Учиться в России!
Регистрация »» // Логин:  пароль:

Федеральный правовой портал (v.3.2)
ПОИСК
+ подробный поиск
Подняться выше » Главная/Все документы/

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Теоретические проблемы определения понятия ювенальной юстиции и ее перспективные элементы /


И. Н. Давлетшин, Ю. Ю. Малышева.

Давлетшин И. Н.
Малышева, Ю. Ю.
2008

Аннотация: Опубликовано : Вестник ТИСБИ.- 2008. - № 2.
Полный текст документа:

Давлетшин И.Н.,  Малышева Ю.Ю

 

Теоретические проблемы определения понятия ювенальной юстиции и ее перспективные элементы

 

До настоящего времени нет четкого определения понятия ювенальной юстиции и ее элементного состава, а также не определено место этой юстиции в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Данный вопрос практически не рассмотрен, а между тем он, на наш взгляд, имеет большое значение.

Рассматривая элементы ювенальной юстиции, важно определить, что же именно следует понимать под самой ювенальной юстицией. Среди ученых и практиков до сих пор нет единого мнения о том, какое место занимает ювенальная юстиция в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Одни авторы считают, что ювенальная юстиция - элемент системы профилактики. Другие полагают, что профилактика входит в ювенальную юстицию. Так, С.Н. Апатенко считает, что «ювенальная юстиция – это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Некоторые авторы отождествляют понятие ювенальной юстиции с ювенальным судом. В частности, А.В. Лихтенштейн полагает, что «ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних и имеющую задачи: судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних».

На наш взгляд, следует различать понятие ювенальной юстиции и ювенального судопроизводства. Судопроизводство – это все производство по уголовному делу, в том числе досудебное производство (дознание, предварительное следствие) и рассмотрение дела в суде. В то же время термин «ювенальная юстиция» в нашем понимании предусматривает участие не только государственных, но и негосударственных структур, а также влияние других государственных и негосударственных институтов и обязанность осуществления ими определенных социально-правовых процедур.

Кроме того, нам кажется, что используемые определения недостаточно обоснованы. На наш взгляд, система противодействия преступности несовершеннолетних с учетом действия современного законодательства состоит из двух подсистем: профилактики и ювенальной юстиции. Они различаются по функциональному предназначению. Профилактика направлена непосредственно на предупреждение конфликтных ситуаций. Конфликтная ситуация – это особое состояние межличностных отношений двух или более участников уголовного судопроизводства, имеющих противоположные интересы и стремящихся к достижению различных целей в условиях информационной неопределенности относительно планов и намерений по крайней мере одной из соперничающих сторон; «...профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении...». В отличие от профилактики юстиция разрешает конфликты на основе закона и других норм права. Но вместе с тем эти подсистемы тесно взаимосвязаны.

Исходя и вышеизложенного, ювенальная юстиция – это система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, включающая в себя уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, должностных лиц, с гарантией судебной защиты специализированным судом.

Рассматривая систему элементов ювенальной юстиции, следует учесть, чтопроект Федерального закона «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе РФ» в части введения ювенальных судов», выстраивающий весь комплекс необходимых институтов, государственных и общественных, обеспечивающих построение и функционирование системы ювенальной юстиции, не был принят. Исходя из этого необходимо обратиться к опыту пилотных регионов.

Опыт некоторых регионов России, в частности Ростовской, Саратовской, Иркутской и Пермской областей, Санкт-Петербурга и Москвы, ряда других регионов, в которых отрабатывались элементы ювенальной юстиции, показал, что к числу перспективных и эффективных ювенальных технологий могут быть отнесены:

институт ювенальных судей;

ювенальная прокуратура;

ювенальная адвокатура;

агентства уполномоченных по правам ребенка;

инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников.

Все это в целом позволяет рассмотреть некоторые элементы подробнее.

Во-первых, с нашей точки зрения, в условиях отсутствия в Российской Федерации системы ювенальных судов, в рамках пилотных проектов на практике отрабатывался механизм взаимодействия судьи, специализирующегося на рассмотрении уголовных дел о преступлениях и материалов о правонарушениях несовершеннолетних, с органами и службами государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В частности, данный механизм успешно апробировался в ювенальном суде Таганрога и ювенальном суде Ростова-на-Дону.

Во-вторых, была усилена социальная защита подростков, представших перед судом, приняты воспитательные и реабилитационные меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей вместо карательного и репрессивного подхода, по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних. В ходе деятельности межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области в 2004 г. организовано 162 проверки работы органов и учреждений системы профилактики, в том числе подразделений по делам несовершеннолетних РОВД – 16. В частности, в ходе реализации проекта АУКК - службы социального сопровождения несовершеннолетних в судах на территории Москвы в 2007 году проводилась работа социальных работников в судах, осуществляющих ювенальное правосудие, с использованием ювенальных программ.

В-третьих, на наш взгляд, в системе общих судов, судов общей юрисдикции создать обособленные ювенальные суды пока не представляется возможным, так как в соответствии со статьей 26 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе РФ» специализированные суды могут учреждаться только для рассмотрения гражданских и административных дел. Поэтому создание реально работающей системы ювенальной юстиции возможно через развитие специализации судей, но не судов. Также судьи в Санкт-Петербурге высказывались за такую реформу, которая бы затрагивала не столько структуру самого суда и изменение его функций, сколько способствовала бы образованию дополнительных социальных служб в создании и развитии подобной инфраструктуры, нежели в трансформации самого суда. Для судей - участников пилотного проекта ювенальное правосудие было связано, скорее, с необходимостью усовершенствовать социальную инфраструктуру профилактики правонарушений и реабилитации осужденных, нежели с созданием самостоятельных ювенальных судов.

25 марта 2004 года в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд (специальный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда). «Ювенальным судом» Таганрога с момента открытия 25 марта 2004 года по 31 декабря 2004 года рассмотрено 109 уголовных дел в отношении 141 несовершеннолетнего, из них к реальному лишению свободы осуждены только 10 человек, а условное наказание применено: к 69 несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, и 14-ти - к исправительным работам; в отношении 19 подростков в соответствии со ст. 90 УК РФ применены принудительные меры воспитательного воздействия; освобождены от наказания путем помещения в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по ч. 2 ст. 92 УК РФ 7 несовершеннолетних; в связи с примирением сторон по ст. 25 УК РФ прекращено дел в отношении 16 несовершеннолетних.

Если в судах общей юрисдикции в 19% случаев к малолетним преступникам было применено наказание в виде лишения свободы, то в ювенальных судах таких было всего 9%. В ювенальных судах приоритет воспитательных и реабилитационных мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами. Уровень рецидива среди подростков, осужденных ювенальным судом, составляет 3-4% что в 2 раза меньше общероссийского показателя.

Вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что эффективность ювенального правосудия достигается путем специализации и оптимизации деятельности на всех стадиях уголовного судопроизводства, а также назначения и исполнения уголовно-правовых и профилактических мер. В результате уголовно-правовые меры дополняет профилактическое воздействие на социальную среду нарушителя, направленное на его дальнейшую реабилитацию.

Необходимо, на наш взгляд, отметить большое влияние общенадзорной деятельности прокуратуры, одним из видов которого является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. С нашей точки зрения данный вид надзора универсален и распространяется на все учреждения, органы и ведомства, законодательное регулирование деятельности которых так или иначе связано с проблемами граждан в возрасте до 18 лет.

В Ростовской области прокуратура регулярно проводит координационные совещания правоохранительных органов, на которых определяется механизм межведомственного взаимодействия различных органов и служб по работе с детьми. По закону, поводом к прокурорской проверке являются любые сообщения о нарушении прав детей. Это могут быть заявления и жалобы граждан; сообщения различных организаций и учреждений, в том числе и общественных организаций; материалы конкретных уголовных и гражданских дел, попадающих к нам на изучение; сообщения в средствах массовой информации. Прокуратура обязана их проверить и принять меры в соответствии со своими полномочиями.Также одной из функций прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в частности, преступностью среди несовершеннолетних. В Ростовской области имеются определенные успехи в данной работе. По итогам 2007 года преступления, совершаемые несовершеннолетними, составляют всего 6% от общего количества преступлений. В среднем по России этот показатель вдвое выше (около 9%). 

Интересно, что в Камчатской области прокуратура выступила инициатором введения элементов ювенальной юстиции и специализации судей на рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних. Это способствовало налаживанию более тесного взаимодействия прокуратуры с судом, обеспечило участие «специального» прокурора в рассмотрении уголовных и гражданских дел, как в первой, так и в кассационной и надзорной инстанциях Камчатского областного суда. В Камчатской области в июне 2006 года на заседании Комитета народных депутатов Камчатской области был создан Координационный совет, куда вошли представители прокуратуры области. Были приняты законодательные и организационные меры, обеспечившие введение с 1 января 2007 года элементов ювенальной юстиции с целью обеспечения эффективного взаимодействия суда, прокуратуры, органов и учреждений в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Заслуживает внимания приказ Генерального прокурора от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». В частности, прокурорам в п. 11 приказано в ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. Они должны с особой ответственностью подходить к даче согласия органу дознания на возбуждение перед судом ходатайств об избрании или изменении меры пресечения, имея в виду, что для несовершеннолетнего заключение под стражу является исключительной мерой пресечения. Также в п. 11.3 приказывается усилить прокурорский надзор за исполнением требований главы 50 УПК РФ при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также при проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовных дел, потерпевшими в которых являются дети. Особое внимание уделяется в п. 13 установлению постоянного надзора за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Исходя из этого, мы считаем, чтоположительные результаты в сфере становления правосудия по делам несовершеннолетних могут быть получены лишь при активной позиции органов прокуратуры. Именно они способны обеспечить системный подход и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в этом вопросе.

Также, на наш взгляд, для более полного обеспечения прав несовершеннолетнего, безусловно, следует поддерживать создание специализированных адвокатских образований (в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и других городах).

Мы полагаем, что ювенальные суды – безусловно, должны занимать центральное место в ювенальной уголовной юстиции, но этого недостаточно. Неотложно, чтобы они эффективно работали, необходимо одновременное создание и функционирование полноценного ювенального следствия, ювенальной прокуратуры, ювенальной адвокатуры, а также специальной инфраструктуры (здания, аппарат судов, специальные центры реабилитации несовершеннолетних и т.д.).

Особое внимание, мы полагаем, следует уделить вопросу финансирования. Реформирование любой сферы рано или поздно связано с дополнительными денежными вливаниями. На наш взгляд, последующая разработка и реализация законов о ювенальных судах или ювенальной юстиции с неизбежностью повлекут за собой расходы на содержание ювенальных судов, выделение им зданий, увеличение численности судей и аппарата судов. Кроме того, существует вопрос о возможных расходах на образование судей, занимающихся делами несовершеннолетних. Мы считаем, что без стабильного потока денежных средств невозможна реализация задуманной программы реформирования.  Без централизованной государственной программы поддержки и выделения бюджетных средств судебному департаменту реформа ювенального правосудия не имеет дальнейших перспектив.

 Но вместе с тем, недостаточно, наверное, учредить эти институты. С нашей точки зрения, стицию.ая областьожет выступатьшении несовершеннолетних действияместного самоуправления,ости и правонарушений несовершеннолетннеобходимо подготовить грамотных следователей, прокуроров, адвокатов, судей, которые глубоко изучили бы не только все аспекты ювенального права (не ограничиваясь уголовным и уголовно-процессуальным), но и были знакомы с детской психологией, педагогикой и другими областями знаний, касающихся особенностей детей (согласно правилу 6.3 Пекинских правил лица, использующие дискриминационные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями).

На законодательном уровне необходимо ограничить перечень органов уголовного преследования, уполномоченных проводить предварительное расследование по делам несовершеннолетних. Также необходимо наделить прокурора широкими дискреционными полномочиями в вопросах возбуждения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних, причем независимо от категории совершенного ими преступления. Кроме того, необходимо существенно расширить перечень оснований и упростить условия освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

Обобщая вышесказанное, с нашей точки зрения необходимо обратить внимание, прежде всего, на специализацию судей, создание специальных судебных составов для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних, но не на создание ювенальных судов как таковых, учитывая отсутствие законодательной базы. Так как ни к одному из видов правосудия – конституционному, административному, гражданскому или уголовному – ювенальные суды отнести нельзя, приходится отказаться от самой идеи создания в ныне действующей системе судов обособленного ювенального суда. Также мы полагаем, что при рассмотрении гражданских и уголовных дел для  наиболее полной и квалифицированной защиты интересов несовершеннолетних первостепенное значение имеет специализация судей. Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день существенная часть судейского корпуса занимается рассмотрением как гражданских, так и уголовных дел. Градация на уголовное и гражданское судопроизводство фактически существует лишь на уровне Верховного суда РТ, где имеются специальные коллегии по гражданским и уголовным делам. На наш взгляд, четкое нормативно закрепленное разделение труда ювенальных судей является крайне необходимым для защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

 


Источник информации:
Сайт журнала ¨Вестник ТИСБИ¨ ( http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2008/issue2/Low/Davlet6in.html )

Информация обновлена:05.11.2008


Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Copyright 2002-2006 © Дирекция портала "Юридическая Россия" наверх
Редакция портала: info@law.edu.ru
Участие в портале и более общие вопросы: reception@law.edu.ru
Сообщения о неполадках и ошибках: system@law.edu.ru