование и налог на случай загрязнения. Таким образом, действовал бы непреложный закон: кто наносит вред окружающей среде, тот и должен платить.

    Анализ действовавших ранее и введенных в последнее время в сфере экологической безопасности норм уголовного и административного права, практика их применения показывает, что идет процесс дальнейшей их гуманизации. Этот процесс противоречит тенденции повышения общественной опасности экологических правонарушений.

    22

    Он способен привести общество к резко отрицательным экологическим и иным последствиям в самом ближайшем будущем. Поэтому сегодня важно идти по пути ужесточения санкций за совершение ряда экологических преступлений, наиболее тяжких и опасных, разрушающих природную среду воздействием на нее.

    В первую очередь, требует полной переработки, включая и его процессуальную часть, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. За прошедшие годы после его принятия он изменился лишь в части увеличения верхних пределов штрафов, взыскиваемых за экологические правонарушения. Но даже и по этому вопросу, учитывая темпы инфляции и другие кризисные явления в экономике, происходящие в стране, нельзя считать достаточными те размеры штрафных санкций, которые установлены сегодня административным законодательством, а также ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Уплата штрафа даже в максимальных размерах, установленных в настоящее время, как для физических, так и для юридических лиц, не может заставить их соблюдать природоохранительное законодательство. К тому же в процессуальном законодательстве отсутствует механизм принудительного взыскания штрафа с юридических лиц, как это предусмотрено, например, для налоговой инспекции.

    В современных условиях значительно повышается роль судебного обеспечения права на благоприятную окружающую среду. При этом существенному переосмыслению должна подвергаться сама деятельность судебных органов.

    Сегодня должны быть усовершенствованы и меры гражданско-правового обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Вред, причиненный здоровью людей экологическим правонарушением, должен быть возмещен полностью.

    23

    Автором диссертации опубликованы следующие работы:

    1.      Международно-правовые механизмы обеспечения основных прав и свобод личности в рамках концепции гуманитарной интервенции. Учебное пособие. Изд-во Башгосуниверситет, 1997. 4,5 п.л.

    2.      Идеалы всеобщей декларации прав человека и современный мир. Права человека на рубеже ХХ-ХХІ веков. Материалы научно-практической конференции. - Уфа, 1997.

    3.      Эволюция законодательного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду // Экономика и управление. – 1997. - № 3.

    4.      Проблемы политико-правовой аргументации концепции гуманитарной интервенции в целях защиты прав и свобод индивида. Российская Федерация в Совете Европы: Проблемы применения норм о защите прав человека. Материалы международного семинара 17-18 апреля 1997 года. - Екатеринбург, 1998.

    5.      Международно-правовое регулирование права индивида на благоприятную окружающую среду. Формирование и развитие законодательства субъектов Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-25 января 1997г. - Оренбург, 1997.



    [1] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. – 944 с.

    [2] Необходимо заметить, что принадлежность индивида к той или иной общности в данном случае определяется не только этническими признаками, но и местом проживания (на Крайнем Севере, в джунглях, пустыне и т.п.), и условиями существования: оленеводство, охота, рыболовство, и что достаточно дискуссионно – национально - традиционные формы хозяйства.

    [3] См.: Draft Declaration of Principles on Human Rights and the Environment (1994) / Copyright University of Minnesota Human Rights Library.

Информация обновлена:21.10.2011


Сопутствующие материалы:
  | Персоны | Защита диссертаций 
  

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru