Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


К вопросу создания Содружества Независимых Государств.


Султыгов, М. И.

Полный текст документа:

Султыгов М. И.

К вопросу создания Содружества Независимых Государств

Эта региональная организация была создана рядом государств из числа бывших республик СССР.

Декабрь 1991 года ознаменован двумя событиями, определившими главное направление движения в третье тысячелетие Западной Европы и новых независимых государств, образованных на территории бывшего Советского Союза. 8 декабря в Беловежской Пуще подписано Соглашение о прекращении существования СССР и создании СНГ, а 9 декабря в голландском городе Мавстрихате подписан договор о трансформации Европейского сообщества в Европейский союз и об углублении и расширении экономической и политической интеграции входящих в него стран. Страны-участники ЕС намечают до конца века ввести единую валюту, единый центральный банк и на прочной экономической основе проводить общую внешнюю политику и политику безопасности.

Однако, еще в 1991 году существовал проект Договора "О союзе суверенных государств (ССГ)".

В постановлении Верховного Совета СССР "О проекте Договора о Союзе Суверенных Государств", в частности, отмечалось:

"...поддержать в основном проект Договора о Союзе Суверенных Государств, представленный 18 июля 1991 года Президентом СССР от имени Подготовительного комитета, образованного четвертым съездом народных депутатов СССР. Признать возможным подписать Договор после соответствующей доработки и согласования между республиками, с участием полномочной союзной делегации.[1]

Согласно процедуре подписания Союзного договора, подписание было намечено на 20 августа 1991 года.

4 августа М. С. Горбачев уехал в отпуск в Форос, а 19 августа в Москве произошел путч, сорвавший подписание договора.

8 декабря руководители России, Украины, Беларуси на встрече в Беловежской Пуще объявили: "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". На встрече были приняты:

"Соглашение о создании Содружества Независимых Государств", "Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств", "О координации экономической политики".

10 декабря 1991 года Верховные Советы Украины и Беларуси ратифицировали Беловежские соглашения.

13 декабря в Ашхабаде состоялась встреча, в которой приняли участие президенты: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. В принятом ими Заявлении говорится, что в процессе формирования Содружества Независимых Государств необходимо:

-Обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие Содружество, должны быть признаны в качестве учредителей и указаны в тексте Соглашения как высокие договаривающиеся стороны;

-учесть в этих документах, решениях и соглашениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана, которые при подготовке Соглашения о Содружестве, к сожалению, не принимались во внимание...

-мы заявляем о готовности стать равноправными соучредителями Содружества Независимых Государств, учитывающего интересы всех его субъектов. Вопросы формирования Содружества Независимых Государств должны быть рассмотрены на совещании глав суверенных государств".[2]

Учитывая положительное отношение к Ашхабатскому Заявлению не только в бывшем Союзе, но и во всем мире, Президент Казахстана предложил собраться для обсуждения поставленных в нем вопросов и принятии совместных решений в Алма-Ате. В новой встрече участвовали 11 глав бывших союзных республик - А. Муталибов (Азербайджана), Л. Тер-Петросян (Армения), С. Шушкевич (Беларусь), Н. Назарбаев (Казахстан), А. Акаев (Кыргызстан), М. Снегур (Молдова), Б. Ельцин (Россия), Р. Набиев (Таджикистан), С. Ниязов (Туркменистан), И. Каримов (Узбекистан) и Л. Кравчук (Украина). 21 декабря 1991 года участники подписали Алма-Атинскую Декларацию. В ней, в частности, говорится: "Взаимодействие участников содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства...

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Государства-участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР".[3]

Кроме того, в Алма-Ате был принят ряд документов. В их числе "Соглашение о координационных институтах СНГ". В нем предусмотрено для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества "Совет глав государств", а также "Совет глав правительств".[4]

На Алма-Атинской встрече был завершен процесс преобразования бывших союзных республик Советского Союза в суверенные государства и создания нового международного образования - Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот момент, на наш взгляд является исходным как для становления политической системы каждой из входящих в Содружество стран, так и для формирования системы организации политических взаимоотношений между ними.

Следует отметить, что в деятельности СНГ можно выделить несколько этапов, на каждом из которых, с одной стороны, решались специфические задачи формирования нового типа политических отношений, а с другой - создавались экономические основы сотрудничества. При этом начальный этап жизни Содружества к которому, думается, можно отнести 1992-1993 годы, ознаменовался наличием определенного дуализма в интеграционной стратегии стран Содружества. В этот период был заключен ряд принципиальных соглашений.

30 декабря 1991 года в Минске на совещании глав государств было принято временное соглашение о Совете глав государств на Совете глав правительств, образованных согласно Алма-Атинской декларации. В нем предусматривалось, что каждое государство в Совете имеет один голос. Решения Совета принимаются с общего согласия - консенсусом. Но любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Соглашением была признана необходимость объединенного командования стратегическими силами.[5]

В целом, можно сказать, 1992 год по существу явился организационным годом в деятельности нового Содружества. За год состоялось шесть встреч глав государств и семь встреч глав правительств. На первом этапе раздела СССР особенно большое внимание уделялось военным вопросам.

На рубеже 1993 года все более решительно стали звучать призывы к реинтеграции, восстановлению хозяйственных связей.

В 1993 году завершалось организационное становление СНГ и началось интенсивное формирование правовой основы взаимодействия его участников. Уже на первой встрече, состоявшейся 22 января в Минске, принят Устав Содружества Независимых Государств, в котором сформулированы цели, принципы деятельности и характер взаимоотношений государств - членов. По сути дела Устав СНГ - основополагающий документ, определяющий правовые нормы сотрудничества государств в рамках СНГ, - является стержнем всей системы взаимоотношений как самих стран Содружества, так и созданных ими органов.

Согласно Уставу, высший орган Содружества - Совет глав государств. На нем обсуждаются и решаются принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере из общих интересов. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств - членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Ближайшую задачу на пути к Экономическому союзу главы государств-участников Содружества видят в развитии таможенного сотрудничества: образовании Таможенного союза, последовательном освобождении от таможенных тарифов, снятии любых нетарифных ограничений. Они считают также необходимым проводить скоординированную финансовую, кредитно-денежную и валютную политику.

Принятие решения о создании Экономического союза свидетельствовало, по нашему мнению, о том, что во взаимодействии государств, возникших на постсоветском пространстве, наметился коренной перелом в сторону реальной интеграции.

Резкие дискуссии и нелицеприятные выступления привели не к крушению СНГ, а, напротив, к заключению реалистичного Договора об экономическом союзе, который был заключен главами государств 24 сентября 1993 года в Москве.

Юридической основой договора послужил Устав СНГ и другие ранее принятые нормативные документы. В нем также был учтен накопленный почти двухлетний опыт практического сотрудничества в новых условиях. В Договоре указывается, что целями Союза являются:

формирование условий стабильного развития экономики Договаривающихся Сторон в интересах повышения жизненного уровня населения;

поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Далее в нем предусмотрены:

свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

согласованная денежно-кредитная, бюджетная, налоговая, ценовая, внешнеэкономическая, таможенная и валютная политика;

межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

таможенный союз;

общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

валютный (денежный) союз;

последовательное снижение и отмена таможенных пошлин, налогов и сборов;

гармонизация таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования.

1992 и 1993 годы явились, следовательно, периодом активного становления деятельности Содружества и его институционного оформления, создали определенную основу для интеграционного процесс. В 1994 году наметился прогресс и в развитии военно-политической интеграции. Была подписана Концепция коллективной безопасности, в которой сформулированы основы общей военной политики, принципы, приоритеты и этапы построения системы коллективной безопасности. Одновременно Содружество стало наращивать свою роль в такой важной сфере, как миротворчество, урегулирование конфликтов. Позитивную роль, в частности, играло и играет СНГ в урегулировании ситуации в Народном Карабахе, Абхазии, Таджикистане.

Как уже указывалось выше, Договор об Экономическом союзе требовал для своей реализации главного - интеграционного органа, пусть даже только координирующего, но ответственного за выполнение уже принятых решений.

В октябре 1994 года Советом глав государств СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического Комитета (МЭК), который был призван стать постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Это вселило огромные надежды на оживление интеграции.

С самого начала в деятельности МЭКа во главу угла было поставлено последовательное продвижение по пути становления и обеспечения эффективного функционирования Экономического союза государств Содружества, практическое претворение в жизнь решений Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ.[6]

МЭК подготовил ряд аналитических материалов о ходе экономических реформ в государствах - участниках Содружества, о структурных изменениях в экономике, о тенденциях изменения внешнеэкономических связей государств Содружества, о состоянии взаимной торговли государств Содружества, проблемах и перспективах его дальнейшего развития о состоянии топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного и агропромышленного комплексов, легкой и ряда других отраслей промышленности, социальной и инвестиционной сферы.

МЭК разработал пакет важнейших конвенций:

-         о единых принципах заключения международных залоговых сделок в государствах - участниках СНГ;

-         о международном лизинге;

-         о налоговой политике государств - участников СНГ.

Утверждены конвенции о защите прав инвестора и о транснациональных корпорациях, устанавливающие правовые основы деятельности инвестора.

МЭКом проводится работа по созданию условий и подготовке нормативной базы для формирования общего энергетического пространства, эффективного функционирования топливно-энергетических комплексов, бесперебойной работы, транснациональных систем электро-, газо- и нефтеснабжения, обеспечения энергетической безопасности государств СНГ. Разработаны и подписаны два соглашения в области транзита природного газа и в области транзита нефти и нефтепродуктов.

МЭК участвует в разработке и реализации согласованной военно-экономической политики государств Содружества.[7]

В целом, Межгосударственный экономический комитет проводит большую работу по анализу, подготовке, согласованию и принятию главами государств и правительств СНГ огромного количества документов, охватывающих самые разные стороны экономического взаимодействия. Но каков же коэффициент полезного действия всей этой многотрудной деятельности, какова отдача? Вот, что пишут об этом сами составители этих договоров, решений, соглашений в справке "О результатах анализа реализации межгосударственных и межправительственных актов по вопросам социально-экономических отношений государств - участников Содружества Независимых Государств, принятых в 1991-1995 годах[8]

1. Значительная часть межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам социально-экономического характера, принятых в 1991-1995 годах, носят декларативный характер, в них, как правило, не предусмотрен механизм реализации целей и задач, сформулированных в данных соглашениях.

2. В соглашениях, как правило, отсутствуют пункты о финансовом обеспечении принимаемых решений.

3. В соглашениях не определяются национальные (внутригосударственные) органы управления, ответственные за их выполнение.

4. В соглашениях не предусматривается межгосударственный контроль за выполнением государствами, подписавшими данное соглашение, взятых на себя обязательств.

5. Принимая новое Соглашение, разработчики не предусматривают отмену принятых Соглашений и решений по данному вопросу, потерявших свою актуальность или частично выполненных.

В составленной через два года коллегией МЭК другой справке "О повышении эффективности и совершенствовании механизмов экономической интеграции государств - участников Содружества Независимых Государств", сделан глубокий, но мало отличающийся от предыдущего, анализ сложившегося положения.

Таким образом, в экономической интеграции государств СНГ достигнуты более чем скромные результаты, что констатировала Кишиневская (1997г) встреча глав государств.[9]

Создание и развитие СНГ было вызвано рядом общих и особенных тенденций функционирования политической системы в целом, обусловило, в свою очередь, дальнейшее развитие демократических процессов на всем пространстве бывшего Советского Союза.

Научный анализ документов и событий последних лет существования Советского Союза свидетельствует о том, что необходимость демократизации господствующей в нем политической системы находила понимание не только среди ученых и политических деятелей, но и среди широких слоев населения. Это подтверждает народная поддержка перестройки, центральным звеном которой объявилась демократизация и гласность. Поэтому в сложившихся условиях образование на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств представляется позитивным фактором, позволившим не только регулировать последствия дезинтеграции сверхцентрализованной супердержавы, но и направлять межгосударственную деятельность в созидательное русло.

Назарбаев Н.А.В потоке истории. Алматы, 1999, с.206

Назарбаев Н.А. Становление и развитие Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992, с.40.


[1] Правда 1991, 15 августа.

[2] Казахстанская правда, 1991, 13 декабря.

[3] Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. 15-16.

[4] Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. с.12.

[5] Информационный вестник Совета глав государств СНГ "Содружество". Выпуск первый. Минск, 1992. с. 21-25.

[6] Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы,1997, с.156.

[7] Коротченя И.М. "Экономический совет суверенных государств:стратегия и тактика становления". Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. 1995, с.45.

[8] Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы, 1998. с.245.

[9] Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы, 1998. с. 321.


Источник информации:
¨Казахская Государственная Юридическая Академия - Студенческий сервер¨. ( http://kazgua.co.kz/stat/pig3_2000/sultigov.shtml )

Информация обновлена:01.01.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru