Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог библиотеки

юридического факультета СПбГУ

Военные суды - неотъемлемая часть судебной системы России /


Ю. Г. Архипов.

Архипов, Ю. Г.
2003

Аннотация: Опубликовано : В мире права. - 2003. - № 1.
Полный текст документа:

ВОЕННЫЕ СУДЫ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Исполнилось 300 лет со дня образования военно-судебных органов.

Ю.Г. Архипов

Генерал-майор юстиции, бывший председатель военных судов Черноморского флота, Закавказского военного округа, Северной группы войск, Заслуженный юрист РФ

Недавно одно весьма уважаемое печатное издание опубликовало интервью с высокопоставленным чиновником, депутатом Государственной Думы, представляющим в ней фракцию "Яблоко", он же курирует опросы обороноспособности страны в соответствующем комитете Думы.

Публикация называется "Рудимент под мундиром" 1.

Отвечая на вопросы корреспондента газеты, упомянутый господин сравнился с систему военных судов с тем самым органом, утратившим свое первоначальное значение, и назвал военные суды пережитком советского прошлого.

Само существование военных судов в демократическом государстве, по его мнению, нонсенс, мол, ни в одном цивилизованном демократическом государстве военных судов нет и быть не может по определению.

Не берусь судить, чего больше у автора таких заявлений некомпетентности, что само по себе очень печально для сановника такого ранга, либо намеренного искажения существующего порядка вещей, так сказать от лукавого, с мотивацией прямо скажем рассчитанной на популизм.

Судите сами то, что интервьюер назвал нонсенсом, а явно подыгрывающий ему журналист "диковинной", действуют в большинстве развитых стран мира (около 80 государств), в том числе в США, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах и д.р.

Причем ни у кого из политиков этих стран не возникает сомнения в необходимости существования системы военных судов.

Оставим заявление депутата на его совести и обратимся к истории, тем более, что 2002 год был для военных судов юбилейным.

И так "пережиток советского прошлого оказывается насчитывает 300-летнюю историю.

27 января 1702 года император Петр I, реализуя грандиозную реформу по созданию в России регулярной армии и флота, утвердил Военно-уголовный устав "Уложения или право воинского поведения".

Этот момент стал точкой отсчета истории военных судов.

Именно с этой даты принято считать военные суды самостоятельным коллегиальным органом, рассматривающим дела о преступлениях военнослужащих.

Конечно, в условиях абсолютной монархии военные суды были лишены необходимой полной самостоятельности в принятии решений, судебная власть практически всецело сосредотачивалось в руках военного начальника, которому исключительно принадлежало право возбуждения, преследования, производства следствия, "наряда суда" (подбора судей) и утверждения приговоров.

Обязанности судей выполняли не профессиональные юристы, а назначенные (наряженные) для рассмотрения дел строевые офицеры.

Но последнее слово оставлялось за соответствующим военным начальником.

Судебная реформа, проводимая в России во второй половине IXIX века, внесла конкретные изменения в деятельность военных судов.

Подобно общеуголовному военный процесс стал строится на началах устности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

Конечно, реализация этих начал была далека от совершенства, но само по себе провозглашение приверженности этим принципам было уже значительным шагом вперед по пути демократизации судопроизводства вообще и военного в частности.

В военном ведомстве ряд судебных функций был сохранен за военными начальниками, то есть имело место смешение судебной власти, а не административной.

Военно-судебная реформа берет свое начало с 1867 года, когда были изданы военно-судебный устав для сухопутной армии и военно-морской судебный для флота.

Были созданы полковые, военно-окружные и главный военный суд (кассационная инстанция).

Соответствующие судебные органы во флоте: экипажные суда, военно-морские и главный военно-морской суд.

Полковые суды утверждались при каждой отдельной части строевых офицеров, назначаемых на срок: председатель на год, члены (два) на 6 месяцев.

Полковым судам были подсудны дела только о нижних чинах в пределах близких к подсудности мировых судебных установлений.

Иными словами дела о правонарушениях, не отличающихся большой общественной опасностью, а зачастую граничащих с дисциплинарными проступками.

Военно-окружные суды состояли из постоянных членов и временных.

Постоянные члены (председатели и военные судьи) назначались из членов военно-судебные ведомства, временные из строевых офицеров на 4-х месячный срок.

Предварительное следствие проводилось или судебными (по общеуголовным деяниям), или военными следователями (по воинским, а в некоторых случаях по общеуголовным преступлениям).

Обвинения в суде поддерживала военная прокуратура.

Для защиты подсудимых назначались кандидаты на военно-судебные должности или прикомандированные к суду офицеры.

По делам об общеуголовных преступлениях могли назначаться также присяжные поверенные или защитники, избираемые самими подсудимыми.

В полковых судах не было представителей публичного обвинения и защитники не допускались.

Судебное преследование возбуждалось военными начальниками, имеющими командира отдельной части.

Им же подавались жалобы по делам частного обвинения или же проводилось так называемое примирительное разбирательство.

По общему правилу, военная подсудимость распространялась только на военнослужащих, но в порядке изъятий она имела весьма широкое применение к лицам не военным, особенно в периоды так называемых чрезвычайных обстоятельств.

Производство по каждому делу начиналось с дознания, которым и исчерпывалось предварительное расследование по делам подсудным полковому суду.

По делам, подсудным военно-окружному суду дознание передавалось военным начальником военному или судебному следователю для производства предварительного следствия.

Полковой суд разбирал дела устно, при закрытых дверях, кроме случаев, предусмотренных общеуголовным законодательством, открыто могли рассматриваться и дела о воинских правонарушениях по усмотрению начальника, придавшего обвиняемого суду.

Приговор предоставляется на утверждение командиру полка, который мог, утверждая его, смягчить наказание до двух степеней, а при несогласии с приговором, представлять дело в военный окружной суд.

Обжалование подсудимым утвержденного приговора не допускалось.

Все приговоры военно-окружных судов были окончательными и подлежали обжалованию только в кассационном порядке в главный военный суд.

Приведенная система и порядок функционирования военных судов, закрепленные в военно-судебными уставами, действовали вплоть до революции 1917 года.

После революции они были упразднены, и вскоре началось формирование новой военно-судебной системы.

Был создан Революционный военный трибунал Республики, а затем ревтрибуналы на местах.

Они выполняли задачи оперативного рассмотрения уголовных дел в отношении военнослужащих, совершивших преступление, а так же борьбы с контрреволюцией в армии и флоте.

Они действовали непосредственно в войсках в боевой обстановке.

В июне 1921 года ревтрибуналы были упразднены, а дела в отношениях военнослужащих стали рассматривать территориальные суды.

Однако, гражданские суда слабо знали военные законодательства и специфику армейской службы, не имели возможности поддерживать контакты с командованием воинских частей вопросов предупреждения правонарушения.

К 1922 году по настоятельному требованию командования снова были введены ревтрибуналы.

В 1926 году они снова были переименованы в Военные трибуналы и просуществовали до 1992 года, пока не было восстановлено их прежнее, еще петровское название военные суды.

Особый период в деятельности военных судов связан с Великой Отечественной войной.

Тогда в их ведении находился широкий спектр преступных действий.

Сурово карались вражеские лазутчики, трусы и паникеры, военные суда защищали нерушимость командного приказа, военной присяги, укрепляли тем самым дисциплину, как на фронте, так и в тылу.

В настоящее время полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливается комплексом нормативно-правовых актов.

В своей деятельности по отправлению правосудия военные суды руководствуются Конституцией Российской Федерации, без каких либо изъятий уголовно-процессуальным законодательством, обеспечивают соблюдение демократических принципов уголовного процесса Российской Федерации, защиту законных прав и интересов военнослужащих.

Реформирование в отношении органов правосудия в Российских Вооруженных Силах началось с возвращения им в апреле 1992 года дореволюционного названия военных судов вместо военных трибуналов, что означало смену политической символики.

Однако, подлежало разрешению и блок более существенных, принципиальных вопросов, центральным из которых являлась проблема обеспечения независимости военного суда при осуществлении правосудия.

Утверждение независимой судебной власти рассматривается как ключевой аспект судебной реформы, поэтому первостепенное значение отводится правовым институтам, закрепляющие гарантии такой независимости.

Применительно к военным судам этот вопрос встал наиболее остро, поскольку они действуют в специфических условиях Вооруженных Сил и других войск, организационно привязаны к армейским и флотским структурам, несколько обособлены от судов общей юрисдикцией, имеют специфическую подсудность дела, комплектуются военнослужащими.

Большинство этих проблем было разрешено после принятия Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и полного распространения его положений на судей и военных судов, которые получили все гарантии независимости, установленные Законом.

Были приняты также иные законодательные акты, регулирующие деятельность военных судов.

После упразднения структур судебной власти бывшего СССР военные суды постановлениями Президиума бывшего Верховного совета РФ от 28 декабря 1991 года и 13 января 1992 года.

Были включены в судебную систему РФ, а Военная Коллегия в составе Верховного Суда РФ.

Законом от 21 апреля 1992 года военные трибуналы были переименованы в военные суды и включены в судебную систему РФ путем внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ (ст. 163 и 164 прежней Конституции РСФСР).

Законом от 3 июля 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", указанные действующие законы Российской Федерации были дополнены нормами, регулировавшими деятельность военных судов, военные суды были законодательно включены в состав судов РФ, а Военная Коллегия в состав Верховного Суда РФ.

Таким образом, к началу демократических реформ в нашей стране вопросы нормативного обеспечения деятельности военных судов решались достаточно своевременно и полно, что создавало необходимые условия для работы.

Реформирование судебной системы Российской Федерации потребовало создания новых основ для деятельности военных судов.

20 мая 1999 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ, а 23 июня 1999 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный Конституционный закон "О военных судах Российской Федерации".

Его разработка и принятие явилось реализацией важного этапа проводимой в стране судебной реформы, была завершена реорганизация военной судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных независимых от органов исполнительной власти (прежде всего от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрено военная служба.

С принятием Закона о военных судах, последние выведены из состава Вооруженных Сил РФ являются составной частью Федеральной судебной системы судов общей юрисдикцией РФ, судьи и работники аппаратов военных судов не проходят службу в Вооруженных Силах, а откомандированы в соответствующие военные суды и Военную коллегию.

Такой порядок позволяет, с одной стороны, полностью вывести судей из подчинения военному командованию и исключить какую-либо зависимость от воинских должностных лиц, а с другой стороны, обеспечивает мобилизационную готовность военных судов в мирное время, позволяет им действовать с войсками в боевой обстановке при чрезвычайном положении и за пределами РФ.

Исходя из этого, что военные суды работают в условиях, в которых действуют вооруженные силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, в боевой обстановке, экстремальной ситуации, предусмотрено, что судьи военных судов и части работников их аппаратов находится на военной службе и имеется воинское звание офицерского состава и это является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции.

В связи с этим на должности судей военных судов, Военной Коллегии и государственной должности работников аппаратов военных судов, Военная Коллегия и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответствен но к военным судам, Верховному Суду РФ и Судебному департаменту.

Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Вернемся к упомянутой мною в начале статьи газетной публикации.

Судя по всему, корреспондента газеты и его интервьюера больше всего раздражает наличие погон на плечах военных судей.

Корреспондент рассуждает: "Прокуроры, следователи и судьи в погонах формально вроде подчиняются Минюсту, как и судьи обычные, но….

Все они офицеры.

Как и те, кого судят.

А значит, зависит от Минобороны: специальные гарантии, звания, жилье….

Минобороны легко может контролировать дела, касающиеся военных, не допуская выноса больших куч сора из избы".

Прокомментировать такие заявления можно только вопросом, ознакомился ли его автор хотя бы бегло с приведенными выше положениями Закона о военных судах? Во-первых, усматривается, что автор так и не уяснил, кому же подчиняются военные судьи Минюсту или Минобороны.

Между тем в соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Как военные судьи, так и другие судьи общей юрисдикции не подчиняются Минюсту и тем более Минобороны РФ.

Организационное обеспечение деятельности судов, в том числе и военных, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Эти структуры ни в коей мере не зависят от каких либо министерств и ведомств.

Во-вторых, в соответствии с ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из Федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

В связи с этим финансирование военных судов и Военной Коллегии производится за счет средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Финансирование осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в бюджете (ст. 33 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Обеспечение военных судов, Военной Коллегии и главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением служебными помещениями, их обслуживания, эксплуатация и охрана, а так же хранение архивов возлагается на соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, и другие войска, воинские формирования и органы, подчеркиваю, с оплатой фактически произведенных ими расходов соответственно Судебным департаментом и Верховным Судом РФ.

Такой порядок обеспечения связан с тем, что судьи и работники аппаратов военных судов являются военнослужащими и работают в гарнизонах и других местах дислокации воинских частей и учреждений, где данными вопросами занимаются органы соответствующих военных ведомств.

В то же время он гарантирует суды от влияния со стороны каких-либо ведомственных структур.

Значительное место в деятельности военных судов занимает рассмотрение дел о защите нарушенных и оспариваемых прав и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от неправомерных действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц.

Причем количество жалоб военнослужащих на действия и решения командования из года в год растет.

Явно голословными в связи с этим выглядят заявления упомянутого депутата о том, что "солдаты, которые бегут от "дедовщины", издевательств и голода, обращаются не в органы военной юстиции они им не верят.

Солдаты обращаются в комитет солдатских матерей, к журналистам…" Факты говорят об ином.

По данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 1999 году военными судами, которые насчитывают 728 федеральных судей, рассмотрено 47 тыс.

дел по жалобам и заявлениям военнослужащих, в 2000 году более 100 тыс., в 2001 году 186 тыс.

975 и в 2002 году 98 тыс.

427 дел.

Как видим количество обращений в военные суды с жалобами на действия и решения командования из года в год растет.

Рост количества обращений в военные суды объясняется не только повышением правовой грамотности военнослужащих, но эффективностью правосудия при разрешение спорных служебных вопросов.

Об этом свидетельствует то, что почти 87 % поданных жалоб судами удовлетворяются.

Нередки случаи, когда жалобы в военный суд подаются одновременно по несколько десятков военнослужащих.

Должное судебное реагирование обеспечивается и по делам о так называемых неуставных взаимоотношениях между военнослужащими.

Эта категория дел получает пристальное внимание у военных судей не только с точки зрения обеспечения их законного разрешения, но и выявления причин и условий, способствовавших их совершению.

На протяжении ряда лет не снижается судимость по этой категории дел.

За эти преступления носящие, как правило, дерзкий и насильственный характер, ежегодно осуждается свыше тысячи военнослужащих.

Таким образом, к трехсотлетней истории военных судов, очевидно, что задача военных судов России на протяжении истории государства неоднократно изменялись в соответствии с условиями, в которых действовали эти суды, и функциями, которые на них возлагались.

В современных очень сложных условиях военные суды, как и вся судебная система государства, реформируется в соответствии с теми задачами, которые приходится им решать.

Главное сохранить самое лучшее, рациональное, сохранить преемственность поколений военных судей, доказавшим жизнеспособность и необходимость системы для общества и Российского государства.

1 Рудимент, то же, что рудиментарный орган.

Рудиментарный орган (биолог.) орган, утративший свое первоначальное значение в процессе исторического развития организма и не развивающийся полностью.

Словарь Русского языка, изд.

Академия наук СССР, 1983г.


Источник информации:
Ежеквартальный журнал ¨В мире права¨. ( http://iwr.nm.ru/numbers/072003/s12.htm )

Информация обновлена:01.01.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru