Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Образование и деятельность Временного правительства Австрии, апрель-ноябрь 1945 г. /


В. Ф. Белявский.

Белявский, В. Ф.,

Полный текст документа:

В. Ф. Белявский, аспирант

Образование и деятельность Временного правительства Австрии, апрель-ноябрь 1945 г.

Исследование правовой формы и особенностей восстановления независимого австрийского государства в послевоенный переходный период не только представляет научный интерес, но и чрезвычайно важно для понимания всего последующего внутриполитического развития Австрии. Между тем в советской литературе посвященные этому периоду работы[1] выполнены в основном в историческом плане и в меньшей степени затрагивают государственно-правовые аспекты.

Своим восстановлением в качестве независимого и суверенного государства Австрия обязана прежде всего Советскому Союзу, который, являясь активным поборником независимости и суверенитета наций, последовательно выполнял принятую на Московской конференции трех держав в 1943 г. Декларацию об Австрии,[2] дав тем самым возможность австрийскому народу строить государство на новой основе.

Для восстановления независимого австрийского государства в соответствии с Декларацией об Австрии необходимо было создать общеавстрийский правительственный орган, который осуществлял бы государственную власть. Особенность образования его в Австрии состояла в том, что в стране не было правомочных органов, так как не было ни органов антифашистского движения Сопротивления, ни правительства, наделенного законодательными и исполнительными функциями, способного выступить от имени австрийского народа и приступить к восстановлению государственности. В таких условиях Коммунистическая партия Австрии на совещании ее руководящих работников в июне 1944 г. выдвинула идею образования в стране на широкой демократической основе Временного правительства. При этом австрийские коммунисты считали, что оно при поддержке всех демократических сил и единства народа создаст демократическую австрийскую народную республику. Для этого компартия наметила конкретные задачи Временного правительства по демократизации страны.[3]

76

К середине апреля 1945 г. политические партии[4] образовали блок демократического единства, принявший 24 апреля 1945 г. на совещании лидеров трех партий чрезвычайно важные государственно-право­вые акты — Прокламацию о независимости Австрии и Декларацию правительства — и создавший Временное правительство. 27 апреля 1945 г. эти документы были обнародованы и с 1 мая приняли силу закона (StGBl, № I).[5] Этот день считается официальной датой образования Временного правительства и рождения Второй Австрийской Республики.

Политические партии в Прокламации о независимости Австрии заявили об отмене навязанного силой аншлюса и провозгласили независимость страны. Они торжественно обещали восстановить австрийское государство на демократической основе, при этом намечались ближайшие задачи по демократизации политического и экономического строя и прежде всего — запрещение нацистской партии и привлечение к уголовной ответственности нацистских преступников, отмена всех расовых фашистских законов и всего гитлеровского законодательства, введение прогрессивных законов Австрии. Временное правительство заявило в Декларации (ст. 1), что «демократическая Австрийская Республика восстанавливается в духе Конституции 1920 г.».

В коалиционное правительство было включено: 10 представителей коммунистической, 11 — социалистической, 9 — народной партий и 3 — беспартийных. Правительство возглавил социалист Карл Реннер, занявший пост государственного канцлера и министра иностранных дел. Организационно в правительство входил Политический правительственный совет, в составе которого были государственные секретари без портфеля при канцлере — И. Коплениг (коммунистическая партия), А. Шерф (социалистическая партия), Л. Кушнак (народная партия), вскоре замененный Л. Фиглем. Политический совет был не только правительственным исполнительным органом, так как его члены по существу являлись вице-канцлерами, но и наделялся правами главы государства. Он давал правительству советы по важнейшим политическим вопросам. Работа Политического совета проходила под председательством канцлера.[6] Кроме того, в правительство входило девять статс-секретарей, возглавлявших государственные ведомства (министерства). Статс-секретарями были два члена коммунистической, два — социалистической, три — народной партий и два — формально беспартийных. Каждый из статс-секретарей имел в качестве заместителей двух представителей от других партий для оказания помощи и взаимного контроля.[7]

Коммунисты в правительстве заняли посты государственного секретаря внутренних дел (Ф. Хоннер) и государственного секретаря народного просвещения и культуры (Э. Фишер).[8]

В соответствии с Декларацией об Австрии Временному правительству были переданы основные функции по управлению страной. Со-

77

ветский Союз вскоре первым признал Временное правительство единственным верховным правительственным органом Австрии.

Деятельность Временного правительства как верховного законодательного и исполнительного органа осуществлялась в своеобразных условиях, которые заключались в том, что до осени 1945 г. его власть не распространялась на западные провинции Австрии, оккупированные западными державами. Последние, взяв курс на создание реакционного австрийского государства, не признали Временное правительство и установили в освобожденных ими западных провинциях неограниченный военный оккупационный режим.[9]

Свою деятельность правительство начало с восстановления конституционных основ австрийского государства. Однако принятие конституции показало, что в правительстве есть силы, которые на деле выступают против восстановления Конституции 1920 г. — самой демократической конституции в истории Австрии. Вопреки своему обещанию Временное правительство голосами представителей социалистической и народной партий приняло решение о восстановлении Конституции 1929 г., призванной по замыслу реакции не допустить развертывания демократической инициативы австрийских трудящихся после второй мировой войны. Принятие Конституции 1929 г. первым конституционным переходным законом от 1 мая 1945 г. (StGBl, № 4) не означало, что в стране вводились парламентские формы жизни. Это оказалось невозможным из-за сложившегося чрезвычайного положения: вначале военные действия на территории Австрии, затем раздел страны фактически на две зоны и непризнание де-факто и де-юре Временного правительства западными государствами. Ввиду .этого ст. 4 конституционного закона от 1 мая 1945 г. № 4 гласила: «Абз. 1. Вместо положений федерального конституционного закона от 1 мая в редакции 1929 г., которые вследствие бездействия парламента в Австрии с 5 марта 1933 г., а также из-за насильственной аннексии или военных действий фактически стали неосуществимы, вступают в силу положения конституционного закона о временном устройстве австрийской республики.

Абз. 2. Указанный в абзаце первом конституционный закон теряет силу спустя шесть месяцев после созыва первого народного представительства, избранного на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права».

Положения конституционного закона о временном устройстве Австрийской Республики вступили в силу с 1 мая 1945 г. (StGBl, № 5) одновременно с принятием первого конституционного закона и назывались временной конституцией, которая органически дополняла Конституцию 1929 г., ничем не отличаясь от нее, за исключением того, что закрепляла вместо федеративной унитарную форму государственного устройства. В соответствии с временными конституционными положениями законы и постановления центрального правительства действовали на территории всего государства, это правило распространилось и на исполнительную власть. Вопросы компетенции земель подлежали дальнейшему урегулированию. В этой связи абз. 1 § 4 закона № 5 временной конституции содержал важное положение о том, что будущий парламент должен определить, будет ли сохраняться в стране федеративное государственное устройство, предусмотренное Конституцией 1929 г. Кроме того, временная конституция предусматривала не избрание, а назначение (по предложению трех партий, причем решающее слово оставалось за Временным правительством) времен-

78

ных земельных (провинциальных) правительств, начальников уездов и бургомистров городов.

Таким образом, восстановлением Конституции 1929 г. в Австрии были юридически закреплены буржуазные общественные и государственные устои, и прогрессивное развитие конституционной основы в дальнейшем целиком зависело от активности демократических сил.

Перед Временным правительством в первые дни его деятельности встали неотложные задачи по ликвидации фашистских государственных органов власти и восстановлению австрийского государственного и административного аппарата. Эти задачи облегчались тем, что австрийские государственные органы власти успешно создавались по мере освобождения австрийской территории и при активной поддержке местного населения победоносной Советской Армией. Командование 3-м Украинским фронтом ввело в действие специально разработанное Временное положение о военных комендатурах на занятой советскими войсками территории Австрии. Это распоряжение обязывало военных комендантов руководствоваться Декларацией об Австрии, Заявлением Советского правительства об Австрии и Обращением командования Советской Армии к жителям г. Вены. Временное положение отменяло все законы, изданные в период гитлеровского режима, распускало нацистскую партию и все примыкавшие к ней организации, при этом рядовые члены партии не подвергались уголовному наказанию и не преследовались, если они лояльно относились к Советской Армии. Функции гражданской власти в соответствии с Положением впредь до образования австрийских органов власти возлагались на назначаемых военными комендантами временных бургомистров (старост), которым рекомендовалось привлекать себе в помощь демократически настроенных лиц. Военным комендантам предписывалось все необходимые мероприятия осуществлять через бургомистров.[10] Благодаря тесному сотрудничеству советского командования с австрийскими органами власти удалось быстро обеспечить создание австрийских государственных органов управления. 10 июня 1945 г. был принят временный закон об общинах, который возродил институт общинного управления, существовавший до аншлюса. Восстановление австрийских государственных органов власти в основном закончилось принятием Закона от 20 июля 1945 г. «О компетенции органов власти». Он окончательно ликвидировал германскую систему правления и полностью передал ее функции австрийским органам власти.[11] Принципы административно-территориального деления страны и соответствующей .организации государев венного аппарата Временным правительством были унаследованы от Первой Австрийской Республики. Создавался, таким образом, буржуазно-республиканский государственный аппарат.

Разумеется, для демократических сил страны восстановление старого буржуазного государственного аппарата не означало, что он будет стар и по содержанию. Демократические силы во главе с компартией делали все, чтобы передать органы власти в руки демократически настроенных лиц, превратить их путем демократизации из аппарата господства буржуазии в аппарат новой власти, который отражал бы интересы широких масс трудящихся во главе с рабочим классом. Более того, министры-коммунисты Временного правительства выступили инициаторами создания некоторых новых звеньев государственного аппарата. Так, распоряжением коменданта г. Вены старая полиция была

79

ликвидирована, ее заменила система временных групп полицейского содействия комендатуры г. Вены.[12] В состав этих групп назначались честные, патриотически настроенные граждане, антифашисты, участники австрийского движения Сопротивления, они действовали в интересах австрийского народа.

Эти завоевания демократических сил способствовали тому, что реакционная часть австрийской буржуазии не смогла создать, в отличие от первой республики, мощного государственного бюрократического аппарата, способного проводить наступательную тактику на демократические права трудящихся.

Однако в вопросе образования государственного аппарата не все отвечало требованиям демократических сил. Лидеры социалистической и народной партий с самого начала взяли курс на укрепление чиновничьего буржуазно-бюрократического государственного аппарата. Об этом свидетельствовал предложенный ими проект «Переходного закона о чиновниках». Проект предусматривал назначение государственного служащего в зависимости от его профессиональной службы.[13] Принятие такого закона почти совершенно закрыло бы доступ в звенья государственного аппарата выходцам из народа, борцам-антифашистам. Поэтому представители коммунистической партии в правительстве настояли на том, чтобы в законопроект был внесен пункт, согласно которому на государственную службу принимались бы не только лица, имеющие образовательный ценз, но и те, кто с оружием в руках боролся за независимость Австрии (StGBl, № 134). В результате усилий представителей компартии принятый с поправками «Закон о чиновниках» открыл широкую возможность демократизации государственного аппарата. Но предписания об исполнении этого закона не были изданы ни Временным правительством, ни последующими прави­тельствами, он так и не был по существу претворен в жизнь. В таких условиях только министерства внутренних дел и просвещения, возглавляемые коммунистами, стали на путь решительной демократизации указанных органов государственного аппарата. Однако полное равнодушие к их мероприятиям представителей социалистической и народной партий, входящих в состав Временного правительства, и упорное сопротивление реакционных элементов, окопавшихся в низовых органах государственного аппарата, свели впоследствии эти усилия к минимуму.

Стремление большинства членов Временного правительства создать реакционный буржуазный бюрократический государственный аппарат привело к тому, что в нем ответственные посты занимали реакционно настроенные элементы, вчерашние нацисты, надевшие демократическую маску. Таким образом, Временное правительство вместо немедленной демократизации государственного аппарата заняло позицию затягивания принятия законов, предписаний и распоряжений в этой области, не говоря об «эффективном» их исполнении, с целью скорейшей реставрации старого буржуазно-бюрократического аппарата, укомплектованного профессиональными буржуазными чиновниками, значительная часть которых разделяла нацистские взгляды.

Не менее убедительными аргументами, свидетельствующими не в пользу Временного правительства, являлась и вся его законодательная деятельность. Временное правительство обнаружило стремление

80

как можно быстрее создать законами, постановлениями, распоряжениями юридическую основу для функционирования буржуазного государства и воспрепятствовать тем самым всякому развитию новых форм демократии. Вместе с тем правительство также вынуждено было принять много важных законов демократического содержания, большинство которых оставалось на бумаге и не достигало цели. Наблюдалось явное несоответствие законодательной и исполнительной власти.

Восстанавливая национальную экономику, разрушенную в период войны, Временное правительство, уступая давлению демократических сил во главе с коммунистической партией, приняло ряд законов о на­ционализации. Из них два закона — «О репатриации» от 10 мая 1945 г. и «О государственной собственности» от 21 августа этого же года — имели чисто декларативный характер. 5 сентября 1945 г. был принят закон о национализации электроэнергии, горнодобывающей, нефтяной промышленности, черной металлургии, электротехнических предприятий по производству оборудования для токов Высокого напряжения, промышленных и транспортных средств, отвечающий задачам национализации, однако он охватывал сравнительно узкий круг промышленных предприятий и также носил скорее декларативный характер, чем практический.

Приступая к денацификации страны, Временное правительство в соответствии с Прокламацией о независимости приняло ряд важных мер, запрещавших нацистскую партию и ее деятельность и предусматривавших уголовную ответственность бывших активных нацистов. Такими мерами являлись «Запретительный закон» от 8 мая 1945 г. (StGBl, № 13), Законы о регистрации национал-социалистов (StGBl, № 18, № 40), распоряжение министерства внутренних дел от 12 мая этого же года о регистрации бывших членов нацистской партии.[14] Принятые законы о денацификации были явно несовершенны. Так, «Запретительный закон» изобиловал массой неопределенных, туманных формулировок, оставлял лазейки для его обхода даже бывшим видным нацистам, за что подвергся резкой критике со стороны коммунистов. Член правительства коммунист Ф. Хоннер внес новый законопроект «О военных преступлениях» (StGBl, № 32), который наиболее полно отвечал задачам денацификации. Однако после принятия указанного закона лидерами народной и социалистической партий было сделано все, чтобы он не был претворен в жизнь.

Многие законы Временного правительства, принимавшиеся по инициативе и под давлением демократических сил, отвечали интересам широких масс трудящихся. Так, Закон «О восстановлении рабочих палат» от 20 июля 1945 г. (StGBl, № 95) предусматривал подразделение палат на секции рабочих и служащих и устанавливал состав и порядок созыва их членов. Рабочие палаты восстанавливались в промышленности, в горном деле, в ремесле, в торговле и т. д., они являлись органами общественного контроля. В известной мере на защите прав и интересов трудящихся масс стояли законы: «О восстановлении социального страхования» (StGBl, № 104), «О промышленности и инспекции» (StGBl, № 94), «О коллективных договорах». 17 июля 1945 г. был принят очень важный закон в защиту интересов беднейших слоев, по которому борцы за независимость Австрии получили право на материальную поддержку правительства (StGBl, № 90). Кроме того, правительство утвердило ряд валютно-финансовых законов, укрепивших денежное обращение в стране и предотвративших «наводнение»

81

австрийского рынка обесцененными марками, что в некоторой степени облегчило материальное положение трудящихся.

Однако члены социалистической и народной партий, вынужденно проголосовав за демократические законы, на деле приняли все меры, чтобы сорвать их проведение в жизнь.

Характеризуя законодательную деятельность правительства, «Os-terreichische Volksstimme» отмечала: «Законы, принятые правительством, только в том случае станут подлинно демократическими, если народ их поймет, осуществит и сделает их своим оружием. Народ, его органы и организации должны вдохнуть жизнь в правительственные законы и гарантировать их авторитет».[15]

К осени 1945 г. стало ясно, что деятельность Временного правительства не отвечала его историческому назначению. Оно не стало органом преобразования буржуазного государства в государство подлинной демократии. Это привело к тому, что в стране по существу не было проведено до конца ни одной важной демократической реформы, особенно в сельском хозяйстве, где продолжали господствовать буржуазно-помещичьи порядки.

В таких условиях правые лидеры социалистов, давно перестав защищать интересы рабочего класса и игнорируя мнение рядовых членов партии, стремившихся к единству с компартией, взяли резкий курс вправо на союз с буржуазной народной партией.[16] Раскол единства рабочего движения резко изменил внутриполитическую ситуацию в Австрии, которая осложнилась еще и тем, что к этому времени начал складываться союз внутренней и международной реакции. В западных провинциях не без благословения оккупационных властей велась широкая сепаратистская пропаганда за отделение этих провинций и включение их в состав Западной Германии, если во Временном правительстве возьмут верх демократические элементы.[17] Над австрийским государством нависла реальная угроза его целостности.

В августе 1945 г. Советское правительство, руководствуясь интересами демократического развития австрийского государства и укрепления его единства, внесло на Потсдамской конференции предложение о распространении компетенции Временного правительства на всю Австрию, однако западные государства по существу отказались от этого предложения, согласившись обсудить его лишь после того, как их войска в соответствии с «Соглашением о зонах оккупации и об управлении г. Вена» вступят в город.[18] И только к осени 1945 г., когда Временное правительство показало себя ярым сторонником сохранения буржуазного государства, западные державы взяли курс на использование его для укрепления капиталистических порядков во всей Австрии. Поворот к этому курсу обозначился после вступления войск западных государств в Вену (25 августа 1945 г.) и установления прямого контакта с лидерами народной и социалистической партий. Окончательно изменилось отношение западных стран к Временному правительству после укрепления его правого крыла рядом реакционных деятелей из западных провинций Австрии, ориентировавшихся на западные государства, на конференции представителей австрийских провинций (24

82

сентября в Вене), обсуждавшей вопросы создания единого управления, не разделенного на зоны оккупации.[19] 20 сентября 1945 г. четыре великие державы направили Временному правительству меморандум о era признании. Причем только Советский Союз одновременно с этим известил правительство о возобновлении дипломатических отношений между СССР и Австрией и предложил обменяться дипломатическими представителями соответствующего ранга. Западные державы, согласившись распространить компетенцию Временного правительства на западные провинции Австрии, юридически его не признали. Свое признание они поставили в зависимость от желания правительства сотрудничать с ними.[20]

В таких условиях началась предвыборная кампания в стране. Первые в Австрии после 1930 г. выборы в парламент и провинциальные ландтаги состоялись 25 ноября 1945 г. Они проводились на основе избирательного закона, принятого Временным правительством в октябре 1945 г. (StGBl, № 198), в основу которого был положен избирательный закон 1919 г. Согласно этому закону все мужчины и женщины австрийского гражданства по достижении 21 года получали активное, а с 29 лет пассивное избирательное право, независимо от национальности, вероисповедания и имущественного ценза. Избирательного права лишались все, состоявшие с 1 июня 1938 г. по 27 апреля 1945 г. в рядах нацистской партии, СС, СА или числившиеся кандидатами в нацистскую партию.

Выборы, проведенные без предварительной серьезной денацификации, без глубокой демократизации, без осуществления решительных социальных и политических реформ, в условиях раскола единства рабочего движения и сложившегося союза австрийской и международной реакции показали, что абсолютное большинство мандатов в Национальном совете (нижняя палата парламента) получила народная партия — 85 (социалистическая — 76, коммунистическая — 4 мандата) ,[21] Исход выборов в парламент привел к изменению соотношения политических сил в стране. Место Временного правительства в соответствий с представленным количеством мандатов заняло правительство «народной концентрации», образованное лидером народной партии Л. Фиглем.

С окончанием деятельности Временного правительства закончился так называемый переходный период. Равновесие политических сил в, новом правительстве сложилось в пользу буржуазной народной и социалистической партий. Австрийское государство, таким образом, не пошло по подлинно демократическому пути, указанному странами народной демократии. Причины этого, на наш взгляд, сводятся к следующему.

1. Слабость в стране демократических сил, которые не смогли организовать во время второй мировой войны широкое антифашистское движение Сопротивления, недостаточность теоретической подготовки и опыта борьбы коммунистической партии с врагами демократии оказали отрицательное влияние на политическую послевоенную ситуацию.

2. Раскол страны на две части и присутствие на 2/3 территории Австрии оккупационных войск западных государств, не проведших, несмотря на взятые международные обязательства, демократизации, денацификации и демилитаризации, дали возможность внутренней реакции завладеть политической инициативой в стране.

83

3. Восстановление Конституции 1929 г. не создало правовой основы и юридической базы демократизации общественного и государственного строя Австрии.

4. В стране не было последовательно проведено для установления подлинно демократических порядков ни одной реформы во всех областях государственной, политической, экономической и культурной жизни.

5. Временное правительство не смогло сплотить демократические и прогрессивные силы, в чем главным образом повинны лидеры социалистической партии, отказавшиеся от единства рабочего и всего демократического движения, опираясь на которое оно смогло бы вывести государство на подлинно демократический путь.

Рекомендована кафедрой теории и истории государства и права Ленинградского университета

[1] См.: С. И. Ворошилов. Борьба Коммунистической партии Австрии за демократизацию страны в период Временного правительства (апрель—ноябрь 1945 г.). «Вестник ЛГУ», 1956, № 2, вып. 1; В. М. Полохов. Историческая роль Советского Союза в освобождении Австрии и возрождении демократической Австрийской республики (апрель—декабрь 1945 г.). Уч. зап. АОН, 1958, вып. 33.

[2] Декларация об Австрии являлась источником прав и обязанностей великих держав в деле восстановления независимого австрийского государства. В ней впервые союзнические державы объявили присоединение Австрии к Германии в марте 1938 г. как «несуществующее и недействительное» и заявили, что они «желают видеть» восстановленной свободную и независимую Австрию».

[3]  См : Коммунисты в борьбе за независимость Австрии. М., ИЛ, 1956, стр. 119, 121 — 122.76

[4] Предоставляя широкую инициативу австрийскому народу в деле создания органов власти, командование Советской Армии разрешило свободную деятельность политических партий и профессиональных союзов. Стала легальной коммунистическая партия. Были воссозданы социалистическая партия на базе социал-демократической и австрийская народная партия, выделившаяся из либерального крыла христианско-социальной партии.

[5] Государственное собрание узаконений для Австрийской, Республики.

[6] См.: «Osterreichische Jahrbuch 1945—1946». Wien, 1947, S, 8.

[7] См.: A. Scharf. Zwischen Demokratie und Volksdemokratie. Wien, 1950, S. 14.

[8] См.: H. Siegler. Osterreich Weg zur Souveranitat, Neutralitat, Prosperitat 1945—1959. Bonn—Wien—Zurich, 1959, S. 9.

[9] См.: Вооружение Австрии. Документы и факты. М., ИЛ, 1952, стр. 18.

[10] См.: СССР в борьбе за независимость Австрии. М., Политиздат, 1965, стр. 100.

[11]  См.: В. Белецкий. Советский Союз и Австрия. М., Изд. ИМО, 1962, стр. 95—96.

[12] См.: A.Scharf. Osterreichs Wiederaufrichtung im Jahre 1945. Wien, 1960, S. 27.

[13] cm : K.Wolf. Faschistische Recht im demokratischen Osterreich. «Juristische Blatter», 1947, N11, S. 225.

[14] См.: «Osterreichische Zeitung», 1945, 28 Juni.

[15] «Osterreichische Volksstimme», 1945, 8 September.

[16] См.: Е. Sсhагf. Ich darf nicht schweigen. Wien, 1948, S. 12.

[17] См.: А. Ефремов. Советско-австрийские отношения после второй мировой войны. М., Госполитиздат, 1958, стр. 33.

[18] См.: Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XI. М., Госполитиздат, 1955, стр. 117.

[19]  См.: «Известия», 1945, 26 сентября.

[20] См.: А. Ефремов, ук. соч., стр. 37—38.

[21]  См.: Н. Siegler, op. cit., S. 16

Информация обновлена:01.01.2008


Сопутствующие материалы:
  | Книги, статьи, документы 
 

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru