Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Тутубалин, Ю. Ю.
Пожизненное лишение свободы за рубежом / Ю. Ю
. Тутубалин.
//Юстиция. -2008. - № 5. - С. 38 - 44
  • Статья находится в издании «Юстиция :»

  • Материал(ы):
    • Пожизненное лишение свободы за рубежом
      Тутубалин Ю. Ю.

      Тутубалин Ю. Ю.

      ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ ЗА РУБЕЖОМ

      Сравнительно небольшой период применения пожизненного лишения свободы в России выявил существенные пробелы в правовом регулировании и организации исполнения этого вида наказания. На наш взгляд, в целях совершенствования механизма исполнения пожизненного лишения свободы, формирования законодательной базы и организации деятельности исправительных учреждений необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, где институт пожизненного тюремного заключения получил достаточное теоретическое и практическое развитие.

      Пожизненное заключение является самым суровым уголовным наказанием, которое может быть применено в тех государствах, где смертная казнь отменена или где решено ее не применять. Несмотря на то что термин «пожизненное заключение» в разных странах может иметь различный смысл, общим его признаком является неопределенность срока приговора. В действительности во многих странах Восточной и Западной Европы лишь небольшое число осужденных, приговоренных к пожизненному заключению, остается в тюрьме до конца своей жизни. Подавляющее большинство возвращается в общество, как правило, под той или иной формой надзора, и это необходимо учитывать в процессе исполнения наказания.

      Надо сказать, что не все государства видят необходимость в пожизненном заключении. Так, например, в Португалии этот вид наказания отменен Конституцией 1989 г. (ст. 30 (1)). В Испании пожизненное заключение также отсутствует. Доктрина применения наказаний в этой стране гласит, что пожизненное заключение является неконституционным, поскольку согласно Конституции Испании обязанность тюрьмы — предоставить осужденным возможность продемонстрировать обществу, что они «социально реабилитировались». Пожизненное заключение запрещено также конституциями ряда южноамериканских стран, в частности Бразилии.

      Уголовные кодексы Норвегии и Словении тоже не предусматривают пожизненного заключения. Вместо него за особо тяжкие преступления суды назначают длительные, но фиксированные сроки лишения свободы[1].

      По-разному в той или иной стране законодатель подходит и к определению срока отбывания данного вида наказания. Например, в Австрии средний срок пожизненного заключения составляет 22 года, Англии и Уэльсе — 14,4 года, Швеции — 9 лет, Франции — 18 лет, Италии — 21 год, Хорватии — от 20 до 40 лет, Дании и Нидерландах — максимально 20 лет, Финляндии — от 10 до 15 лет, Венгрии — от 15 до 30 лет. В Канаде минимальный срок, после которого может быть рассмотрен вопрос о досрочном освобождении заключенного, составляет 10 лет при совершении тяжкого преступления (убийство второй степени) и максимальный 25 лет за особо тяжкое преступление (убийство первой степени). Вопрос об условно-досрочном освобождении может рассматриваться в Шри-Ланке после 6 лет фактического заключения, Японии — после 10 лет, Германии и Люксембурге — после 15 лет, Польше — после 20 лет, Латвии и Литве — после 25 лет, а Эстонии — не менее 30 лет[2]. Однако этот срок может быть увеличен за нарушение режима или совершение нового преступления либо сокращен по амнистии или помилованию.

      Количество «пожизненников» в общей массе осужденных также различно в отдельных странах мира: от 20 % в Северной Ирландии до 0 % в Исландии. Показатели для других государств выглядят следующим образом: Шотландия — 11,2 %; Англия и Уэльс — 6,02 %; Турция — 4,4 %; Италия — 3 %; Австрия — 2,9 %; Финляндия — 2,2 %; Швеция — 2 %; Венгрия — 1,9 %; Франция — 1,6 %[3].

      Среди стран, которые обеспечивают полное масштабное заключение, прежде всего выделяюх.США. В 35 штатах США альтернативно применяется пожизненное лишение свободы, причем в 12 штатах, где смертная казнь не применяется, за исключением Аляски, заключенные отбывают пожизненное лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение. По данным за 2006 г., в федеральной тюремной системе 25 552 осужденных отбывают пожизненное заключение без права освобождения, 80 220 осужденных отбывают пожизненное заключение с возможностью досрочного освобождения и примерно 120 000 осужденных отбывают заключение сроком более 20 лет (т. е. длительные фиксированные сроки лишения свободы), что составляет около 6 % от общего числа «тюремного населения»[4].

      Несмотря на различия сроков пожизненного заключения, общая характерная черта этого наказания состоит в том, что оно является неопределенным и бессрочным. Следовательно, заключенные будут находиться в местах принудительной изоляции до тех пор, пока их не сочтут безопасными для общества. Очевидным преимуществом приговора с неопределенным сроком над фиксированным продолжительным сроком наказания является то, что он позволяет содержать лицо в заключении сверх минимального срока, рекомендованного судьей, если преступник все еще считается представляющим угрозу для общества.

      Во многих странах пожизненным осужденным суд назначает минимальное количество лет тюремного заключения. Этот минимальный срок часто называют «тарифом». Законодательство Канады, например, устанавливает тарифы для различных преступлений. Уголовный кодекс Канады предусматривает максимальный тариф в 25 лет за умышленное убийство. А в Японии и Корее этот срок составляет 10 лет[5].

      Практика исполнения пожизненного лишения свободы тоже имеет свои национальные особенности. Так, в Нидерландах пожизненное заключение отбывают всего 22 человека. Они содержатся в обычных закрытых тюрьмах, но режимные требования отличны от условий содержания и обращения срочных заключенных. Однако такие заключенные не находятся в полной изоляции. Как и другие осужденные, они участвуют в ежедневных программах (медицинских, психологических, образовательных и иных), занимаются рекреацией и спортом. У них те же права на переписку, телефонные разговоры, свидания. Их связь с внешним миром поддерживается также через радио, телевидение, газеты. Они могут получать профессиональное обучение и образование. Положительно характеризующиеся осужденные, не представляющие опасности для общества, вправе обратиться после 20 лет отбытия наказания с прошением к Королеве о своем освобождении. В большинстве случаев такие прошения рассматриваются положительно. В настоящее время в Нидерландах только два осужденных, которые находятся в тюрьме больше 20 лет[6].

      Представляется интересным опыт Великобритании, где широко используется практика дифференцированного и индивидуализированного подхода к назначению пожизненного тюремного заключения, при котором судья, исходя из характера совершенного преступления и особенностей личности виновного, а также возможных перспектив его последующей ресоциализации и социальной адаптации, определяет примерный срок (или «тариф») пожизненного лишения свободы.

      Заслуживает внимания работа по социально-психологическому изучению личности осужденного к пожизненному лишению свободы, которая проводится индивидуально с каждым заключенным на начальном этапе отбывания наказания, а затем ложится в основу плана, разработанного для всего процесса отбывания наказания.

      Одним из основных принципов исполнения данного вида наказания является поэтапный перевод заключенного из тюрьмы в другие пенитенциарные учреждения с менее строгим режимом отбывания наказания (вплоть до открытой тюрьмы) в зависимости от выполнения им индивидуального плана отбывания наказания (т. е. в зависимости от того, как заключенный соблюдает закон, выполняет режимные требования, трудится, усваивает социальные нормы, принятые в обществе, и т. д.). Находясь в открытой тюрьме, заключенный в течение дня находится за пределами исправительного учреждения, и это дает возможность администрации убедиться в том, что он не представляет большой общественной опасности и может адаптироваться к жизни на свободе.

      По окончании «тарифа» или досрочно заключенный подписывает документ (так называемую лицензию), в соответствии с которым он поступает под постоянный (пожизненный) надзор службы пробации. Основная его обязанность — не совершать новых преступлений, в противном случае бывший заключенный будет возвращен обратно в тюрьму. Статистика свидетельствует, что рецидив среди этой категории поднадзорных самый низкий.

      С учетом особенностей данной категории заключенных и сложности работы с ними в Тюремном ведомстве Ее Величества Королевы Великобритании создано несколько специальных подразделений по руководству за исполнением пожизненного тюремного заключения[7].

      Следует обратить внимание на то, что в ряде зарубежных стран принято выделять две группы пожизненных заключенных: осужденные по обязательному приговору к пожизненному заключению и осужденные на пожизненное заключение по дискреционному приговору (по усмотрению судьи). Если лицо признано виновным в совершении преступления, за которое нормой закона предусмотрено обязательное пожизненное заключение, то судья назначает такое наказание. Так, в соответствии с законом в Англии и Уэльсе, Шотландии и Новой Зеландии суды обязаны выносить приговор к пожизненному заключению за совершение умышленного убийства. А в Швеции, например, уголовный закон не предусматривает за умышленное убийство наказания в виде пожизненного заключения, но суд может вынести такой приговор по своему усмотрению. Как правило, осужденные, отбывающие «обязательный» срок заключения, должны соответствовать более жестким критериям для досрочного освобождения по сравнению с теми, кто отбывает дискреционное пожизненное заключение.

      Надо сказать, что в Англии и Уэльсе наиболее опытные судьи все чаще высказываются против принципа вынесения обязательных приговоров к пожизненному лишению свободы. Их довод состоит в том, что судья должен иметь возможность выносить приговор в соответствии с конкретными обстоятельствами каждого уголовного дела и прибегать к пожизненному заключению только в отношении наиболее тяжких преступлений и опасных преступников.

      Поскольку пожизненное заключение не ограничено сроком, то существует определенная процедура принятия решения об освобождении таких лиц. В одних странах правом принимать решение об освобождении пожизненных заключенных наделены суды, в других — должностные лица (глава государства, министр юстиции, генеральный прокурор), в третьих — советы по условно-досрочному освобождению.

      В Англии и Уэльсе особенно активна роль министра юстиции (в чье ведомство с 2006 г. входит Тюремная служба) в определении срока освобождения пожизненных заключенных. Правда, вопрос об установлении «тарифа» лицом, принимающим политические решения, является предметом острых споров. В таких странах, как Канада и США, решением данного вопроса занимается Совет по условно-досрочному освобождению. Советы обычно состоят из представителей различных профессий: судей, адвокатов, психологов, общественных деятелей.

      В США Совет по условно-досрочному освобождению рассматривает и оценивает каждого осужденного на пожизненное лишение свободы заключенного, который отбыл минимальный срок, назначенный судьей. Однако существует опасность, что советы окажутся под политическим давлением и под влиянием требований не выпускать заключенных на свободу, особенно после случаев, когда преступления были предметом широкого публичного обсуждения. Исследования, проведенные в США, показывают, что огромный рост численности заключенных в этой стране во многом объясняется тем, что советы по условно-досрочному освобождению пользовались своим правом оставлять заключенных в тюрьме на все более продолжительные сроки.

      В Англии и Уэльсе вопрос об освобождении лиц, осужденных на пожизненное заключение в дискреционном порядке, решается аналогичным образом. После того как заключенный отбыл срок, назначенный судьей, дело передается в Совет по условно-досрочному освобождению. В такой ситуации министр юстиции обязан принять рекомендации Совета. Любое решение принимается большинством голосов и письменно протоколируется с указанием обоснований[8].

      В странах Западной Европы большинство осужденных отбывают сравнительно короткие сроки тюремного заключения. Однако в последние годы наблюдается тенденция к назначению более длительных сроков наказания. И хотя такие осужденные составляют сравнительно небольшую долю от общего числа заключенных, в организационном и управленческом плане они создают особые проблемы для любой тюремной системы. Неизвестность даты освобождения обусловливает необходимость разработки соответствующей программы, направленной на возврат заключенных к пожизненному лишению свободы в общество в неопределенном будущем, организации их исправительного (воспитательного) процесса.

      Принятые в 1955 г. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, сформулировав общие принципы исполнения лишения свободы, выработав рекомендации по организации этой деятельности, не выделили осужденных пожизненно в особую категорию. Лишь в 80-е гг. XX столетия заключенные, отбывающие длительные сроки лишения свободы, и «пожизненники» стали предметом рассмотрения на международном уровне.

      На VI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Каракасе в августе — сентябре 1980 г., впервые были сформулированы проблемы, возникающие в связи с назначением и исполнением длительного или пожизненного лишения свободы. Было признано, что «длительные сроки лишения свободы, и особенно пожизненное тюремное заключение, не достигают целей наказания, если не предпринимаются адекватные меры для возвращения этих заключенных к жизни в обществе на определенном этапе отбывания наказания»[9].

      VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (август — сентябрь 1990 г., Гавана) предложил Комитету ООН по предупреждению и контролю над преступностью рассмотреть правовое положение — права и обязанности лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы с точки зрения их возможного условно-досрочного освобождения.

      Образованная в 1992 г. Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, пришедшая на смену названному Комитету, приняла Резолюцию № 1992/22 от 30 июля 1992 г., в разд. VI которой было признано целесообразным разработать рекомендации для государств-членов ООН по выработке основных направлений национальной политики в сфере назначения и исполнения пожизненного лишения свободы.

      Давая рекомендации по поводу совершенствования уголовной политики, авторы документа предлагают применять пожизненное тюремное заключение только в случаях, если это «крайне необходимо для защиты общества... в странах, где смертная казнь отменена, и только в отношении правонарушителей, совершивших наиболее тяжкие преступления»[10].

      Высказывая рекомендации по поводу освобождения «пожизненников», авторы предлагают поэтапно контролировать степень исправления каждого, составлять подробные отчеты о поведении, отношении к труду, учебе, другим осужденным и персоналу. Эти материалы должны регулярно рассматриваться специально созданным органом, который может рекомендовать освободить заключенного или продлить срок его содержания в учреждении. При решении этого вопроса следует принимать во внимание общественную опасность совершенного преступления и поведение заключенного, а если это возможно, в соответствии с законом назначать окончательную дату освобождения, причем цели общей превенции не могут оправдать решения об отказе в представлении освобождения. Во внимание также должны приниматься интересы потерпевших и их родственников, которых следует информировать о возможном освобождении заключенного.

      Считается целесообразным всемерно привлекать осужденного к процедуре принятия решения о его освобождении, сообщая ему результаты поэтапной оценки его поведения, разъясняя основания для принятия того или иного решения, давая возможность его обжаловать, пользуясь бесплатной юридической помощью.

      Непосредственно перед освобождением следует получить информацию о семье и ближайшем окружении осужденного, а после выхода на свободу ему необходимо оказывать эффективную социальную помощь, чтобы содействовать его реинтеграции в общество. За досрочно освобожденными следует осуществлять полицейский и судебный контроль, степень интенсивности которого может уменьшаться по мере увеличения срока пребывания на свободе.

      Длительные сроки и пожизненное лишение свободы стали предметом особого внимания государств-членов Совета Европы задолго до принятия Рекомендаций ООН, что вполне объяснимо, поскольку подавляющее большинство европейских государств лидируют в движении за отмену смертной казни и замену ее пожизненным лишением свободы. Еще 17 февраля 1976 г. Комитет Министров Совета Европы принял Резолюцию «Об обращении с заключенными, отбывающими длительные сроки лишения свободы»[11].

      Именно этот документ лег в основу Рекомендаций ООН, хотя европейская Резолюция сформулировала несколько принципиально отличных положений. В частности, в ней отмечается, что с точки зрения последствий для личности, организации процесса исполнения наказаний, подготовки персонала длительные и пожизненные сроки лишения свободы во многом тождественны. Отличие состоит лишь в том, что первый вид наказания является определенным по сроку, а второй — неопределенным. В связи с этим государствам-членам Совета Европы рекомендовано предусмотреть в законодательстве возможность условно-досрочного освобождения «пожизненников», которое должно осуществляться после 8—14 лет фактического отбытия наказания. В случае отказа предоставить освобождение вопрос должен рассматриваться на регулярной основе по истечении определенного срока.

      Резолюция Комитета Министров Совета Европы предлагала правительствам государств-членов Совета Европы каждые пять лет информировать Генерального секретаря о мерах по ее исполнению.

      В последующем был создан Комитет экспертов по проблемам пожизненного тюремного заключения и длительных сроков лишения свободы, а вопросы исправления осужденных регулярно вносились в повестку пленарных заседаний Европейского комитета по проблемам преступности (ЕВКП).



      [1] См.: Койл. Э. Подход к управлению тюрьмой с позиции прав человека: Пособие для тюремного персонала. Лондон: Международный центр тюремных исследований, 2002.

      [2] См.: Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы. М.: PRI, 2000; Уголовный кодекс Латвийской Республики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001; Уголовный кодекс Литовской Республики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Уголовный кодекс Эстонской Республики. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001; Life Imprisonment. Vienna. United Nations Office at Vienna Crime Prevention and Criminal Justice Branch. 2004.

      [3] См.: Council of Europe Annual Report Penal Statistics Survey 2003. Strasburg, 2003.

      [4] См.: Correctional Law Report. September 2006. Washington, 2006.

      [5] См.: Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы.

      [6] См.: Бранд Я. Исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы в Голландии // Пожизненное лишение свободы: международные стандарты и практика: Материалы Международ, науч.-практ. конф. Алматы, 2003.

      [7] См.: Хуторская Н. Б. Опыт исполнения пожизненного лишения свободы в России и странах дальнего зарубежья // Пожизненное лишение свободы: международные стандарты и практика: Материалы Международ, науч.-практ. конф.

      [8] См.: Заключенные, приговоренные к длительному или пожизненному сроку лишения свободы.

      [9] См.: Life Imprisonment. Vienne: United Nations Office at Vienna Crime Prevention and Criminal Justice Branch, 1994.

      [10] Ibid.

      [11] Resolution on the Treatment of Long-Term Prisoners // Treatment of Long-Term Prisoners. Strasburg, 1977.

    Информация обновлена:25.11.2008


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru