Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Смирнова, М. О.
Источники права социального обеспечения /М. О
. Смирнова.
//Правоведение. -1981. - № 3. - С. 65 - 69
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Источники права социального обеспечения.
      Смирнова, М. О.

      М. О. Смирнова,  аспирантка

      Источники права социального обеспечения

      Применительно к большинству отраслей советского социалистического права тео­ретические проблемы их источников в юридической литературе разработаны более или менее полно.1 Объясняется это прежде всего тем, что основные отрасли права в СССР сформировались уже давно и имеют под собой прочную, относительно обособ­ленную нормативную и научно-исследовательскую базу. Самостоятельная отрасль права социального обеспечения сложилась сравнительно недавно. И хотя факт ее существо­вания в общей системе права признается сейчас большинством ученых-юристов, многие проблемы становления и развития указанной отрасли нуждаются еще в углубленном исследовании.  Требуют разработки и вопросы, касающиеся источников соответствующей отрасли права, их природы, характера, особенностей, видов, системы.2

      До выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль ныне относящиеся к ней нормативные акты входили в круг источников трудового, колхоз­ного и административного права. И сейчас отдельные источники права социального обеспечения некоторые ученые продолжают рассматривать как структурный элемент системы источников трудового права, а сами отношения по социальному обеспечению, как составную часть предмета трудового права.3

      Основным критерием разграничения отраслей права принято считать предмет, и. метод правового регулирования. Исходя из этого, для правильного уяснения понятия: источников права социального обеспечения необходимо прежде всего четко опреде­лить круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Такой, подход методологически оправдан, ибо круг источников любой отрасли права в конеч­ном счете определяется и ограничивается ее предметом.

      В юридической науке не сложилось еще единообразного понимания предмета права социального обеспечения. В основу выделения предмета кладутся различные критерии. Ими чаще всего выступают: субъектный состав, специфический характер содержания и целевая направленность регулируемых общественных отношений.

      В. С. Андреев полагает, что для признания тех или иных общественных отно­шений предметом права социального обеспечения необходимо руководствоваться сле­дующими критериями: а) одним из субъектов этих отношений должен быть гражда­нин, другим — государство в лице его органов управления либо профсоюзы, наделен­ные государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; б) отно­шения между указанными субъектами должны носить алиментарный характер, причем: предоставление соответствующих видов обеспечения — обязанность второго из указан­ных субъектов; в) посредством этих отношений обеспечение предоставляется за счет фондов нетрудоспособных, а также средств, ассигнуемых на просвещение и здравоох­ранение. Если то или иное общественное отношение не отвечает указанным призна­кам, то оно не входит в предмет данной отрасли права.4

      Такой подход к определению круга общественных отношений, составляющих, предмет права социального обеспечения, дает в целом правильные ориентиры для раз­решения рассматриваемой проблемы. Вместе с тем данные критерии нуждаются в из­вестном уточнении. Так, общественные отношения, складывающиеся на базе права граждан на образование (ст. 45 Конституции СССР), вполне отвечают перечисленным критериям, однако их нельзя рассматривать в качестве составной части предмета права социального обеспечения. В самом деле, одним из субъектов этого отношения является гражданин, другим выступает государство в лице органов просвещения; от­ношения между ними носят алиментарный характер, а стороной, обязанной предоста­влять обеспечение, является государство; наконец, обеспечение осуществляется за счет средств, ассигнуемых на просвещение.

      При определении предмета права социального обеспечения, во-первых, необходи­мо учесть положение ст. 43 Конституции СССР, закрепившей служебную роль соци­ального обеспечения как гарантии права граждан на материальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Поэтому к предмету права социального обеспечения следует отно­сить лишь те общественные отношения, которые связаны с предоставлением матери­ального обеспечения с целью компенсации средств (утрачиваемых или дополнительно расходуемых гражданами или членами их семей) в случаях наступления старости, бо­лезни, потери трудоспособности или кормильца, рождения ребенка, смерти члена семьи. Во-вторых, необходимо четко определить источники материального обеспечения ука­занных категорий граждан. В предмет права социального обеспечения должны входить лишь те общественные отношения, которые опосредуют обеспечение граждан за счет государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования, централизованных союзных фондов социального обеспечения и социального страхова­ния колхозников, внутриколхозных фондов социального обеспечения, фондов творче­ских организаций.

      Требует уточнения и позиция тех авторов, которые включают в круг обществен­ных отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения, медицинское обслуживание,5 отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению,6 а так­же по содержанию детей в детских учреждениях.7

      Отношения по медицинскому обслуживанию в целом не могут быть включены в предмет этой отрасли права, ибо бесплатное медицинское обслуживание — неотъ­емлемая часть права на охрану здоровья граждан нашей страны. Это право закреп­лено в ст. 42 Конституции СССР. Статья же 43 Конституции СССР, предусматриваю­щая различные формы социального обеспечения, не содержит какого-либо указания на то, что медицинское обслуживание и лечение есть разновидность социального обес­печения. И это естественно, ибо медицинская помощь является гарантией права на охрану здоровья, а не права на материальное обеспечение граждан. Последнее как раз и характерно для всех форм системы социального обеспечения. Однако если речь идет об отношениях, возникающих в связи с обеспечением санаторно-курортным ле­чением, то они, исходя из выдвинутых выше критериев, должны быть включены в предмет права социального обеспечения, но лишь в случаях, когда граждане получают такие путевки бесплатно или оплачивают их стоимость частично. Такие льготы пре­доставляются главным образом лицам, особо нуждающимся в поддержании и восста­новлении своей трудоспособности. Обеспечение в этом случае производится за счет средств государственного социального страхования.

      Аналогично следует решить вопрос о включении в предмет права социального обеспечения отношений, возникающих в связи с содержанием детей в детских учреж­дениях. Если родители вносят за содержание ребенка в этих учреждениях общеуста­новленную плату, то такие отношения не входят в предмет права социального обес­печения. Если же родители освобождаются от уплаты полностью или частично — дан­ные отношения входят в предмет рассматриваемой отрасли права.

      Учитывая в совокупности указанные выше критерии, в предмет права социаль­ного обеспечения следует включить: отношения по обеспечению граждан пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, переквалификации, беремен­ности и родам, на рождение ребенка, на погребение, малообеспеченным семьям, много­детным и одиноким матерям; отношения по санаторно-курортному обслуживанию (бесплатно или на льготных основаниях) лиц, нуждающихся в восстановлении и под­держании трудоспособности; отношения по предоставлению ежемесячных пособий инва­лидам и престарелым, не получающим пенсии; отношения по бесплатному или на льготных основаниях содержанию детей в специализированных детских учреждениях; отношения по трудоустройству, профессиональному обучению и переобучению инва­лидов; отношения по протезированию, снабжению инвалидов ортопедической обувью и средствами передвижения, культурно-бытовому обслуживанию престарелых и инва­лидов на дому и в специализированных учреждениях; процедурные отношения, свя­занные с деятельностью государственных и общественных органов по социальному обеспечению граждан.

      Четкое определение круга общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения, необходимо для выявления системы источников этой отрасли права. К числу соответствующих источников будут относиться лишь те нормативные акты, в которых содержатся юридические нормы, регулирующие указанные отношенния. Таким образом, источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с алиментированием граждан из специализированных фондов социального обеспечения н процедурной деятельностью компетентных органов по осуществлению социального обеспечения.

      В общей теории права нормативные акты подразделяются на виды в зависи­мости от органов, их принимающих, а следовательно, и от юридической силы. Со­гласно данному критерию среди источников права социального обеспечения следует различать: а) нормативные акты высших органов государственной власти СССР, со­юзных и автономных республик (конституции, законы); б) нормативные акты Пре­зидиума Верховного Совета СССР, президиумов Верховных Советов союзных и авто­номных республик (указы, постановления); в) постановления и распоряжения Прави­тельства СССР, правительств союзных и автономных республик. Особое место здесь занимают совместные постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС; г) приказы и инструкции министерств и ведомств, акты Государственного комитета по труду и социальным вопросам и нормативные акты министерств социального обес­печения союзных республик; д) нормативные акты местных органов государственной власти и управления (решения Советов народных депутатов и их исполкомов); е) постановления и инструкции Президиума и Секретариата ВЦСПС, республикан­ских советов профсоюзов, ЦК профсоюзов; ж) постановления Союзного Совета кол­хозов; з) локальные нормативные акты (отдельные положения коллективных догово­ров, решения общих собраний членов колхозов и т. п.).

      По содержанию и целевой направленности источники права социального обеспе­чения следует подразделять на нормативные акты, регулирующие, во-первых, общие вопросы социального обеспечения граждан, во-вторых, отношения по отдельным ви­дам социального обеспечения трудящихся, в-третьих, отношения по социальному обеспечению отдельных категорий трудящихся.

      Для источников права социального обеспечения характерно прежде всего то, что большинство из них — общесоюзные нормативные акты, принимаемые соответст­вующими государственными и профсоюзными органами. Это обусловлено единством системы социального обеспечения на всей территории СССР. Сказанное, конечно, не означает; что отношения по социальному обеспечению не регулируются республикан­скими нормативными актами, однако их удельный вес незначителен. И это оправда­но, ибо, как справедливо отмечал В. А. Ачаркан, опыт передачи на решение союзных республик некоторых вопросов обеспечения граждан в старости и нетрудоспособности свидетельствует о том, что принимавшиеся в союзных республиках различные решения вносили ничем не оправданный разнобой в регулирование условий и норм такого обеспечения и слабо отражали специфику отношений, складывающихся в различных республиках.8

      Говоря об особенностях содержания источников права социального обеспечения, следует отметить, что почти все они носят правоустановительный (материальный или процедурный) характер. Это значит, что нормативный акт наделяет гражданина опре­деленным субъективным правом на получение тех или иных выплат или на обеспече­ние из соответствующих фондов общественного потребления, либо на возбуждение процедурной деятельности органов социального обеспечения.

      Важная особенность источников права социального обеспечения в том, что боль­шинство из них принимается с участием профсоюзов. Наряду с государственными органами советские профсоюзы наделены широкими полномочиями в области соци­ального обеспечения. Конституция СССР, Основы законодательства Союза ССР и со­юзных республик о труде закрепили за ВЦСПС право законодательной инициативы. Еще постановление СНК СССР и ВЦСПС от 10 февраля 1933 г. предусмотрело право ВЦСПС на разработку и представление на утверждение Правительства СССР законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов, издание инструкций, правил и разъяснений в развитие законов о социальном страховании.9

      Природа актов правотворчества профсоюзов в области социального обеспечения имеет специфику. Компетенция профсоюзных органов по изданию таких актов, ее со­держание и границы всегда определялись и определяются государством, ибо право­творчество — типичная государственная функция. Право участвовать в осуществлении этой функции профсоюзы получили от государства. Именно оно в 1933 г. в связи с передачей ВЦСПС некоторых функций Наркомата труда наделило профсоюзы пра­вом управления делом государственного социального страхования в стране. Указанное обстоятельство имеет решающее значение для определения природы правотворчества профсоюзов.

      Поскольку профсоюзам переданы некоторые государственно-властные полномочия, принимая властные i акты, они действуют не только от имени государства, но и от собственного имени. В этой связи представляется правильным утверждение, что пра­вотворческую функцию профсоюзов нельзя считать ни чисто государственной, ни чи­сто общественной. Она носит особый государственно-общественный характер.10

      Хотя государство и передало профсоюзам право на самостоятельное издание оп­ределенных нормативных актов в области социального страхования, его не следует абсолютизировать. Государство в лице высших органов власти и управления сохрани­ло и за собой возможность издавать подобного рода акты.

      Одна из особенностей системы источников права социального обеспечения — нали­чие в ней наряду с общими централизованными нормативными актами и локальных. К числу последних относятся прежде всего внутриколхозные нормативные акты, при­нимаемые на общих собраниях (собраниях уполномоченных) членов колхоза. В ст. 40 Примерного Устава колхоза указано, что колхоз по решению общего собрания может производить доплаты ко всем видам пенсий, установленных для колхозников, назна­чать персональные пенсии ветеранам колхозного строительства и лицам, имеющим особые заслуги в развитии общественного хозяйства колхоза.11

      Локальными нормами в области социального обеспечения являются и отдельные положения коллективных договоров, заключаемых на конкретных предприятиях (в объ­единениях) администрацией совместно с фабрично-заводским, местным комитетом профсоюза. Мы имеем в виду положения, касающиеся главным образом предостав­ления определенных дополнительных льгот и преимуществ работающим пенсионерам, инвалидам, другим категориям трудящихся и их семьям.

      Отмечая особенности современных источников права социального обеспечения, следует указать, что для них еще не характерен высокий уровень систематизации. Общей отраслевой кодификации соответствующего законодательства не проведено, хотя предпосылки для этого уже имеются — в стране действует ряд кодифицирован­ных нормативных актов по отдельным видам социального обеспечения, интенсивно развивается текущее законодательство. Принятие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в области социального обеспечения явилось бы завершающим этапом создания единой системы источников права социального обеспечения в усло­виях развитого социалистического общества.

       

      1 См., например: Новицкий И. Б. Источники советского гражданского права. М., 1959; Левиант Ф. М. Нормативно-правовые акты, регулирующие труд рабочих и служащих. Л., 1960; Волков А. И. Источники колхозного права. М., 1961; Бе­ляева 3. С. Источники колхозного права. М., 1972; Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1978.

      2 См.: Андреев   В. С. Развитие науки социального обеспечения  (итоги и пер­спективы).— В кн.:  XXV съезд КПСС и развитие науки трудового права и социального обеспечения. М., 1978, с. 207.

      3 См.: Смолярчук В. И. Указ. соч., с. 21; Основы советского государственного строительства и права. М., 1979, с. 506.

      4 См.:  Андреев   В.  С.  Право  социального  обеспечения    в  СССР.  М.,     1974, с. 33.

      5 См., например; Михайлов   А. И. Медицинская помощь как один из видов социального обеспечения. — В кн.: XXV съезд КПСС и развитие науки трудового пра­ва и социального обеспечения, с. 219.

      6 См.: Батыгин  К. С. Развитие основных форм социального обеспечения в све­те Конституции СССР. — Советское государство  и  право,   1979, № 3, с.  20.

      7 См.:   Захаров  М.  Л.  Советское  пенсионное  право.  М.,   1974,  с.  8.

      8 См.: Ачаркан   В. А.  Государственные пенсии. М.,  1967,  с. 77.

      9 См.: СЗ СССР, 1933, № 57, ст. 333.

      10 См.: Роль   советских профсоюзов в  регулировании трудовых отношений ра­бочих и служащих. Материалы теоретической конференции. М.,  1972, с. 65—66.

      11 См.: СП СССР, 1969, № 26, ст. 150.

    Информация обновлена:17.12.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru