Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Титова, Т. А.
Конвенция о правах ребенка ООН :Причины
отказа США от ратификации /Т. А. Титова.
//Правоведение. -2000. - № 2. - С. 223 - 226
  • Статья находится в издании «Правоведение :»

  • Материал(ы):
    • Конвенция о правах ребенка ООН.
      Титова, Т. А.

      Конвенция о правах ребенка ООН: причины отказа США от ратификации

      Т. А. ТИТОВА*

      Конвенция о правах ребенка (далее — Конвенция) была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990 г. Конвенция является наиболее универсальным международным договором, в котором закреплены минимальные стандарты прав ребенка и обязательства государств уважать и гарантировать эти права. Ее ратифицировали практически все государства мира — 191, за исклю­чением Сомали и США1 (по состоянию на 31 мая 1998 г.).

      Соединенные Штаты Америки участвовали в создании Конвенции о правах ребенка2 на протяжении всего процесса и подписали ее 16 февраля 1995 г. Существует несколько причин, в силу которых США до сих пор не ратифицировали Конвенцию.

      Прежде всего можно назвать противодействие ратификации Конвенции, оказываемое в Сенате (в лице республиканцев) и стране в целом (в большей степени консервативные организации, которые имеют значительный вес в обществе и активно взаимодействуют с сенаторами).

      Следует остановиться на некоторых вопросах, связанных с процедурой ратифи­кации в США. Президент передает международный договор в Сенат через комитет внешних отношений при Сенате. Комитет рассматривает международный договор и принимает решение поддержать резолюцию о ратификации, после чего направляет его в верхнюю палату Конгресса для одобрения и утверждения двумя третями ее членов, в противном случае договор можно считать «мертвым». Нередко Сенат враждебно относится к международным договорам в области прав человека, и процесс ратифи­кации растягивается на годы или десятилетия.3. В отношении Конвенции о правах ребенка обстоятельства складываются не лучшим образом. С одной стороны, сенатор Джесс Хелмс, председатель комитета по внешним отношениям, весьма определенно выражает свое негативное отношение к Конвенции по правам ребенка.4. С другой стороны, до сих пор не ратифицирована Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, которую США подписали за 15 лет до подпи­сания Конвенции о правах ребенка. Многие правозащитники считают, что Конвенция «стоит в очереди». По-видимому, есть все основания полагать, что Президент не направит Конвенцию в Сенат до тех пор, пока не будет ратифицирована Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин.5

      Если проанализировать доводы противников Конвенции о правах ребенка, можно выделить два вида аргументов. Первый связан с критикой ООН и между­народных договоров в области прав человека. Оппоненты, использующие этот аргумент, проявляют беспокойство по поводу того, что ратификация Конвенции по правам ребенка нанесет ущерб суверенитету и системе федерализма США. Второй содержит заявление о том, что Конвенция является радикальным и опасным доку­ментом, предоставляющим возможность неограниченного вмешательства со стороны правительства в семейную жизнь как «наиболее опасную угрозу правам родителей в истории Соединенных Штатов», «неограниченную программу по уничтожению родительской власти», «оружие в руках людей с извращенными взглядами».6

      В качестве примера рассмотрим комментарии оппонентов к следующим статьям:7

      — согласно ст. 13 «родители подвергались бы судебному преследованию за любую попытку запретить своим детям просмотр порнопродукции и телевидения или слушание рок-музыки»;

      — статья 14 предоставляет ребенку «право вообще отвергать религиозное воспитание или принять те религии, которые противоречат религиозным взглядам его родителей»;

      — статья 15 мешает родителям «ограждать своих детей от общения с людьми, которые, на их взгляд, оказывают плохое влияние... дети могут потребовать основное право создавать банды, вступать в религиозные и расистские организации, несмотря на запрет родителей»;

      — статья 16 «предоставляет ребенку абсолютное право на личную жизнь, которое не должны нарушать все окружающие его люди, в том числе и родители. По-видимому, это право включает возможность совершить аборт без согласия родителей, прелюбо­действовать и вступать в гомосексуальные отношения непосредственно в своем доме, устанавливать контроль над рождаемостью»;

      — статья 43 «предписывает, чтобы 10 экспертов Комитета по правам ребенка, обладающих высокими моральными качествами, рассматривали случаи нарушения родителями прав ребенка».8

      Эти аргументы действительно являются непреодолимыми в том смысле, что многие родители обеспокоены тем, как воспитывать своих детей, чтобы уберечь их от вредного влияния общества. Но такое понимание Конвенции о правах ребенка абсолютно безосновательно. Во-первых, положения Конвенции не умаляют прав родителей в отношении своих детей. Статья 5 гласит, что государства-участники «уважают ответственность, права и обязанности родителей... обеспечивать управление и руководство в осуществлении ребенком прав, признанных настоящей Конвенцией в соответствии с развивающимися способностями ребенка». Жизненно важная роль родителей также подчеркивается в преамбуле и подтверждается в статьях 7, 8, 9, 10, 14, 16, 18, 22, 27, 29 и 37. Во-вторых, Заключительные замечания Комитета по правам ребенка, принимаемые после рассмотрения периодического доклада того или иного государства, направлены на поддержку и уважение родителей и семьи. Например, вызывают беспокойство высокий уровень абортов,9 доступность продукции СМИ, вредной для детей,10 негативное влияние развода и распада семьи11 и недостаток внимания родителей.12. Кроме того, в функции Комитета не входит рассмотрение нарушения родителями прав ребенка (ст. 44, 45).

      Кроме неправильного понимания и толкования Конвенции существуют правовые проблемы. В первую очередь следует обратить внимание на структуру государственного устройства США, которую составляют три ветви власти (законодательная, исполни­тельная и судебная) на федеральном уровне и на уровне штатов. Конституция США (X поправка) предоставляет штатам большие полномочия в области законодательства на своем уровне, поэтому содержание и обеспечение законов и судебная практика (в том числе и толкование положений Конституции) могут значительно отличаться в разных штатах. Ратификация Конвенции о правах ребенка федеральным правитель­ством США может быть расценена как вмешательство в полномочие штатов создавать, изменять и применять свои законы, регулирующие правовое положение детей.

      Следующим препятствием в области права является противоречие права США положениям Конвенции о правах ребенка. Прежде всего, это заключается в том, что некоторые права детей, изложенные в Конвенции, не являются таковыми в США. Например, право на образование (ст. 28 Конвенции) не признается в Америке как фундаментальное право. Но более важным является п. 2 ст. 28, в котором предусмотрено, что государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Комитет по правам ребенка рассматривает данное положение как запрещающее телесные наказания (причем не только в школах или иных учреждениях, куда помещается ребенок, но даже в семье).13 Вопрос о приемлемости и эффективности телесного наказания в американском обществе является спорным. Тем не менее в школах 23 штатов законом разрешается применять телесные наказания.

      Аналогичная ситуация сложилась и в отношении ст. 37 Конвенции, запре­щающей применение смертной казни за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. В 1988 г. Верховный Суд США дал толкование, что Конституция разрешает назначение наказания в виде смертной казни лицу, достигшему возраста 16 лет, за совершение убийства.14 Причем на федеральном уровне и в 19 штатах приняты законы, не устанавливающие минимального возраста для данного вида наказания и пред­усматривающие судебное преследование некоторых лиц в возрасте 15 лет наравне со взрослыми.15

      Безусловно, большая часть правовых коллизий (если не все) могут быть преодолены посредством оговорок, заявлений (чем воспользовалось большинство государств). Например, США включали при ратификации международных договоров в области прав человека заявления, объявляющие эти договоры несамоисполнимыми, т. е. такими договорами, для исполнения которых требуется участие национального права. Конвенция по правам ребенка относится к подобному виду международных договоров. Но данное решение не ускорит процесс ратификации, поскольку все оговорки так же рассматриваются и обсуждаются в Сенате, как и сам международный договор. Но самым, пожалуй, важным является содержание оговорок. При ратификации Международного Пакта о гражданских и политических правах в 1992 г., была сделана оговорка, согласно которой США оставляет за собой право принимать законы, касающиеся применения смертной казни к лицам, не достигшим совершеннолетия.16. Если в процессе ратификации Конвенции о правах ребенка такая оговорка не будет снята, то это лишает всякого смысла участие США в данном международном договоре.

      Тем не менее в США есть много сторонников Конвенции о правах ребенка: по всей стране насчитывается свыше 200 неправительственных организаций. Амери­канская Ассоциация адвокатов проводит анализ отдельных положений Конвенции о правах ребенка, чтобы определить их правильное толкование и исследовать соотношение с национальным правом, в том числе выявить противоречия. Посредством этого Ассоциация надеется предоставить основную часть информации, которая во многом поможет юристам и обществу в целом знать и иметь правильное представление о содержании и реализации положений Конвенции, если ее ратифицируют.

      В заключение следует отметить, что среди индустриально развитых стран Соединенные Штаты занимают первое место по объему национального валового продукта и экспорта, лидируют в области медицинских технологий и военно-промышленного комплекса. Несмотря на то что Америка претендует на лидерство в борьбе за права человека, она оставляет детей не защищенными от насилия, нищеты (каждый пятый американский ребенок живет за чертой бедности), болезней (каждый седьмой ребенок не имеет медицинской страховки). По данным Фонда защиты детей, каждый день в Америке 7 детей заканчивают жизнь самоубийством, 13 — погибают от насильственной смерти, 36 — погибают вследствие несчастного случая, 781 ребенок рождается с истощением, 1403 ребенка имеют мам моложе 20 лет и 5702 — подвергаются задержанию, причем 316 из них — за насильственные преступления.17

      Конечно, ратификация Конвенции о правах ребенка не решит мгновенно все существующие проблемы, но способствует изменению в законодательстве и созданию программ по поддержке детей. Став участником Конвенции, США смогут участвовать в работе Комитета по правам ребенка и совершенствовать стандарты в данной области. Более того, система докладов, составляющая процесс имплементации Конвенции, позволит обществу комплексно представлять положение детей в государстве.

       

      * Аспирантка Уральской государственной юридической академии.

        Т. А. Титова, 2000.

      1 Human Rights. Major International Instruments, status as at 31 may 1998. UNESCO.

      2 Подробнее см.: Cohen Cynthia Price // Poverty Law Journal. 1998. Vol. 4. P. 9-46.

      3 Например, Конвенция о пресечении преступления геноцида была ратифицирована через 37 лет после передачи ее Президентом в Сенат.

      4 В письме государственному секретарю Мадлен Олбрайт сенатор Хелмс сообщил, что на 104-й сессии Конгресса 25 сенаторов (включая его) поддержали Резолюцию 133, которая содержит обращение к Президенту не передавать этот «очень неблагоразумный международный договор» в Сенат для ратификации (Kilborn S. // Poverty Law Journal. Vol. 4. 1998. P. 56).

      5 Kilborn S. Placing the Convention on the Rights of the Child in an American Context, Human Rights // Journal of the Section of Individual Rights and Responsibilities. Vol. 26. Iss. 2. 1999. P. 29.

      6 Ibid. P. 28.

      7 Интересен тот факт, что критику оппонентов вызывают те положения Конвенции, которые были предложены США в процессе ее создания.

      8 Kilborn S. Placing the Convention on the Rights of the Child in an American Context, Human Rights. P. 24.

      9 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Российская Федерация, Комитет по правам ребенка ООН, 3-я сессия, п. 12, UN DOC. CRC/C/15/Add. 4 (1993) (где выражается озабоченность тем, что производство абортов является способом планирования семьи).

      10 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Никарагуа, Комитет по правам ребенка ООН, 9-я сессия, п. 34, UN DOC. CRC/C/15/Add. 36 (1995) (здесь отмечается, что крайне необходимо принять меры, гарантирующие защиту ребенка от информации и материалов, наносящих ущерб его благополучию).

      11 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Комитет по правам ребенка ООН, 8-я сессия, п. 15, UNDOC. CRC/C/15/Add. 34(1995) (где отмечается, что вызывает беспокойство число разводов и неполных семей в данном государстве).

      12 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Ямайка, Комитет по правам ребенка ООН, 8-я сессия, п. 13, UN DOC. CRC/C/15/Add. 32 (1995).

      13 Заключительные замечания Комитета по правам ребенка: Кувейт, Комитет по правам ребенка ООН, 19-я сессия, п. 21, UN DOC. CRC/C/15/Add. 96 (Комитет рекомендует «принять все необходимые меры, включая законодательные, чтобы запретить применение телесных наказаний в школе, семье и других учреждениях, а также в обществе»).

      14 Walker N. Е. United States failure to ratify the United Nations Convention on the Rights of the Child: An explanation and call for action, Understanding Children's Rights, Children's Rights Center, University of Ghent. Belgium, 1998. P. 734.

      15 Ibid.

      16 Ibid. P. 734.

      17 Kilborn S. Placing the Convention on the Rights of the Child in an American Context, Human Rights. P. 30.

    Информация обновлена:05.02.2001


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru