Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Колесников, Е. В., Комкова, Г. Н.,канд. юрид.
наук
А. С. Мордовец, А. А. Магомедов, Л. В.
Силантьева, А. А. Чинчиков. Права человека и
деятельность органов внутренних дел. - Саратов,
1994. - 134 с. :[Рецензия] /Е. В. Колесников, Г.
Н. Комкова.
//Правоведение. -1995. - № 2. - С. 134 - 136
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений.»

  • Материал(ы):
    • А.С.Mopдовец, A.A.Maгомедов, Л.В.Силантьева, А.А.Чинчиков. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994. 134 с. [Журнал "Правоведение"/1995/№ 2]
      Колесников Е.В., Комкова Г.Н.

      Первые итоги действия Конституции Российской Федерации 1993 г., трудности политики радикальных реформ, усиление кризисных явлений в обществе (в том числе и сложная криминогенная ситуация) вызывают насущную потребность обращения к правозащитной проблематике в широком смысле, в том числе к правам и свободам человека, механизму их обеспечения, роли в этом процессе органов внутренних дел. Это тем более важно, что деятельность последних в условиях строительства правового государства должна неуклонно приближаться к общепризнанным мировым стандартам. К сожалению, реальная российская практика не позволяет делать вывод о достижении высокого конституционного идеала правовой государственности.

      В этом плане небезынтересна рецензируемая монография, выполненная преподавателями кафедры государственно-правовых дисциплин одного из самых молодых юридических вузов страны - Саратовской высшей школы МВД РФ, образованной в 1991 г. В работе проанализированы и важные теоретико-методологические проблемы, и основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению, реализации, охране и защите конституционных прав и свобод граждан России.

      В отличие от многих других исследований, посвященных правам человека, эта книга состоит как из солидной теоретической части, так и из анализа правозащитного направления деятельности милиции, подкрепленного материалами социологических исследований, что, несомненно, повышает ее практическую ценность.

      В первой теоретико-методологической главе, написанной весьма обстоятельно, делается исходная попытка осмыслить такое сложное явление, как «права человека», на современной концептуальной основе: идее общественного договора, приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Итогом такого подхода явилось предложенное авторами определение прав человека, как «высшей ценности в гражданском обществе и социальном государстве, обеспечивающих приоритетное признание, соблюдение и защиту прав и свобод личности, равные возможности каждому индивиду для раскрытия творческого потенциала, достойного уровня жизни в соответствии со своими способностями и интересами» (с. 14).

      Рассуждая о взаимоотношениях человека с властью в лице органов внутренних дел, авторы предполагают, что они будут строиться в правовом государстве на двух исходных принципах: гражданину разрешено все, что не запрещено законом, а органам милиции и ее должностным лицам запрещено все, что не разрешено законом.

      На конкретных фактических данных, анализируя действующее законодательство, авторы указывают па причины недостаточной, неполной реализации прав и обязанностей российской милиции.

      Интерес вызывает позиция авторов по актуальнейшей сегодня проблеме личной неприкосновенности, которая закреплена в ст.22 Конституции Российской Федерации. Они придерживаются широкого взгляда на неприкосновенность личности как на определенный режим взаимоотношений между государством, его органами и гражданами, исключающий необоснованное ущемление, стеснение свободы личности (с.23). В книге раскрываются различные аспекты действующего законодательства о личной неприкосновенности, в том числе и значение органов внутренних дел для обеспечения этого конституционного права граждан Российской Федерации.

      Но если эта часть работы не вызывает особых возражений, то с рассуждениями авторов о пределах использования субъектами своих прав и свобод можно поспорить. «Универсальным критерием определения пределов использования субъектом своих прав и свобод,- по их мнению,- является указание в законе на назначение и цели такой реализации» (с.35). Данное утверждение, на наш взгляд, не может относиться к естественным правам человека - праву на жизнь, свободу, достоинство. Как можно в законе определить назначение и цель реализации таких базовых прав и свобод личности? Эта проблема требует дальнейшей разработки. Надо также учитывать, что ст.55 Конституции Российской Федерации 1993 г. содержит исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      Кроме того, классификация субъективных прав в анализируемой книге несколько устарела и не отвечает реалиям правового государства. Так, на первом месте стоят экономические права, к которым авторы относят право на труд (с.36), отдых, социальное обеспечение. Затем идут политические права, личные и специальные или профессиональные. Верховенство прав человека-труженика было характерно для Советского государства с его официальной марксистско-ленинской идеологией, когда «социально-экономические права имели решающее значение в обеспечении первостепенных жизненных потребностей человека».1 Однако в Конституции Российской Федерации прямо не закрепляется право на труд, а провозглашается свобода труда (ст.37). Современная юридическая паука отдает определенный приоритет личным или частным правам человека. Именно с характеристики личных прав и свобод граждан начинается гл.2 Конституции Российской Федерации. Такой подход характерен и для большинства современных зарубежных основных законов. С учетом того, что действующая российская Конституция вобрала в себя многие новейшие юридические разработки, в том числе и в области прав человека, классификация основных прав и свобод может выглядеть следующим образом: личные, политические, экономические, социальные и культурные права граждан. Добавление сюда авторами книги еще и профессиональных прав не имеет под собой никакого логического и юридического основания.

      Довольно детально разработан и убедительно изложен авторами механизм социальной и правовой защиты прав человека, который, но их мнению, включает следующие элементы: 1) социальные нормы, 2) правомерную деятельность государства, 3) гласность, 4) общественное мнение, 5) общие и юридические гарантии, 6) международные процедуры (с.49-88).

      Под гарантиями обеспечения прав человека авторы совершенно закономерно понимают не только их правовую обеспеченность (правовые гарантии), но и систему экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер (с.72). Эти общие условия реализации прав личности вместе с юридическими гарантиями позволяют каждому человеку реально воспользоваться принадлежащими ему по праву возможностями.

      В монографии подробно рассмотрены различные аспекты деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав человека. Правильно подчеркнута двуединая природа указанных государственных структур - как составной части исполнительном власти и органов правоприменительных, наделенных законом возможностью применять в необходимых случаях меры государственного принуждения. Проанализированы следующие области деятельности органов внутренних дел в аспекте защиты и соблюдения прав граждан: а) административная, б) оперативно-розыскная, в) профилактическая, г) производство дознания и предварительного следствия, д) исполнение уголовного наказания (с.94-98). Специально рассмотрена работа органов МВД по обеспечению имущественных прав граждан, в том числе на основе анализа материалов судебной практики.

      Заслуживает внимания суждение авторов, относящееся к недавней политической истории Советского Союза, что «принцип личной неприкосновенности был прекрасной политико-правовой декларацией, прикрывавшей насилие и произвол по отношению к советским гражданам» (с.28). Значительные проблемы в реализации данного конституционного принципа имеются и в современных российских условиях. Однако полное и тщательное его закрепление в Конституции, конституционных и текущих законах, повышение общей и правовой культуры в обществе и среди правоприменителей, установление реальной и разнообразной ответственности за нарушение прав и свобод граждан (а тем более и за преступное злоупотребление своими полномочиями со стороны представителей власти, должностных лиц), гласность, другие демократические институты создадут предпосылки к прочным правовым взаимоотношениям между органами государства и гражданами. Нельзя не остановиться и на ряде других недостатков и спорных моментах. На наш взгляд, выбранное ответственное название работы предполагало исследование по меньшей мере в виде отдельных параграфов, трех относительно самостоятельных и актуальных проблем.

      1. Взаимодействие Министерства внутренних дел с другими «силовыми ведомствами». Это чрезвычайно важно, ибо число последних постоянно и неуклонно растет и в настоящее время приближается к 20 (см.: Красная звезда. 1994. 23 дек.; Комсомольская правда. 1995. 14 янв.).

      2. Права и свободы граждан и их ограничение в условиях чрезвычайного и военного положения. События последнего времени в России и государствах СНГ лишний раз подтверждают значимость данной темы. Кстати, профессионально-ведомственный интерес авторов при анализе данной темы был бы вполне понятен.

      3. Ответственность сотрудников и военнослужащих МВД за противоправные действия (или бездействие) в отношении граждан: беженцев, вынужденных переселенцев.

      Весьма сомнительно суждение о том, что государственная власть «воплощает в себе идеи социальной справедливости как морального прогресса общества» (с. 15). Непонятно, о чем конкретно идет речь. Новая и новейшая история позволяет усомниться в истинности данного положения. Неточны приведенные сведения об истории применения смертной казни в царской России (с.27), и совершенно ничего не сказано о политике Советского государства применительно к институту исключительной меры наказания, в том числе и о кратковременных периодах ее отмены при социализме. В аспекте анализа нового конституционного права - права на жизнь - ее рассмотрение было бы оправданным. Актуальнейшая проблема социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел рассмотрена весьма описательно, без необходимого анализа и научного комментирования (с. 121 -130).

      Полиграфическое оформление издания - весьма неплохое (за исключением обложки), а вот мизерный тираж (1000 экз.) с учетом новизны темы, многочисленных кадров системы Министерства внутренних дел РФ совершенно недостаточен. С учетом высказанных замечаний и пожеланий необходимо новое переиздание монографии, так как рецензируемая книга представляет несомненный интерес для всех, кто интересуется деятельностью правоохранительных органов и проблемами прав и свобод человека.

      Е.В.Колесников., Г.Н.Комкова. кандидаты юридических наук Саратовской Высшей школы МВД РФ.

      1 Советское государство и право /Под ред. проф. Е.И.Козловой. М., 1983. С. 197.

    Информация обновлена:26.04.2000


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru