Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации :

АР
Н845 Носова, Ю. Б. (Юлия Борисовна).
Дисциплинарная ответственность государственных
гражданских служащих Российской Федерации :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук. Специальность 12.00.14 - Административное
право ; Финансовое право ; Информационное право /Ю. Б.
Носова ; Науч. рук. Ю. Н. Старилов. -Воронеж,2008. -24 с.-
Библиогр. : с. 23 - 24.8 ссылок

Материал(ы):
  • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации
    Носова, Ю. Б.

    Носова, Ю. Б.


    Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

    3

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность исследования. Настоящая диссертация посвящена исследованию дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих- одному из приоритетных направлений научного изыскания.

    Актуальность избранной темы детерминирована всем ходом проводимой в нашей стране многоплановой модернизации всего государственного строительства, одним из основных аспектов которого является противодействие коррупции. В ходе проводимого курса на «бескомпромиссное искоренение» коррупции в значительной степени изменяется правовое положение государственных служащих Российской Федерации. Тем не менее, разработчики национального плана по противодействию коррупции необоснованно обошли своим вниманием институт дисциплинарной ответственности государственных служащих. Популяризация идей ужесточения уголовной ответственности чиновников заслонила важность ответственности служащих в дисциплинарном порядке. А ведь создание действенного механизма именно дисциплинарной ответственности, в силу ее «ведомственности» и оперативности, могло бы иметь первостепенное значение для профилактики и борьбы с коррупцией.

    Кроме того, несмотря на общепризнанную среди ученых значимость института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, его нормативное закрепление не смогло избежать ряда недостатков, которые порождают крайне низкую степень «востребованности» на практике соответствующих положений закона. Непоследовательность правового регулирования имеет своим результатом недостаточную эффективность института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в целом и снижение его роли в качестве средства поддержания служебной дисциплины в системе органов государственной власти.

    Таким образом, актуальность исследования избранной темы обусловлена необходимостью теоретического анализа понятия    дисциплинарной ответст-

    4

    венности государственных гражданских служащих, его сущности, отличительных признаков, а также места и роли в обеспечении законности в государственной управленческой деятельности; решения вопроса о соотношении административно-правового и трудового правового аспектов в системе правового регулирования дисциплинарной ответственности гражданских служащих; совершенствования нормативной базы указанного института, что предопределяется отсутствием полноценного дисциплинарного служебного законодательства, а также повышения эффективности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

    Степень научной разработанности темы. В настоящее время в науке административного права усиливается интерес к проблемам ответственности государственных служащих вообще и к дисциплинарной ответственности гражданских служащих в частности.

    Впрочем, вопросам дисциплинарной ответственности служащих в юридической науке традиционно уделялось достаточно много внимания еще в трудах дореволюционных ученых, таких, как А.И. Елистратов, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, И.Т. Тарасов и др.

    Проблемы дисциплинарной ответственности служащих получили свое освещение и в советской научной юридической литературе. При этом исследования дисциплинарной ответственности государственных служащих проводились как представителями науки административного права, так и специалистами в области трудового права. Так, вопросы дисциплинарной ответственности служащих занимают значительное место в работах Ю.С. Адушкина, В.М. Манохина, Д.А. Гавриленко, А.И. Щербака, А.А. Абрамовой, Н.Т. Михайленко, Н.В. Плюхина, А.В. Пятакова, В.Н. Скобелкина. Л.А. Сыроватской и многих других ученых.

    В числе представителей современной отечественной правовой науки, в трудах которых нашли свое отражение отдельные теоретические аспекты дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих можно

    5

    назвать: Ю.С. Адушкина, Г.В. Атаманчука, И.Н. Барцица, Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковца, А.А. Демина, В.А. Козбаненко, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Полетаева, Ю Н. Старилова, Л.А. Чиканову.

    Различные вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих были предметом диссертационных работ таких авторов, как Е.Г. Бабелюк, М.Б. Добробаба, Е.В. Климкина, А.В. Сергеев, А.В. Чуев, С.А. Шушпанов.

    Несмотря на обилие исследований в этой области, в отечественной юридической науке на данный момент отсутствуют комплексные работы, посвященные изучению рассматриваемых в совокупности теоретических и практических аспектов дисциплинарной ответственности гражданских служащих. Осталось еще немало вопросов, в том числе касающихся понятийного и категориального анализа, которые пока не нашли своего решения. Так, не получили вовсе должного теоретического осмысления такие аспекты дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, как соотношение норм административного и трудового права в регулировании этих отношений, не были исследованы проблемы эффективности указанных норм.

    Кроме того, многие уже разработанные аспекты утрачивают свою применимость в силу изменения общей политико-правовой направленности государственного строительства. Это обстоятельство заставляет по-новому взглянуть на исследуемые проблемы, что в прикладном плане должно найти свое отражение в уточнении действующих и принятии новых законов, продолжающих развитие института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

    Таким образом, и в теоретическом, и в практическом плане неизбежной является констатация существенных недостатков дисциплинарного служебного законодательства, что свидетельствует об отсутствии полноценного и эффективного  института дисциплинарной ответственности государственных граж-

    6

    данских служащих. Представленная диссертация призвана восполнить обозначенный пробел.

    Объектом данного исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности.

    Предмет настоящей диссертации составляют теоретические и практические аспекты дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, ее нормативная основа, а также вопросы эффективности правовых норм о дисциплинарной ответственности гражданских служащих, проблемы ее правового регулирования и направления совершенствования дисциплинарного служебного законодательства.

    Целью исследования является разработка теоретических основ нормативно-правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

    -   раскрыть понятие дисциплинарной ответственности, определить ее место в системе юридической ответственности государственных гражданских служащих;

    -   проанализировать состояние правового регулирования института дисциплинарной ответственности гражданских служащих на всех этапах его развития;

    -   рассмотреть основание, сущность и порядок применения к гражданским служащим дисциплинарной ответственности;

    -   определить эффективность дисциплинарной ответственности служащих в теоретическом и практическом плане;

    -   сформулировать основные направления совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    7

    Теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения теории государства и права, конституционного, административного, трудового права.

    Общетеоретической основой исследования являются работы таких ученых, как С.С. Алексеев, Б.Т. Базылев, А.Б. Венгеров, В.В. Глазырин, О.С. Иоффе, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, М.П. Лебедев, О.Э. Лейст, В.И. Никитинский, А.С. Пашков, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин, М.Д. Шаргородский, Л.С. Явич.

    Среди ученых, внесших заметный вклад в разработку отдельных проблем дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих (на трудах которых базируются содержание и результаты исследования), можно назвать таких представителей науки административного права, как Ю.Е. Аврутин, Ю.С. Адушкин, Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, А.А. Демин, В.В. Денисенко, Ю.А. Дмитриев, В.А. Козбаненко, Н.М. Конин, A.M. Кононов, В.И. Майоров, В.М. Манохин, С.Н. Махина, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Оболонский, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотский, И.В. Панова, В.Д. Попков, Ю.А. Розенбаум, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, С.Д. Хазанов, Н.Ю. Хаманаева, Т.В. Щукина.

    В исследовании также использовались труды специалистов в области трудового права - A.M. Куренного, Ю.Н. Полетаева, В.Н. Скобелкина, С.А. Свиридова, Л.А. Сыроватской, Л.А. Чикановой.

    Нормативно-правовую базу диссертации составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты всех уровней правового регулирования, устанавливающие обеспечение государственной служебной дисциплины в системе органов государственной власти, в которых осуществляется гражданская служба.

    Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов   и частных приемов научного познания. В работе широко

    8

    применялся диалектический метод, позволяющий рассматривать явления в динамике, исторической взаимосвязи элементов предмета научного осмысления. В ходе решения задач исследования также применялись частно-научные методы: формально-логический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и конкретно-социологический. Использование этих методов позволило всесторонне и комплексно изучить проблему дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, сделать теоретические обобщения, сформулировать практические выводы и рекомендации о необходимости совершенствования дисциплинарного служебного законодательства Российской Федерации.

    Эмпирическую базу исследования составила административная практика работы с кадровым персоналом государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации (Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей). Проанализированы и обобщены 425 аттестационных дел гражданских служащих, позволяющих сделать выводы в работе, в том числе, и о применении норм дисциплинарного законодательства. В диссертации рассматривались практические материалы, обобщенные по различным институтам служебного права (прохождение службы, сдача квалификационных экзаменов, присвоение классных чинов) и позволяющие судить о качестве служебной деятельности управленческого персонала. Основные выводы и положения исследования подтверждены результатами анкетирования 428 государственных гражданских служащих структурных подразделений исполнительных органов государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа.

    Научная новизна диссертации определяется тем, что это - одно из первых исследований, в котором теоретические и практические аспекты дисцип-

    9

    линарной ответственности государственных гражданских служащих рассматриваются в комплексе.

    Инновационным аспектом работы является определение соотношения императивных и диспозитивных начал применительно к регулированию дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

    Кроме того, в диссертации уточнен ряд терминов и категорий, касающихся исследуемого института, переосмыслено и переоценено их значение в условиях длящейся административно-правовой реформы.

    Проблемы дисциплинарной ответственности гражданских служащих впервые рассматриваются через призму общетеоретических положений об эффективности правовых норм.

    Требованиям новизны также отвечает авторская разработка направлений совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих   в целях повышения его эффективности.

    Конкретизируя, можно выделить следующие новые или содержащие элементы новизны положения, выносимые на защиту.

    1. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих рассматривается как негативная юридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственного принуждения - дисциплинарное принуждение, выражающееся в применении представителем нанимателя дисциплинарных взысканий к гражданскому служащему, совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для него последствия.

    Основополагающим признаком дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, отличающим ее от других видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкции как ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарной власти (представи-

    10

    телями нанимателя) к   определенной категории лиц - государственным гражданским служащим.

    2.      Аргументировано положение о допустимости привлечения гражданского служащего к различным видам ответственности за деяние, одновременно содержащее признаки дисциплинарного проступка и иного правонарушения. Разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений проводится по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации. Кроме того, в ходе рассуждений о соотношении видов ответственности гражданских служащих был сделан вывод о целесообразности сохранения существующей системы ответственности, а также высказаны некоторые предложения о совершенствовании законодательства, ее устанавливающего.

    3.      Для повышения эффективности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих предлагается дополнить систему принципов гражданской службы, изложенных в статье 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принципом ответственности государственных гражданских служащих за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

    4.      Исходя из признания публичного характера государственной службы, регулирование в служебном контракте (соглашении, несущем в себе диспозитивный элемент) отношений по применению дисциплинарной ответственности гражданских служащих признается нецелесообразным. В связи с этим, представляется необходимым исключить из числа правовых источников дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих служебный контракт. При этом особое внимание должно быть уделено составлению должностных регламентов гражданских служащих, которые в числе прочего должны закреплять конкретные должностные обязанности каждого отдельного служа-

    11

    щего, неисполнение которых   влечет определенные меры дисциплинарной ответственности.

    5.         Решение проблемы соотношения административно-правового и трудового правового аспектов в системе правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих видится в создании полноценного служебного дисциплинарного законодательства, которое имеет административно-правовую отраслевую принадлежность. Регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих должно ориентироваться на отказ от диспозитивного метода в целях создания государственной службы, основанной на жесткой централизации, укреплении дисциплины и усилении ответственности чиновников на всех уровнях власти. Влияние трудового права на отношения, связанные с применением дисциплинарной ответственности к гражданским служащим, которое необходимо преодолеть, проявляется во внедрении контрактных отношений между служащим и государством, а также сохранении значительной доли административного усмотрения при решении вопроса о применении дисциплинарного взыскания.

    Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права не должны действовать в отношении публичных гражданских служащих при необходимости регулирования этими актами лишь трудовых отношений работников государственных органов, не являющихся государственными служащими. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих не должна рассматриваться как специальная по отношению к общей, установленной Трудовым кодексом Российской Федерации, и подлежит регламентации исключительно специальным дисциплинарным законодательством, имеющим административно-правовую природу.

    6.         Изучение исторического аспекта дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих дало возможность выявить традиционные негативные явления в данной сфере, основные проблемы правового регулирования, а также сформулировать главные направления совершенствования

    12

    дисциплинарного служебного законодательства. В результате чего следует вывод о необходимости принятия Федерального закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который должен явить собой систематизированный нормативный акт и создать полноценную материально-правовую и процессуально-правовую основу изучаемого института.

    7. Предлагается классификация дисциплинарных проступков по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» хотя и упоминает термин «тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка» (п. 3 ст. 58), но значения его не раскрывает, предлагается законодательно закрепить понятие тяжести дисциплинарного проступка, под которой можно будет понимать категорию, качественно характеризующую дисциплинарный проступок и охватывающую характер и степень посягательства на общественные отношения, размер и характер причиненного вреда, а также однократность (неоднократность) дисциплинарного проступка. В зависимости от степени тяжести предусмотреть следующие категории дисциплинарных проступков:

    ■незначительные дисциплинарные проступки - это проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшие нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также не причинившие материального ущерба государству;

    ■значительные проступки - проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившие материальный ущерб государству;

    13

    ■ серьезные проступки - проступки, предусмотренные подпунктами а - г пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Что касается неоднократности дисциплинарных проступков, то при наличии неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного за совершение незначительного проступка, совершение гражданским служащим нового незначительного проступка должно расцениваться как значительный проступок, а совершение значительного уже как серьезный. Если же гражданским служащим впервые был совершен значительный проступок, то все последующие дисциплинарные проступки будут рассматриваться как серьезные.

    8. Существующую систему дисциплинарных взысканий, налагаемых на гражданских служащих, необходимо расширить, поделив ее на две группы: первую группу составят основные виды дисциплинарных взысканий, которые будут дифференцированы в зависимости от вида совершенного проступка, а вторая группа должна включить в себя дополнительные взыскания, которые могут применяться наряду с основными (это могут быть сокращение должностного оклада, лишение различного рода надбавок, исключение из кадрового резерва для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста).

    Предложенная классификация дисциплинарных проступков позволила бы классифицировать соответствующим образом и дисциплинарные взыскания, применяемые за их совершение. Так, за незначительные проступки должны применяться дисциплинарные взыскания, имеющие своей направленностью моральную сферу (замечание, выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии). За совершение значительных проступков должно следовать освобождение от замещаемой должности гражданской службы, и, наконец, серьезные проступки, составы которых установлены законом, должно влечь увольнение гражданского служащего в порядке дисциплинарного взыскания.

    14

    Кроме того, указанные основные взыскания могли бы сочетаться с дополнительными дисциплинарными взысканиями.

    9. В целях совершенствования законодательства, устанавливающего правила дисциплинарного производства, предлагается:

    -   закрепить в дисциплинарном служебном законодательстве следующие стадии дисциплинарного производства: возбуждение дела о дисциплинарном проступке; служебное расследование; рассмотрение дисциплинарного дела и принятие решения; исполнение решения (обязательные стадии), а также обжалование решения и досрочное снятие дисциплинарного взыскания (факультативные стадии). При этом для каждой стадии дисциплинарного производства должны быть определены сроки, участники и юридически значимые документы, принимаемые в процессе реализации этой стадии;

    -   определить в законе понятие основания, перечень поводов для дисциплинарного дела, а также перечень оснований отказа в возбуждении дисциплинарного дела или прекращения дисциплинарного дела;

    -   в тексте закона дать понятие «субъектов дисциплинарного обвинения» с указанием их перечня. Кроме того, необходимо зафиксировать, что требование такого субъекта о возбуждении дисциплинарного дела является обязательным для представителя нанимателя гражданского служащего;

    -    закрепить в законе норму, обязывающую представителя нанимателя гражданского служащего при наличии повода и достаточных оснований для возбуждения дисциплинарного дела издавать локальный нормативный акт о возбуждении дисциплинарного производства;

    -    предусмотреть, что такая стадия дисциплинарного процесса, как служебное расследование может быть проведено в упрощенной форме (если гражданским служащим совершен незначительный дисциплинарный проступок, все обстоятельства дела достаточно очевидны, а сам виновный не оспаривает обоснованность своего привлечения к дисциплинарной ответственности), т.е. без проведения служебной проверки или включать такую проверку;

    15

    -    урегулировать в дисциплинарном служебном законодательстве следующие вопросы, касающиеся служебной проверки: сроки назначения служебной проверки; правовой статус участников служебной проверки; перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению служебной проверки; порядок формирования и деятельности комиссии по проведению служебной проверки; порядок составления заключения по результатам служебной проверки;

    -    установить обязательность для представителя нанимателя выводов и рекомендаций заключения по результатам служебной проверки;

    -    определить обязанность субъекта дисциплинарной власти применить дисциплинарное взыскание в случае, если рассмотрение материалов дисциплинарного дела позволяет сделать ему вывод о наличии в действиях гражданского служащего состава дисциплинарного проступка;

    -    предусмотреть возможность обжалования не только дисциплинарного взыскания и не только гражданским служащим, но обжалования других решений представителя нанимателя гражданского служащего как самим служащим, так и другими участниками дисциплинарного производства;

    -    регламентировать в законе порядок рассмотрения комиссией по служебным спорам дела об обжаловании дисциплинарного взыскания или иного решения представителя нанимателя гражданского служащего, порядок принятия по нему решения и его исполнения;

    -          законодательно определить требования к оформлению и хранению дисциплинарных дел, а также учету дисциплинарных взысканий.

    10. Эффективность правовых норм о дисциплинарной ответственности гражданских служащих предлагается определять на основе соотношения трех моделей: а) образцовая (или идеальная) модель, которая выражается в целях принятия соответствующих правовых норм и построена на основе концептуально-научного понимания сущности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, ее принципов, особенностей правового регулирования; б) официальная (или нормативная) мо-

    16

    дель. Поскольку при формулировании образцовой модели используется категория «цель», а для эффективной реализации цели необходимы соответствующие средства, то правовым средством реализации цели и станет официальная модель, т.е. воплощение нормы права в тексте закона. Таким образом, официальная модель - это нормативно институализированная модель, источником которой является дисциплинарное служебное законодательство; в) фактическая (или реальная) модель - это результат применения правовых норм о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, т.е. объективно сложившаяся практика реализации мер дисциплинарной ответственности.

    Исходя из этого, эффективность правовых норм о дисциплинарной ответственности служащих на стадии правотворчества будет определяться соотношением образцовой и официальной моделей дисциплинарной ответственности. Поскольку в настоящее время выражение дисциплинарной ответственности в правовых нормах далеко от совершенства, очевидно, что официальная модель не соответствует образцовой, на основании чего следует вывод о неэффективности таких норм еще на стадии правотворчества.

    Эффективность действия правовых норм на стадии правоприменения может быть определена как соотношение официальной и фактической моделей привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности. И здесь важно установить, насколько цели, выраженные в средствах, реализуются в результатах действия правовых норм о дисциплинарной ответственности.

    11. Даны ответы на основные программные вопросы исследования эффективности правовых норм о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих (понятие, условия, критерии, показатели, уровни эффективности), а также разработана методика определения изучаемого явления.

    17

    12. Анализ законодательной и правоприменительной практики, а также проведенное социологическое исследование показали, что сфера правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих еще не достигла необходимого качественного уровня правовой регламентации, позволяющей эффективно решать возникающие проблемы обеспечения государственной служебной дисциплины. Выявленная недостаточная эффективность действующего дисциплинарного служебного законодательства, позволила сделать вывод о необходимости принятия Федерального закона о Дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации, структура проекта которого предлагается.

    Научно-практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические выводы, обобщения и предложения могут быть использованы для дальнейшего развития теории дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

    Научная значимость исследования эффективности правовых норм о дисциплинарной ответственности в административном праве состоит и в том, что теоретическая основа и разработанная методика проведенного исследования могут быть использованы и в других отраслевых юридических науках при определении эффективности различных правовых норм.

    Практическая значимость сводится к применимости отраженных в диссертации положений в правоприменительной практике государственных органов, а также к возможности использования сформулированных предложений по совершенствованию правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в процессе формирования дисциплинарного служебного законодательства.

    Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре административного и муниципального права ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет» и рекомендована к защите. Основ-

    18

    ные положения диссертации отражены в восьми публикациях. Главные результаты работы обсуждались на научно-практических конференциях.

    Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих девять параграфов, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы, а также приложений.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется степень ее разработанности, а также формулируются цели, задачи, объект и предмет исследования, характеризуется методологическая, общетеоретическая и эмпирическая основа работы, раскрывается научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования, характеризуется структура работы.

    Первая глава «Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих: общетеоретические материально-правовые вопросы» состоит из пяти параграфов.

    В первом параграфе «Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих: понятие, признаки и соотношение с иными видами юридической ответственности» анализируется родовое общетеоретическое понятие юридической ответственности, а также понимание дисциплинарной ответственности в административном праве.

    Кроме того, предпринята попытка определить особенности дисциплинарной ответственности гражданских служащих, позволяющие отграничить ее от других видов ответственности.

    Во втором параграфе «Правовые источники дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих» охарактеризовано    ее

    19

    правовое установление, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

    Выявлено и обосновано положение о том, что правовая регламентация Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отдельных аспектов дисциплинарной ответственности гражданских служащих явно недостаточна. Проведенный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы прохождения государственной гражданской службы в субъектах РФ, обнаружил, что в части, касающейся дисциплинарной ответственности гражданского служащего субъекта РФ, эти акты или полностью дублируют положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или дают на него ссылку.

    В продолжение рассуждений об особенностях правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в третьем параграфе «Дисциплинарная ответственность в системе правового регулирования: соотношение административно-правового и трудового правового аспектов» анализируется проблема разграничения норм трудового и административного права в обозначенной сфере.

    Рассмотрение двух сложившиеся в юридической науке точек зрения о соотношении административно-правового и трудового правового аспектов в системе правового регулирования отношений в сфере государственной службе позволило определить отраслевую принадлежность института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

    В параграфе четвертом «История формирования и развития института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих», опираясь на достижения отечественной историко-правовой науки, проводится исследование накопленного опыта регулирования дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

    Логическим продолжением изучения исторического аспекта регулирования дисциплинарной ответственности гражданских служащих является   анализ

    20

    процесса реформирования этого института, проведенный в параграфе пятом «Административная реформа в Российской Федерации и основные направления совершенствования законодательства, устанавливающего дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих». Особое внимание уделяется такому направлению совершенствования дисциплинарного служебного законодательства в ходе проводимой в России административной реформы, как разработка должностных регламентов гражданских служащих на основе административных регламентов государственных органов.

    Вторая глава «Применение дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации» состоит из четырех параграфов.

    В первом параграфе «Дисциплинарный проступок как основание дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих» проводится анализ понятия и состава дисциплинарного проступка. Единственным основанием дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих признается дисциплинарный проступок. Подчеркивается невозможность рассмотрения деяния, порочащего честь и достоинство гражданского служащего, в качестве самостоятельного основания дисциплинарной ответственности.

    Аргументирована нецелесообразность составления перечня возможных дисциплинарных проступков. Более предпочтительной представляется предлагаемая классификация дисциплинарных проступков по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий.

    Раскрытие содержательной стороны дисциплинарного проступка как основания дисциплинарной ответственности гражданских служащих позволило уточнить значение таких понятий, как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, форма, степень вины служащего, совершившего дисциплинарный проступок.

    21

    Во втором параграфе «Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: понятие, система и виды», исходя из базовых положений теории юридической ответственности, под дисциплинарными взысканиями, налагаемыми на государственных гражданских служащих, предложено понимать установленные государством меры государственного принуждения, применяемые представителем нанимателя за совершенный дисциплинарный проступок.

    Детально охарактеризован каждый вид дисциплинарных взысканий, налагаемых на гражданских служащих. При этом предлагается в качестве общих последствий применения всех видов дисциплинарных взысканий закрепить в законе неприменение мер поощрения и неприсвоение очередного классного чина в период действия дисциплинарного взыскания.

    Получила обоснование необходимость расширения существующей системы дисциплинарных взысканий, налагаемых на гражданских служащих.

    Предложенная классификация дисциплинарных проступков позволила классифицировать соответствующим образом и дисциплинарные взыскания, применяемые за их совершение.

    Параграф третий «Дисциплинарное производство: понятие и стадии» характеризует особенности порядка применения к гражданским служащим дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное производство рассматривается как одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. При этом под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности.

    Среди пробелов в регламентации порядка привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности названо отсутствие: перечня участников дисциплинарного производства, детально определенного их правового статуса, выделенных стадий дисциплинарного производства и принимав-

    22

    мых в их процессе юридически значимых документов, видов доказательств и пр. В связи с этим предложены способы разрешения указанных проблем.

    В параграфе четвертом «Эффективность применения дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих и основные направления совершенствования законодательства в целях ее повышения» определение эффективности дисциплинарной ответственности гражданских служащих последовательно исходит из концепции эффективности как соотношения между результатом действия нормы и целью правового предписания.

    Применение разработанной методики определения эффективности изучаемого явления, и, прежде всего, анализ результатов проведенного социологического исследования среди гражданских служащих показал, что дисциплинарная ответственность фактически не применяется на практике. При этом делается вывод о том, что низкая степень применяемости дисциплинарно-правовых норм к гражданским служащим не является поводом, чтобы считать сам институт дисциплинарной ответственности невостребованным управленческой практикой, а служит показателем неэффективности именно современного административного правового регулирования применения дисциплинарной ответственности в системе публичного служебного права. В связи с этим, основное внимание уделено характеристике способов повышения эффективности исследуемого явления. Главное направление совершенствования дисциплинарного служебного законодательства в целях повышения его эффективности видится в принятии Федерального закона о дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, структура и краткая характеристика каждой из глав которого представлена в данном параграфе.

    В заключении подводятся итоги исследования: изложены выводы по результатам работы и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, устанавливающего дисциплинарную ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации.

    23

    Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

    Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

    1. Щепилова Ю.Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю.Б. Щепилова // Вестник Российской правовой академии. -2007. - № 4. - С. 82-84 (0,27 п.л.).

    2.     Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность в системе правового регулирования: соотношение административно-правового и трудового правового аспектов / Ю.Б. Носова // Вестник Воронеж, гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2007. -№ 2 (ч. 2). - С. 179-187 (0,88 п.л.).

    Статьи, опубликованные в научно-практических изданиях:

    3.     Щепилова Ю.Б. О понятии эффективности правовых норм дисциплинарной ответственности / Ю.Б. Щепилова // Социально-экономические права человека: практические и теоретические проблемы: Сборник науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. - Вып. 1: Механизм реализации и защиты. - С. 321-335 (0,65 п.л.).

    4.     Щепилова Ю.Б. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных служащих / Ю.Б. Щепилова // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - Вып. 19: Правотворчество и правоприменение: Взаимосвязь и проблемы повышения юридического качества. - С. 246-255 (0,6 п.л.).

    5.     Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации как средство обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина / Ю.Б. Носова // Трибуна молодых ученых: Сборник науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007. - Вып. 12: Человек, его права и свободы - высшая ценность. - С. 140-157 (0,77 п.л.).

    6.     Носова Ю.Б. Создание эффективного института дисциплинарной ответственности как способ преодоления правового нигилизма и утверждения за-

    24

    конности в системе государственной гражданской службы РФ / Ю.Б. Носова // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2007. - Вып. 21: «Правовой нигилизм» и «чувство законности» в России: соотношение, значение и формы. - С. 159-171 (0,55 ал.).

    7. Носова Ю.Б. Гарантии законности при привлечении государственного гражданского служащего РФ к дисциплинарной ответственности / Ю.Б. Носова // Юридические записки. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2008. -Вып.21: Государственные гарантии: правовые декларации или реальность. - С. 165-173 (0,53 п.л.).

    8. Носова Ю.Б. Соотношение норм административного и трудового права в сфере правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / Ю.Б. Носова // Социально-экономические права человека: практические и теоретические проблемы: Сборник науч. тр. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2008. - Вып. 4: Применение норм права. - С. 172-195 (0,88 п.л.).

     

Информация обновлена:21.11.2008


Сопутствующие материалы:
  | Персоны | Защита диссертаций 
  

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru