Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Миронов, Н. В.
Развитие отраслевой интеграции СССР со
странами - членами СЭВ :Правовые аспекты /Н. В.
Миронов.
//Правоведение. -1982. - № 2. - С. 31 - 40
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Развитие отраслевой интеграции СССР со странами - членами СЭВ : Правовые аспекты.
      Миронов, Н. В.

      Развитие отраслевой интеграции СССР со странами — членами СЭВ (правовые аспекты)

      Н. В. Миронов*

      Совершенствование сотрудничества стран — членов СЭВ, улучше­ние механизма социалистической экономической интеграции относятся к числу важных предпосылок и условий успешного развития народного хозяйства стран социалистического содружества. Данное положение со всей .определенностью подчеркнуто в решениях съездов коммунистиче­ских и рабочих партий всех социалистических стран, входящих в СЭВ. «КПСС и другие братские партии берут курс на то, чтобы превратить предстоящие две пятилетки в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации стран социализма.

      Сама жизнь ставит задачу — дополнить координацию планов согласованием экономической политики в целом. В повестку дня ста­вятся и такие вопросы, как сближение структур хозяйственных меха­низмов, дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, объединениями и предприятиями, участвующими в кооперации, создание совместных фирм, возможны и другие формы соединения наших усилий и ресурсов».[1]

      Экономическое, производственное, научно-техническое и иное со­трудничество в системе социалистической интеграции включает в себя как сотрудничество межгосударственного (межправительственного) уровня, так и связи на более низких уровнях — министерств, ведомств, объединений предприятий и организаций. Как отмечалось на XXXV за­седании сессии СЭВ (1981 г.), страны — члены СЭВ сделали многое для отладки созданного механизма управления социалистической ин­теграцией на межгосударственном уровне. Меньше сделано на уровне министерств и ведомств, и особенно на уровне объединений, а также предприятий. XXVI съезд КПСС выдвинул в качестве важной задачи— дальнейшее развитие прямых связей между министерствами, ведомст­вами, объединениями и предприятиями социалистических стран. В ут­вержденных съездом Основных направлениях экономического и соци­ального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года дана директива: «Совершенствовать прямые связи между отраслевы­ми министерствами, производственными объединениями, предприяти­ями и организациями СССР и стран — членов СЭВ, участвующими в кооперации. Повышать ответственность министерств, производственных объединений, предприятий и организаций за выполнение обязательств в области внешних экономических отношений».[2]

      Претворению указанных директив в жизнь служит новое советское законодательство и прежде всего постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1981 г. № 652 «О дальнейшем совершенствовании сотрудничества министерств и ведомств СССР, объединений, пред­приятий и организаций с соответствующими органами, предприятиями и организациями других стран—членов СЭВ в области науки, техники и международной специализации и кооперирования производства».[3] Из­дание этого документа отражает дальнейший рост объема и масшта­бов сотрудничества между СССР и другими странами социалистиче­ского содружества на уровне министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций, распространение такого сотрудничества и связей практически на все отраслевые министерства и ведомства, зна­чительное количество объединений, предприятий и организаций. По­становление учитывает все изменения, происшедшие в результате при­нятия новой Конституции СССР и последующих законов СССР. В мероприятиях по осуществлению международного сотрудничества оно исходит из Комплексной программы социалистической экономической интеграции, долгосрочных целевых программ сотрудничества, двусто­ронних долговременных программ специализации и кооперирования производства, согласованных планов многосторонних интеграционных мероприятий.

      Рассмотрим правовые аспекты регулирования международного от­раслевого сотрудничества стран — членов СЭВ в области науки и техники, а также международной специализации и кооперирования производства, вытекающие из нового советского законодательства.

      Качественное совершенствование современных экономических от­ношений между странами социалистического содружества выражается в возрастании доли производственных связей.[4] Международная специализация и кооперирование производства — важнейшая составная часть производственных связей стран — членов СЭВ.

      Одна из правовых проблем, имеющих важное практическое зна­чение для дальнейшего совершенствования международного сотрудни­чества, затрагиваемых постановлением от 9 июля 1981 г.—регламен­тация порядка осуществления связей и сотрудничества в области нау­ки, техники, международной специализации и кооперирования произ­водства между министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями СССР с соответствующими органами, предприятиями и организациями других стран — членов СЭВ.

      В настоящее время такие связи и сотрудничество стран — членов СЭВ все более перемещаются в область совместных работ на основе специализации и кооперации в создании новых прогрессивных образ­цов техники, модернизации и повышении технического уровня выпуска­емой продукции. В отличие от обычных торговых связей (сделок) такое сотрудничество включает в себя целый комплекс научных, техни­ческих, производственных, организационных и внешнеэкономических проблем, отражающих современный уровень международного социа­листического разделения труда, от этапа поиска и научно-исследовательских работ до обмена результатами, в том числе и в виде взаим­ных поставок образцов изделий, производственной кооперации, поста­вок специализируемой продукции. В отличие от чисто внешнеторговых связей сотрудничество в области науки, техники, специализации и ко­оперирования производства осуществляется главным образом на уровне министерств, ведомств, объединений, предприятий и организаций, а не на уровне правительств, как это имеет место во внешней торговле. Комплексный характер связей и сотрудничества в области науки и техники, международной специализации и кооперирования производ­ства предполагает наделение соответствующих органов и организаций всеми необходимыми правами, которые обеспечивали бы им возмож­ность решения вопросов сотрудничества, отнесенных к их ведению. И поскольку основными государственными органами по осуществлению отраслевых научно-технических связей и международной специализа­ции и кооперирования производства со странами — членами СЭВ явля­ются министерства и ведомства СССР, понятно, что главное внимание в постановлении уделено именно их правам и функциям в указанной области.

      В постановлении четко регулируются условия участия Минвнешторга и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС), их главных управлений, управлений, а также внешнеторговых объединений в договорах о специализации и коопери­ровании производства. Установлено, в частности, что если такие дого­воры носят международно-правовой характер (т. е. заключаются мини­стерствами и ведомствами или всесоюзными промышленными объеди­нениями, главными управлениями, управлениями, объединениями «Загранпоставка», как органами хозяйственного управления), в них должны принимать участие Минвнешторг и ГКЭС или соответственно их глав­ные управления (управления), а не внешнеторговые объединения, поскольку участие в договорах коммерческих внешнеторговых объеди­нений лишило бы эти договоры международно-правового характера. Подробно определены права и функции по сотрудничеству со страна­ми — членами СЭВ в данной области и органов хозяйственного управ­ления среднего уровня — промышленных объединений (управлений промышленными объединениями), главных управлений и управлений и объединений «Загранпоставка» министерств и ведомств СССР, и первичного звена в отраслях — производственных, научно-производст­венных объединений, предприятий и хозяйственных организаций.

      Постановлением подробно определяется и компетенция Государ­ственного комитета СССР по науке и технике (ГК.НТ) в области меж­ведомственных договоров о научно-техническом сотрудничестве, заключенных со странами — членами СЭВ. На ГК.НТ возложена общая ко­ординация работ в области научно-технического сотрудничества отрас­левых министерств и ведомств СССР, объединений, предприятий и ор­ганизаций с соответствующими органами, предприятиями и организациями других стран — членов СЭВ, включая заключение договоров как международно-правового (международных межведомственных догово­ров СССР), так и гражданско-правового характера, т. е. хозяйствен­ных договоров в области внедрения в производство научно-технических достижений, полученных в результате сотрудничества и повышения тех­нического уровня взаимопоставляемой продукции, а также контроль за выполнением указанных работ и заключенных договоров.

      Постановление не вводит принципиально нового или особого по­рядка заключения или исполнения договоров, используемых в процес­се сотрудничества в области науки, техники и международной специа­лизации и кооперирования производства, в отличие от общего порядка, установленного Законом СССР от 6 июля 1978 г. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР»,[5] поста­новлением Совета Министров от 28 августа 1980 г. № 743 «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР межведомственного характера»[6] и другим действующим законо­дательством. Однако оно вносит ряд важных дополнений в порядок разработки, согласования, рассмотрения предложений и заключения таких договоров, в процесс планирования и осуществления мероприя­тий по обеспечению выполнения подписанных договоров, контроля за выполнением принятых обязательств по сотрудничеству и другие вопросы, регламентирует отдельные не решенные законодательством про­блемы.

      Основной правовой формой осуществления сотрудничества мини­стерств, ведомств СССР, объединений, предприятий и организаций с соответствующими органами, предприятиями, организациями стран — членов СЭВ в области науки, техники, международной специализации и кооперирования производства являются два типа договоров: между­народно-правовой (в первую очередь международный договор межведомственного характера) и гражданско-правовой с участием так называемого «иностранного элемента», т. е. хозяйственный договор меж­ду советскими организациями и предприятиями — юридическими ли­цами советского внутригосударственного права и зарубежными юриди­ческими лицами. Постановлением от 9 июля 1981 г., в дополнение к уже получившей широкое распространение практике сотрудничества в области специализации и кооперирования производства, основываю­щейся на договорах, предусматривается перевести в 1981 —1983 гг. на договорную основу и всю область научно-технического сотрудничества отраслевых министерств и ведомств СССР, главных управлений, объе­динений, предприятий и организаций с отраслевыми органами управ­ления, а также предприятиями и организациями стран — членов СЭВ, что еще более повысит роль договора как правового инструмента меж­дународного сотрудничества.

      Природа, характер и формы международных договоров определя­ются международным правом, а также национальным правом участ­вующих в нем стран на основе положений международного права.

      Природа, формы, виды, порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров определяются и регулируются национальным пра­вом каждого государства, которое учитывает, разумеется, положения обязательных для данной страны международных договоров, касаю­щихся этой проблемы. Например, в отношении регулирования специализации и кооперирования производства национальное право стран — членов СЭВ восприняло положения Общих условий специализации и кооперирования производства между организациями стран — членов СЭВ (ОУСК— 79), которые в СССР ратифицированы Президиумом Верховного Совета СССР.[7]

      В СССР порядок заключения, исполнения и денонсации между­народных договоров межведомственного характера и приравненных к ним других квазимежведомственных договоров регулируется Законом СССР от 6 июля 1978 г., постановлениями от 28 августа 1980 г. и от 9 июля 1981 г., а также иными актами. Порядок заключения и исполне­ния договоров гражданско-правового характера определен действую­щим гражданским законодательством СССР и союзных республик и иными законодательными актами с учетом упомянутых выше Общих условий специализации и кооперирования производства стран — членов СЭВ (ОУСК СЭВ), принятых СЭВ в 1979 г.

      Что же касается проблемы соотношения международно-правово­го и гражданско-правового договоров, то определяющей здесь следует признать действующую практику, подтвержденную теперь в постанов­лении от 9 июля 1981 г. (п. 6), согласно которой хозяйственные дого­воры заключаются (подписываются) организациями (предприятиями), компетентными для их заключения, в целях выполнения обязательств советской стороны, вытекающих из международных договоров СССР, и в пределах предусмотренных международными договорами обяза­тельств или объемов. Таким образом, международные договоры как бы устанавливают рамки (пределы) действия гражданско-правовых дого­воров и являются правовой формой обеспечения их выполнения, кро­ме случаев, когда хозяйственный договор заключается по вопросам, не связанным с реализацией международных договоров, например, о вну­триотраслевой кооперации производства продукции со странами — чле­нами СЭВ и т. д.

      Разграничение международно-правовых и гражданско-правовых форм сотрудничества имеет и еще один аспект. При международном сотрудничестве страны учитывают особенности систем органов управ­ления участников сотрудничества. В юридическом плане это особенно проявляется при заключении соответствующих договорных актов. На­пример, отрасли, возглавляемые в СССР целыми министерствами, в других странах — членах СЭВ могут быть представлены сравнительно небольшой группой предприятий или даже отдельными предприятия­ми, непосредственное руководство которыми сосредоточивается на уровне объединений или управлений министерств. Эти объединения или управления могут быть наделены полномочиями заключать международные договоры или обладать правом заключать только хозяйствен­ные договоры с иностранными организациями. В результате при заклю­чении соответствующих договоров, относящихся к определенной отра­сли, в ряде случаев контрагентами от одного государства выступают министерства или ведомства, а от другого государства (государств при многосторонних договорах) — органы управления среднего уровня (управления, объединения) или даже отдельные предприятия. В целях создания наиболее благоприятных условий для развития договор­ной деятельности на всех уровнях постановление от 9 июля 1981 г. ис­ходит из идеи целесообразности заключения соответствующих между­народных договорных актов с другими странами примерно на одина­ковом уровне. Такая идея выражена в формуле, предлагающей подпи­сывать договоры в зависимости (с учетом) от уровня органов, подпи­сывающих эти договоры со стороны других стран — членов СЭВ (см. пп. 5 и 29 постановления), что отвечает принципу равенства государств при осуществлении международной договорной деятельности.

      В СССР для научно-технического сотрудничества, с одной стороны, и для сферы специализации и кооперирования производства — с дру­гой, сложились и существуют несколько отличающиеся порядки раз­работки и внутригосударственного одобрения проектов международ­ных межведомственных договоров. Данное обстоятельство учитывает­ся и в постановлении от 9 июля 1981 г. При осуществлении междуна­родных договорных связей по специализации и кооперированию оно разделяет все министерства и ведомства СССР на головные и отрас­левые и таким образом вводит в правовой обиход понятие «головное министерство (ведомство) СССР». Под последним понимается веду­щее в производстве соответствующих видов продукции отраслевое ми­нистерство или ведомство. Если же данная продукция выпускается в стране только одним министерством (ведомством), именно оно и вы­полняет функции головного министерства. Для отраслевого научно-технического сотрудничества понятие головного министерства и ведом­ства не применяется. Введение в практику международной договор­ной деятельности министерств и ведомств СССР в области специализа­ции и кооперирования категорий «головное министерство (ведомство)» и «отраслевое министерство (ведомство)» имеет практическое значе­ние, поскольку головное министерство выступает перед зарубежной стороной по договору как представитель страны в соответствующей отрасли в целом. Именно поэтому головным министерствам и ведомствам СССР предоставлены широкие права в области международной договорной деятельности. Они подготавливают с участием отраслевых министерств, Министерства внешней торговли, ГК.ЭС и других органи­заций предложения о заключении международных договоров межве­домственного характера, по вопросам координации развития отраслей, специализации и кооперирования производства; проводят переговоры и заключают с соответствующими органами других стран — членов СЭВ такие международные договоры как на двусторонней, так и на многосторонней основе (международные договоры по вопросам специа­лизации и кооперирования заключаются совместно с Минвнешторгом или ГКЭС); определяют, какие органы или организации СССР долж­ны заключать международный договор (соглашение) с учетом уровня органов или организаций, заключающих такого рода договоры со сто­роны других стран — членов СЭВ; при необходимости определяют орга­низационные формы сотрудничества и т. д. Что же касается отраслевых (не головных) министерств и ведомств СССР, то их роль в осущест­влении международной договорной деятельности в области специализа­ции и кооперирования производства заключается, помимо подготовки и заключения международных договоров межведомственного харак­тера от своего имени по продукции, в производстве которой оно вы­полняет функции головного министерства, и обеспечения выполнения принятых советской стороной обязательств по всем относящимся к от­расли международным договорам, также и в осуществлении со стра­нами—членами СЭВ внутриотраслевой кооперации производства про­дукции, планируемой и распределяемой отраслевыми министерствами и ведомствами, в регулировании договорных связей с зарубежными партнерами из стран — членов СЭВ подведомственными им объедине­ниями, предприятиями и организациями на основе хозяйственных до­говоров, в руководстве прямыми (непосредственными) связями с за­рубежными организациями подведомственных им предприятий и орга­низаций и т. д.

      Сотрудничество в области науки и техники осуществляется непос­редственно отраслевыми и другими (в том числе и непромышленными) министерствами и ведомствами СССР.

      Подтверждая различный порядок внутригосударственного рассмот­рения и одобрения проектов межведомственных договоров в области науки и техники, с одной стороны, и договоров по специализации и кооперированию производства, с другой, новое постановление вместе с тем развивает эти положения. На ГКНТ возлагается проведение пере­говоров и заключение международных договоров межведомственного характера о научно-техническом сотрудничестве со странами —членами СЭВ по межотраслевым комплексным проблемам и проблемам пер­спективного значения. Отраслевые министерства и ведомства проводят переговоры и заключают упомянутые договоры по согласованию с ГКНТ. Международные межведомственные договоры (соглашения) о научно-техническом сотрудничестве по проблемам и темам отрасле­вого значения заключаются соответствующими отраслевыми министер­ствами и ведомствами. Если в договорах о научно-техническом сотруд­ничестве затрагиваются вопросы специализации и кооперирования производства, они заключаются упомянутыми министерствами и ведомствами совместно с Минвнешторгом или ГКЭС. Уточнен и порядок предварительного государственного одобрения проектов упомянутых межведомственных договоров о научно-техническом сотрудничестве. Такие проекты, предварительно проработанные с соответствующими органами или организациями стран — членов СЭВ, с необходимыми обоснованиями и расчетами представляются министерствами и ведом­ствами СССР в ГКНТ. Проекты, выходящие за пределы компетенции министерств и ведомств СССР и ГКНТ, вносятся на рассмотрение Ко­миссии Президиума Совета Министров СССР по вопросам СЭВ, кото­рая и принимает решение об их одобрении. Вопросы, относящиеся к международным межведомственным договорам двустороннего харак­тера как по специализации и кооперированию производства, так и по научно-техническому сотрудничеству, могут в необходимых случаях предварительно, рассматриваться советскими частями соответствующих межправительственных комиссий по экономическому и научно-техни­ческому сотрудничеству СССР с другими странами — членами СЭВ. Таковы важнейшие новеллы, внесенные в юридический механизм под­готовки и рассмотрения международных межведомственных соглаше­ний по вопросам науки и техники и международной специализации и кооперирования производства.

      В последние годы в советском законодательстве проявляется тен­денция расширительного понимания категории «международные дого­воры» в том смысле, что к ним приравниваются и международные ак­ты некоторых органов (организаций), не являющихся в полном смы­сле ни министерствами, ни государственными комитетами, ни ведомст­вами СССР. Так, постановлением от 28 августа 1980 г. к последним приравнены международные акты, заключаемые Академией наук СССР с научными органами зарубежных стран. Новый шаг сделан в постановлении от 9 июля 1981 г., предусматривающем возможность подписания и других видов договоров, приравниваемых по своей при­роде к международным и заключаемых в порядке, установленном этим постановлением. Речь идет прежде всего о международных межведом­ственных договорах или о международных договорах межведомственного характера. В этом смысле последний термин, впервые употреб­ленный в Законе от 6 июля 1978 г., более точен, чем первый: ведь речь идет о целой гамме определенного вида международных актов, кото­рая включает в себя не только «межведомственные», в точном смысле этого слова, международные акты, но и акты, подобные им, в данном случае — приравненные к межведомственным договорам. В их числе — договоры и другие акты Академии наук СССР и ее органов, заклю­чаемые в процессе научно-технического сотрудничества с другими странами — членами СЭВ и СФРЮ, и международные договоры мини­стерств, ведомств и академий наук союзных республик.

      Предусмотрено, что Академия наук СССР и ее органы осуществля­ют научно-техническое сотрудничество с соответствующими организа­циями стран — членов СЭВ и Социалистической Федеративной Респуб­лики Югославии в порядке, установленном постановлением от 9 июля 1981 г. Тем самым применительно к области научно-технического сот­рудничества со странами СЭВ и СФРЮ подтверждается международ­ный и международно-правовой характер договоров Академии наук СССР, установленный постановлением от 28 августа 1980 г. Вместе с тем на такие договоры распространен порядок подготовки, заключе­ния и исполнения, определенный постановлением от 9 июля 1981 г.

      Особого внимания заслуживает п. 32 последнего постановления. Республиканским министерствам, ведомствам и академиям наук союз­ных республик с разрешения Совета Министров союзной республики и по согласованию соответственно с Госпланом СССР, ГКНТ, Минвнешторгом, Министерством финансов СССР и Академией наук СССР предоставлено право устанавливать с органами других стран — членов СЭВ и СФРЮ и осуществлять сотрудничество в области науки, техни­ки и международной специализации и кооперирования производства в порядке, предусмотренном упомянутым постановлением.

      Данное положение — результат последовательной реализации кур­са XXVI съезда КПСС на дальнейшее развитие прямых связей с орга­низациями и предприятиями стран — членов СЭВ. Оно отражает воз­росшую роль союзных республик в современной системе международ­ного научно-технического и промышленного сотрудничества. Поста­новление говорит о республиканских министерствах и ведомствах со­юзных республик, имея в виду только министерства и ведомства рес­публик, не входящие в систему одноименных (такого же профиля) союзно-республиканских министерств и ведомств СССР. Эти республи­канские министерства и ведомства с разрешения Советов Министров союзных республик в каждом отдельном случае и по согласованию с Госпланом СССР, ГКНТ, Минвнешторгом, Минфином СССР и Акаде­мией наук СССР могут устанавливать и осуществлять сотрудничество с органами стран — членов СЭВ и СФРЮ в области науки, техники, международной специализации и кооперирования производства в том же порядке, что и министерства и ведомства СССР. Что касается со­юзно-республиканских министерств и ведомств союзных республик, то, исходя из смысла упомянутого постановления и учитывая структуру союзно-республиканской системы хозяйственного управления, очевид­но, что такие министерства и ведомства союзных республик участвуют в осуществлении международного сотрудничества в указанной сфере деятельности в качестве органов системы соответствующих мини­стерств или ведомств СССР, в которую они входят согласно ст. 142 Конституции СССР, а также п. 7 Общего положения о министерствах СССР.[8]

      К числу новых положений, зафиксированных в постановлении от 9 июля 1981 г., следует отнести и п. 29, касающийся многосторонних договорных актов, заключаемых в рамках СЭВ. Проанализируем дан­ную норму подробнее.

      Многосторонние договоры о сотрудничестве в области науки, техники, международной специализации и кооперирования производства, разрабатываемые в рамках СЭВ и подписываемые как на уровне ми­нистерств и ведомств, так и на уровне среднего звена управления (ра­зумеется, только в тех случаях, когда со стороны других стран эти договоры также подписываются от имени органов управления или организаций, имеющих статус, приравнивающий их к таким органам, а не от имени юридических лиц гражданского права), являются меж­дународными, поскольку их подготовка, заключение, подписание и выполнение осуществляются в порядке, установленном для международ­ных договоров. Далее. Из смысла п. 29 следует, что такие договоры могут заключаться не ниже чем на уровне органов среднего звена управления, а именно главных управлений и управлений министерств и ведомств СССР, всесоюзных, промышленных объединений (вернее— управлений таких объединений) и объединений «Загранпоставка», ис­черпывающий перечень которых дан в постановлении. Указанные ор­ганы заключают так называемые межучрежденческие международ­ные договоры. В п. 29 постановления не предусмотрена возможность заключения международных договоров первичным хозяйственным зве­ном — предприятиями и хозяйственными организациями — юридиче­скими лицами гражданского права, имеющими право заключать только хозяйственные договоры (контракты). Такая схема договорной дея­тельности, связанной с осуществлением сотрудничества с иностранными органами и организациями, отражает сложившуюся практику (в част­ности, практику по международной регистрации в Секретариате СЭВ договоров, заключаемых национальными органами управления среднего уровня, их депонированию в этой организации и т. д.). При этом, учи­тывая, что постановление от 9 июля 1981 г. распространяется не только на отраслевые промышленные, но и непромышленные министерства и ведомства СССР, Академию наук СССР, а также министерства, ведом­ства и академии наук союзных республик, международный характер имеют и аналогичные договоры, заключаемые в рамках СЭВ респуб­ликанскими (союзных республик) министерствами и ведомствами в со­ответствии с принципами, определенными постановлением.

      В постановлении полнее раскрывается юридическая сущность по­нятия «прямых (непосредственных) связей» министерств и ведомств СССР, объединений, предприятий и организаций с соответствующими органами, предприятиями и организациями стран — членов СЭВ. Под прямыми (непосредственными) связями понимается непосредственное сотрудничество советских и зарубежных партнеров в целях реализации заданий государственных планов, оперативного решения вопросов, свя­занных с выполнением международных договоров (соглашений) СССР и хозяйственных договоров по вопросам координации развития отрас­лей, международной специализации и кооперирования производства, а также дальнейшего расширения сотрудничества в области производ­ственной кооперации, более эффективного использования в ходе выпол­нения пятилетних и годовых планов имеющихся мощностей, увеличе­ния сверхпланового выпуска продукции и вовлечения в обмен высво­бождающейся продукции производственно-технического назначения. Прямые связи — это в основном недоговорная, оперативная форма сотрудничества. Но она. может иметь и форму договоров, особенно на уровне предприятий и организаций, что подтверждается практикой сотрудничества стран — членов СЭВ. Связи между предприятиями и различными организациями стран — членов СЭВ затрагивают все сфе­ры: экономику, науку, технику, культуру. Они включают и непосред­ственное научно-техническое, производственное и иное сотрудничест­во, обмен опытом, взаимную информацию и помощь. Работа по осуще­ствлению непосредственного сотрудничества, прямых связей проходит в порядке, установленном законодательством, в тесном контакте с партийными органами.[9] Взаимное изучение и применение передового опыта братских социалистических стран приобретает особо важное значение для дальнейшей интенсификации народного хозяйства, дает высокий производственный эффект. Например, только на Московском автозаводе им. И. А. Лихачева экономический эффект от внедрения в производство предложений по использованию опыта аналогичных пред­приятий ГДР и ЧССР составляет более 600 тыс. руб. в год.[10]

      Сфера действия и применения постановления от 9 июля 1981 г. шире той, которая обозначена в его заголовке. Фактически в нем во многих случаях речь идет об отраслевом (а в ряде случаев, когда от од­ной страны выступает два и более ведомства — и межотраслевом) со­трудничестве в целом, а не только о научно-техническом сотрудниче­стве и международной специализации и кооперировании производства. Так, в преамбуле постановления подчеркивается, что данный акт при­нят «в целях усиления роли и ответственности отраслевых .министерств и ведомств СССР, подведомственных им объединений, предприятий и организаций в развитии эффективного экономического и научно-техни­ческого сотрудничества СССР с другими странами — членами СЭВ». Целый ряд пунктов постановления распространяется на сотрудничество в сфере материального производства, координацию развития соответст­вующих отраслей, организацию прямых связей с предприятиями и ор­ганизациями других стран — членов СЭВ, охватывает задачи повыше­ния эффективности производства, организацию комплексного сотруд­ничества и т. д. Сфера действия постановления распространена и на сотрудничество министерств, ведомств СССР, главных управлений, управлений, объединений, предприятий и организаций с соответствую­щими органами и организациями СФРЮ,[11] осуществляющей сотрудни­чество с СЭВ на основе Соглашения 1964 г.

      Постановление от 9 июля 1981 г. распространяется также на неотраслевые, непромышленные, на так называемые функциональные министерства и ведомства СССР, из которых прямо в постановлении упоминается только Минвуз СССР. Такие министерства и ведомства СССР осуществляют научно-техническое сотрудничество в соответствии с порядком, установленным для научно-технического сотрудничества отраслевых министерств и ведомств. Организации Минвуза осуще­ствляют сотрудничество по согласованию с ГКНТ по межотраслевым комплексным проблемам и проблемам перспективного значения. Тема­тика отраслевых проблем согласовывается с соответствующими отрас­левыми министерствами и ведомствами СССР.

      Последовательное проведение в жизнь положений нового советско­го законодательства, в которых отражены потребности современного этапа социалистической экономической интеграции, будет способство­вать дальнейшему развитию сотрудничества СССР с другими стра­нами— членами СЭВ в области науки, техники, международной специализации и кооперирования производства.

       

      [1] Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 7—8.

      [2] Там же, с. 196.

      [3] СП СССР, 1981, № 21, ст. 122. В дальнейшем — постановление от 9 июля 1981 г.

      [4] См., например: Чистякова Л. Национальные и международные социалистические экономические отношения. — Вопросы экономики, 1981, № 8, с. 135.

      [5] См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 28, ст. 439. В дальнейшем — Закон от 6 июля 1978 г.

      [6] См.: СП СССР, 1980, № 22, ст. 136. В дальнейшем — постановление от 28 ав­густа 1980 г.         

      [7] См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 31, ст. 517.

      [8] См. : СП СССР, 1967, № 17, ст. 116.

      [9] См.: Правда, 1981, 17 сент.

      [10] См. там же.

      [11] См.: Совет Экономической Взаимопомощи. Основные правовые проблемы М., 1975, с. 268.

    Информация обновлена:19.11.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru