Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Судьбы христианского социализма в России в XX веке.


Гавриленков, А. Ф.
2002

Аннотация: Опубликовано : Вестник МГИУ. Серия ¨Гуманитарные науки¨. № 1. - М. : МГИУ, 2002. - С. 57 - 65.
Полный текст документа:

Судьбы христианского социализма в России в XX веке

А. Ф. Гавриленков

Филиал МГИУ, г. Рославль

Первые ростки идей христианского социализма на русской почве были связаны с еретическими движениями стригольников, жидовствующих, учением Феодосия Косого. Стремление реализовать идеи равенства, братства и социальной справедливости заметно в учениях духоборцев и молокан.

Идеи христианского социализма нашли продолжение в творчестве русских философов во второй половине ХIХ — первой половине XX веков. В это время идеи христианского социализма получили развитие в достижении Царства Божьего на земле.

Идеи христианского социализма нашли отражение в деятельности религиозного реформаторства начала XX века, в обновленческом движении в православной церкви в 20—30-е годы, в программных документах партий, организаций, движений, относящихся к христианско-демократическому движению, получившему развитие в 90-е годы. Кроме того, идеи христианского социализма получили развитие в социальной политике Русской православной церкви последнего десятилетия XX века.

В начале XX века в России в рамках православной церкви получило развитие обновленческое движение. Данное движение стремилось реформировать консервативную позицию православной церкви. Причину консерватизма Русской православной церкви (РПЦ) П.К. Курочкин видел в теснейшей связи с царским самодержавием, в идеологической подчиненности духовенства светской власти[1]. Как отмечает Н.А. Трофимчук, православная церковь "выполняла роль идеологической санкции самодержавной власти, она сомкнулась с царизмом, превратилась в одно из ведомств его бюрократического аппарата"[2]. Такая позиция православной церкви вела к невозможности решать самостоятельно вопросы общественного развития. Православие выражало безразличие к вопросам жизни общества, поддерживая политику неравенства и социального угнетения, проводимую царским самодержавием. Для сравнения скажем, что католическая церковь во второй половине ХIХ века выработала относительно гибкую социальную политику, которая соответствовала духу времени.

В начале XX века возникают движения либерального обновленчества и христианского социализма. Идеи христианского социализма получили развитие в России во время и сразу после революции 1906 — 1907 годов. Они нашли отражение в творчестве священника Михайловского артиллерийского училища Г. Петрова, епископа Антонина (Грановского), профессора-протоиерея Т.Д. Попова, профессоров Киевской духовной академии М.А. Олесницкого и В.И. Экземплярского.

Архимандрит Михаил (Семенов) создал программу русских христианских социалистов. В программе представлены основы социальной политики партии христианских социалистов.

С резкой критикой социальной позиции русского православия выступил В.И. Экземплярский, считая, что "представители исторической церкви шли всегда позади социальных завоеваний гуманизма…"[3].

Епископ Антонин (Грановский) проповедовал социальное переустройство христианства, его обращение к жизни. Т.Д. Попов подчеркивал особую важность рассмотрения социального вопроса, необходимость уделять внимание общественной жизни христианства.

На позициях христианского социализма в период с 1905 года по 1917 год стоял С.Н. Булгаков. Учению марксизма С.Н. Булгаков противопоставил учение христианской церкви. С.Н. Булгаков создает свое представление об обществе социальной справедливости, равенства, братства. Таким обществом должно стать общество, в котором "нет социальной праздности, существует общая обязанность трудиться, отсутствует различие между богатыми и бедными"[4]. Философ стремился дать объяснение понятию "христианский социализм". Основой для объяснения данного понятия является положительное соотношение между христианством и социализмом.

Появление идей христианского социализма в России в начале XX века стало ответом на нарастание революционной борьбы в обществе, своеобразным противовесом социал-демократическому движению.

Заметим, что в начале XX века в России как либерально-обновленческое, так и христианско-социалистическое движения были слабыми. Ни одно из них не смогло внести изменения в социальную доктрину православной церкви.

Революционные процессы в российском обществе, произошедшие в 1917 году, не могли остаться незамеченными православной церковью. В период с октября 1917 года по 1922 год Русская православная церковь переживала трудные времена. Церковь была отделена от государства, школа от церкви. Вполне естественно, что церковь весьма болезненно отреагировала на эти решения новых государственных властей и тем более на репрессии против духовенства. Но в конце концов она заняла лояльную позицию по отношению к Советскому государству, провозгласившему в качестве главной своей цели переустройство общества на социалистических началах.

20—30 годы XX века в истории Русской православной церкви связаны с обновленческим движением. Возглавили обновленческое движение А.И. Введенский, Е.Н. Белков, В.Д. Красницкий, епископ Антонин. Объективно появление обновленчества было вызвано с изменениями в социальной, экономической и политической жизни России, произошедшими после Октября 1917 года. Руководящие круги РПЦ негативно отзывались об обновленческом движении, называя его церковной смутой[5].

П.К. Курочкин подчеркивает, что в период своего наивысшего подъема обновленческое движение пользовалось поддержкой почти половины православных приходов и половины (37 из 73) правящих архиереев[6]. Эти слова можно проиллюстрировать данными ГАСО (Государственного архива Смоленской области). Так, обновленческое движение было широко распространено в трех уездах Смоленской губернии (Дорогобужском, Ярцевском, Ельнинском) и частично трех уездах (Сычевском, Вяземском, Смоленском)[7].

В обновленческом движении образовалось несколько групп и организаций, поставивших перед собой задачу модернизации церковной жизни, сохранения влияния православной церкви на верующих. К таким группам относились группы "Живая церковь", "Церковное возрождение", "Союз общин древнеапостольской церкви" (СОДАЦ), "Свободная трудовая церковь", "Свободная народная церковь", "Пуританская партия революционного духовенства и мирян". Они хотя они и признавались "нецерковными", тем не менее, в их деятельности также проявлялось стремление к обновлению церковного курса.

Характерной чертой всех групп и партий обновленческого движения была их полная поддержка социальной политики Советского государства. Эти группы ставили своей целью восстановить жизненную силу церкви и "спасения ее в новых условиях русской государственности"[8]. Обновленчество пыталось не только восстановить влияние православной церкви, но и избежать изолированности церкви в строящемся социалистическом обществе[9].Именно в этот период развития православной церкви и возникновения обновленческого движения обнаруживается стремление реализовать идеи христианского социализма. Каждая группа стремилась реализовать идеи равенства, братства и социальной справедливости в обществе и церкви.

Все вышеперечисленные группы связывали свою деятельность с пропагандой идей перехода к истокам первоначального христианства, но при этом пытались еще по-своему оказать влияние на верующих. Обновленцы пытались убедить общество, прихожан в том, что коммунистические идеи не представляют новую веху в истории общественной мысли и являются лишь возрождением идей первоначального христианства.

Желание восстановить влияние православной церкви на народные массы после Октября 1917 года приводило обновленцев иногда, как может показаться на первый взгляд, к поразительным выводам. Так, Б.В. Титлинов, характеризуя социалистическую идею, утверждал, что из "области теории социалистическая идея перешла в область жизни, получила возможность реального воплощения... Революционные методы борьбы за человеческое благо, по-видимому, оправдали себя и действительно дали то, к чему стремилось человечество"[10]. Обновленцы не могли не признавать того, что социализм добился в России победы, видели в нем союзника новых социальных преобразований.

Представители движения стремились показать сходство обновленческих идей с идеями первоначального христианства и социализма. Обновленцы стремились убедить верующих, общество в целом в том, что идеалы христианства совпадают с идеалами социализма и коммунизма: "Идеал социализма — христианский идеал. Идеал коммунизма — христианский идеал"[11].

Идеализация идей первоначального христианства, трактовка их в духе коммунизма, приближала обновленцев к христианскому социализму. Обновленцы использовали идеи христианского социализма для достижения своей главной цели — восстановить жизнеспособность православной церкви[12]. Они видели истоки своего движения в социальных и философских взглядах Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, в религиозном реформаторстве конца XIX — начала XX века, в философских взглядах французского христианского социалиста Ф.Р. Ламенне[13]. Признавая социальное переустройство общества после 1917 года, обновленцы применяли только эволюционные методы развития общества.

В 1946 году обновленчество прекратило свое существование. Русская православная церковь, расправившись с обновленческим движением, уже в 50—60-е годы XX века вынуждена была признать правоту позиций обновленчества по социальному вопросу.

Опираясь на наследие религиозных реформаторов конца ХIХ — начала XX веков, обновленческого движения 20—40-х годов, современная православная церковь стремится переосмыслить свою социальную позицию. В 50—60-е годы Русская православная церковь стала склоняться к модернизму. Все чаще звучали нотки критицизма по отношению к церковной традиции. По сути дела шел процесс социальной адаптации православной церкви к существованию в социалистическом обществе[14].

В постсоветское время в России происходит усиление влияния Русской православной церкви. Возрождаются храмы и монастыри, духовные общества, возрождается благотворительная и просветительская деятельность православной церкви[15].

Одним из важнейших вопросов внутренней жизни православной церкви на современном этапе развития является социальная работа. Особое внимание православная церковь уделяет работе в медицинской области, оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам из ближнего зарубежья. В сфере деятельности православной церкви находятся пожилые и больные, немощные и нуждающиеся люди[16]. Православная церковь рассматривает как одно из приоритетных направлений укрепление и развитие семьи и поддерживает многодетные семьи, детей, лишенных родителей.

РПЦ отмечает падение нравственности в российском обществе. В выступлениях иерархов РПЦ, в различных публикациях лейтмотивом проходит мысль о том, что идет процесс развращения общества, пропаганды лжи и обмана, поклонения культу силы.

Как отрицательные явления в жизни общества рассматриваются церковью преступность, алкоголизм, наркомания, кризис семьи, проблема абортов. Она считает, что в российском обществе нормой жизни становятся жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой.

 Русская православная церковь считает своим долгом напоминать государственной власти и обществу о тяжелом положении людей. В современных условиях важное значение приобретает благотворительная деятельность религиозных обществ, союзов, учреждений, объединений. В статье 18 Закона "0 свободе совести и о религиозных объединениях" отмечается, что религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Благотворительная деятельность осуществляется по нескольким направлениям: материальная и моральная поддержка социально уязвимых групп населения; медицинская помощь; социальная реабилитация населения, миротворчество; духовно-просветительская и религиозно-возрожденческая деятельность. Исходя из направленности деятельности благотворительных организаций и объединений, можно сделать вывод о масштабах этой деятельности и той значимости, которая придается ей[17].

Рассмотрев деятельность Русской православной церкви на современном этапе развития, можно сделать следующий вывод. РПЦ переосмыслила свою традиционную позицию в отношении социальных вопросов. Стремление решать социальные вопросы сблизило позицию Русской православной церкви на современном этапе развития с позициями обновленческого движения в 20—40-е годы XX века. Идеи равенства, братства, свободы и социальной справедливости, характерные для христианского социализма, стали основой социальной политики, проводимой церковью. Тем более в современных условиях, когда все более проявляется бездуховность в обществе, становится актуальной идея нравственного совершенствования человека.

Нужно заметить, что исследователи современного развития православия не без оснований заявляют, что Русская православная церковь не имеет социальной доктрины. Восполнить данный пробел стремится российская христианская демократия.

В современной России наблюдается усиление активности политических партий, движений и союзов, формирующих свою политику на основе христианских ценностей. Само усиление политической активности организаций и движений христианско-демократической направленности вызвано развитием процесса политических реформ в конце 80-х — начале 90-х годов. Особую активность проявляет Российское христианское демократическое движение (РХДД), Христианско-демократический союз — Христиане России (ХДС-ХР), Христианско-демократический союз России (ХДСР), Российская христианско-демократическая партия (РХДП), Христианское социальное движение (ХСД), Всероссийский христианский союз (ВХС), Православная конституционно-монархическая партия России (ПКМПР).

Указанные партии, движения и союзы демонстрируют открытый разрыв с коммунистической идеологией государства, придерживаются деидеологизации и департизации общества.

ПКМПР провозглашает в основе своей деятельности насильственные методы борьбы в обществе. Ярким проявлением новой социальной доктрины у христианских партий, движений и союзов в отношении к российскому обществу, является программа РХДД, основанного в 1990 году. РХДД стремится отстаивать следующие положения: обеспечение прожиточного минимума гражданам России; повышение социального обеспечения пенсионеров, инвалидов, сирот; отмена привилегий в области социальной обеспеченности; максимальная занятость граждан; создание свободных профсоюзов; улучшение условий труда работающих россиян; введение единой системы льгот и пособий на воспитание детей; разработка нового жилищного законодательства; отказ от привилегий в области медицинского обслуживания населения; усиление социальной защиты военнослужащих[18].

ХДСР отстаивает приоритет прав человека перед интересами государства, свободу, права и достоинство человека. ХДСР строит свою работу на утверждении основных ценностей христианской этики — любви, милосердии, справедливости и солидарности[19].

РХДП выдвигает следующие задачи: деидеологизация государства через равноправие всех идеологий; приоритет прав личности перед интересами государства; обеспечение гражданских прав и свобод; обеспечение материального благополучия общества путем создания многоукладной экономики; социальная защита граждан; установление отношений гармонии между человеком и природой; установление минимального прожиточного минимума; введение пособий по безработице и бедности; индексирование пособий; предоставление займов и льгот учащимся и студентам; создание жилищной программы. Одно из приоритетных направлений социальной политики РХДП считает семью.

ХДС-ХР отстаивает приоритет личности перед интересами государства, приведение социального уровня жизни общества в соответствии с возможностью сохранения гражданского достоинства каждым человеком.

Партии, союзы и движения стремятся реализовать идеи равенства, братства, свободы и социальной справедливости в обществе.

Резюмируя материалы статьи можно сделать следующие выводы. В XX веке идеи христианского социализма оказали влияние на идеи религиозного реформаторства начала XX века. В обновленчестве 20—40-х годов XX века с большей яркостью проявилась попытка реализовать идеи христианского социализма. Идеи христианского социализма нашли отражение в деятельности Русской православной церкви на современном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. — М., 1969.

2. Трофимчук Н.А. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. 09.00.06. — М., 1991.

3. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. — Киев,1913.

4. Шейнман М.М. Христианский социализм. История и идеология. — М., 1969.

5. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. М., 1989.

6. Кузнецов А.Н. Воспоминания о епископе Фаддее (Успенском) // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 3—4.

7. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

8. ГАСО. Фонд № 3105.Опись № 1, ед. хранения № 2. О религиозном фронте по губернии и методах содержания и организационных формах антирелигиозной работы.

9. Программа церковного обновленчества. Отд. издание Священного синода Российской православной церкви. — М., 1924.

10. Титлинов Б.В. Смысл обновленческого движения в истории. — Самара, 1926.

11. Титлинов Б.В. Новая церковь. — Пг–М., 1923.

12. Скворцов-Степанов И.И. О "Живой церкви". — М., 1922.

13. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. — Казань, 1970.

14. Элбакян Е.С. Критический анализ христианский трактовки социальной справедливости. Диссертация … кандидата философских наук. — М., 1989.

15. Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 1.

16. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 1.

17. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997.

18. Хаустова И.А. Христианская демократия в России: социально-философские истоки и проблемы политической ангажированности: Автореферат … дис. канд. философских наук. — М., 1997.

19. Куксин А.Н. Кодин Е.В. Политические партии в России. — Смоленск, 1993.

20. Кто есть что. Политическая Москва. — М., 1993.

21. Политические партии России // Деловая жизнь. 1996. № 6.


[1] Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. — М., 1969. С. 7.

[2] Трофимчук Н.А. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианское движение в СССР. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. 09.00.06. — М., 1991. С. 224.

[3] Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. — Киев,1913. С. 2.

[4] Шейнман М.М. Христианский социализм. История и идеология. — М., 1969. С. 142.

[5] Кузнецов А.Н. Воспоминания о епископе Фаддее (Успенском) // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 3—4. С. 69—75.

[6] Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971. С. 67.

[7] ГАСО. Фонд № 3105.Опись № 1, ед. хранения № 2. О религиозном фронте по губернии и методах содержания и организационных формах антирелигиозной работы. С. 12.

[8] Программа церковного обновленчества. Отд. издание Священного синода Российской православной церкви. — М., 1924. С. 2.

[9] Титлинов Б.В. Смысл обновленческого движения в истории. — Самара, 1926. С. 6.

[10] Титлинов Б.В. Новая церковь. — Пг–М., 1923. С. 72.

[11] Скворцов-Степанов И.И. О "Живой церкви". — М., 1922. С. 25.

[12] Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. — Казань, 1970. С. 138.

[13] Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. — Казань, 1970. С. 138.

[14] Элбакян Е.С. Критический анализ христианский трактовки социальной справедливости. Диссертация … кандидата философских наук. — М., 1989. С. 129.

[15] Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 1. С. 11.

[16] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Смоленские епархиальные ведомости. 1997. № 1. С. 15.

[17] Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997. С. 84.

[18] Куксин А.Н. Кодин Е.В. Политические партии в России. — Смоленск, 1993. С. 134—138.

[19] Кто есть что. Политическая Москва. — М., 1993. С. 481.


Источник информации:
Материал предоставлен гуманитарным факультетом Московского государственного индустриального университета (ГОУ МГИУ). ( )

Информация обновлена:01.01.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru