Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации.


Литягин, Н. Н.
2002

Аннотация: Опубликовано : Вестник МГИУ. Серия ¨Гуманитарные науки¨. № 2. - М. : МГИУ, 2002. - С. 121 - 135.
Полный текст документа:

Н.Н. Литягин, МГИУ, г. Москва

Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождается формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. К середине 90-х годов произошли существенные изменения в структуре капиталовложений, определяющей чертой формирующегося в России инвестиционного процесса стало его сближение с той моделью, которая действует в промышленно развитых странах. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется посредством кредитования на возвратной и платной основе. Сокращается безвозвратное бюджетное финансирование, оно сохраняется лишь для социально значимых некоммерческих организаций, не имеющих собственных финансовых ресурсов.

Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Расширяется практика совместного государственного коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Значительная часть централизованных инвестиционных ресурсов должна использоваться на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса. Инвестиционная политика России формируется с учетом мировой инвестиционной практики. Для большинства промышленно развитых стран характерно преобладание негосударственных форм собственности и источников финансирования в инвестиционном процессе, в основном капитале, в валовом внутреннем продукте, а государственные инвестиции сосредоточены в основном в непроизводственной сфере.

Концепция государственной инвестиционной политики России также ориентирует на это. Основным источником негосударственных инвестиций должны стать собственные и привлеченные средства предприятий.

Предусмотрено усиление роли вторичной эмиссии ценных бумаг в инвестиционном процессе, доля которых в общем объеме капиталовложений должна достигнуть 2,5 процента.

Для укрепления базы инвестиционного самофинансирования предприятий формируется новая амортизационная политика.

Однако новая инвестиционная стратегия не получила еще достаточного развития, изменения в области инвестиций и инвестиционной деятельности осуществляются медленными темпами и не приносят пока значительных результатов, что является одной из причин имеющихся экономических трудностей.

Сложность качественных преобразований в инвестиционной сфере усиливается общим системным кризисом экономики, который оказал значительное негативное воздействие на инвестиционную деятельность, что проявилось в существенном сокращении абсолютных объемов накоплений, падении их удельного веса в национальном доходе, резком снижении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Обостряет ситуацию и вывоз капитала из России, ставший одной из существенных угроз национальной безопасности России. В 2001 году, по экспертным оценкам, нелегальный вывоз капитала составил порядка 15 млрд. долларов США. В целом же, объем вывезенных из России за последние 10 лет капиталов по различным оценкам доходит до нескольких сотен миллиардов долларов США[1].

В настоящее время стали проявляться некоторые положительные тенденции в инвестиционной сфере, однако они не приобрели устойчивого характера, хозяйственная практика свидетельствует о том, что в ближайшие годы собственные средства предприятий не могут стать основными источниками инвестиций, для нормального развития российский экономики, расширенного воспроизводства предприятиям необходимы внешние источники: средства банков, инвестиционных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, населения и т.д. Учитывая неразвитость указанных институтов и недоверие населения к финансовой политике государства, имеющиеся у частных инвесторов финансовые ресурсы пока в незначительной мере трансформируются в необходимые экономике долгосрочные инвестиции.

Приток инвестиций в экономику и социальную сферу сдерживается многими факторами, обусловленными состоянием экономики России, социально-политической нестабильностью в стране.

Негативное влияние на привлечение инвестиций оказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею, жесткая и непоследовательная налоговая политика.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции. Правотворческая деятельность в этой сфере должна носить системный, комплексный характер, учитывать особенности инвестиций как объекта правового регулирования.

Легальное определение инвестиций содержится в статье 1 Закона об инвестиционной деятельности. В соответствии с этой статьей инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, па, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта.

Понятие инвестиций раскрывается и в других нормативно-правовых актах. Так, в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта, а капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Данное законодателем понятие инвестиции содержит обширный, но не исчерпывающий перечень материальных и нематериальных благ, которые могут быть инвестициями. Как инвестирование капитала может рассматриваться и заключение договора о совместной деятельности, предоставление целевых долгосрочных займов; заключение соглашений о передаче технологий, ноу-хау; лицензионные и лизинговые соглашения и т.д.

Из приведенных выше определений инвестиций также видно, что образующие инвестиции материальные и иные ценности, включая интеллектуальные, могут вкладываться как в предпринимательскую, так и в другие виды деятельности в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.

Что касается научной литературы, то в ней нет общепринятого определения инвестиций.

Рассматривая вопрос о правовых основах инвестиций и инвестиционной деятельности, необходимо отметить следующие характерные черты инвестиций. Инвестирование, как экономическое и правовое явление, есть свободная деятельность, основанная на собственном интересе инвестора, на свободе его воли, выборе цели инвестирования и средств ее достижения.

Свобода инвестирования есть разновидность экономической свободы.

Целью этой деятельности является получение максимально возможной прибыли либо достижение социального эффекта. Однако, реализуя свои интересы, инвестор способствует достижению общественного, публичного интереса.

Важное значение имеет и вопрос о видах инвестиций. Он также является сложным и не имеет однозначного ответа.

В юридической литературе инвестиции подразделяются на реальные, под которыми понимается долгосрочное вложение средств в отрасли материального производства и финансовые — вложения в кредитно-финансовой сфере, включая операции с ценными бумагами.

Инвестиции рассматриваются и в другом аспекте, в зависимости от цели инвестирования они подразделяются на экономические и потребительские. Под экономическими инвестициями понимается инвестирование с целью получения прибыли, а под потребительскими — вложение средств для удовлетворения тех либо иных потребностей в будущем, например, потребности в жилье, выделяют и так называемые интеллектуальные инвестиции (вложение средств в подготовку кадров, передачу опыта, ноу-хау, совместные научные разработки и др.).

Определение инвестиций находится во взаимосвязи с их фактическим осуществлением, с учетом этого фактора инвестиции подразделяются на:

–               прямые (вложения непосредственно в производство товаров, работ, услуг, строительство и реконструкцию объектов и другие реальные инвестиции);

–               ссудные (предоставление займов, кредитов);

–               "портфельные" (приобретение ценных бумаг) [2].

В составе реальных инвестиций выделяют:

–               инвестиции, идущие на замену изношенного или устаревшего оборудования (по объему они соответствуют амортизационным отчислениям и служат сохранению величины капитала);

–               инвестиции, идущие на развитие производства, на его расширение и повышение научно-технического уровня (они подразделяются на экстенсивные капиталовложения — направлены на увеличение производственных мощностей без изменения технологии и организации производства, и интенсивные — направленные на создание новых производственных мощностей или переоснащение действующих на новой технологической основе. Эти инвестиции приводят к созданию нового реального капитала или увеличению действующего);

–               инвестиции в запасы (к таким инвестициям относят вложение средств в сырье, вспомогательные материалы, продукцию поставщиков, необходимость в них может возникнуть при увеличении объемов производства).

Под финансовыми инвестициями, как уже отмечено, понимаются вложения в кредитно-финансовой сфере, включая операции с ценными бумагами. Осуществление финансовых инвестиций связано с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц. На практике не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия прибегают к различным источникам заимствования, в том числе к банковским кредитам, заимствованию средств на финансовых рынках и т.д. Выбор источников финансирования зависит от различных факторов: отрасли и сферы деятельности, размера предприятия, технологических особенностей его деятельности, специфики выпускаемой продукции, характера государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынком и т.д. Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования занимает эмиссия ценных бумаг и, прежде всего, акций и облигаций. В современных развитых странах облигационная масса корпораций составляет, как правило, от 10—15 до 60—65 процентов общих объемов эмиссии корпоративных ценных бумаг, что свидетельствует о важной роли облигаций как альтернативного источника инвестиций. Как перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики, корпоративные облигации рассматриваются в России[3].

Инвестиции осуществляются посредством инвестиционной деятельности, под которой понимается совокупность связанных с инвестированием практических действий. Инвестиционная деятельность представляет собой длящиеся отношения, ее субъектами могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, лица без гражданства, а также государства и международные организации. Осуществляется она на основе принципов добровольности инвестирования, равноправия участников, защищенности инвестиций.

Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Российской Федерации, субъектов Федерации и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность является сложной и многогранной по своему содержанию, по субъектному составу, по организации взаимосвязей между субъектами, ее участниками являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Участниками инвестиционной деятельности могут быть также страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и др.

Статья 3 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" раскрывает особенности правового статуса субъектов инвестиционной деятельности и выделяет в их числе инвестора, который является основным субъектом инвестиционной деятельности и необходимым звеном, одной из ключевых фигур в экономической системе.

В новых условиях хозяйствования в правовом статусе инвестора произошли существенные изменения, характерной его чертой сейчас является независимость в принятии решений, осуществляя инвестирование, инвестор стремится найти оптимальные решения, их выбор предопределяется имеющейся у инвестора информацией, уровнем его знаний, конкретной ситуацией. Инвестированию, как виду экономической деятельности, присущи коммерческий риск, использование комбинации факторов, стремление отобрать из множества вариантов наиболее эффективные, приемлемые. Основы правового статуса инвестора закреплены Конституцией РФ и получили развитие и конкретизацию в федеральных законах, других нормативно-правовых актах. Раскрытие его содержания имеет важное значение для признания физического либо юридического лица инвестором и предоставления ему предусмотренных законодательством гарантий и льгот. Понятие "инвестор" является базовым, системным, неоднозначным. Инвестирование, как вид экономической деятельности, и инвесторы, как субъекты, осуществляющие эту деятельность, имеют значительную специфику, обусловленную особенностями конкретного инвестиционного правоотношения, его субъектным составом, видами и объектами инвестирования. Инвестирование может осуществляться гражданами и юридическими лицами, государством и другими публичноправовыми образованиями. Существенным фактором, влияющим на правовое положение инвесторов и правовой режим инвестиций, является объект инвестирования. Осуществляющие инвестиционную деятельность субъекты, в частности коммерческие организации, могут решать посредством инвестирования свои собственные производственные и социальные проблемы, в данном случае возникает вопрос о соотношении понятий инвестирование и финансирование, либо могут осуществлять вложения в иные объекты, несвязанные непосредственно с их производственной и социальной деятельностью. Эти нюансы имеют существенное значение, могут оказывать влияние на правовой режим, инвестиций, на предоставление инвестору гарантий и льгот, следует подчеркнуть также, что само понятие "инвестор" не является статичным, оно трансформируется и его легальное определение должно учитывать это обстоятельство, при формировании правового статуса инвестора необходим новый методологический подход.

При рассмотрении правового статуса инвестора необходимо отметить широкое его содержание, многообразие и многогранность правовых связей инвестора. В процессе осуществления инвестиций инвесторы взаимодействуют с экономическими субъектами, с государственными органами, регулирующими инвестиционную деятельность, они могут выступать в качестве вкладчиков, заказчиков, кредиторов, а также выполнять функции других участников инвестиционной деятельности. Действующее законодательство наделяет инвестора широкими правами, инвестор вправе:

–               непосредственно или через посредников приобретать необходимое ему имуществo у граждан и юридических лиц на условиях, определяемых по договоренности сторон;

–               самостоятельно определять объемы и направления инвестирования, привлекать на договорной основе физических и юридических лиц для реализации инвестиций;

–               контролировать целевое использование инвестиций;

–               передавать свои полномочия по осуществлению инвестиций и использованию их результатов гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам;

–               владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиционной деятельности

Инвестор вправе осуществлять реинвестирование и другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Эти полномочия подчеркивают определяющую роль инвестора в инвестиционном процессе как субъекта, обладающего правом собственности, иным вещным правом либо титульным владением на инвестируемое имущество и имущественные права.

Права других участников инвестиционной деятельности законодательством не определены. Это означает, что все остальные участники инвестиционного процесса определяют круг своих полномочий по договоренности с инвестором и закрепляют их в договоре.

Вышеназванный перечень прав инвестора не является исчерпывающим, в договоре могут быть закреплены и другие права инвестора, если они не противоречат принципам действующего на территории РФ законодательства, не нарушают законных прав и интересов граждан, не наносят ущерба окружающей среде, а также не имеют целью ограничение конкуренции на товарных рынках. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности[4].

В экономике рыночного типа инвесторами являются, прежде всего, субъекты предпринимательской деятельности, но значительной остается и роль государства. Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и российский рынок. Государство обеспечивает расширенное воспроизводство принадлежащего ему основного капитала, создает условия для проведения предприятиями инвестиционной и технической политики, отвечающей интересам и приоритетам развития экономики в целом, содействует формированию на базе принадлежащих ему предприятий государственных холдингов и финансово-промышленных групп (ФПГ), интегрирующих финансовый капитал, торгово-сбытовые сети, производственный и научно-технический потенциал. Такие крупные промышленные корпорации способны взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала. На них должна быть возложена консолидированная ответственность по платежам налогов, гарантированию взаиморасчетов между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию необходимого уровня ликвидности. Расширение финансовой базы предприятий и развитие системы промышленных корпораций позволят задействовать дополнительные резервы экономического роста за счет сокращения издержек, дозагрузки производственных мощностей и эффективного использования рабочей силы. Особое значение имеет создание крупных интегрированных корпоративных структур в оборонном комплексе, с вовлечением в этот процесс технологически связанных предприятий. Несмотря на потери рыночных позиций и разрыв технологических цепочек, оборонные предприятия обладают все еще большим запасом прочности. Она обеспечивается уникальностью технологий, концентрацией на этих предприятиях высококвалифицированных специалистов, потенциальным спросом на их продукцию на внешнем рынке.

Важным участником инвестиционной деятельности является заказчик. Права и обязанности заказчика, его взаимоотношения с другими участниками инвестиционной деятельности определяются договором.

Участниками инвестиционного процесса являются и пользователи объектов инвестиционной деятельности. Пользователь — это субъект, для которого создавался объект инвестиционной деятельности.

Инвестор, заказчик и пользователь являются основными субъектами инвестиционного правоотношения. Наряду с ними в инвестиционной деятельности могут участвовать и другие субъекты, обеспечивающие реализацию инвестиционного проекта: исполнители работ, банковские, страховые и посреднические организации.

Исполнители работ — это лица, осуществляющие в соответствии с договором действия по реализации инвестиционного проекта. Круг их полномочий уже, чем у заказчика. Исполнитель выполняет конкретную работу за установленную в договоре плату. В качестве исполнителей работ могут выступать подрядчики, то есть физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать функции двух или нескольких участников инвестиционного процесса, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключаемым между ними.

К субъектам инвестиционной деятельности предъявляются определенные требования. Их обязанностью является использование инвестированных средств по целевому назначению, осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Федерации, иными нормативно-правовыми актами. В соответствии со статьей 6 Закона "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные нормы и стандарты, а также выполнять требования государственных органов, предъявляемые в пределах их компетенции[5]. Они должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.

Законодательством РФ предусмотрены ограничения инвестиционной деятельности. Запрещается, в частности, инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических и санитарно-гигиенических норм, установленных законодательством РФ, или нанесет ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.[6]

Законодательством регулируются отношения, связанные с приостановлением и прекращением инвестиционной деятельности.

Приостановление и прекращение инвестиционной деятельности возможно по решению инвесторов либо правомочного государственного органа. Если инвестиционная деятельность прекращается по решению инвесторов, инвесторы обязаны возместить другим участникам инвестиционной деятельности убытки, включая упущенную выгоду.

По решению правомочного государственного органа инвестиционная деятельность прекращается в случаях:

–               признания инвестора банкротом;

–               стихийных и иных бедствий, катастроф;

–               введения чрезвычайного положения;

–               если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, а также прав и интересов физических и юридических лиц и государства.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки или оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг.

Инвестиционная деятельность осуществляет посредством разработки и реализации инвестиционных проектов. Понятие инвестиционного проекта раскрывается в нормативных правовых актах. В частности, в Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" указывается, что инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционные проекты оцениваются с точки зрения их эффективности, критериями их оценки являются чистый приведенный эффект (прибыль), индекс рентабельности инвестиций, риск.

Инвестиции, как вложения в производственную и социальную сферу, и инвестиционная деятельность, как реализация этих вложений, представляют собой сложный и многообразный процесс, имеющий свои специфические черты, отражающие особенности этого вида деятельности[7].

Вложению средств предшествует изучение рынка, получение информации об объекте инвестирования, ее анализ и выводы о степени риска при инвестировании в тот или иной объект.

При этом в расчет принимаются и долгосрочные факторы, действие которых будет проявляться в будущем.

Инвестиционную деятельность можно рассматривать как ряд последовательных действий, которые называются инвестиционным процессом и условно подразделяются на две стадии.

На первой стадии инвестиционного процесса инвестор принимает решение о вложении временно свободных средств в качестве инвестиций. Затем проводится маркетинговое исследование с целью поиска объектов инвестирования, дающих наибольший эффект с точки зрения получения прибыли. Завершается эта стадия подписанием инвестиционного договора со всеми его участниками, т.е. закрепляется факт вложения средств в избранный объект предпринимательской деятельности, материальному или нематериальному благу придается статус инвестиций.

Вторая стадия включает в себя практические действия по реализации инвестиций. На этой стадии характерными являются действия по осуществлению инвестиционного договора. Практические действия по реализации инвестиций отличаются большим разнообразием по своему содержанию и правовым формам. Их существенными особенностями является то, что права и обязанности каждым участником инвестиционной деятельности осуществляются в соответствии с инвестиционным законодательством и в пределах полномочий, закрепленных в договорах, при этом участник инвестиционной деятельности не имеет права вмешиваться в деятельность других участников. Завершается данная стадия созданием объекта инвестиционной деятельности.

Деление инвестиционной деятельности на стадии является условным и имеет место при осуществлении прямых производственных инвестиций. При портфельной и ссудной инвестиционной деятельности совокупность практических действий по реализации инвестиций выражается принятием решения, выбором объекта, вложением средств в виде займа или кредита или приобретением акций, других ценных бумаг, а вторую стадию составляет получение прибыли от инвестиций[8].

В экономике рыночного типа инвестирование осуществляется, как правило, на договорной основе, права и обязанности участников инвестиционной деятельности определяются заключенными между ними договорами. Однако значительным является и влияние государства на инвестиционный процесс. Правовое регулирование инвестиций и инвестиционной деятельности является одной из важных государственных задач, сложной и многоплановой областью правотворчества и правоприменительной деятельности, частью процесса формирования правового государства. В настоящее время законодательство, регулирующее отношения в этой сфере, находится в стадии становления.

Изменения в политическом устройстве и экономике России обусловили необходимость совершенствования форм и методов государственного регулирования экономической деятельности вообще, и инвестиционной в частности.

Определенная работа в этом направлении уже проделана, инвестиционное законодательство развивается, находится в стадии формирования, но государственно-правовая доктрина в этой области правового регулирования в достаточной степени еще не разработана и препятствия правового характера притоку инвестиций сохраняются, правовое регулирование инвестиций отстает от назревших потребностей. Нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, принимаются спонтанно и вследствие этого действуют несогласованно и противоречиво, в правовом регулировании отсутствует системный подход. Проекты правовых нормативных актов, в том числе и федеральных законов, готовятся наспех, детально не продумываются, не обеспечивают необходимой полноты и комплексности правового регулирования. Многообразие актов, большое число органов, осуществляющих правовое регулирование в этой области, создали огромный массив неупорядоченных, несистематизированных актов, что затрудняет инвестиционную практику, процессы инвестирования капитала, правовая система России не обеспечивает в полной мере законодательной защиты прав и законных интересов инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, установленные законодательством гарантии, являются неэффективными, носят декларативный характер, не содержат механизмов реализации. Недостаточно ясными остаются вопросы о том, какие льготы должны предоставляться инвесторам, какова роль в регулировании инвестиционных отношений органов власти различных уровней, какие функции и в каком объеме должны осуществляться федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Эти вопросы должны быть решены в процессе дальнейшей работы по совершенствованию законодательной основы инвестиционной деятельности, развитие которой должно осуществляться в концептуально обновленном плане, учитывающем специфику возникших в ходе экономической реформы новых инвестиционных отношений. Важное значение приобретает в этой связи вопрос о том, какими правовыми нормами должны регулироваться инвестиционные правоотношения, об их правовой природе, отраслевой принадлежности. Если говорить в общем плане, не вникая в нюансы, то ответ на него известен. Общественные отношения, связанные с инвестициями, инвестиционной деятельностью, являются преимущественно гражданско-правовыми, они обладают общими с другими гражданско-правовыми отношениями чертами, являются волевыми имущественными общественными отношениями и регулируются нормами гражданского права.

Существенным свойством инвестиционного правоотношения, как возникающего на основе договора гражданско-правового отношения, является юридическое равенство сторон. Но, как уже было отмечено, инвестирование является сложной по своему содержанию деятельностью, между участниками инвестиционного процесса могут возникать различные по их правовой природе отношения, в том числе и отношения власти и подчинения, они могут иметь место, в частности, при заключении соглашений о разделе продукции, в других аналогичных случаях, когда инвестиционная деятельность существенно затрагивает публичные интересы общества и государства, не участвующих в инвестиционном договоре лиц. Большое значение имеет в этой связи исследование специфики инвестиционного правоотношения, характерных его особенностей, так как именно от сущности инвестиционных правоотношений зависит построение модели инвестиционного права и развитие законодательства, регулирующего инвестиционные отношения, соотношение методов публичного и частного права, объем гражданско-правового регулирования в данной сфере. Отношения, связанные с инвестированием, являются товарно-денежными отношениями, носят возмездный характер и существуют в рамках определенных организационно-правовых форм. По своей сути они являются частноправовыми, но с включением публичноправовых элементов. Представляется, что данное положение может быть взято за основу юридической характеристики инвестиционных правоотношений и правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Как и для других гражданско-правовых отношений, для инвестиционных правоотношений является характерным регламентирование не только нормативно-правовыми актами, но и условиями договоров, обычаями делового оборота, применение аналогии закона и аналогии права.

Регулируя инвестиционные отношения, законодатель вторгается в сферу поведения субъектов права лишь в той мере, в какой это необходимо для соблюдения публичных интересов, а также законных интересов других лиц, не состоящих в инвестиционном правоотношении.

При регулировании инвестиционных правоотношений используется гражданско-правовой (диспозитивный) метод, который дополняется присущим отраслям публичного права, в частности административному и финансовому, методом властных предписаний, субординации. Государственное регулирование инвестиционных отношений должно быть адекватным их правовой природе, учитывать их сложный субъектный состав и многообразие их видов. При осуществлении этой деятельности должен делаться акцент на поддержке и стимулировании позитивных процессов в инвестиционной сфере, ее содержанием должны быть прогноз, программирование, информирование, создание других благоприятных условий для осуществления инвестиций, а также надзор и контроль за соблюдением законности и правопорядка в данной области общественных отношений. Поскольку инвестиции как правовая категория имеют не только частноправовое, но и публичноправовое содержание, необходимо комплексно исследовать теоретические и практические правовые проблемы инвестирования с позиций общей теории права и отраслевых правовых наук: конституционного, гражданского, финансового, административного, муниципального и международного частного права и на основе полученных выводов сформулировать соответствующие положения о пределах, формах и методах государственного регулирования в инвестиционной сфере.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций. Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование инвестиций является комплексным по своему содержанию. Регулирующие инвестиционные отношения правовые нормы образуют в своей совокупности межотраслевой институт права.

Это обстоятельство должно учитываться при разработке концепции развития инвестиционного законодательства, она должна быть основана на оптимальном сочетании частноправовых и публичноправовых начал, учитывать особенности становления и развития инвестиционной деятельности в новых экономических условиях, сложившегося нового правопорядка в России. Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

 



[1] Потрубич Н.Н., Максутов Р.К.. Утечка капитала — важная составляющая экономической безопасности. Российское государство и углубление реформ в контексте глобализации мировых процессов, внешних и внутренних угроз безопасности России, борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18—20 апреля 2001 года). Выпуск 2. — М, 2002. С. 30.

[2] Кондрашкова О.Н. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том 2. Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. — М., 1994. С.154.

[3] Маковецкий М.Ю. Облигационные займы как инструмент привлечения инвестиций // Финансы. 2000. №7.

[4] Коммерческое право. Учебник. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. — СПб., 1998. С. 121, 122.

[5] На субъектов инвестиционной деятельности распространяются общие требования гражданского законодательства, то есть не допускаются действия, осуществляемые с намерением причинить вред другим субъектам правоотношений, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование ими прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения этих требований суд может отказать субъекту инвестиционной деятельности в защите принадлежащего ему права.

[6] В целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений, Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности, объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[7] Коммерческое право. Учебник. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. — СПб., 1998. С.124—127.

[8] Кондрашкова О.Н. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том 2. Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. — М., 1994. С. 154—156.


Источник информации:
Материал предоставлен гуманитарным факультетом Московского государственного индустриального университета (ГОУ МГИУ). ( )

Информация обновлена:01.01.2008


Сопутствующие материалы:
  | Персоны 
 

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru