Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Развитие организационно-правовых форм таможенно-тарифного регулирования в дореволюционной России /


А. А. Ялбулганов, Т. Н. Трошкина.

Ялбулганов, А. А.
Трошкина, Т. Н.

Полный текст документа:

Развитие организационно-правовых форм таможенно-тарифного регулирования в дореволюционной России

Становление системы управления таможенным делом и таможенными пошлинами рассматривалось дореволюционными исследователями в неразрывной связи с проблемами финансового управления.[1] Необходимость организации финансовых учреждений возникла с момента образования и укрепления централизованного государства. Тогда появилась возможность создавать новые государственные органы, в том числе по управлению таможенными пошлинами и сборами. И.И. Блех, например, выделял в истории финансового управления в России четыре основных периода: 1) период от основания государства (Киевской Руси) до вступления на престол Ивана III; 2) от вступления на престол Ивана III до царствования Петра Великого; 3) царствование преемников Петра I до вступления на престол императора Александра I; 4) от царствования императора Александра до конца XIX века.[2]

Первый период характеризовался отсутствием финансовых учреждений. Финансовое управление сливалось с системой общего управления.

В тоже время И.И. Блех в системе общего управления выделял учреждения, которые имели чисто финансовый характер и составляли три категории: «1.Собиравшие подати и наблюдавшие за исполнением повинностей (прямые налоги); 2. Взимавшие так называемые пошлины заставные и 3. Взимавшие пошлины торговые». Лица всех категорий, занимавшиеся взиманием налогов и пошлин, имели общие названия (первая категория – «данницы», «данники», «даньщики»; вторая – «мытчики»; третья – «таможники»).

В свою очередь, общие названия делились на отдельные, в зависимости от предмета деятельности (например, «таможники», в частности назывались «гостинщики», «пудовщики» и т. д.).[3]

Вторая эпоха ознаменовалась появлением большого числа приказов, которые стали центральными государственными учреждениями, ведавшими, среди прочего, и финансовыми вопросами. Все приказы И.И. Блех подразделял по их функциям. Так, в группу «Приказы, ведавшие определенную часть территории во всех отношениях и притом еще некоторые другие части в одном финансовом отношении (по сбору доходов, исполнению повинностей и прочее)», он включал Приказ Большой Казны, Конюшенный Приказ, Каменный Приказ, Приказ разряд, Пушкарский Приказ, Стрелецкий Приказ, Рейтарский Приказ, Приказ Иноземский. Местное финансовое управление осуществляли воеводы и выборные земские органы[4].

Первые же известия о существовании таможенных пошлин относятся к концу X века. Многие исследователи считают, что именно тогда появились многочисленные таможенные сборы и пошлины.[5] Введение внутренних таможенных пошлин, в процессе их развития сложилась как: «а) таможенные пошлины, взимаемые внутри государства, на торгах и мытах; в) таможенные пошлины, взимаемые с привозимых из-за границы и вывозимых за границу товаров, и с) таможенные пошлины с иностранных товаров, провозимых через государство»[6] Введение внутренних таможенных пошлин, по мнению Д.А. Толстого, скорее всего принадлежало духовенству, которое «заведывало над весами и мерами и получало пошлины с продававшихся товаров.»[7] К.Н. Лодыженский полагал, что таможенные пошлины «были занесены к нам греческими священниками, призванными Владимиром Святым для распространения христианства из Византии, где система торговых пошлин имела в то время большое развитие»[8]. Дальнейшее распространение, изменение и усложнение таможенных пошлин было напрямую связано с развитием внутренней и внешней торговли.[9] Данное обстоятельство требовало их законодательного регулирования и упорядочения. Интересно заметить, что с начала XI и по конец XUII в.в. было принято более ста законодательных актов в форме духовных, жалованных, таможенных, царских грамот, именных указов.[10] Е. Осокин в специальном исследовании по внутренним таможенным пошлинам писал, что “с конца 15-го столетия, если не ранее, утвердилась в России уже на законном основании самая разнообразная, самая сложная таможенная система.”[11]

Большинство исследователей считали, что более организованный и систематизированный характер таможенное управление и сбор таможенных пошлин приобрел в XVII веке.

Центральным государственным учреждением в царствование Алексея Михайловича был Большой Приход, в котором состояли окольничий и два дьяка.[12] Местное финансовое (в том числе таможенное) управление осуществлялось воеводами и выборными органами. Сбором таможенных доходов занимались таможенные головы, которые выбирались местными жителями из своей же среды. В городах и больших селах процедура таможенного оформления происходила в таможенной избе, «где записывался, оценивался и облагался пошлиной товар, привезенный на торг»[13] В помощь таможенным головам давались целовальники, также выбиравшиеся местным населением. Кроме таможенных голов и целовальников, в таможенных избах находились дьяки и подьячие, в чьи обязанности входило содержание в полном порядке таможенных книг и внесение в них записей о приходах и расходах.[14] Воевода непосредственно сборами таможенных пошлин не управлял, но оказывал всяческое содействие работе таможенных изб. В частности, воевода был обязан предоставлять таможенным головам помещения для жилья.[15] Казенное местное управление таможенными сборами шло параллельно с откупным. В 1654 году, по указу царя Алексея Михайловича были изъяты с откупа мыт, перевоз и мостовщина, а в 1684 году откуп упразднен полностью со всех таможенных пошлин.[16]

Анализ законодательных актов и научных исследований позволяет нам писать о том, что к концу XVII века в России сложилась разветвленная система таможенных органов. На центральном уровне таможенное управление сосредотачивалось в приказе Большой казны. В уездах, по прежнему, функционировали таможенные избы.[17] В XVII веке получило развитие и таможенное законодательство, регулировавшее взимание таможенных пошлин. В число таких актов входят Указ с боярским приговором царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров»[18], Уставная грамота от 30 апреля 1654 года «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов.»[19]

Многие же исследователи начальную историю всей таможенной политики России связывают с Новоторговым Уставом царя Алексея Михайловича (1667), рассматривая его как первый таможенный тариф.[20] Так, В. Витчевский писал, что «Устав (Новоторговый Устав 1667 г.) был более либерален, чем можно было бы ожидать, соображаясь с тогдашними обстоятельствами».[21] Н.Н. Шапошников указывал на своеобразие Новоторгового Устава как первого таможенного тарифа. Оно выражалось в том, что все «различие ставок сводилось к различию между товарами весчими и невесчими для тех товаров, которые продавались на вес, пошлины взимались в размере 4 % с цены, для остальных в 5 %.»[22]

Особенность развития законодательства в XVIII в. – принятие большого числа законов.[23] Отметим, что в XVIII в. единственным источником права становится закон, «который по содержанию своему (в то время) большею частию был противоположен прежнему обычному праву, т.е. имел характер реформаторский».[24] Основными формами закона выступали манифесты, жалованные грамоты, уставы, регламенты, инструкции и указы.[25]

Начало активной законодательной деятельности в России в XVIII в. было положено Петром I, провозгласившим себя “единственным субъектом законодательной власти”.[26] В петровский период преобладающей формой законодательных актов являлись указы. Профессор М.Ф. Владимирский-Буданов писал, что “указы – форма законов наиболее обильная и важная; в них отражаются все свойства законодательства XVIII века».[27]

При Петре I государство превращается в крупного торгового монополиста, сосредотачивая в своих руках продажу казенных товаров – пеньки, льна, сала, воска, дегтя, поташи, икры и других товаров. Одновременно эти товары нередко отдавались на откуп отдельным купцам или компаниям.[28] Законодательным актом на основании которого взимались таможенные пошлины оставался по прежнему Новоторговый Устав 1667 г. Однако параллельно издавалось множество других актов регулировавших таможенные вопросы. В особенности они касались установления новых внутренних платежей и правительственных торговых монополий.[29] Впрочем, уже в 1715 году «было в принципе решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли».[30]

В первой четверти XVIII века произошли изменения и в устройстве таможенного управления. Согласно акту от 22 декабря 1718 года «Об управлении во всех Коллегиях и в губерниях дел с 1720 года по новому порядку и о разделении дел между Коллегиями»[31] учреждалась Коммерц - Коллегия призванная «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями».[32] В соответствии с Регламентом (Уставом) Государственной Коммерц - Коллегии от 3 марта 1719 года, ей в обязанность, например, вменялось «… со всяким прилежанием стараться о строении и содержании как таможен, так и амбаров…»[33].

Система таможенного управления при Петре I не претерпела существенных изменений. Управляющие таможнями избирались из представителей купечества. Правда, наименование этих органов регулярно изменялось: «с 1720 года они начинают называться таможенными бурмистрами, а с 1720 – оберцольнерами.»[34] При «оберцольнере по прежнему состояли целовальники, которые вместе с ним отвечали перед государем за поступление таможенных доходов в одинаковом размере против прежних лет, а в случае недополучки, иногда должны были пополнять доимку личными своими средствами…»[35] В царствование Петра I получает развитие таможенный протекционизм. Свое законодательное подтверждение он получил в таможенном тарифе 1724 года.

Таможенный тариф 1724 года содержал большое количество разнообразных пошлин, размеры которых колебались от 3 % до 75 % со стоимости товара.[36] Однако, уже с 1726 года началось уменьшение пошлин по некоторым статьям тарифа 1724 года. Так, в 1724 году таможенные пошлины были понижены с 20 % до 10 % на галантерейные товары, а на льняную пряжу вывозные пошлины сокращены с 75 % до 10 %.[37] В 1731 году был издан новый таможенный тариф. По оценке К.Н. Лодыженского, система пошлин, установленная в 1731 году была близка к той, что была в Новоторговом уставе. К тому же в этом тарифе сохранялась покровительственная таможенная система установленная еще Петром Великим.[38]

Вообще, при преемниках Петра Великого таможенное управление и тарифная политика подверглась значительным изменениям. Наметилась тенденция отката от протекционистской политики начала XVIII века. Вторая четверть XVIII века стало последним двадцатипятилетием существования внутренних таможен в России. В этот период активно велись таможенные книги. Каждый оптовый рынок имел несколько таможенных книг. В них фиксировались лица, делавшие явку в таможне, указывались откуда ввозились и куда вывозились товары с рынка, а также давались характеристики товара: физические величины, денежная оценка и пошлинные сборы. В таможенных книгах фиксировались только те действия на рынке, которые подлежали пошлинному обложению. В них содержались сведения лишь по оптовой торговле, какой в то время считались сделки с товаром стоимостью в 1 р. и выше. Таможенные книги, по существу, являлись документами, свидетельствовавшими о правильном взимании пошлин, которые таможенная администрация подавала в вышестоящую инстанцию (коммерц - коллегию).[39] До конца XVIII века таможенный тариф менялся неоднократно, как и таможенная политика. Правда, в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761) в таможенный тариф вносились изменения. Однако до последних лет ее царствования тариф 1731 года не был подвергнут серьезному пересмотру. Таможенно-тарифная политика характеризовалась покровительством национальной промышленности. Другим знаменательным событием в царствование Елизаветы Петровны стала отмена внутренних таможенных и мелочных сборов.[40] Одновременно, таможенные сборы отдавались на откуп в частные руки. Более динамичной, наступательной стала таможенно-тарифная политика проводившаяся в период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.)Данное обстоятельство было связано с широким проникновением в страну западных идей меркантилизма, тризнократизма, фритредерства. Уже в 1763 году была учреждена правительственная комиссия о коммерции во главе с Я.П. Шаховским для подготовки нового тарифа. Этот таможенный тариф был опубликован 1 сентября 1766 года, а введен в действие с 1 марта 1767 года. По этому тарифу с ввозимых товаров пошлины взимались в размере 4, 6, 12, 15, 30 и 200 процентов от стоимости и категории товаров, устанавливаемых правительством.[41]. Следующий таможенный тариф был принят в 1782 году. он до 2% в среднем снижал размер пошлинного обложения с ввозимого в страну сырья.

На импортируемые предметы роскоши устанавливалась высокая таможенная пошлина, но не более 20 %. Все вывозные пошлины были снижены до 2-4 %.

Одновременно проводились мероприятия по укреплению таможенной границы. Так, именным указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров» в каждой западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях. Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты «добровольно по контракту с надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным».[42] В последние годы царствования Екатерины II начали вновь пробиваться протекционистские тенденции в таможенной политике. По Указу Екатерины II от февраля 1793 года запрещался ввоз и вывоз любых товаров из Франции и во Францию.[43].14 октября 1797 года был опубликован новый тариф, который мало отличался от тарифа 1782 года. Особенностью стало то, что по этому тарифу «положено взимать пошлину сполна ефимками, считая каждый в 1 р .40 к, а не в 1 р 25 к, как было во всех прежних тарифах».[44]

С начала XIX века система таможенного управления упрочилась, а тарифная политика стала более последовательной. При учреждении министерств в 1802 году, таможенное управление было передано Министру коммерции.[45] При последующих административных реформах, с 1810 года главное управление таможнями оказалось в составе Министерства финансов[46], где позднее сосредоточилось во втором отделении Департамента внешней торговли.[47] В первой четверти XIX века усилилось административное начало в таможенно–тарифном регулировании. Так, по Манифесту от 24 июня 1811 года «Учреждение Таможенного управления по Европейской торговле» было образовано одиннадцать таможенных округов, в состав которых входили таможни и заставы.[48] Таможенными округами управляли начальники округов, которые «о всяком задержании и конфискации товаров, в его ведомстве учиненных, получая немедленно рапорты от таможен, застав и надзирателей Таможенной стражи, представляет оные с своим мнением Главному таможенному начальству».[49] На этом таможенные преобразования не закончились.

В 1817 году был опубликован «Таможенный Устав по Азиатской торговле».[50] Таможенное управление по Азиатской торговле разделялось по трем таможенным округам. Это «1. Астраханский по губерниям Астраханской и Кавказской. 2. Оренбургский по губерниям Оренбургской, Тобольской и Томской до Бухтармы включительно. 3. Грузинский, в Грузии и провинциям, приобретенных от Персии».[51]

Вслед за Азиатской частью, был принят новый «Таможенный Устав по Европейской торговле» введенный в действие с 1 января 1820 года.[52] По новому Уставу произошли изменения в устройстве таможенных округов[53] и таможен. Таможни подвергались новому разделению на четыре класса: «складочные, главные, декларационные таможни» и четвертый класс, можно было назвать условно «тарифной». К последней относились таможни, куда разрешалось привозить и производить таможенную очистку только определенных в тарифе товаров. В 1822 году произошли новые изменения в таможенном управлении Европейской части страны. В частности, все таможни были отнесены к трем классам, вместо бывших до того четырех классов.[54] Этот год стал знаменателен для таможенного дела и изданием нового тарифа, носившего высоко покровительственный характер. По таможенному тарифу 1822 года многие товары просто не допускались к ввозу (например железо, чугун, набивные ткани, пиво и другие), часть нежелательных товаров облагалась высокими пошлинами. Тариф 1822 года неоднократно пересматривался (1824, 1825, 1831, 1836, 1838 и 1841 гг.), но это не нарушало «общего протекционистского уклона нашей таможенной политики»[55]. Политика усиленного покровительства отечественной промышленности продолжалась вплоть до 1844 года.[56] Пересмотр таможенной политики России, начавшийся после ухода с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина [57], был ориентирован на отмену вывозных и снижение ввозных пошлин.

Основным мероприятием в этом деле стала подготовка проекта нового таможенного тарифа, утвержденного в 1850 году. По этому тарифу снижались пошлины (на 20-30 % против прежних ставок) прежде всего на колониальные товары и продукты питания. В среднем на 10-15 % снижались пошлины на готовые изделия (хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и шелковые ткани, на изделия из металлов). По прежнему запрещались к ввозу сушеные грибы, сахар-рафинад, спиртные напитки, мед, пиво в бочках, чай, сортовое железо, очищенная селитра, порох и другие товары.[58] По мнению, Н.Н. Шапошникова переход к умеренному протекционизму 50-х – 60-х годов был обусловлен отчасти отказом от идеи огульного протекционизма. Именно в эти годы по всему миру прокатилась волна свободной торговли, от которой не осталась в стороне и Россия.[59] После тарифа 1850 года были приняты еще два весьма либеральных тарифа 1857 и 1868 годов. Общим для этих тарифов стало снижение таможенных ставок по целому ряду товаров.[60] Так, тарифы 1850 и 1857 годов, «устранили почти все запрещения привоза и значительно понизили привозные пошлины».[61] Тариф 1868 года отменил таможенную пошлину по 16 статьям, уменьшил тарифные ставки на 152 вида товаров, а увеличил их для 35 наименований продуктов.[62] В то же время, в тарифе 1868 года «была введена пошлина на машины, повышена пошлина на шерстяную пряжу, на полотно и льняную пряжу и на некоторые другие товары».[63]

В эти же годы осуществлялись и организационные преобразования в таможенных органах, призванные, по замыслу чиновников, усилить результативность тарифной политики. В 1862 году было образовано таможенное управление в Бесарабии, состоявшее из двух округов – Скулянского и Кубейского.[64] Согласно Положению об устройстве таможенной части в Восточной Сибири, в 1862 году была учреждена таможня в Иркутске с подчиненными ей земствами в других пунктах таможенной линии по Китайской границе.[65] В 1866 году произошли новые изменения в устройстве таможенного управления Европейской части. Все таможни были разделены, в соответствии с предоставленными им правами по таможенной очистке товаров, на четыре класса: 1) главные складочные таможни, 2) таможни 1-го, 2-го и 3-го классов, 3) таможенные заставы и 4) переходные пункты.[66]

Начало последней четверти XIX века ознаменовалось отказом от либеральной таможенной политики. Объяснялось это ухудшением финансового положения страны, усугублявшееся резким падением притока в страну иностранного капитала. Вкупе данные причины побудили разработку нового таможенного тарифа, под общим руководством министра финансов И.А. Вышнеградского. Интересно, что для этой работы был привлечен и известный уже в то время ученый-химик Д.И. Менделеев.[67] В записке подготовленной министру Д.И. Менделеев «обстоятельно изложил свои взгляды на целесообразность введения нового таможенного тарифа, создающего экономические условия для развития и защиты промышленного производства в России».[68]

Новый таможенный тариф был принят в 1897 году. Вкратце его можно охарактеризовать как протекционистский, покровительственный. С принятием тарифа 1891 года усилилось распространение мер таможенно-тарифного регулирования. Как пишет В.Н. Крихунов: «Принятый тариф 1891 года как бы подвел итоги повышения пошлин в предыдущие годы. Была изменена классификация привозных товаров. Из 530 ставок действовавшего тарифа в 1890 году были повышены 270, оставлены без изменения 204, понижены 21 и округлены 355 ставок. Из всего ввоза (100 %) в отношении 35 % товаров был сохранен прежний размер обложения, для 64 % – сделаны повышения, для 1 % – понижения и для 1 % – округлены пошлины.»[69]

Другой немаловажный момент связанный с принятием тарифа 1891 года – это обострение проблемы контрабандного ввоза товаров. Видимо данное обстоятельство послужило одной из причин принятия нового Таможенного устав, ужесточившей ответственность за контрабанду товаров.[70] До введения тарифа 1891 года, были произведены изменения и в таможенной системе. Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 8 февраля 1883 года «О сокращении числа таможенных округов и об установлении должностей четырех таможенных ревизоров» взамен существовавших пятнадцати таможенных округов, было образовано девять: 1) С - Петербургский, 2) Рижский, 3) Вержболовский, 4) Калишский, 5) Радзивиловский, 6) Бессарабский, 7) Южный, 8) Кутаисский, 9) Бакинский. При Департаменте таможенных сборов были учреждены 4 должности таможенных ревизоров.[71] В целом, к концу XIX века в стране сложилась единая и устойчивая система таможенных округов.

Проведение таможенно-тарифных мероприятий, по мнению В.Н. Крихунова, способствовало росту таможенных доходов государства. Все мероприятия в данной области, проводившиеся в конце XIX – начале XX веков, разбиваются им на следующие периоды: 1) 1883 - 1884 гг. – повышение пошлин на чугун, каменный уголь, кокс и торф; 2) 1885 -1892 гг. – подъем ставок тарифного обложения, подготовка и введение в действие протекционистского таможенного тарифа 1891г.; 3) 1893-1899 гг. – применение конвенционных тарифов; 4) 1900-1905 гг. – повышение ставок пошлин по всем тарифам от 10 до 50 %, за исключением конвенционных тарифов второй очереди, заключение русско-германского договора 1904 г., принятие тарифа 1903 года (введен в 1906г.); 6) 1910-1913г.г. – подъем торговли, промышленности и усиление привоза товаров, главным образом оборудования и машин для заводов и фабрик.[72]

Первая Мировая война, революция 1917 года самым отрицательным образом сказались на таможенном деле страны. Система таможенных органов и таможенных пошлин был фактически разрушена и уничтожена.

С октября 1917 года таможенные мероприятия были подчинены реализации выдвинутой и обоснованной В.И. Лениным идеи государственной монополии внешней торговли


[1] См., напр.: Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II .СП б., 1848; Милюков П.Н. Спорные вопросы финансовой истории Московского государства. СП б., 1892; Его же. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого. СП б., 1905; Блех И.И. Устройство финансового управления и контроля в России в историческом их развитии. СП б., 1895.

[2] Блех И.И. Указ. соч., с.5

[3] Блех И.И. Указ. соч., с.18-19

[4] Блех И.И. Указ. соч., с. 21-59

[5] См., напр.: Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СП б., 1848; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань 1850 ; Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. СП б., 1886; Таможенное дело в России X - начало XX в. в. (Исторический очерк. Документы. Материалы.) СП б., 1995; Таможенное дело России (сборник документов и материалов) М., 1997.

[6] Толстой Д.А. Указ. соч., с.72

[7] Там же. С.72

[8] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с.1

[9] См., подробнее напр.: Лодыженский К.Н. Настоящее положение и историческое развитие нашей вывозной  торговли. Б.М., 1885; Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СП б., 1909; Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. П б., 1923; Кафенгауз Б.Б. Очерки внутреннего рынка России первой половины XVIII века (По материалам внутренних таможен) М., 1958; Книги Московской Большой Таможни 1693 – 1694 г.г. Новгородская, Астраханская, Малороссийская. М, 1961.

[10] Подборка этих документов дается в книге «Таможенное дело России.» Сборник документов и материалов.т.1. 907 – 1721 гг. М., 1997

[11] Осокин Е. Указ. соч., с.5-6. Е. Осокин  структуру внутренних таможенных пошлин до середины 17-го столетия определял следующим образом: “А. Проезжие таможенные пошлины. 1. Мыть. 2. Головщина. 3. Задние калачи. 4. Костки. 5. Мостовщина. 6. Перевозы; Б. Торговые таможенные пошлины. 1. Замыть. 2. Явка. 3. Гостиное. 4. Амбарное. 5. Полавочное. 6. Поворотная или подвортная. 7. Свальное. 8 Весчее (пудовое). 9. Контарное. 10. Подъемная. 11. Рукобозная. 12. Померное. 13. Покоречное. 14. Пятно. 15. Писчее и 16. Сродные им пошлины. 17. Роговое. 18. Привязная. 19. Узолцовое.. 20. Тамга. 21. Порядное. 22. Восменичье. Внутренние таможенные пошлины с половины 17-го до половины 18-го столетия. А. Проезжие таможенные пошлины. Б. Торговые таможенные пошлины (Осокин Е., Указ. соч., с.17-139). Д.А. Толстой в вышеназванной работе рассматривает и кратко анализирует такие внутренние таможенные пошлины как ”… тамга, весчее, контарное, подъемное и припуск, рукобозная пошлина, дрягильская пошлина, померное, восмничее, пятенное, поворотное и амбарное; порядное, головщина, отвоз, грузовая пошлина, посаженное, поплашное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка, заставные пошлины – а) Мыть, б) Побережное, отвод, шестовина, перевоз, мостовщина (Толстой Д.А. Указ. соч., с. 76-104).

[12]Толстой Д.А. Указ. соч., с. 115

[13] Блех И.И. Указ. соч., с. 44

[14] Блех И.И. Указ. соч., с. 45

[15] Блех И.И. Указ. соч., с. 48

[16] Толстой Д.А. Указ. соч., с. 116

[17] См., напр.: Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск. 1987. С. 37; Мерзон А.У. Таможенные книги XVII века. М., 1957. С. 15.

[18] Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 1-е. (далее ПСЗ-1) Т.1. № 107.

[19] ПСЗ-1. Т. 1. № 122.

[20] См., напр.: Витчевский В., “Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней.“ СП б., 1909. С. 4; Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России до и после революции.» М-Л., 1924. С. 5; Новоторговый Устав // ПСЗ-1. Т. 1 № 408.

[21] Витчевский В. Указ. соч., с.4

[22] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 126

[23] Развитие русского права второй половины XVII – XVIII в.в. / Отв. ред. Е.А. Скрипилев М.., 1992, с. 9

[24] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СП б.; Киев, 1909. С. 261

[25] Развитие русского права второй половины XVII-XVIII в.в. с. 40-51; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. С. 264-265.

[26] Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX ст.) СП б., 1909. С. 3

[27] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. С. 264

[28] Витчевский В. Указ. соч., с. 6

[29] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 49

[30] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 49-50

[31] ПСЗ-1. Т. 5. № 3255

[32] Там же.

[33] ПСЗ-1. Т. 5. № 3318

[34] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 62.

[35] Там же, с. 62-63.

[36] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 7

[37] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 76

[38] Там же., С .78

[39] Демкин А.В. Купечество и городской рынок в России во второй четверти  XVIII века. М.; 1999. С. 3-5. См.: также Базилевич К.В. Таможенные книги как, источник экономической истории России.

[40] ПСЗ-1. Т. 13. № 10164

[41] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 113-116.

[42] ПСЗ-1. Т. 27. № 15522.

[43] «Именный, данный Сенату. – О прекращении сообщения с Франциею, по случаю происшедшего в оной возмущения и умерщвления Короля Людовика XVI, и о высылке французов из России, исключая тех, которые под присягою отрекутся от революционных правил, во Франции распространившихся»\ ПСЗ-1. Т. 23 № 17101

[44] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 157

[45] ПСЗ-1.Т. 27. № 20406

[46] ПСЗ-1. Т. 31., № 24307; № 24326.

[47] ПСЗ-1. Т. 31. № 24688.

[48] ПСЗ-1. Т. 31. № 24684.

[49] ПСЗ –1. Т. 31. № 24684.

[50] ПСЗ-1. Т. 34. № 26894.

[51] Там же

[52] ПСЗ-1. Т. 36. № 28030.

[53] Был упразднен Палангекский округ, а учреждены Ковенский и Гродненский и плюс ранее действовавшие – Архангельский, Санктпетербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Радзивиловский, Дубоссарский, Одесский, Феодосийский, Таганрогский.

[54] ПСЗ-1 Т. 38 № 28964; в 1831 году в Закавказском крае был образован особый таможенный округ. В состав округа вошли таможни в Баку, Тифлисе, Редут-Кале, Ах - Углане, Нахичевани, Ереване и Анапе // ПСЗ-2. Т. 6. № 4621.

[55] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 10.

[56] Там же.

[57] Многие дореволюционные и современные исследователи дают противоречивую оценку финансовой (в том числе таможенно – тарифной политики) Е.Ф. Канкрина. В частности В. Витчевский писал, что предпринятые Е.Ф. Канкриным в бытность министром финансов шесть пересмотров таможенного тарифа «содействовали улучшению торгового баланса и пополнению казенного сундука» // Витчевский В. Указ. соч., с. 56; «Таможенное законодательство» Канкрина, писал Н.Н. Шапошников, сыгравшее несомненно благодетельную роль в деле развития русской  промышленности, не было, однако, свободно от ряда весьма существенных недостатков. Тариф 1822 года, по мнению Н.Н, Шапошникова, изобиловал запрещениями ввоза, он вообще носил огульный характер, некоторые ставки были непомерно высоки, не проводилось должного различия между таможенным обложением сырья и готовых изделий, наконец, в таможенном тарифе существовал ряд вывозных пошлин, стеснявших столь необходимую для России экспортную торговлю. Поэтому понятно, что сейчас же после ухода Канкрина возникла мысль о пересмотре таможенной политики…» // Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 13.

[58] Лодыженский К.Н. Указ. соч., с. 252-253.

[59] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 13

[60] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 14

[61] Кулишер И.М. Указ. соч., с. 311.

[62] Витчевский В. Указ. соч., с. 118

[63] Шапошников Н.Н. Указ. соч., с. 14

[64] ПСЗ-2. Т. 35. № 35885.

[65] См. подробнее. Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск. 1987.

[66] ПСЗ-3. Т. 1. № 44.

[67] См.: Менделеев Д.И. Толковый тариф. СП б., 1892.

[68] Материалы для пересмотра таможенного тарифа Российской империи Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 19, оп.1,д.555. Цит. по: Крихунов В.Г. Таможенная политика России и ее экономическая эффективность. 1877-1914 гг. М.,1999. С. 18.

[69] РГИА. Ф. 21, оп. 11, д. 18, л. 11 - 15 // Цит. по Крихунову В.Н. Указ. соч., с. 104-105.

[70] Собрание законов Российской империи. Свод учреждений и уставов таможенных. СП б., 1892. Т. 6, с. 264.

[71] ПСЗ-3. Т. 3. № 1367.

[72] Крихунов В.Н. Указ. соч., с .105.


Источник информации:
Материал предоставлен автором. ( )

Информация обновлена:06.04.2005


Сопутствующие материалы:
  | Персоны 
 

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru