Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

АР
Г79 Гребенщикова, Я. Б. (Ярослава Борисовна).
Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для
муниципальных нужд :Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12
.00.03 - Гражданское право ; Предпринимательское право ;
Семейное право ; Международное частное право /Я. Б.
Гребенщикова ; Науч. рук. Н. И. Михайлов ; Российская
академия наук. Институт государства и права. -М.,2008. -22
с.-Библиогр. : с. 22.6 ссылок

Материал(ы):
  • Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд
    Гребенщикова, Я. Б.

    Гребенщикова, Я. Б.


    Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

    3

    1. Общая характеристика работы

    Актуальность темы диссертационного исследования. Воссоздание системы местного самоуправления и отделение ее от государственной власти, начавшееся в 1991 году, было направлено на обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного самоуправления, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Эти процессы повлекли за собой появление новых для современной России правовых институтов в сфере регулирования отношений по удовлетворению муниципальных нужд.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения муниципального образования необходимыми товарами, работами, услугами. Ключевым инструментом в этом процессе выступает закупка товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Использование механизма закупки в полной мере раскрывает сущность такого процесса как удовлетворение соответствующих муниципальных нужд и позволяет экономить бюджетные средства.

    Правовая природа закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд обусловлена, во-первых, тесным взаимодействием и взаимопроникновением принципов частного и публичного права, во-вторых, комплексным характером данного института. Вследствие этого закупочная деятельность как многоэтапный процесс, сосредоточенный на заключении и исполнении муниципального контракта, порождает сложные проблемы, связанные с определением правовой природы муниципального контракта, его месте в системе договоров, муниципального заказа, правового статуса муниципального заказчика, соотнесением основных положений обязательственного права с отношениями, складывающимися в процессе закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

    Исходя из изменений экономической ситуации в стране, а также с учётом отделения местного самоуправления от государственной власти, поставку товаров следует признать лишь частным случаем обеспечения государственных

    4

    и муниципальных нужд. Государство в широком смысле (включая муниципальные образования) нуждается не только в товарах, но и в работах, и в услугах. Правовым механизмом, обеспечивающим удовлетворение различных видов государственных и муниципальных нужд, является именно институт закупки. Однако следует подчеркнуть, что современные нормативно-правовые акты регулируют указанный институт в основном фрагментарно, в результате чего в законодательстве как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления отсутствуют ключевые понятия закупки, её этапы, принципы проведения.

    Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тем, что в настоящее время активное усовершенствование законодательства в области обеспечения государственных и муниципальных нужд повлекло за собой значительное устаревание научных разработок в этой области. Во-вторых, закупка как правовой институт, призванный обеспечивать государственные и муниципальные нужды, остается практически не изученным. Кроме того, существенным аспектом в оценке актуальности данной проблематики является тот факт, что в настоящее время отсутствуют крупные монографические исследования, посвященные правовой природе отношений, складывающихся в связи с удовлетворением государственных и муниципальных потребностей.

    Традиционный подход к рассмотрению данного вопроса с позиций отдельных отраслей права - прежде всего, гражданского и административного, не учитывает потребность в комплексном правовом регулировании института закупки товаров, работ, услуг не только для государственных, но и для муниципальных нужд. Также тщательного анализа требует складывающаяся правоприменительная практика по реализации вступившего в 2006 году в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятие которого повлекло изменение статей главы 30 ГК РФ. Эти законодательные новеллы, с одной стороны, способствовали урегулированию ряда существующих пробелов, а с другой стороны, поставили

    5

    много новых вопросов. Приведенные обстоятельства предопределили выбор и разработку темы данного диссертационного исследования.

    Уровень научной разработанности темы. Обеспечение потребностей государства традиционно привлекало внимание правоведов. Так, в дореволюционный период ученые-цивилисты Шершеневич Г.Ф., Цитович П.П., Победоносцев К.П., Мейер Д.И. и др. в своих работах уделяли внимание исследованиям правоотношений по казенному подряду и поставке. Сегодняшние научные исследования авторов, занимающихся разработкой проблемы обеспечения государственных и муниципальных нужд, затрагивают либо отдельные аспекты и проблемы (Андреева Л.В., Камалов О.В., Кузнецова Й.В., Сухадольский Г., Савина И., Шевченко Л.И. и др.), либо обосновывают необходимость дублирования зарубежного законодательства (Смирнов В.И., Нестерович Н.В.). Вместе с тем, большинство авторов (Заботина Н.Н., Власов В.А., Горбунова Л.В., Коваленко С.П., Юшкевич П.П., Яровой А.В. и др.) рассматривают только частные случаи закупки - закупку сельскохозяйственной продукции или поставку товаров для государственных нужд. Указанные авторы подходят к институту закупки с позиций традиционной цивилистики, оставляя за рамками исследования, так называемые вертикальные отношения, связанные с государственным регулированием договорных отношений в сфере закупок товар, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Таким образом, исследованию проблем собственно института закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд не было посвящено ни одной работы, что свидетельствует о недостаточности исследования данной темы в отечественной юридической науке.

    Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный научно-практический анализ закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд как межотраслевого института на основе нормативно-правовых актов, научной литературы, судебной практики для определения ее правовой природы, а также формулирования практических предложений в рассматриваемой сфере. В настоящей работе реализован свойственный

    6

    предпринимательскому праву единый подход к обязательствам в предпринимательстве, что предполагает изучение, как частноправовой стороны, так и публичных элементов. Для достижения этой цели в работе решается ряд задач, а именно:

    проведение анализа исторического развития законодательства Российского государства, РСФСР, Союза ССР, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих отношения в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд и на основе полученных результатов выявление особенностей формирования и правового регулирования муниципальных закупок в данной сфере;

    определение содержания понятия «закупка товаров, работ, услуг для муниципальных нужд», принципы ее проведения и обоснование необходимости комплексного исследования института закупки;

    исследование процесса закупки с точки зрения составляющих ее этапов с выявлением содержания понятия «муниципальный заказ», «муниципальные нужды», «размещение муниципального заказа»;

    характеристика понятия, правовой природы и существенных условий муниципального контракта, опосредующего отношения по закупке для муниципальных нужд, установление его сходства и отличия от иных предпринимательских договоров;

    анализ отдельных элементов правоотношений, составляющих правовой механизм закупки для муниципальных нужд с раскрытием особенностей правового статуса участников правоотношения, прав и обязанностей сторон и структуры договорных связей;

    выявление недостатков действующего законодательства, регулирующего данную сферу отношений, и практики его применения, а также формулирование научных и практических рекомендации по его совершенствованию.

    Методологической основой диссертационного исследования являются общенаучные методы познания: формально-логический, системный,

    7

    исторический, аналитический, а также частно-научные: сравнительно-правовой, комплексного исследования, иные методы научного познания, предопределённые конкретными задачами.

    Теоретической основой исследования явились труды русских, советских и российских ученых, специалистов в области гражданского, предпринимательского, административного права Андреевой Л.В., Аскназий С.И., Бартковой О.Г., Баховкиной Л.Н., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Гонгало Б.М., Горбуновой Л.В., Дёмина А.В., Занковский С.С., Иоффе О.С., Камалова О.А., Коваленко С.П., Колесник О.Н., Кузнецова И.В., Нестерович Н.В., Победоносцева К.П., Садикова О.Н., Тихомирова Ю.А., Ю.К., Халфиной P.O., Шевченко Д.И., Шершеневича Г.Ф., Ярового А.В., Толстого Ю.К. и др.

    Эмпирическую основу исследования составляют правовые акты РФ, относящиеся к гражданскому и иным отраслям российского законодательства, нормативные правовые и правоприменительные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также материалы судебной практики. Кроме того, были изучены нормативные акты международного права.

    Научная новизна исследования состоит в том, что автором проведено комплексное исследование закупки как института предпринимательского права, направленного на обеспечение муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. Данный институт в работе рассматривается с точки зрения его ключевого элемента - муниципального контракта, его правовой природы, порядка его заключения, субъектного состава, прав и обязанностей сторон. При этом закупка для муниципальных нужд рассматривается в тесной взаимосвязи с закупкой для государственных нужд, что делает возможным, с одной стороны, распространить общие принципы регулирования отношений, связанных с обеспечением государственных интересов на муниципальные уровень, а с другой - выявить специфику данной группы правоотношений.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. В работе доказывается, что закупка товаров, работ и услуг для муниципальных нужд представляет собой специфичный комплексный правовой институт. По

    8

    своему назначению, содержанию, целевой направленности все этапы закупки представляют собой единую систему правоотношений в сфере удовлетворения муниципальных нужд. Исходя из принципа комфортности законодательства, обосновывается необходимость разработки и принятия единого нормативно-правового акта, направленного на унификацию законодательства, регулирующего всю совокупность отношений по муниципальным закупкам товаров, работ, услуг. В данном нормативно-правовом акте предлагается закрепить понятие, основные цели и принципы построения системы закупок, ее этапы, правовой статус субъектов, права и обязанности сторон.

    2. Закупка для муниципальных нужд определяется как деятельность органов местного самоуправления или иных уполномоченных ими лиц, направленная на выявление потребностей соответствующего муниципального образования в товарах, работах, услугах, формирование на их основе муниципального заказа и его размещение, заключение муниципального контракта и контроль за его исполнением.

    3. Обосновывается целесообразность выделения в понятии «муниципальный заказ» предпринимательско-правовой и административной составляющих, поскольку такое деление наиболее полно отражает суть данного понятия. С одной стороны, муниципальный заказ - это закреплённая в правовом акте и финансируемая из муниципального бюджета потребность муниципального образования в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, а с другой - система договорных отношений, т.е. совокупность муниципальных контрактов и заключенных на их основе предпринимательских договоров в соответствии с нормами ПС РФ.

    4. Муниципальный контракт по своей природе трактуется в качестве обособленной группы предпринимательских договоров, который заключается на основании и во исполнении муниципального заказа. В соответствии с заключённым муниципальным контрактом исполнитель обязан передать имущество, выполнить работу, оказать услуги или совершить любые иные действия, предусмотренные контрактом, направленные на удовлетворение муниципальных нужд, а заказчик

    9

    (муниципальное образование или лицо им уполномоченное) обязан принять и оплатить исполнение по договору за счёт средств бюджета муниципального образования. Принимая во внимание близость правовой природы государственного и муниципального контракта к публичному и предварительному договорам, представляется логичным введение новой дополнительной статьи 426 (1) в главу 27 ПС РФ «Государственный (муниципальный) контракт» с определением понятия муниципального контракта, порядка его заключения и расторжения, а также ответственности сторон.

    5. Исходя из анализа практики исполнения муниципальных контрактов с заключением соответствующих предпринимательских договоров, в результате исследования установлена необходимость использования сложной договорной схемы. Доказано, что после заключения соответствующего предпринимательского договора, муниципальный заказчик не выбывает из обязательства, а остается в нем в качестве поручителя по обеспечению предпринимательского договора. Такой вид поручительства следует отнести к случаям так называемого «законного поручительства», вытекающего из смысла ст. 532 ПС РФ, которое, однако, прямо не предусмотрено параграфом 5 ГК РФ «Поручительство».

    6. На основе проведённого исследования определяется объем ответственности муниципального заказчика в контексте ст. 532 ПС РФ с распространением только на обязанность по оплате товаров. С учётом положений п. 2 ст. 363 ПС РФ делается вывод о том, что поручитель отвечает перед кредитором в том же объёме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником. Таким образом, возникает не соответствие между объёмом ответственности поручителя в силу закона и по договору, предусмотренном ст. 532 и п. 2 ст. 363 ПС РФ. Для полноты правового регулирования обеспечения муниципальных нужд сделан вывод о необходимости дополнить ст. 361, п. 2 ст. 363 ПС РФ пунктами о законном поручительстве и

    10

    распространить пределы имущественной ответственности муниципального заказчика на все случаи, указанные в п. 2 ст. 363 ПС РФ.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и основанные на них теоретические выводы могут быть использованы при разработке учебных программ по курсам «Гражданское право», «Предпринимательское право» и соответствующим спецкурсам. Результаты работы служат исходным материалом для последующих научных исследований проблем правового регулирования закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Практическая значимость состоит в возможности использовать выводы и предложения, содержащиеся в работе:

    - в законотворческой деятельности с целью устранения выявленных пробелов, недостатков и противоречий в действующих нормативно-правовых актах;

    - в правоприменительной деятельности субъектов соответствующих отношений (муниципальных заказчиков, исполнителей муниципального заказа);

    - при составлении и исполнении соответствующих договоров, а также при разрешении судебных споров, возникающих в связи с практикой заключения таких договоров либо ненадлежащего исполнения связанных с ними обязательств.

    Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации были изложены на международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 23-25 мая 2001 г.); Межрегиональной конференции молодых учёных и студентов (Екатеринбург, 4 декабря 2003 г.). Основные положения диссертации отражены в шести опубликованных работах.

    Структура диссертации определяется ее целью, задачами и состоит из введения, 3 глав, включающих 9 параграфов, заключения и библиографии.

    11

    2. Содержание работы

    Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и цель исследования, показываются научная новизна и практическая значимость диссертации.

    В первой главе «Характеристика правовой природы закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» проводится исторический анализ развития законодательства в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд в дореволюционном российском праве, даётся общая характеристика нормативно-правовых актов в сфере закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в условиях воссоздания местного самоуправления и становления рыночной экономики с определением основных терминов используемых в работе: «закупка», «поставка» и «размещение муниципального заказа».

    В первом параграфе «Исторические аспекты формирования правоотношений по закупке товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд» исследуется законодательство России, регулирующее закупочную деятельность для государственных и муниципальных нужд, начиная со второй половины 17 века. Указывается, что первые законодательные акты, затрагивающие правила закупки, относятся к временам правления Петра I и касаются поставок для военных ведомств, в которых они же и разрабатывались. В меньшей степени закупки для государственных нужд в тот же период использовались в гражданской жизни.

    Автором делается вывод о том, что в России, начиная с первых нормативных документов, была заложена законодательная традиция специального (подзаконного) регулирования этих отношений, сохраняющаяся по настоящее время. Вплоть до 1917 года в России формировалась собственная система нормативных актов, предусматривающих довольно развитию схему закупки для государственных и муниципальных нужд (устную и письменную формы конкурсных предложений, внесение залога, возможность повторных торгов (переторжки), дробление заказа, квалификационные требования к

    12

    потенциальным исполнителям заказа, публичное размещение объявлений о торгах, открытые и закрытые формы торгов, возможность размещения заказа без проведения торгов, защита отечественного производителя и т.д.).

    Изначально объектом закупочной деятельности были только подряды. Причем под подрядами понималось не только выполнение работ, но и иные виды гражданско-правовых договоров (говоря, современным языком, оказание услуг). Все они имели общее название «казённые подряды», в дальнейшем наравне с подрядом стал применяться термин «поставка». Таким образом, наблюдалась тенденция к унификации правового регулирования разнородных по сути гражданско-правовых отношений на основании того, что они складываются в сфере обеспечения публичных нужд.

    В работе подчёркивается, что с «Положения о казённых подрядах и поставках» 1830 года в России начинается традиция регулирования отношений по закупке для государственных и муниципальных нужд административным и гражданским правом одновременно. Однако, закупки для государственных и муниципальных нужд вплоть до 1930 года рассматривались в рамках гражданского права.

    С появлением земских учреждений и развитием этой формы народного самоуправления проведение закупок по некоторым земским повинностям было возложено на дворянских предводителей и земские суды. По мнению автора, появился некий прообраз закупки для муниципальных нужд. Вместе с тем, четкого терминологического и законодательного разграничения между закупками для государственных и муниципальных нужд в тот период проведено не было.

    Завершается параграф рассмотрением периода действия административно-командной системы управления советской экономикой (1930 - 1990 г.г.). Правила обеспечения государственных нужд утверждались централизованно Советом Министров СССР, РСФСР, союзных республик. В это время появляется термин «закупка», который характеризует только приобретение сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Наряду с

    13

    отмеченным, автор констатирует отсутствие конкурсного размещения в принципе, в чём ярко и полно проявилась тенденция к регулированию закупочной деятельности для государственных нужд административным правом.

    Во втором параграфе «Понятие и правовые принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» анализируются терминологические составляющие процесса удовлетворения муниципальных нужд: «закупка», «поставка», «размещение муниципального заказа» и их соотношение друг с другом, формулируются принципы закупочной деятельности.

    В нормативно-правовой базе, регулирующей закупки для муниципальных нужд, как таковые специальные принципы не закреплены. Их смысл можно установить из комплексного анализа отдельных статей. Данные принципы можно разграничить на две группы - принципы, связанные с экономической стороной закупочной деятельности и общие принципы гражданского законодательства. В работе выделяются следующие принципы закупочной деятельности: принцип прозрачности; принцип справедливости; принцип свободы договора; принцип свободного допуска товаров, работ, услуг для целей муниципального заказа; принцип открытой и эффективной конкуренции; принцип экономичности и эффектности; принцип подотчётности и соблюдения процедур; принцип ответственности; принцип добровольного участия предпринимателей в государственных и муниципальных закупках; грешил государственного регулирования закупочной деятельности; принцип оптимального сочетания интересов исполнителей муниципального заказа; принцип законности

    По мнению автора, законодатель не рассматривает закупку как отдельный правовой институт, поскольку нормативно- правовые акты регулируют лишь отдельные этапы закупочной деятельности, а, следовательно, отсутствует и законодательно закрепленное понятие закупки. По итогам исследования вопросов первой главы сделан вывод о том, что указанные пробелы в законодательстве необходимо устранить посредством принятия федерального закона, который будет регулировать закупочную

    14

    деятельность в целом с точки зрения её этапов, будет содержать базовые понятия закупки, закрепит принципы ее проведения.

    В третьем параграфе «Правовые источники закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в современных экономических условиях»

    рассматривается законодательство в области закупки, начиная с 1990-х годов и до настоящего времени. На основании приведённого исследования автор пришёл к выводам, что законодательство в области закупки для муниципальных нужд начало формироваться как самостоятельное направление в начале 90-х годов и подразделялось на четыре этапа. В процессе создания нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области закупки для муниципальных нужд прослеживаются две тенденции. В первом случае происходит копирование на муниципальном уровне отдельных федеральных нормативно-правовых актов. Во втором - объединение в одном нормативном акте практически всех положений федерального законодательства, имеющих непосредственное отношение к закупке для муниципальных нужд, что характерно для более высокого уровня юридической техники

    Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по закупке для муниципальных нужд, содержат нормы, как подчеркивается, нескольких отраслей российского законодательства, а именно: гражданского, предпринимательского, административного, аграрного, бюджетного и т.д. В связи с этим автор приходит к выводу, что закупка для муниципальных нужд представляет собой специфичный комплексный институт предпринимательского права. Вместе с тем, правовое регулирование закупочной деятельности в России сложилось по двум направления: частноправовое и публично-правовое. Частноправовая сторона регламентирована ПС РФ и принятыми в его развитие федеральными законами. Публично-правовые аспекты хаотично разбросаны по ряду законодательных актов, практически не увязанных друг с другом. В основе нормативного материала не лежит единое начало, определённая общая направленность, которая позволяла бы говорить о них, как о звеньях единой системы.

    15

    Во второй главе «Правовая организация закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» закупочная деятельность рассматривается через составляющие её этапы: выявление муниципальных нужд, формирование муниципального заказа, размещение муниципального заказа, заключение муниципального контракта и контроль за его исполнением, даётся определение понятию «закупка», проводится сравнительный анализ муниципального контракта и иных предпринимательских договоров.

    В первом параграфе «Правовые способы определения муниципальных нули и формирования муниципального заказа» анализируются понятая «муниципальные нужды» и «государственные нужды». Несмотря на то, что «государственных нужды» и «муниципальные нужды» имеют общие цели, задачи и способы размещения, использование единого термина «публичные нужды» не обосновано, поскольку финансирование расходных обязательств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и бюджета муниципальных образований, в т.ч. и по оплате государственных и муниципальных контрактов, осуществляется за счёт разных бюджетных источников. Следовательно, правовая категория «публичные нужды» в настоящее время противоречить существующему бюджетному законодательству.

    В связи с отмеченным, автор определяет муниципальный заказ, с одной стороны, как закреплённую в правовом акте и финансируемую из муниципального бюджета потребность муниципального образования в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, а с другой - как систему договорных отношений, т.е. совокупность муниципальных контрактов и заключённых на их основе предпринимательских договоров.

    Во втором параграфе «Правовые средства размещение муниципального заказа» проводится сравнительный анализ положений ГК РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части установления способов размещения муниципального заказа. Согласно положениям названного Закона размещение

    16

    муниципального заказа определяется через осуществление преимущественно посредством торгов. Между тем нормы ПС РФ регулируют только так называемые «торги продавца». Торги по размещению муниципальных заказов представляют собой «торги покупателя» и имеют специфические особенности, которые необходимо, по мнению автора, отразить в соответствующих статьях (447-449) части 1ГК РФ.

    При выявлении способов размещения муниципального заказа указывается на то, что они находят своё отражение в нормативных актах органов местного самоуправления, которые по своей природе являются административными. Эти акты (Сводный проект муниципального заказа, Реестр и т.п.), в свою очередь, порождают обязательство разместить муниципальный заказ указанным способом и заключить затем муниципальный контракт.

    Порядок волеизъявления сторон при установлении договорных связей зависит от способа размещения муниципального заказа Автор делает вывод, что при проведении торгов извещение о проведении конкурса можно рассматривать в качестве предложения делать оферты, поскольку оно предназначено неограниченному и неопределённому кругу лиц и не влечет за собой обязанности заключить договор с каждым обратившимся за конкурсной документацией лицом. В случае размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно п.1 ст. 435 ГК РФ муниципальный заказчик выступает в качестве оферента. При отказе поставщик (исполнителя, подрядчика) от заключения муниципального контракта он может быть понуждён к его заключению в судебном порядке. В этом случае проект муниципального контракта, направляемый такому единственному исполнителю, можно рассматривать как оферту при заключении договора в обязательном порядке (ст. 445 ПС РФ).

    В третьем параграфе «Характеристика существенных условий муниципального контракта и его сходство с предпринимательским договором» рассматривается порядок определения и содержание условий, без которых муниципальный контракт будет считаться не заключённым; проводится

    17

    сравнительный анализ муниципального контракта и предпринимательского договора, в связи с чем выделяются его родовые и видовые признаки. В качестве критериев оценки автором использованы специфические черты муниципального контракта, позволяющие отграничить их от иных предпринимательско-правовых договоров. Полученные выводы закреплены автором в форме таблицы.

    Существенными условиями муниципального контракта являются: условия о предмете, цене, качестве, количестве (объёме), сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Автор приходит к выводу, что эти условия определяются по воле ряда субъектов - волей законодателя, волей муниципального образования и, в меньшей степени, волей самих сторон. Причём роль административного акта при определении этих условий представляется превалирующей.

    Исходя из этого, делается вывод о том, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вторгается в сферу правового регулирования обязательственных договорных отношений, поскольку его нормами устанавливаются иные, по сравнению с предусмотренными ПС РФ, правила поведения сторон в части определения существенных условий договора. Таким образом, действие традиционного цивилистического принципа свободы договора, а также недопустимости изменения условий договора в одностороннем порядке в муниципальном контракте существенно ограничены.

    Третья глава «Проблемы правового обеспечения договорных отношений в сфере закупки для муниципальных нужд» посвящена ключевому элементу закупки - муниципальному контракту и анализу правоотношений, возникающих между муниципальным заказчиком и исполнителем муниципального контракта.

    В первом параграфе «Особенности правовой природы муниципального контракта» исследуются теоретические концепции различный учёных на правовую природу муниципального контракта, даётся его определение.

    18

    Анализ действующего законодательства РФ позволяет автору утверждать, что в форму муниципального контракта могут облекаться любые виды предпринимательско-правовых договоров, направленных на удовлетворение муниципальных нужд, как предусмотренные ГК РФ и иными правовыми актами, так и не предусмотренные. Именно поэтому муниципальный контракт рассматривается как общая правовая форма, с определением специфики для различных имущественных отношений, направленных на удовлетворение муниципальных нужд.

    Муниципальный контракт, как подчеркивается, опосредует сложные комплексные и неоднородные по своей природе отношения, которые можно разделить на две относительно самостоятельные группы: а) между сторонами по договору (отношения по горизонтали - предпринимательско-правовые); б) между органом власти и соответствующим подчинённым ему структурам (отношения по вертикали - финансовые, административные, бюджетные). В результате, поскольку муниципальный контракт направлен на удовлетворение муниципальных нужд и носит имущественный (эквивалентно-возмездный) характер, то он должен регулироваться ГК РФ.

    Положив в основу классификации договоров структуру договорных связей, автором выделяются следующие виды муниципальных контрактов:

    - в случае совпадения в одном лице заказчика и получателя исполнения по договору муниципальный контракт следует рассматривать как договор в пользу контрагента;

    - в случае, когда по распоряжению муниципального заказчика получателем исполнения выступает не он сам, а указанное им третье лицо, логично рассматривать муниципальный контракт как договор в пользу третьего лица;

    - в случае заключения на основе и во исполнение муниципального контракта соответствующего предпринимательского договора муниципальный контракт выступает как договор об исполнении третьему лицу.

    19

    С позиции автора, правовые связи, имеющие место при заключении предпринимательского договора на основе и во исполнение муниципального контракта, не имеют по действующему ГК РФ чёткой правовой регламентации. В ГК РФ необходимо закрепить такие принципиальные положения, как имущественная ответственность муниципального заказчика в случае отказа получателя по соответствующему предпринимательскому договору от принятия и оплаты предложенного ему надлежащего исполнения; ответственность муниципального заказчика перед исполнителем муниципального контракта в случае его расторжения по независящим от исполнителя причинам; право регрессной ответственность муниципального заказчика за действия третьих лиц, которыми ему были причинены убытки.

    Муниципальный контракт и его виды представляют собой обособленную группу предпринимательских договоров, который заключается на основании и во исполнении муниципального заказа. В соответствии с заключённом муниципальным контрактом исполнитель обязан передать имущество, выполнить работу, оказать услуги или совершить любые иные действия, предусмотренные контрактом, направленные на удовлетворение муниципальных нужд, а заказчик (муниципальное образование, или лицо, им уполномоченное) обязан принять и оплатить исполнение по договору за счёт средств бюджета муниципального образования.

    Во втором параграфе «Стороны (субъекты) муниципального контракта»

    даётся анализ проблем субъектного состава правоотношений по закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, а именно определяется правовой статус муниципального заказчика и исполнителей муниципального контракта.

    В качестве муниципального заказчика автор определяет муниципальное образование, органы местного самоуправления (в том числе преобразованные в форме учреждений), муниципальные унитарные предприятия и учреждения, не являющиеся органами местного самоуправления (получатели бюджетных средств), а также специально созданные органы местного самоуправления,

    20

    уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков и являющиеся самостоятельной стороной как гражданского правоотношения (стороной муниципального контракта), так и бюджетного правоотношения по оплате муниципального контракта. При этом в качестве муниципального заказчика может выступать собственно муниципальное образование.

    С учётом отмеченного, предлагается дополнить нормы конкретных параграфов Гражданского и Бюджетного кодексов РФ соответствующими положениями, исходя из того, что взаимоотношения между муниципальными заказчиками и муниципальным образованием имеют смешанный, административно-гражданско-правовой характер. При этом все группы муниципальных заказчиков в силу положений закона должны обладать специальной правоспособностью. Таким образом, возможность выступать в качестве муниципального заказчика должна быть закреплена в их учредительных документах. В случае заключения на основании и во исполнение муниципального контракта соответствующего предпринимательского договора на стороне муниципального заказчика может выступать так называемый кредитор муниципального контракта (управомоченное лицо по соответствующему предпринимательскому договору).

    Исполнителями муниципального контракта автором признаются любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. В работе предлагается в законодательный перечень исполнителей муниципального контракта (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») включить объединения юридических лиц и предпринимателей (консорциумы). Данное изменение позволит муниципальным заказчикам выигрывать экономически в ценах крупных лотов, выставляемых на конкурс и, согласно ст. 1047 ГК РФ, использовать механизм солидарной

    21

    ответственности при не исполнении или ненадлежащем исполнении муниципального контракта, что, в свою очередь значительно повысит гарантии исполнения муниципального контракта.

    Третий параграф «Специфика муниципального контракта: объекты, содержание правоотношения, права и обязанности сторон» посвящен объекту указанных правоотношений, правам и обязанностям сторон (содержанию правоотношения).

    Индивидуализация объектов муниципальных контрактов создает возможность использовать их в качестве основного критерия, с помощью которого определяется вид муниципального контракта в рамках существующей типологии гражданско-правовых договоров. Что касается содержания правоотношения по муниципальному контракту, то оно определяется структурой договорных связей. Правоотношение по муниципальному контракту обладает трёхсторонностью: договорные обязанности, вытекающие из муниципального контракта (в т.ч. из заключённых на его основе и в его исполнение предпринимательских договоров), в конечном счёте, являются обязанностями перед муниципальным образованием.

    В муниципальных контрактах важное место занимают кредиторские обязанности сторон. Содержание правоотношения по муниципальному контракту в целях обеспечения обязательства из заключаемого на его основе предпринимательского договора позволяет применять к нему институт законного поручительства (ст. 532 ГК РФ). Для определения объёма ответственности законного поручителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником предлагается устранить коллизии между ст. 532 ГК РФ и п. 2 ст. 363 ГК РФ (ограничение объёма ответственности муниципального заказчика только обязанностью по оплате товара против ответственности перед кредитором в полном объёме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора). Так, предлагается в ст. 363 ГК РФ добавить соответствующие абзацы, устанавливающие

    22

    поручительство в силу закона с определением объема ответственности законного поручителя в законе или договоре.

    В Заключении формулируются основные выводы, к которым пришел автор в результате исследования.

    3. Работы автора, опубликованные по теме диссертации

    Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

    1. Муниципальный контракт и публичный, предварительный договоры // Закон и право. 2007. № 7. С. 107-108. (0,5 п. л.).

    2. Характеристика предпринимательско-правовых элементов муниципального контракта // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск. С. 18-20. (0,8 п. л.).

    Статьи

    1. Муниципальный заказ в жилищно-коммунальной реформе // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» 23-25 мая 2001 года. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ГТУ, 2001. С. 587-589. (0,3 п. л.).

    2. Развитие нормативно-правовой базы проведения закупок продукции для муниципальных нужд // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2. С. 34-37. (1,2 п. д.).

    3. Проблемы муниципального заказа // Материалы межрегиональной конференции молодых учёных и студентов 4 -декабря 2003 года. -Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2004. С. 49-52. (0,6 п. л.).

    4. Понятие муниципального контракта, его правовая природа // Право: теория и практика. 2007. № 2. С. 4-9. (1,2 п. л.).

     

Информация обновлена:13.12.2008


Сопутствующие материалы:
  | Защита диссертаций 
  

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru