Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все статьи/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Шамба, Т. М.
Ленинские принципы партийного руководства
правоохранительными органами /Т. М. Шамба.
//Правоведение. -1976. - № 5. - С. 109 - 114
  • Статья находится в издании «Правоведение.»

  • Материал(ы):
    • Ленинградские принципы партийного руководства правоохранительными органами.
      Шамба, Т. М.

      ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

      Т. М. ШАМБА,

      кандидат юридических наук

       

      Руководство КПСС правоохранительными органами — существенная часть пар­тийной работы по укреплению социалистической законности и правопорядка в стране, а правоохранительные органы (органы внутренних дел, прокуратуры, судов, юсти­ции)— один из важнейших объектов партийного руководства.

      На XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев говорил: «Понятно, товарищи, что мы уделяли, и будем впредь уделять постоянное внимание совершенствованию деятельно­сти милиции, прокуратуры, судов, органов юстиции, которые стоят на страже со­ветской законности, интересов советского общества, прав советских граждан».1

      В руководстве Коммунистической партии правоохранительными органами веду­щее место занимает выработка политической линии и научно обоснованной программы их деятельности. Определение общих задач и главных тенденций развития общества, комплексное прогнозирование социальных процессов — основная политическая функция партийного руководства. Осуществляя руководство правоохранительными органами, партия исходит из определенных социальных закономерностей, открытых К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным и лежащих в основе движения к социализму и ком­мунизму.

      Политическая программа партии, какую бы сферу жизни она ни затрагивала, предполагает прочный теоретический фундамент, комплекс строго установленных, си­стемно интерпретируемых фактов, требует обобщения громадного практического опы­та. Большую роль в выработке политической линии в сфере деятельности правоохранительных органов играет умение правильно определить перспективы, темпы и мас­штабы роста достижений социалистического общества, иначе говоря, способность пред­видеть и заранее планировать социальные процессы, обеспечивая их неуклонный, прогресс. Нельзя работать, учил В. И. Ленин, не имея плана, рассчитанного на дли­тельный период.2

      Что следует понимать под научно обоснованной программой деятельности право­охранительных органов? Это — совокупность партийных указаний о текущих и пер­спективных задачах названных органов, директивы, определяющие общую политиче­скую линию, содержание, а также основные формы и методы их деятельности. По­добные указания и директивы содержатся в Программе КПСС — в ее разделах и положениях, относящихся к задачам укрепления законности и правопорядка в социа­листическом обществе; решениях партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, постанов­лениях ЦК КПСС, совместных решениях партии и правительства.

      В Программе партии сформулированы главные политические направления дея­тельности правоохранительных органов: обеспечение строгого соблюдения социалисти­ческой законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, ликвидация преступности, устранение причин, ее порождающих.3

      Руководство практическим осуществлением указанных задач постоянно находит­ся в центре внимания партии. Л. И. Брежнев в докладе на XXV съезде КПСС, под­водя итоги деятельности партии за прошедшее пятилетие, говорил: «...Вопрос, кото­рым мы постоянно занимались, — это вопрос совершенствования нашего законодатель­ства, укрепления социалистического правопорядка».4

      В последние годы наше законодательство продолжало совершенствоваться: мож­но сказать, что оно стало более стабильным и демократичным. За последнее пятиле­тие подготовлены законоположения, касающиеся таких сфер жизни, которые раньше: оставались вне рамок правового регулирования, например, охрана окружающей сре­ды. Кроме того, Верховный Совет СССР принял Основы трудового законодательства, Основы законодательства об образовании и здравоохранении. В настоящее время по поручению Политбюро ЦК КПСС соответствующие органы разрабатывают конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию трудового, административного за­конодательства. Для достижения большей стабильности правопорядка в стране ведет­ся подготовка Свода законов Советского государства.5

      Выработка научно обоснованной политики — лишь исходный момент в руководя­щей деятельности партии. Главное внимание после определения этой политики пере­мещается на организационную работу, т. е. на реализацию политики на практике. И здесь важно не допустить поспешности, торопливости, «перепрыгивания» через необ­ходимые ступени развития, важно выделить основные участки, на которых требуется сосредоточить усилия.

      Новые задачи, встающие перед Советским государством в развитом социалисти­ческом обществе, потребовали качественного изменения деятельности правоохрани­тельных органов, совершенствования структуры и методов их работы. Этим было вызвано принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 г? «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции», которое содержало ряд важнейших этапных директив относительно функции милиции. В последние годы партия, как известно, разработала и провела ряд значительных идеологических и орга­низационных мер по дальнейшему укреплению судебной системы и советской проку­ратуры. Программный характер имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов». В нем говорится о необходимости дальнейшего повышения уровня государ­ственного руководства учреждениями юстиции, улучшения правовой пропаганды в на­родном хозяйстве, дальнейшего совершенствования законодательства и укрепления социалистической законности. В связи с этим образовано союзно-республиканское Ми­нистерство юстиции и его органы на местах. Таким образом, в системе советских правоохранительных органов создано еще одно звено, наделенное важными функция­ми и широкими полномочиями.

      С первых дней установления Советской власти, в тот период, когда еще только зарождались правоохранительные органы, возникла практическая потребность в реше­нии вопроса о взаимоотношениях между ними и партийными комитетами. В. И. Ленин, подчеркивая руководящую роль партии, указывал вместе с тем на недопустимость вмешательства в конкретную деятельность этих органов со стороны партийных коми­тетов.

      В 1920 г. был издан циркуляр ЦК РКП (б) о взаимоотношениях партийных и судебно-следственных органов. Однако в нем не конкретизировались взаимоотношения названных органов. В 1921 г. был составлен новый циркуляр, но и в нем отдельные положения оказались неправильными. Так, судебные органы обязывались освобождать привлекаемых к суду членов партии под персональное поручительство лиц, уполномо­ченных на это партийными комитетами. Партийным комитетам предоставлялось право в течение трех дней разобраться в существе дела с тем, чтобы принятое решение служило партийной директивой для суда. Это было не чем иным, как вмешательством партийных комитетов в оперативную деятельность судебно-следственных органов.. В. И. Ленин охарактеризовал соответствующие пункты циркуляра как «вредные» и настаивал на исключении положений, нарушающих независимость судей и равенство, всех граждан перед законом и судом, и пересмотр их в Политбюро ЦК, так как; считал, что это — «чисто политический, всецело политический вопрос».6

      Циркуляр был пересмотрен в соответствии с ленинскими указаниями. Согласно, новому циркуляру на членов партии, привлекаемых к судебной или следственной от­ветственности, распространялся общий порядок поручительства, а партийные комитеты; в таких случаях обязывались помогать в объективном проведении расследования и рассмотрения уголовных дел.

      Независимость судей при осуществлении правосудия закреплена в ст. 112 Конституции СССР и получила всестороннее отражение в законодательстве о судоустрой­стве и судопроизводстве. Так, в ст. 10 Основ уголовного судопроизводства и ст. 9 Основ гражданского судопроизводства конкретизируется принцип независимости судей, устанавливается, что судьи и народные заседатели обязаны решать дела на. основе законов в условиях, исключающих постороннее воздействие на них.

      Вопрос о взаимоотношениях партийных органов и органов прокуратуры решался при обсуждении организационных принципов создания советской прокуратуры. В. И. Ленин в письме «О „двойном" подчинении и законности», отвергая принцип: «двойного» подчинения, указывал на необходимость при организации прокуратуры руководствоваться принципом строжайшей централизации и независимости ее от мест­ных органов власти.

      Принцип централизации и независимости органов прокуратуры закреплен в, ст. 117 Конституции СССР и в соответствии с нею в Положении о прокурорском надзоре. Ст. 117 гласит: «Органы прокуратуры осуществляют свои функции независи­мо от каких-либо местных органов, подчиняются только Генеральному прокурору СССР». Ст. 7 Положения о прокурорском надзоре в СССР закрепляет, что Генераль­ный прокурор СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верхов­ного Совета и ему подотчетен.

      Вместе с тем принцип строгой централизации деятельности прокурорского надзо­ра и полной независимости его от местного влияния не означает, что органы проку­ратуры не подлежат контролю со стороны партийных организаций, что последние не должны следить за работой органов прокуратуры в борьбе с преступностью и в обес­печении единой законности в стране. В. И. Ленин отмечал, что прокуратура сможет тогда успешно осуществлять стоящие перед ней задачи, когда она будет работать, «под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК…».7

      Итак, партийные организации, осуществляя руководство правоохранительными органами, вместе с тем не должны вмешиваться в их конкретную деятельность.

      Важный принцип партийного руководства правоохранительными органами — подбор, расстановка и воспитание кадров. Теоретической основой здесь служат идеи, высказанные В. И. Лениным еще на заре создания Коммунистической партии. Он тре­бовал, чтобы партийные комитеты взяли в свои руки все, что связано с кадровой по­литикой. В 1920 г. на IX съезде РКП(б) он резко критиковал точку зрения оппози­ционеров, выступавших против того, чтобы ЦК подбирал и расставлял руководящие кадры. «...В чем же будет состоять тогда политическое руководство? — спрашивал он. — Кто же руководит, как не люди, и как же руководить, как не распределять?».8 В. И. Ленин сформулировал основные критерии, с которыми нужно подходить к оцен­ке каждого работника.

      Разработанные В. И. Лениным основы кадровой политики, получили дальнейшее-развитие в деятельности Коммунистической партии, которая, направляя процессы фор­мирования и наиболее рационального использования кадров, строго и неуклонно про­водит в жизнь ленинские требования подбора и расстановки людей по их политиче­ским и деловым качествам.

      После Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин и партия направ­ляли лучших работников на руководящие посты в правоохранительные органы. Среди тех, кого партия направляла в органы милиции, прокуратуры, суда были такие крупные партийные и государственные деятели, как Ф. Э. Дзержинский, Д, И. Кур­ский, Г. П. Петровский, П. И. Стучка, Н. В. Крыленко и другие.

      В современных условиях ленинские требования подбора и расстановки кадров по их политическим и деловым качествам приобретают особую актуальность. Задача кадровой политики в правоохранительных органах состоит в том, чтобы, с одной •стороны, укреплять эти органы закаленными и опытными людьми, с другой — воспи­тывать у сотрудников милиции, прокуратуры, юстиции, суда идейную убежденность, которая базируется на подлинно научном мировоззрении — марксизме-ленинизме.

      Наша страна располагает сейчас кадрами, способными решать сложные и ответ­ственные задачи на высоком уровне правовой культуры, политических и профессиональных знаний.

      Однако подбор и расстановка кадров не исчерпывает полностью задач, стоящих перед партией в области кадровой политики. Важно вести постоянную, систематиче­скую, целеустремленную воспитательную работу с кадрами. Работникам органов внутренних дел, прокуратуры, суда приходится сталкиваться с разнообразными явле­ниями общественной жизни, в которых надо уметь разобраться, чтобы принять пра­вильное решение. Отсюда вытекает требование к каждому судье или работнику про­куратуры и милиции — постоянно работать над повышением своего идейно-политиче­ского уровня, глубоко изучать марксистско-ленинскую теорию, решения партийных съездов, пленумов, постановления партии.

      «Судья — плохой марксист, не знающий партийных решений, не умеющий доста­точно крепко драться за партийные решения, идущий на поводу местных организа­ций, не годится»,9-—говорил М. И. Калинин. Эти слова звучат вполне актуально и в наши дни, ибо сегодня по-прежнему нужно, чтобы каждый работник названных органов по партийному и с глубоким знанием дела исполнял свой служебный долг. Поэтому ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении «О мерах по улучше­нию работы судебных и прокурорских органов» обратили внимание на необходимость •«больше проявлять заботу об идейной закалке судебных и прокурорских работников».10

      Коммунистическая партия справедливо призывает повышать культуру в деятель­ности правоохранительных органов. Социалистическая культура в деятельности орга­нов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, суда проявляется, прежде всего, в рацио­нальной организации труда, соблюдении социалистической законности, норм комму­нистической морали.

      Существенное значение имеет высокая культура проведения судебного процесса, что способствует повышению его воспитательного воздействия на окружающих. Гру­бость, бестактность судей, неправильное поведение прокурора и других участников процесса, наоборот, снижают эффект воспитательного воздействия суда.

      В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 25 февраля 1967 г. «Об улучшении организации судебных процессов, повышении культуры их проведения и усилении воспитательного воздействия судебной деятельности» отмечается, что в «боль­шинстве судов деловая и вместе с тем торжественная обстановка судебных заседа­ний, четкая организованная работа всех звеньев судебного аппарата, культурный вид •судебных помещений воспитывают у граждан чувство уважения к суду и к его ре­шениям».11

      Пленум Верховного Суда СССР обратил внимание всех судов на необходимость дальнейшего повышения качества организационной работы по подготовке и проведе­нию судебных процессов, приему граждан и разрешению их заявлений и жалоб, имея в виду, что от уровня культуры судебной деятельности в значительной мере зависит успешное выполнение судами задач по укреплению социалистической законности и правопорядка. Культура судебной деятельности — показатель политической зрелости и деловой квалификации судебных работников, свидетельство правильного понимания своего служебного долга.12

      Министр внутренних дел СССР Н. А. Щелоков, определяя критерии поведения современного сотрудника милиции, говорил: «Принципиальность, твердость и реши­тельность, мужество и отвага, строгость и справедливость, глубокая заинтересован­ность в судьбах людей, тактичное, вежливое и уважительное отношение к достоинст­ву человека, гражданина — непременные условия успешной деятельности каждого сотрудника милиции. Именно это вызывает признательность людей, создает вокруг милиции атмосферу доверия и поддержки, дисциплинирует граждан, помогает воспи­тывать их в духе уважения к закону, советскому правопорядку, правилам социалисти­ческого общежития».

      Неотъемлемая черта партийного руководства правоохранительными органами — контроль и проверка их деятельности. Проверку исполнения, как и подбор кадров, В. И. Ленин считал основой партийной работы. «Проверять людей и проверять фак­тическое исполнение дела, — говорил он, — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики».13

      Работа по контролю и проверке исполнения предполагает комплекс организаци­онных, методических и идейно-воспитательных мер. Она направлена, прежде всего, на своевременное предупреждение недостатков, решительную борьбу с бюрократизмом, волокитой, невнимательным отношением к гражданам, на пресечение любых отступ­лений от принципа социалистической законности. Но дело не только в том, чтобы предотвратить подобные эксцессы в деятельности правоохранительных органов. Дей­ствия работников органов внутренних дел, прокуратуры, суда должны быть полити­чески оправданными, справедливыми, гуманными, продиктованы соображениями высо­кой коммунистической морали. Советский человек знает, что его достоинство, свобода и права надежно защищены правоохранительными органами государства, он должен доверять этим органам.

      Исходя из ленинских принципов, партия осуществляет контроль и проверку дея­тельности правоохранительных органов по двум линиям: во-первых, вышестоящие партийные органы контролируют практику, работы нижестоящих партийных организа­ции по руководству деятельностью правоохранительных органов. Такая проверка спо­собствует повышению ответственности партийных комитетов за состояние дел в орга­нах МВД, прокуратуры, суда, делает контроль над ними постоянным и деловым, предотвращает любые попытки вмешательства в их оперативно-служебную деятель­ность. Во-вторых, осуществляют контроль и проверку деятельности правоохранитель­ных органов непосредственно. Такая проверка производится с учетом принципа неза­висимости судей и подчинения органов прокуратуры только Генеральному прокурору СССР. Она проводятся через коммунистов, работающих в этих органах, их первичные организации.

      Правильное понимание специфики партийного руководства способствует разра­ботке наиболее оптимальных и эффективных методов партийного контроля, осущест­вляемого партийными комитетами, предотвращению вмешательства в конкретную дея­тельность правоохранительных органов. Основными направлениями партийного кон­троля и проверки должны стать: соответствие деятельности правоохранительных органов главной политической линии, намеченной партией; четкое претворение в жизнь принципов организации и деятельности этих органов; идейно-политический уровень и деловая подготовка кадров, работающих в системе правоохранительных органов; со­блюдение этики советского юриста на всех уровнях и стадиях профессиональной дея­тельности; соответствие деятельности сотрудников правоохранительных органов дей­ствующему законодательству.

      Важный рычаг контроля и проверки — первичные партийные организации. В силу специфического характера деятельности правоохранительных органов, их первичные партийные организации не наделены функцией контроля за работой этих органов. Тем не менее партия отводит первичным партийным организациям важную роль. Они должны активно влиять на совершенствование работы аппарата, воспитывать сотруд­ников в духе высокой ответственности за порученное дело, принимать меры по укреп­лению государственной дисциплины, улучшению обслуживания населения, вести реши­тельную борьбу с бюрократизмом и волокитой, своевременно сообщать в соответст­вующие партийные органы о недостатках в работе учреждений, а также отдельных работников, независимо от занимаемых ими постов.

      Важно, чтобы формы и методы контроля не превращались в мелочную опеку деятельности правоохранительных органов, не означали вмешательства в оперативную деятельность этих органов, незаконного влияния на процесс расследования и рассмот­рения дел в суде.

      Вместе с тем контроль и проверку, связанные с ними запросы о делах с целью получения определенной информации нельзя воспринимать как «давление» на правоохранительные органы. В этой связи уместно напомнить переписку В. И. Ленина с руководством ВЧК по делу Я. С. Шелехеса — оценщика Гохрана, обвинявшегося в хищении ценностей из Гохрана. 9 августа 1921 г. В. И. Ленин писал: «В письме о Шелехесе... Вы говорите: „за него хлопочут" вплоть до Ленина и просите „разре­шить Вам не обращать никакого внимания на всякие ходатайства и давления по делу о Гохране".

      Не могу разрешить этого.

      Запрос, посланный мной, н е  есть  н и  „хлопоты", ни „давление", ни „ходатай­ство".

      Я обязан запросить, раз мне указывают на сомнения в правильности. Вы обязаны мне по существу ответить: „доводы или улики серьезны, такие-то, я против освобождения, против смягчения" и т. д. и т. п.

      Так именно по существу Вы мне и должны ответить.

      Ходатайства и „хлопоты" можете отклонить; „давление" есть незаконное действие. Но, повторяю, Ваше смешение запроса от Председателя СНК с ходатайст­вом, хлопотами или давлением ошибочно».14

      В. И. Ленин указывал, что нельзя «довольствоваться тем уменьем, которое вы­работал в нас прежний наш опыт, а идти непременно дальше, добиваться непременно большего, переходить непременно от более легких задач к более трудным. Без этого никакой прогресс вообще невозможен, невозможен и прогресс в социалистическом строительстве».15

      Помня этот ленинский завет, Коммунистическая партия большое внимание уде­ляет не только последовательному воплощению в жизнь принципов партийного руко­водства правоохранительными органами, разработанных В. И. Лениным, но и постоян­ному развитию их с учетом задач дальнейшего укрепления социалистической закон­ности и правопорядка.

       

      1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 82.

      2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 153.

      3 См.: Программа КПСС. М., 1972, с. 106.

      4 Материалы XXV съезда КПСС, с. 81.

      5 См. там же, с. 82.

      6 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 243.

      7 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 200.

      8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 40, с. 263.

      9 Калинин М. И. О социалистической законности. М., 1959, с. 173.

      10 Справочник партийного работника, вып. 9. М., 1971, с. 322.

      11 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, 1924—1973. М., 1974, с. 55.

      12 См. там же, с. 58.

      13 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 16.

      14 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 53, с. 108—109.

      15 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 196.

    Информация обновлена:19.12.2003


    Сопутствующие материалы:
      | Персоны | Книги, статьи, документы 
      

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования

    Редакция портала: info@law.edu.ru
    Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
    Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru