Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Суды аксакалов в Кыргызстане /


Ж. Тороев.

Тороев, Ж.
2005

Аннотация: Опубликовано : Юрист. - 2005. - № 1.
Полный текст документа:

Суды аксакалов в Кыргызстане

Ж. Тороев, исполнительный директор ФСППЭР КР

В последние годы в некоторых странах СНГ стали возрождаться суды обычного права как самостоятельный вид судебных учреждений, действующих на основе обычного права (адата) и применяющих его нормы, не противоречащие закону. Как правило, они не включаются в судебные системы, а лишь дополняют их в части рассмотрения споров, возникающих между членами одного населенного пункта.

С 1993 г. подобные судебные институты восстановлены в Кыргызстане (суды аксакалов). 5 июля 2002 года президент подписал закон о судах аксакалов, принятый законодательным собранием жогорку кенеша КР 4 июня 2002 года. Отличие данного закона от других в том, что в нем впервые отражены национальные традиции, народный менталитет населения республики. Суды аксакалов могут учреждаться по решению собрания граждан конкретного населенного пункта, местных кенешей или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков и городов из числа аксакалов или иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом. В своей работе суды аксакалов руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим законом и другими нормативными и правовыми актами КР. Стержнем деятельности судов аксакалов является совесть, личные убеждения, нормы нравственности и морали, исторически сложившиеся из обычаев и традиций народов Кыргызстана, не противоречащих законодательству страны. По существу, суды аксакалов могут выступать в роли народных омбудсменов, особенно в сельской глубинке, где нет квалифицированных юристов, нет доступа к правовой информации населения. В связи с этим небольшие спорные ситуации в сельской местности могут спровоцировать большие конфликты, куда вовлекаются сочувствующие родственники, и, не находя своевременного разрешения, перерасти в непримиримую родоплеменную вражду со всеми вытекающими последствиями. Поэтому очень важно на данном этапе, особенно в сельской местности, организовать неформальную деятельность судов аксакалов для решения всех конфликтных ситуаций путем убеждения, общественного воздействия, достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего законам и другим нормативным актам республики, решения.

Суды аксакалов могут рассматривать дела и материалы по имущественным спорам между гражданами, о невыполнении родителями обязанностей по воспитанию детей, а также по спорам по поводу земельных участков, нерациональному использованию земель, об административных правонарушениях и т. п.

Суды аксакалов осуществляют контроль за исполнением своих решений. Не реже одного раза в год они отчитываются о своей деятельности перед собранием своих учредителей. Решение судов аксакалов может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящие судебные органы.

Все это, несомненно, должно способствовать предупреждению конфликтных ситуаций на основе примирения сторон, разрешению спорных ситуаций в соответствии с законами и нормами обычного права, не противоречащего законам.

Но есть и другое мнение по поводу работы судов аксакалов. Так, по словам некоторых правозащитников, в Кыргызстане суды аксакалов созданы произвольно, в результате их непрофессионализма имеют место негативные случаи разрешения конфликтов. По мнению лидеров партии «Ар-Намыс», суды аксакалов вообще необходимо ликвидировать по причине их профессиональной несостоятельности в осуществлении правосудия, а вместо этого ввести в практику институт мировых судей.

Во всех этих высказываниях и сомнениях есть большая доля правды. Созданный с благими намерениями институт судов аксакалов не получил дальнейшей поддержки государства. При территориальных образованиях различного уровня действительно созданы суды аксакалов, председателями которых избраны уважаемые для местного населения люди, пенсионеры. Но в большинстве своем эти люди не имеют юридического образования и испытывают большие трудности в организации деятельности судов аксакалов. Практически повсеместно суды аксакалов не обеспечиваются нормативно-правовой базой для своей работы, многие из них имеют слабое представление о процессуальных нормах проведения судебных заседаний, составления протоколов, вынесения решений. То есть у них нет практики правовых навыков ведения подобной работы. Все это создает предпосылки к тому, что работа судов аксакалов во многом носит формальный характер из-за непрофессионализма их председателей и вызывает справедливые нарекания. Кроме того, в республике нет определенной системы обучения и переподготовки вновь избранных членов судов аксакалов основам правовой и процессуальной деятельности судопроизводства, нет своей ассоциации или объединения, где они могли бы обсуждать свои проблемы, ставить задачи по усовершенствованию этой работы и решать их по существу.

В то же время само население плохо знает о возможностях судов аксакалов и чаще предпочитает обращаться сразу в правоохранительные органы или в суды, что требует больших финансовых затрат. В связи с этим фонд содействия и поддержки правовых и экономических реформ разработал проект по совершенствованию деятельности судов аксакалов по защите прав человека и предупреждению конфликтных ситуаций в сельской местности, который был поддержан местным офисом ОБСЕ в г. Оше.

Проект предусматривает совершенствование деятельности судов аксакалов через системное обучение председателей судов аксакалов южного региона основным умениям и навыкам правовых действий, что позволит поднять эффективность и устойчивость работы судов аксакалов по разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций на юге Кыргызстана. Исходя из анализа анкет, заполненных председателями суда аксакалов в ходе мониторинга их деятельности, для членов судов аксакалов Ошской, Жалалабатской и Баткенской областей были проведены обучающие семинары. В раздаточный материал были включены извлечения из кодексов КР, регулирующих деятельность судов аксакалов, используемых ими при рассмотрении различных дел, в том числе из гражданского, семейного, земельного, трудового кодекса, кодекса об административных правонарушениях, а также такие недавно принятые законы КР, как «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР», «О судах аксакалов», «О социально-правовой защите от насилия в семье», «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства». Для устойчивости деятельности судов аксакалов сотрудниками проекта подготовлено информационно-методическое пособие по практической организации деятельности судов аксакалов, включающее основные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу деятельности, с соответствующими комментариями специалистов. Пособие составлено с учетом пожеланий председателей судов аксакалов и включает конкретные примеры разрешения различных конфликтных и спорных ситуаций.

Проектом предусмотрено также инициирование предложения по созданию ассоциации судов аксакалов для обсуждения и решения внутренних проблем, а также представления корпоративных интересов в государственных органах. С этой целью сотрудниками фонда подготовлен проект устава такого общественного объединения, который будет обсужден за «круглым столом», на который приглашены все стороны, заинтересованные в эффективной и действенной работе судов аксакалов.

Таким образом, осуществление проекта способствует информационному и нормативно-правовому обеспечению деятельности судов аксакалов, повышает их умения и навыки правовых действий по предупреждению и решению конфликтных ситуаций, что в целом должно повысить эффективность и устойчивость работы судов аксакалов, конституционное право граждан на защиту прав и законных интересов в судах аксакалов, которое государство не в состоянии гарантировать каждому в силу экономических и финансовых причин.


Источник информации:
Казахстанский юридический портал. Журнал ¨Юрист¨. ( http://www.zakon.kz/magazine/archive/2005_01_12.asp )

Информация обновлена:29.09.2006


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru