Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог библиотеки

юридического факультета СПбГУ

Правовые аспекты деятельности Государственного банка Пакистана /


С. В. Грищенко.

Грищенко, С. В.
2005

Аннотация: Опубликовано : Финансовое право зарубежных стран : Исследования, рефераты, законодательные акты / Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова, Ю. А. Афанасьева. - М. : Готика, 2005. С. 54 – 66.
Полный текст документа:

ГРИЩЕНКО С. В. Правовые аспекты деятельности Государственного банка Пакистана // Финансовое право зарубежных стран. Исследования, рефераты, законодательные акты / под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова, Ю. А. Афанасьева. М.: Готика, 2005. С. 54–66.

Пакистан является одним из трех государств мира, наряду с Ираном и Суданом, чья банковская система функционирует в полном соответствии с нормами и принципами исламских финансов. Иными словами, в отличие от остальных стран все банки в Пакистане являются исламскими. Как известно, основной принцип деятельности исламских банков состоит в запрете взимать проценты при осуществлении банковских операций. Единственным исключением из вышеуказанного правила являются филиалы и дочерние банки иностранных коммерческих банков, которые в своей деятельности придерживаются принципов, присущих традиционной банковской практике. Соответственно, положение государственного органа, контролирующего деятельность банковских организаций в Пакистане, имеет ряд особенностей, которые обычно отсутствуют в странах с традиционной банковской системой.

В этой связи будет уместным напомнить, что контроль за деятельностью исламских банков со стороны центрального банка страны является одним из инструментов контроля, к которым теоретики исламского банковского дела также относят органы шариатского контроля, создаваемые при каждом исламском банке, и контроль со стороны вкладчиков банка. И хотя с религиозных позиций шариатский контроль занимает более высокое положение в иерархии контролирующих органов, роль и значение центральных банков представляются не менее значимыми. Доказательством этому может являться тот факт, что вопросы создания и ликвидации исламских банков относятся к компетенции центральных банков. Общеизвестно, что без правильного и четкого регулирования вышеуказанных вопросов невозможно создание и поддержание стабильной и надежной банковской системы. О том, в какой степени это удается центральному банку Пакистана, пойдет речь в настоящей статье.

История банковского дела в Пакистане берет свое начало в 1947 году, когда Пакистан обрел независимость в результате отделения от Индии. И хотя первым органом, осуществлявшим регулирование банковской деятельности в Пакистане в переходный период, являлся Резервный банк Индии (Центральный банк Индии)[i], одной из первых задач молодого государства стала организация национального института, который смог бы в кратчайшие сроки создать необходимую инфраструктуру и условия для организации и развития банковской системы Пакистана. Такой банк был учрежден уже в 1948 году в соответствии с Законом о государственном банке Пакистана, принятом 12 мая 1948 года (далее по тексту — Закон). 1 июля 1948 года руководитель государства Мохаммад Али Джинна объявил о начале работы Государственного банка Пакистана[ii].

[54]

Государственный банк Пакистана (далее по тексту — Государственный банк) является центральным банком страны. И хотя его Устав в том виде, как он был утвержден Законом, в основном оставался без изменений вплоть до 1 января 1974 года, когда банк был национализирован, спектр его функций в течение этих лет существенно увеличился и расширился. В 1956 году в Закон были внесены изменения и с тех пор Закон содержит сегодняшние основы деятельности Государственного банка. В 1948 году Закон установил, что в функций Государственного банка входят вопросы регулирования денежной эмиссии и поддержания резервов для обеспечения финансовой стабильности в Пакистане, включая регулирование валютной и кредитной системами государства. Изменения, внесенные в Закон в 1956 году, требовали, чтобы деятельность Государственного банка также способствовала экономическому росту Пакистана в национальных интересах для обеспечения финансовой стабильности и более полного использования производственных ресурсов страны. Ярко выраженное признание конструктивной роли Государственного банка, очевидно, исходило из желания переориентировать развитие в сторону быстрого экономического роста. Таким образом, основная задача, подчеркивающая роль Государственного банка, носит двойственный характер: поддержание стабильности денежно-кредитной системы и способствование экономическому росту страны.

История деятельности Государственного банка позволяет утверждать, что он действует исключительно в национальных интересах. Правда и то, что в процессе осуществления своих функций Государственный банк делает существенную прибыль, но эта прибыль не имеет первостепенного значения. В действительности Государственного банк всегда принимает определенные меры в публичных интересах в ущерб своей прибыли, когда этого требует экономическая ситуация в государстве. Примером таких мер может выступить кредитование федерального и провинциального правительств и банков. При этом Государственный банк всегда стремится к избежанию чрезмерного финансового дефицита с точки зрения его вредного воздействия на экономику. В этой связи Государственный банк зачастую отказывает коммерческим банкам в предоставлении кредитных линий, указывая таким банкам на возможность привлечения финансирования за счет увеличения размеров привлекаемых депозитов вместо чрезмерно больших кредитов от Государственного банка.

Еще одним подтверждением вышеуказанной оценки также может служить тот факт, что Государственный банк никогда не меняет свой курс для того, чтобы избежать потери своих доходов или недополучения своей прибыли. Примером тому могут являться операции на открытом рынке, которые он (банк) проводит. Последовательно, после увеличения ставки рефинансирования и повышения доходности высококлассных ценных бумаг, Государственный банк продает государственные бумаги, уменьшая их цены таким образом, чтобы отразить более высокую доходность. В течение этого процесса Государственный банк вынужден терпеть значительные убытки.

[55]

После возмещения стоимости своих операций и других расходов и отчислений в различные резервные фонды Государственный банк переводит излишки своей прибыли в федеральное правительство. Даже до национализации Государственного банка его акции признавались высококлассными ценными бумагами. Поэтому федеральное правительство Пакистана постоянно стремилось к тому, чтобы размер дивидендов по акциям Государственного банка регулировался в тесной связи с доходностью по государственным ценным бумагам. Во многом благодаря прибыли, которая была получена Государственным банком в качестве процента за предоставленные правительству, банкам и другим кредитным организациям кредиты, а также прибыли, полученной в результате возврата резервов с валютной биржи государства, в последние годы в Пакистане наблюдался экономический рост.

До национализации Государственного банка его Устав представлял собой результат компромисса между концепциями создания и развития частных и национализированных (государственных) банков. Банк представлял собой смешанную собственность: 51% уставного капитала принадлежал федеральному правительству, а оставшаяся часть — частному капиталу. Уставный капитал Банка составлял 30 000 000 рупий и был разделен на 300 000 полностью оплаченных акций с номинальной стоимостью 1 000 рупий за акцию. Союз с частными акционерами был придуман для того, чтобы обеспечить выгоду от использования знаний и опыта, накопленных в области предпринимательской деятельности, т.е. за пределами государственного или публичного сектора. После национализации федеральное правительство приобрело у частных акционеров принадлежащие последним акции Государственного банка на основе компенсации.

Центральный офис, или директорат Государственного банка, находится в Карачи. Банк имеет право создавать и открывать свои филиалы, офисы и агентства на территории Пакистана или, с предварительного разрешения федерального правительства, за пределами Пакистана, Создание Государственного банка начиналось с организации центрального аппарата. Вместе с тем его организационная структура развивалась очень быстро. В настоящее время наряду с центральным директоратом Государственный банк имеет восемь офисов, действующих под общим руководством и контролем центрального директората. В тех регионах и городах, где Государственный банк не располагает собственными офисами, он назначает Национальный банк Пакистана (один из крупнейших банков Пакистана) выступать в качестве агента для выполнения своих функций.

Общий контроль и управление делами и деятельностью Банка осуществляется Центральным советом директоров, который состоит из управляющего, одного или нескольких заместителей управляющего и семи директоров, назначаемых федеральным правительством. За исключением директоров, назначаемых федеральным правительством, не могут быть директорами члены федерального или провинциального органа законодательной власти, чиновники правительства (их еще называют находящимися на зарплате), директора, сотрудники или служащие какого-либо банка. Директора занимают свои

[56]

должности только с согласия федерального правительства. Заседания Центрального совета директоров проводятся по крайней мере, шесть раз в год, но не менее одного раза в квартал.

Исполнительной главой Государственного банка является управляющий. От имени Центрального совета директоров он контролирует и управляет делами банка. В его полномочия входит полное руководство и осуществление контроля за текущей деятельностью банка. При этом он вправе осуществлять полномочия, которые прямо не указаны в Законе или иных нормативных актах, изданных во исполнение Закона, и которые осуществляются Центральным советом директоров. Управляющий назначается на срок не более 5 лет федеральным правительством, которое определяет условия и размер его жалования. Этот срок, однако, может быть продлен на 5 лет по решению федерального правительства. После своего назначения размер жалования управляющего и условия его работы не могут быть пересмотрены в худшую сторону. Управляющий председательствует на всех заседаниях Центрального совета директоров. При осуществлении управляющим своих функций ему помогают один или несколько заместителей, которые также назначаются федеральным правительством на срок не более 5 лет. Условия их работы также не могут быть ухудшены после их назначения. В отсутствие управляющего его заместитель обладает теми же полномочиями, что и управляющий, включая председательствование на заседаниях Центрального совета директоров. В случае, когда число заместителей управляющего более одного, полномочия управляющего (при отсутствии последнего) передаются (делегируются) самому старшему по возрасту заместителю.

При необходимости федеральное правительство может потребовать от управляющего или любого его заместителя занять другую должность. В этом случае управляющий или его заместитель получает разрешение на освобождение от выполнения своих функций. Период такого освобождения не учитывается при определении срока занятия управляющим или его заместителем своих должностей. В дополнение к ограничениям, распространяющимся на лиц, которые не могут занимать должность директора Центрального совета директоров, управляющим и заместителем управляющего также не могут быть лица, получающие заработную плату из фондов, отличных от публичных (т.е. в коммерческих организациях), а также лица, являющиеся акционерами в каком-либо банке или финансовом концерне.

Число высших должностных лиц Государственного банка увеличилось в 1965 году, когда был создан координационный совет банка. Появление нового исполнительного органа банка во многом была вызвана необходимостью улучшить координацию в работе банка, поскольку в его организационной структуре отсутствовало среднее звено, которое могло бы одновременно контролировать выполнение решений Центрального совета директоров и управляющего и представлять высшим должностным лицам банка свои рекомендации по вопросам его политики и текущей деятельности. Таким образом, координационный совет стал одним из высших органов банка, определяющим его политику на исполнительном уровне. Координационный совет со-

[57]

стоит из заместителя управляющего, действующего как председатель совета, и исполнительных директоров, которые по своему статусу приравнены к заместителям управляющего банка. В силу специфики своих задач заседания координационного совета проводятся намного чаще, чем заседания Центрального совета директоров.

Несмотря на многообразие функций и полномочий Государственного банка, его основными вопросами являются денежная эмиссия, а также контроль за банковской деятельностью в стране. Здесь нужно отметить, что впервые полномочия и функции Государственного банка нашли свое отражение в законодательстве Пакистана в 1956 году, когда в Закон были внесены изменения. Помимо Закона, некоторые полномочия содержатся также в Декрете (Указе) о банковских компаниях 1962 года (с последующими изменениями). Свою деятельность Государственный банк осуществляет по образцу Банка Англии непосредственно через два отдельных подразделения: департамента эмиссии и департамента банковской деятельности. Соответственно департамент эмиссии занимается вопросами выпуска в обращение денежных знаков, в то время как департамент банковской деятельности осуществляет общий контроль за деятельностью банков. Далее мы рассмотрим подробнее основные функции Государственного банка.

Государственный банк обладает исключительными полномочиями в вопросах, касающихся денежной эмиссии. За исключением банкноты в 1 рупию и монет, которые выпускаются федеральным правительством, Государственный банк несет ответственность за денежную эмиссию в стране. Согласно Закону, выпуск денежных знаков основывается на системе пропорциональных резервов. Это означает, что общая сумма, представляющая совокупный объем выпускаемых денежных средств, должна быть обеспечена эквивалентной суммой активов, из которых не менее 30% должны быть представлены в виде золотых монет, золотых и серебряных слитков и разрешенной иностранной валюты. Оставшаяся часть должна быть обеспечена монетами и ценными бумагами, выраженными в рупиях, а также такими простыми и переводными векселями, которые были бы доступны для приобретения Государственным банком. Действие такого жесткого требования в отношении поддержания минимального размера золотых монет, золотых и серебряных слитков и разрешенной иностранной валюты может быть приостановлено самим Государственным банком с предварительного согласия федерального правительства на период, не превышающий 20 календарных дней. Этот срок может быть также продлен на 15 дней. В этой связи необходимо отметить, что до настоящего времени известен только один случай, когда такое приостановление было применено[iii].

В ноябре 1965 года федеральное правительство своим постановлением изменило вышеуказанное требование о 30% —ном валютном резерве. Это постановление ввело порядок, при котором федеральное правительство после проведения консультаций с Государственным банком может путем опублико-

[58]

вания в центральной газете определять, какая величина активов должна храниться в золотых монетах, золотых и серебряных слитках и разрешенной иностранной валюте. Так, например, 13 декабря 1965 года величина возвратных валютных средств была установлена на уровне 1 200 000 рупий. Далее соответствующее постановление определило, что разрешенная иностранная валюта, хранимая как активы департамента эмиссии, должна находиться в одной из следующих форм:

а) остаток кредитов, выданных Государственным банком в разрешенной
иностранной валюте пакистанским банкам, или выданных иностранным банкам, чья денежная единица является разрешенной иностранной валютой;

б) переводной вексель с двумя или более индоссаментами, надлежащим
образом оформленными, со сроком погашения не более 180 дней и выданный
и подлежащий оплате в любой стране, чья денежная единица является разрешенной иностранной валютой;

в) государственные ценные бумаги со сроком погашения не более чем
через 5 лет и подлежащие оплате в валюте, которая является разрешенной.

Отдельно от активов, выраженных в форме золотых монет, золотых и серебряных слитков и разрешенной иностранной валюты, в департаменте эмиссии также хранятся другие активы. Такие активы могут быть представлены в виде наличных денежных средств и ценных бумаг с любым сроком погашения, которые выражены в рупиях, а также в виде таких простых и переводных векселей, которые могут быть приобретены Государственным банком. Помимо вышеуказанного Государственный банк хранит в департаменте эмиссии так называемые возмещаемые активы, полученные от Резервного банка Индии в процессе перехода Пакистана на собственную валюту. Такие активы были переданы Пакистану в 1949 году в обмен на возврат Пакистаном Индии денежных средств, выраженных в валюте Индии, которые использовались Пакистаном в качестве платежного средства в первые годы своей независимости[iv].

Поскольку Государственный банк Пакистана является центральным банком страны, одной из его главных задач является обеспечение целостности и сохранности банковской системы государства. В основном эта задача выполняется через систему банковских проверок и осуществления надзора за деятельностью банков. Являясь единственным инспектирующим органом, Государственный банк осуществляет регулярные проверки банков, чтобы убедиться в том, что банки придерживаются обычаев здоровой банковской практики и интересы вкладчиков в надлежащей мере защищены. Обычно проверка проводится группой чиновников, которые готовят всесторонний отчет после детального изучения всех операций банка. Такой отчет содержит в себе данные об активах и пассивах банка, о прибылях и убытках, инвестициях, классификации выданных кредитов и оценку заимствований и привлеченных депозитов. Он также включает в себя описание достижений банка, его

[59]

кредитной и инвестиционной политики и методов работы. Любые несоответствия, выявленные при проведении проверки, указываются правлению банка для их устранения.

Целью проверки является определение величины активов и пассивов банка по их состоянию в учетных регистрационных книгах банка; оценка качественного состояния активов банка; проверка соответствия деятельности банка законам, постановлениям, директивам и направлениям политики, устанавливаемой Государственным банком; оценка правильности проводимых банковских операций и целесообразности кредитной и инвестиционной политики; оценка качества управления банком и, наконец, попытка оценить общее состояние банка[v]. Законы Пакистана уполномочивают Государственный банк получать устные показания от любого директора или любого иного сотрудника проверяемого банка, а также получать от таких лиц хранимые ими любые журналы, счета и иные документы и любые необходимые отчеты и информацию, которые относятся к деятельности банка. Частота проведения проверок не определена, хотя задача заключается в проведении хотя бы одной проверки каждого банка в течение года. Политика Государственного банка по этому вопросу состоит в том, что банки должны проверяться настолько часто, насколько это возможно, при этом дата проведения очередной проверки хранится в секрете.

Проведение проверки деятельности какого-либо коммерческого банка осуществляется одновременно в его центральном и основных офисах. Филиалы банка проверяются выборочно. На практике такая проверка выглядит следующим образом. Руководитель проверяющей группы и его помощники неожиданно появляются в банке перед началом рабочего дня. После предъявления своих полномочий они тщательно пересчитывают все наличные денежные средства перед тем, как банк начнет свою работу. Затем проверяются ценные бумаги, находящиеся на инвестиционном счете банка, а также инструменты обеспечения, которые банк держит против выданных кредитов[vi] . Самой же важной и на самом деле главной частью проверки является оценка займов и кредитов банка, а также его кредитной политики.

В самом начале своей деятельности проверки, проводимые Государственным банком, относились преимущественно к банкам, которые, как считалось, нуждались в этом. При этом из-за недостаточности персонала проверкам подвергались только банковские учреждения, чье положение являлось ненадежным и слабым. Однако по мере увеличения количественного уровня проверяющих органов Государственного банка работа начала осуществляться на постоянной основе. В последние годы частота проведения проверок банков увеличилась, а их рамки были расширены.

Проверки позволяют Государственному банку определить, является ли банк состоятельным и его финансовое положение удовлетворительным; управляется ли он компетентными специалистами и в соответствии с закон-

[60]

ными требованиями; определены ли обязательные и корректировочные работы для усиления положения банка или обеспечения интересов депонентов банка. Определяется не только надежность банка в части его активов, займов и кредитов, но и насколько проверяемый банк содействует выполнению социально-экономических задач и приоритетов, установленных государством, удовлетворяет ли банк потребности всех слоев общества, в особенности мелких заемщиков, а также насколько кредитная активность банка хорошо распространена в различных регионах государства.

Государственный банк обладает широкими полномочиями в части обеспечения стабильности (надежности) банковской системы государства. Создание нового банка и открытие действующим банком нового офиса (филиала) возможны только при наличии согласия Государственного банка. Государственный банк вправе давать указания коммерческому банку и запрашивать у банка любую информацию по любому вопросу его деятельности. Он также может смещать директоров и управляющих лиц банка, заменять исполнительные органы банковской компании и назначать административных управляющих банка. Слияние банковских компаний может осуществиться только при наличии согласия Государственного банка. Государственный банк вправе запретить нестабильному банку принимать новые депозиты, а также обращаться в суд с исковым заявлением о ликвидации банка, который не исполняет различные законные требования. В случае принятия судом решения о ликвидации банка Государственный банк может обратиться в суд и принять на себя ответственность за процедуру ликвидации такого банка.

Являясь ответственным за поддержание внешней стоимости национальной валюты, Государственный банк также осуществляет контроль за валюто-обменными операциями в стране. Эта задача является двойственной. С одной стороны, Государственный банк обеспечивает, что вся иностранная валюта в наличной форме учитывается и сдается в соответствующие органы согласно требованиям действующего законодательства; с другой стороны, он размещает иностранную валюту и устанавливает ограничения использования иностранной валюты в соответствии с определенными приоритетами. Он осуществляет эту функцию как агент правительства в тесных консультациях и взаимодействии с ним.

Государственный банк выдает иным банковским учреждениям лицензии выступать в качестве уполномоченных дилеров по хранению и торговле иностранной валютой по разрешенным котировкам в соответствии со своими директивами (указаниями). При этом уполномоченные дилеры обязаны представлять в Государственный банк периодические отчеты, которые используются при подготовке сводных статистических докладов. В дополнение к вопросам лицензирования Государственный банк управляет экспортными векселями (Ехроrt Price Checks) с целью предотвращения случаев досрочного предъявления платежных требований со стороны третьих лиц, а также принимает непосредственное участие в подготовке и контроле бюджетом по обязательствам, выраженным в иностранной валюте. Бюджет по иностранной валюте составляется на целый год и проверяется два раза в год пра-

[61]

вительственным комитетом, в который также входит представитель Государственного банка. Идея такой системы заключается в оказании федеральному правительству помощи при планировании валютных расходов государства и осуществлении постоянного контроля за валютными обязательствами Пакистана. Для этих целей в 1973 году Государственный банк получил полномочия осуществлять платежные и расчетные операции с любым государством или группой государств на общих, или региональных, или субрегиональных основах, а также принимать от имени государства финансовые и иные обязательства. Во многом этим объясняется тот факт, что Государственный банк является хранителем государственных валютных резервов.

Государственный банк действует и как банкир федерального и провинциального правительства. Согласно Закону, правительства обязаны депонировать свои наличные средства в Государственном банке. При этом Государственный банк обязан принимать депозиты правительства, а также принимать к оплате чеки и векселя, выданные правительством другим банкам. В последнем случае Государственный банк производит списание денежных средств со счетов правительства в размере стоимости чеков и векселей, предъявленных к погашению третьими лицами — держателями таких бумаг. Помимо этого Государственный банк осуществляет переводы денежных средств по поручению правительства и обслуживает долги как федерального, так и провинциальных правительств. Такие операции по счетам правительства находятся в ведении департамента публичных счетов Государственного банка Пакистана. Кроме обслуживания постоянного государственного долга, Государственный банк продает государственные казначейские векселя на рынке или аукционе, а также облигации национальной лотереи.

Оказывая правительству различные услуги, банк не взимает с него какого-либо комиссионного вознаграждения. Изначально банк не начислял проценты на остатки денежных средств, которые подлежат хранению на счетах правительства в Государственном банке Пакистана. В 1968 году в Закон были внесены изменения, и Государственный банк получил право начислять и выплачивать проценты по депозитным счетам, включая депозиты, полученные от федерального и провинциального правительства или местных органов власти. Но на этом развитие вопроса не остановилось. В конце 70-х — начале 80-х годов в процессе вытеснения процента из банковской практики в Пакистане в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми Государственному банку было запрещено начислять проценты на депонируемые на счетах денежные средства [vii]. Эти ограничения действуют и по сей день.

Наряду с перечисленными выше функциями большое значение уделяется кредитным операциям Государственного банка. По основному правилу Государственный банк вправе осуществлять кредитные операции, включая кредитование федерального и провинциального правительства. Такое финансирование предоставляется на срок не более 180 дней. Особенность этих кредитов

[62]

заключается в том, что они предоставляются федеральному правительству без какого-либо обеспечения, а провинциальным правительствам — под залог ценных бумаг федерального правительства. При этом Государственный банк может устанавливать лимиты, в пределах которых выдаются кредиты провинциальным правительствам.

Необходимо отметить, что Государственный банк, как и любой коммерческий банк, обязан придерживаться принципов исламского банковского дела, поэтому кредиты федеральному и провинциальному правительствам предоставляются на беспроцентной основе. Что же касается кредитования коммерческих банков, то изменения, внесенные в Закон в 1980 году, установили, что предоставление им финансирования может осуществляться Государственным банком только в виде определенных исламских банковских операций. Речь идет о таких видах, как финансирование на основе участия в прибылях и убытках, продажа с торговой наценкой (которая и является прибылью банка), финансовый лизинг, аренда товаров с опционом их покупки и другие разрешенные виды[viii].

Государственный банк также действует как банк банков и как основной кредитор коммерческих банков страны. Он поддерживает очень тесные отношения с уполномоченными банками, которые должны отвечать определенным требованиям в части поддержания размера минимального резервирования. В настоящее время этот размер равен 5% срочных обязательств и обязательств до востребования банка. В то же самое время такие банки имеют возможность получать кредиты в Государственном банке на льготных условиях. Такие кредиты обычно предоставляются Государственным банком под залог государственных ценных бумаг, коммерческих векселей со сроком погашения 90 дней, сельскохозяйственных векселей, выдаваемых на срок 15 месяцев для целей финансирования сезонных сельскохозяйственных работ или сбора урожая. По существу это краткосрочные кредиты, предоставляемые уполномоченным банкам для того, чтобы дать им возможность удовлетворить свои временные потребности в дополнительном финансировании, которые, как правило, возникают при сезонном расширении торговых, коммерческих и сельскохозяйственных операций. Государственный банк имеет право производить учет векселей со сроком погашения до 10 лет, выдаваемых для целей финансирования сельскохозяйственного и промышленного развития. Ему также разрешается предоставлять кредиты организациям и банкам, специально созданным для содействия развития сельского хозяйства и промышленности или финансирования жилищного строительства, а также кооперативным банкам.

В качестве кредитного контролера Государственный банк обладает значительными полномочиями. Он несет ответственность за регулирование вопросов кредитов, особенно в случаях крайней необходимости при изменении экономического положения государства и в соответствии с задачами, уста-

[63]

новленными в Законе. В дополнение к традиционным инструментам кредитного контроля, таким, как ставка рефинансирования и операции на открытом рынке, у Государственного банка имеется ряд других средств. Закон позволяет Государственному банку изменять минимальную ставку обязательного резервирования для уполномоченных банков, если того требуют обстоятельства. Также Государственный банк обладает значительными полномочиями в части регулирования прямых и выбранных кредитов. Такие полномочия включают в себя право определять политику в отношении кредитов, предоставляемых коммерческими банками в общем или любым специализированным банком или банками в частности. Он также может фиксировать предельный размер разницы между величиной кредита и обеспечения, который должен поддерживаться коммерческими банками, а также фиксировать ставку рефинансирования и максимальный размер необеспеченных кредитов.

Государственный банк вправе приобретать, хранить и продавать акции и другие ценные бумаги и долговые обязательства. Такие ценные бумаги хранятся в департаментах эмиссии и банковской деятельности наряду с ценными бумагами, выпускаемыми федеральным и провинциальными правительствами. При этом Государственный банк может приобретать государственные ценные бумаги как путем подписки на такие бумаги при их размещении, так и путем их приобретения на открытом рынке. Помимо этого федеральное и провинциальное правительства могут выпускать ценные бумаги, специально предназначенные для получения коммерческими организациями финансовой помощи со стороны Государственного банка в виде кредитов. В этом случае такие ценные бумаги выступают в роли обеспечения возврата кредитных средств. Стоимость государственных ценных бумаг, которые хранятся в Государственном банке, не может превышать совокупную стоимость уставного капитала Банка, его резервного фонда и 60% обязательств Государственного банка в части депозитных счетов.

Несмотря на значительные полномочия Государственного банка, Закон содержит ряд ограничений сферы его деятельности. В частности, ему запрещено заниматься следующими операциями:

(а) торговыми операциями или владением интересов в любой торговой, промышленной или иной отрасли. В случае, когда такой интерес приобретается в процессе удовлетворения каких-либо материальных требований
Государственного банка, Закон требует, чтобы такой интерес был реализован
Государственным банком в кратчайшие сроки;

(б) приобретением своих собственных акций или акций любого другого банка или компании, а также предоставлением кредитов или займов под
залог указанных акций;

(в) предоставлением кредитов под залог или когда в качестве обеспечения выступает недвижимое имущество или документы о правах на такое
имущество;

(г)        приобретением в собственность недвижимого имущества, за исключением случаев, когда такое имущество необходимо для пользования Государственным банком;

[64]

(д) предоставлением кредитов или займов без обеспечения, за исключением случая, когда заемщиком выступает федеральное правительство;

(е) выдачей или погашением векселей, оплата по которым производится по предъявлении;

(ж) начислением процентов по остаткам на текущих счетах.

Государственный банк выступает советником федерального и провинциального правительств по финансовым и экономическим вопросам. Эти советы предоставляются по вопросам сельскохозяйственного кредита, кооперативного и промышленного финансирования, банковского, валютного и кредитного контроля, использования сбережений, финансовых аспектов экономического планирования и развития и другим экономическим вопросам. На самом же деле иногда требуются советы Государственного банка по вопросам, значительно отдаленным от экономических.

Еще одним важным направлением деятельности Государственного банка является ведение общей финансовой статистики Пакистана. Государственный банк обязан осуществлять сбор всесторонней статистической информации по вопросам денежного обращения и банковской деятельности, платежного баланса государства, иностранных инвестиций и других смежных отраслей. Эти данные публикуются Государственным банком в еженедельных пресс-релизах, ежемесячных бюллетенях и годовых отчетах. В них отражается положение дел в уполномоченных банках, а также данные о состоянии Государственного банка. Согласно Закону, такие данные являются обязательными для публичного раскрытия.

В части отношений Государственного банка с правительством необходимо отметить, что все важные решения, определяющие политику Государственного банка, принимаются только после проведения соответствующих консультаций с правительством. Помимо этого правительство оказывает непосредственное влияние на деятельность Государственного банка. Как уже было отмечено ранее, именно правительство назначает и смещает управляющего Государственного банка, его заместителей и директоров Центрального совета директоров.

Также федеральное правительство путем уведомления может объявить Центральный совет директоров Государственного банка смещенным и доверить осуществление общего надзора и управление делами Государственного банка любому агентству, если, по мнению правительства, Государственный банк не в состоянии выполнять какие-либо из возложенных на него функций. Согласно ст. 44 Закона[ix], федеральное правительство может в любое время назначить генерального аудитора или любых аудиторов для проверки счетов Государственного банка, по результатам которой должен быть составлен подробный отчет. Данные этого отчета могут также послужить основанием для передачи всех полномочий Центрального совета директоров внешним управляющим. При этом, однако, федеральное правительство обязано пред-

[65]

ставить в Национальную Ассамблею полный отчет об обстоятельствах, которые явились основанием для принятия вышеуказанных решений.

Несмотря на большую зависимость деятельности Государственного банка от федерального правительства, а также национализацию банковской системы Пакистана в 1974 году, при которой в государственную собственность были обращены контрольные пакеты акций крупнейших банков страны, Государственный банк продолжает занимать главенствующее место в регулировании банковской системы. Если же принять во внимание тот факт, что банковская система Пакистана строится на принципах исламской экономики и состоит только из исламских банков, то роль Государственного банка в обеспечении стабильности банковской сферы государства становится особенно значимой. С таким положением Государственный банк Пакистана вступил в третье тысячелетие, в котором соперничество и конкуренция исламских банков с традиционными обещают быть чрезвычайно интересными как с научной, так и с практической точки зрения.


[i] Пакистан. Справочник. 3-е издание. М., 1991. С. 268.

[ii] Meenai S. A. Мопеу and  Banking in Pakistan. Oxford University Press, 1984. Р. 4.

[iii] Weekly Statement of Affairs. State Bank of Pakistan.13 October 1965.

[iv] Hussain Zahid. Central  Banking in Pakistan // State Bank of Pakistan Bulletin. October 1955. Р. П.

[v] Huq Z. Bank Supervision and inspection. SEANZA Lecture. 1965.

[vi] Meenai S. A.  Money and Banking in Pakistan. Oxford University Press, 1984. Р. 32.

[vii] Murvat , Sardad Khan.the Legal Framework for Islamic Banking: Pakistan' s Experience // Current Legal Issues Affecting Central Banks. Washington, 1992. vol. 1. P. 382.

[viii] Murvat, Sardad Khan. The Legal Framework for Islamic Banking:Pakistan' s Experience //Current Legal  Issues Affecting Central  Bank.Washington, 1992.Vol. 1. P.382.

[ix] Meenai S. A.  Money and Banking in Pakistan. Oxford University Press, 1984. Р. 36


Источник информации:
Информационное письмо ( )

Информация обновлена:09.06.2005


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru