Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Малые группы ; Правила эффективной работы группы ; Как организовать эффективную работу в малых группах /


Санкт-Петербургский институт права им. Принца П. Г. Ольденбургского.

Санкт-Петербургский институт права им. Принца П. Г. Ольденбургского.
1999

Полный текст документа:

Санкт-Петербургский институт права им. Принца П. Г. Ольденбургского.

Малые группы. Правила эффективной работы группы. Как организовать эффективную работу в малых группах.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Главная отличительная особенность качественного обучения праву - акцент на активности учащихся. Один из лучших способов максимизировать их участие - это работа в малых группах в духе сотрудничества.

НАЗНАЧЕНИЕ

Работая в малых группах, ученики получают больше возможности активно участвовать в занятии, играть ведущие роли (вести дискуссию или выступать перед целым классом в качестве спикера, сообщающего групповое решение), учиться друг у друга, ценить различие точек зрения.

СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Выберите деятельность.

Выберите проблему на основе задачи, которая требует взаимодействия (Такую, чтобы учащиеся должны были продуктивно работать вместе, чтобы ее выполнить). Например, это момент быть создание конституции для государства, представляемого данной группой.

2. Заложите необходимую основу.

Учащиеся должны владеть некоторыми предварительными знаниями, навыками и ресурсами, необходимыми для выполнения задания, до начала их участия в работе малых групп.

3. Сформируйте группы.

Обычно каждая группа включает не более 3 - 5 учащихся, но могут быть и исключения. Если результатом работы группы должен быть письменный документ, то иногда это количество лучше сократить до 2 - 3 человек. Размер групп может меняться в зависимости от особенностей задачи, класса и умения учащихся из данного класса конструктивно взаимодействовать друг с другом. Как правило, лучше, чтобы группы были гетерогенными (по полу или другому признаку). Процесс групповой работы должен опираться на разделение функций внутри нее (например, один учащийся ведет дискуссию, другой делает записи, третий берет роль спикера и т.д.). Разбиваться на группы можно по желанию или по расчету ( например, на первый - пятый, с последующим объединением учащихся с одинаковыми номерами в одну группу). Второй случай предпочтителен при не слишком высокой дисциплине и организованности в классе и при большом количестве участников.

4. Дайте ясные инструкции.

Инструкции должны быть ясными и немногочисленными. Задайте временные границы и будьте готовы к тому, что группы будут работать с разной скоростью. Проверьте, правильно ли учащиеся поняли задачу, до начала работы групп. Обеспечьте группы нужными материалами и информацией для работы.

5. Поддерживайте и направляйте.

Двигайтесь от группы к группе и помогайте им работать в заданном русле, если необходимо. Не оказывайте на группы давления.

6. Обсудите

После того, как работа групп завершена, они обычно докладывают результаты. Как правило, для этого от каждой группы выдвигаются спикеры. В случае, когда это уместно, группы (реже - сам преподаватель) записывают результаты (например, в таблицу на доске или на больших листах бумаги), Важно прояснить обоснование групповых решений. Если позволяет время, группы могут задать вопросы друг другу об их аргументах.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ГРУППЫ

1. Ценности и взгляды каждого участника группы являются важными и будут уважаться членами группы даже, если они не согласны. Мы ожидаем, что среди взглядов, которые придерживаются участники, некоторые будут совпадать, а некоторые отличаться. Мы будем стараться извлечь уроки из этого разнообразия мнений.

2. Концентрация на идеях, а не на людях. Комментарии и возражения не должны задевать личность. Если вы не согласны с какой либо точкой зрения, объясните почему, а не нападайте на личность.

3. Каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет. Относясь с уважением к своему высказыванию , слушайте также других. Не следует разговаривать, когда кто-либо выступает, и перебивать его.

4. Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений, и интересов других участников. Оставайтесь сфокусированными на идеях, концепциях, и интересах, а не на том, от кого они исходят и «хорошие» они или «плохие».

5. Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу. Работайте над поддержкой дружелюбного и открытого диалога между членами группы, пониманием разных точек зрения, максимального участия всех и творческого обсуждения в поисках решения проблемы.

6. Старайтесь, чтобы ваши замечания были кратки и по существу. Поскольку время ограниченно, замечания должны быть краткими и идти по порядку, что бы все имели возможность высказаться.

7. Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения. Подумайте, прежде чем говорить. Пренебрежительные или негативные комментарии часто приводят к существенным препятствиям продуктивному обсуждению.
 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ В МАЛЫХ ГРУППАХ.

Взаимное общение

Группа работает эффективно, если общение между ее членами по­лностью опирается на стремление выполнить поставленную задачу.

Возможные трудности

Высказывания, членов группы могут исходить из уже сказанного, противоречить сказанному или не иметь к нему никакого отношения.

Способ преодоления

Когда высказывание увязывается с предыдущими, группа пытается найти в каждом из них приемлемую для всех часть, которая помогла бы прийти к решению вопроса.

Возможные трудности

Если высказывания соперничают друг с другом, каждый член группы считает свою точку зрения более важной, не задумываясь о мнениях остальных. Бывает, что высказывания не принимают в расчет всего, что говорилось ранее.

Способ преодоления

В эффективно работающих группах участники пытаются найти точки соприкосновения своих идей с другими и задают себе вопрос, почем остальные видят предмет обсуждения в ином свете.

Общение членов группы приносит наиболее эффективный результат, когда обсуждение вопроса происходит активно и предметно. Членам группы, которые активно пользуются правом голоса и приводят конкретные доводы, легче определить достоинства других высказываний и придти к решению вопроса на основе полученной информации.

Возможные трудности

Общение не дает результатов, если члены группы приходят к ложным выводам или предположениям и не обсуждают их с другими, считая, что они правы.

Способ преодоления

В связи с ограниченными временными рамками представляется чрезвычайно важным, чтобы дискуссия была сосредоточена на задании, а высказывания были немногословными. Это значит, что не должны затрагиваться вопросы, лежащие на периферии обсуждаемой темы, и что никому нельзя подавлять других длинными речами. Как уже говорилось, общение приносит максимальную пользу, если происходит не на теоретическом, а на практическом уровне, с активным участием всех членов группы и сопровождается конкретными примерами.

Урегулирование конфликтов

Конфликт является естественной частью групповой деятельности, но если умело его регулировать, это способствует выполнению задания и коллективной работе. Эффективно работающие группы не пытаются избежать конфликта, а используют его для того, чтобы лучше понять друг друга, и открыто проанализировать причины разногласий.

Атмосфера работы группы должна позволять каждому высказать свою точку зрения и в то же время исходить из того, что мнения других мог­ло оказаться более обоснованными. Члены группы могут не соглашаться друг с другом без страха возмездия, и открыто выступать друг против друга, сохраняя при этом дух сотрудничества.

С самого начала группа должна договориться о способах разрешения конфликтов. Один из принятых способов заключается в том, что лидер группы объявляет тайм-аут, чтобы разобраться в существе разногласий. С помощью лидера группы конфликтующие стороны приходят к согласию о том, как продолжать работу.

Мозговая атака - прием в групповой работе

Мозговая атака это прием, применяемый для генерирования ор­игинальных идей в раскованной атмосфере.

К этому добавляется :

· генерирования идей в большом количестве

· вовлечения в процесс всех участников группы

· способствование общему восприятию задачи.

Прием мозговой атаки может пригодиться, если группе старается:

· выбрать тему для рассмотрения и обсуждения

· определить причину ситу­ации

· составить перечень возможных действий/решений.

Мозговая атака практически осуществляется следующим образом:

Назначьте члена группы для регистрации предложенных идей.

Обозначьте на перекидных листах обсуждаемую тему.

Попросите членов группы предложить свои варианты решения вопроса.

Предложите им высказаться по очереди, предлагая каждый раз по одной идее с тем, чтобы в процессе участвовал каждый.

Пусть каждый предлагает первые приходящие в голову идеи, не подвергая их цензуре. Регистрация идей на перекидных листах также должна осуществляться по возможности в быстром темпе.

Записывайте каждое предложение в нескольких словах. При изменении формулировки сверьтесь с автором предложения. Не допускайте интерпретации и корректировки высказанной идеи.

Поощряйте творческие, безумные и даже смешные мысли. Не критикуйте их авторов и не отталкивайтесь включать предложения в общий список.

Отталкивайтесь от высказанных идей, т.е. если одна мысль исходит из ранее высказанной, предложите ее группе.

Просмотрите список предложений, чтобы убедиться, что доводы, лежащие в основе каждой идеи, всем понятны.

Устраните повторы и предложения, не имеющие отношения к задачам или прерогативам группы. На основе согласия между членами группы устраните лишние и незначительные предложения.

Для поддержания динамизма работа группы в режиме мозговой атаки не ложна продолжаться очень долго.

Результатом мозговой атаки является перечень идей, который можно подвергнуть критическому разбору, сократить за счет повторов, ранжировать по степени важности. Таким образом, группа получает представление о приоритетности той или иной части задания и о порядке, в котором следует планировать работу.

Высказанные идеи можно также сгруппировать, отнеся каждую к одной из следующих категорий­ действия, проблемы, решения.

Окончательным результатом мозговой атаки должно стать творческое решение проблем в ходе коллективной работы всех членов группы. Поскольку каждый член группы вносит свою лепту в работу, группа в целом заинтересована в хорошем качестве и успешном завершении работы.

Обратная связь

Для того, чтобы взаимно обмен мнениями приносил пользу, замечания должны, быть хорошо, продуманы и изложены таким образом, чтобы все смогли 6ы­ оценить проделанную работу. От высказываний типа ­"хорошо ­работа­" или других комплиментарных оценок нет никакой пользы.

Точно так же, выслушивая мнения о проделанной работе, группа или отдельные ее члены должны воспринимать высказываемые оценки не как критику, а как помощь, и на следующих этапах работы по возможности использовать полученные советы.

Обратная связь к группе

« Первым делом поинтересуйтесь у выслушивающего ваши комментарии, какую часть работы он считает удавшейся и почему. Ответ должен содержать конкретные примеры не более чем по одному-двум пунктам. При этом каждый пункт можно развивать со всеми подробностями, насколько позволит время. Дайте собственную оценку той части работы, которую вы считаете удачной, и посмотрите, согласен ли с вами собеседник.

После обсуждения достигнутых успехов, поинтересуйтесь мнением собеседника о путях дальнейшего улучшения проделанной работы.

Ответ должен содержать конкретные предложения.

Приведите собственные конкретные предложения по возможностям улучшения проделанной работы и посмотрите, согласен ли с вами собеседник. В нужных случаях дайте конкретные советы.

Обратная связь от группы

Воспринимайте сказанное непредубежденно и не становитесь в оборонительную позицию.

Если какие-либо замечания непонятны, попросите разъяснений.

Кратко обобщите сказанное, чтобы убедиться, что вы все правильно поняли. В составе своей группы оцените полученные замечания с точки зрения возможности их использования в создаваемом группой материале, а также определите оптимальные пути их использования.


Источник информации:
Сайт ¨Клиническое юридическое образование¨ ( http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=5 )

Информация обновлена:01.02.2006


Сопутствующие материалы:
  | Организации 
 

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru